221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страхи детства психология

Детские страхи

Мы не умеем справляться с боязнью « того , кто живет под кроватью». Потому что это страх , который владеет нами с детства.

Cosmo рекомендует

Какие джинсы в тренде: модная шпаргалка, как правильно носить белый деним весной

Самая трендовая верхняя одежда весны-2020 — кожаные плащи для дерзких модниц

Детьми мы все чего-то боялись. Остаться одному , темноты , зубных врачей , пиявок и красных рук , вылезающих по ночам из-под кровати. Взрослея , приобретаем букет совершенно других страхов — одиночества , болезней , безденежья , безработицы. Забываются и красные глаза с антресолей , и тени в полутемном пустом коридоре. Даже к стоматологам заглядываем , хотя и с напряженной струной внутри себя. Но забыты ли детские страхи?

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы , чем наказание. Это тот инструмент , который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными , собранными и аккуратными. Здоровый , мобилизующий , он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума , воли или эмоций. В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись , тряпка!» — и действуем так , как подсказывает опыт и голос рассудка.

Между тем , согласно исследованиям Кэролла Изарда, проведенным в 1971 году , страх — именно та эмоция , которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги , которая , помимо страха , базируется еще и на чувстве вины , стыда и целом калейдоскопе других эмоций.

Помимо мобилизующего , есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций , чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе , и именно он , в силу своей сложности , чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного , немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы , темноты или красных резиновых сапог.

Проявления страха — беспокойство , сердцебиение , испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того , чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте , необходимо пережить действительно жесткий стресс , то в младенчестве , когда ребенок открыт всему , приобрести такой « подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный , как Баба-яга. Это доказал американский психолог Беррес Скиннер, поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес , то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию , но и впоследствии излечил ее.

Страхи , идущие из детства, — это память об опасности , реальной или , в большинстве случаев , мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых , постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок , следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психолог Ролло Мэй. — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей , получите только травматическую реакцию». Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью , чем желание безопасности , во многом переоцененное психологами.

Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию « благодаря» действиям родителей , которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка. Они убеждают его , что ничего страшного не происходит , могут злиться , ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса , чтобы научить плавать. Подобные поступки , как правило , и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например , переходя улицу и ведя за руку малыша , мать при виде машин , которых она опасается , может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что вырастает из детских страхов

Детских страхов , способных в том или ином качестве проявиться у взрослых, — великое множество. Самые распространенные причины появления этих страхов — результаты запугивания ( разумеется , с педагогическими целями), нервозность и тревожность взрослых при общении с ребенком , большое количество запретов , сильный испуг , шоковые состояния , конфликтные ситуации в семье , длительные переживания или психические потрясения Из такого ассортимента с возрастом произрастает самый непредсказуемый букет.

Степень влияния иррациональных детских страхов на поведение взрослого человека велика. Зачастую они неудобны , сопровождаются смешными ритуалами , заставляют испытывать чувство стыда , и преодолеть их самостоятельно не удается. Самый нелепый вариант — это настоящая « реинкарнация» детских боязней. Днем , среди толпы , мы все солидные зрелые люди. Но стоит оказаться в одиночестве в лесу , ночью в деревне или в пустом городе — как в нас просыпается Ребенок. И мы начинаем бояться привидений , духов , малейшего скрипа , теней , игры света , вороха одежды на стуле , темноты. Далеко не все способны преодолеть этот ужас. Наедине с мирозданием в человеке просыпаются гораздо более древние , отпечатанные на генетическом уровне ощущения — физическое понимание своего масштаба перед лицом вселенной и ощущение беззащитности перед силами природы. Спадает привычная завеса социальной защищенности.

Привидения и монстры часто возникают в детских фантазиях , если в семье существуют проблемы — чья-то болезнь , смерть , о которой ребенку не сказали , угроза развода. Дети словно сгущают витающую в воздухе тревогу , материализуют ее в привидение. И чем ближе монстр к кровати малыша , тем более серьезные переживания он испытывает. Но во взрослом возрасте это привидение , от которого ребенок задыхался , может трансформироваться в клаустрофобию , и тогда , например , человек передвигается по городу на такси или наземном общественном транспорте , потому что в метро ему становится плохо.

Убить дракона

« Детский след» прослеживается и в попытке защититься от иррациональных страхов столь же иррациональным поведением. Из триллера в триллер кочует сюжет , когда жертва убегает по ночной улице от преследователя в свете уличных фонарей , как модель по подиуму , хотя здравый смысл подсказывает держаться более темных участков , где ты менее виден и где легче спрятаться. Однако мрак пугает сильнее , чем конкретный человек с ножом, — мало ли кто там еще прячется.

Точно так же появляется система маленьких ритуалов , призванных охранить и оберечь. И в случае их нарушения мы испытываем внутренний дискомфорт. Логика этих действий посторонним людям непонятна , потому подобного рода нейтрализация страхов может вносить вполне ощутимые неудобства в обыденную жизнь.

Жанна Сергеева рассказывает о прецеденте лечения детского страха: «Родители разрешили сыну защищаться от Бабы-яги , которой он боялся. Малыш спал с игрушечным мечом , а на подоконнике выстроил армию роботов и солдатиков. Когда страх ослаб , мальчик начал рисовать Бабу-ягу , разговаривать о ней , и родители поддерживали его в этом: любую фобию надо не отрицать или стараться задавить , а общаться с ней и понимать ее происхождение. Так вскоре ребенок перестал бояться». Но если у детей ритуальные действия вполне понятны и логичны , то у взрослого такие методы явно вступают в конфликт и с жизненным опытом , и со здравым смыслом.

В зависимости от серьезности , психологической конституции человека и конкретной жизненной ситуации , затаившиеся детские страхи могут вызывать целую гамму проявлений — от милых чудачеств до тяжелых расстройств психики. Что же нам делать со всеми этими « скелетами в шкафу»? Во‑первых , психологи рекомендуют воспитывать в себе Взрослого — ту часть личности , которая отвечает за самостоятельность , ответственность , аналитическое восприятие действительности , принятие и реализацию волевых решений.

Читать еще:  Кризис 3 летнего возраста советы психолога

Любой иррациональный страх связан с Внутренним Ребенком. И практически все направления психологии работают с детскими фобиями , помогая поднять их со дна памяти и заново переосознать уже в рамках имеющегося жизненного опыта , постепенно принять своих « монстров».

Как детские страхи влияют на нашу взрослую жизнь. Неожиданные проявления

Октябрь 5, 2019
Татьяна Смирнова

Не секрет, что корни большинства взрослых проблем идут именно из детства. Психологи при работе с клиентами используют проработку детских страхов, проблем и травм, чтобы помочь взрослому отпустить ситуацию, которая беспокоит его в настоящем.

Дети больше подвержены сторонним раздражителям. Корень взрослых проблем может находиться и в родительских ссорах, и в испуге, и в ощущении безысходности, и в детской зависти.

В этой статье мы разберемся, как избавиться от последствий детских страхов, расскажем, как они перерастают в нечто большее.

Какие детские страхи существуют? Чем они могут навредить взрослому человеку?

1. Страх темноты

Никто не задумывался о том, почему некоторые дети боятся темноты? Кажется, что это их комната, тут нет посторонних глаз и каких-либо опасных существ. Но ребенок отказывается заходить в темноту, просит взрослого включить свет.

Страх темноты на самом деле является страхом неизвестности. В темноте мы не видим того, что находится вокруг нас. Если интуитивно можно догадаться, какие предметы находятся в комнате, то ребенку обязательно нужно подтверждение (визуальное). Попросить взрослого включить свет является единственным выходом из ситуации.

Взрослый, который не получил должной помощи в детстве, становится апатичным, не желает пробовать новое, потому что продолжает испытывать страх перед неизвестностью. Такие люди редко меняют увлечения, место работы, иногда становятся затворниками, замыкаясь в себе.

2. Страх заблудиться

Некоторые родители пугают детей тем, что они могут заблудиться, пытаясь добиться того, чтобы ребенок постоянно находился рядом. Тогда взрослые будут спокойны. Не стоит ставить свои интересы выше интересов ребенка. Только из-за этого у взрослого человека могут быть серьезные проблемы.

Страх потеряться, заблудиться превращается в желание быть у всех на виду. Люди, которые страдали из-за такой фобии в детстве, будут пытаться добиться славы и известности любыми способами (как разумными, так и вредными).

Если человеку удалось добиться популярности, то его преследует звездная болезнь, которая мешает нормальной социализации. Вскоре человек оказывается “одиноким в толпе”. Кажется, что он у всех на виду, но не может завести близких отношений, найти верных друзей.

3. Страх перед незнакомцами

Еще один страх, который в абсолютном большинстве случаев появляется по вине родителей. Мама говорит, что с незнакомцами разговаривать опасно, рассказывает множество историй о маньяках и убийцах. С одной стороны, она действительно переживает за вашу жизнь. Только подобное поведение не является здоровым.

Родители прививают свои страхи ребенку, а потом жалуются, что он не может социализироваться, не хочет учиться и выходить на улицу. Взрослый человек прекрасно понимает, что мир не состоит из одних лишь маньяков, однако сохранились представления о “враждебной” внешней среде, которые не дают покоя замкнутому человеку.

Обычно он появляется у детей, которые в раннем возрасте пережили смерть родственника. Родители совершают огромную ошибку, когда берут ребенка на похороны или поминки. Его пугает и боль, и неизвестность, и атмосфера, которая царит на подобных мероприятиях.

Близкие люди плачут, рассказывают трогательные истории об умершем. Ребенку становятся понятно, что с родственником произошло что-то действительно ужасное, но ему не понятно, почему это произошло. Он недостатка информации ребенок начинает думать, что это произойдет с каждым (и с ним тоже).

Человек, который испытывал патологический страх смерти в детстве, во взрослом возрасте захочет чувствовать себя живым, проводить каждый день так, будто он последний. Желание попробовать все в этом мире может быть губительным (когда речь заходит о наркотиках), беспорядочные половые связи не только разрушают представления о нравственности, но и становятся причиной социального падения.

Как бороться со страхами из детства?

Необходимо понять, что конкретно вас беспокоит. Чувствуете, что ваше поведение отклоняется от нормы? Хотите что-то изменить? Попробуйте найти причину в ежедневной активности.

Обратитесь к опытному психологу, который занимается проработкой проблем из прошлого. Стоит сказать, что не нужно доверяться первому попавшемуся “специалисту” из Инстаграма.

Ведь, если семья является первой и наиболее важной социальной группой в жизни человека, то проблемы, которые начались именно в этой среде, устранить самостоятельно будет крайне сложно, чаще всего даже невозможно.

Как бороться с детскими страхами? Какие еще фобии могут стать причиной “взрослых” проблем? Расскажите об этом в комментариях, поделитесь советом, который пригодится другим при выборе специалиста.

11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

Читать еще:  Психологические особенности детей 2 лет

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Детство

Вход

Напомним пароль

Статьи

Детская психология. Детские страхи

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей.


Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых.

Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенныхх квартир. Установлено, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов. Разумеется, этот вывод не говорит о том, чтобы вернуться всем в коммунальные квартиры, достаточно просто создать ребенку условия для достаточного общения с окружающими.

Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средством избавления от всех страхов.

Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней.

Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети, которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны.

Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.

Читать еще:  Приемы развития воображения в психологии

Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.

Итак, чего же могут бояться наши дети? Это зависит от возраста. До 7 лет у детей преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения. В 7–10 лет наступает как бы равновесие между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи

От 3 до 5 лет

  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью

От 7 до 11 лет

  • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
  • Страх “быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку
  • Боязнь плохой оценки

От 10 до 16 лет

  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх “быть не собой”
  • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Вот несколько советов, которые помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка


Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений.

Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.

Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее.

Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.

Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

Находите побольше времени для рисования

Играйте всей семьей

Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.

Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним.

Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но именно родители должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время. Что же для этого нужно сделать? Если у вас доверительные отношения с ребенком и Вы набрались терпения, можно приступать к поэтапной совместной работе по избавлению от страхов.

Этап первый — “Рисуем страхи”

Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.

После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.

На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.

С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.

Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.

Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и расставить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.

Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.

Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное , чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.

Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector