221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность наблюдения как метода исследования детской психологии

Сущность наблюдения как метода исследования детской психологии

2Класификация методов детской психологии

В психологических исследованиях изучаются психические факты, их механизмы и закономерности. Главной особенностью психического факта является то, что он составляет внутреннюю сущность человеческого поведения, а потому доступен изучению лишь косвенно (С. Л. Рубинштейн,. Г. С. Костюк,. А. Н. Леонтьев,. С. Д. Максименко,. А. В. Петровский). Например, ребенок переживает радость от того, что нарисовала рисунок: улыбается, демонстрирует рисунок взрослым, комментирует свой успех. Однако само переживание радости остается скрытым. Опосредованное изучение психических явлений означает, что исследователь опирается на внешние их показатели — действия младенцев и и его речи — где объективируются (определяются) психические процессы и состояния. Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речионації мовлення.

Специфика предмета детской психологии определяет и особенности психологического исследования. Изучение психики ребенка составляет сложную задачу ученых, а также педагогов. Средствами психологического исследования ния выступают методы — определенные пути сбора научных фактов, которые затем служат предметом теоретического анализа. Методы психологии отражают специфику психологических фактов или объявлениявищ.

Методы детской психологии можно разделить на четыре группы

1 группа отличается по организационным критерием и включает:

o сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предусматривает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп с целью выявления его динамики;

o лонгитюдный — предусматривает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

o комплексный — в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи)

2 группа это эмпирические методы (исследовательские), к которым относится:

o эксперимент — естественный, лабораторный

3 группа — психодиагностические методы — выявляют актуальный уровень развития психики или личности ребенка (тесты)

4 группа — дополнительные методы, которые сами по себе не обеспечивают достаточной объективности результатов — анализ продуктов деятельности, анализ классных и школьных документов, биографические методы, беседа, интервью

5 группа — методы обработки результатов, включающие количественную обработку методами математической статистики (корреляционный, дисперсионный, факторный анализы) и качественную обработку путем дифференциации результатов за тип ами, видами, вариантами, их категоризаци.

Заключение о классификации методов детской психологии:

— исследование психических фактов ребенка носит опосредованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, прежде всего в речи и поведении;

— методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности

3 наблюдения как метод детской психологии

. Наблюдение предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов согласно объект объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолоог

М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли дос исследуемых. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ди заборы отличаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых. Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюденияеження.

Различают несколько видов наблюдения:

полное и частичное;

включено и включенные

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть членом группы млад ей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельностиі.

Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь с привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке время этого не достаточно для обеспечь ения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый чтобы избежать и такой ошибки, наблюдение следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разноцветная палитра фактов, и очень трудно отделить характерно, существенное от случайного и другорядногядного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя:»Не хочу, не хочу»Следует сделать вывод о том, что малыш капризен й? и, наприклад:

— требовательность как устойчивая характеристика личности малыша;

— переутомление или болезнь ребенка;

— переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;

— неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.)

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка

Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, вследствие которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены искаженно. Важно также избавиться лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, вызывает у взрос лого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая»не нравится»Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами подвел щиты объективность исследования помогает прием, названный»стереоскопичность взгляда»на ребенка, предполагает обращение к мнению родителей и других взрослых, которые работают с нерослих, які працюють з нею.

Проведение наблюдений за поведением ребенка требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задачи фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных ф форм ведения протокола -«фотографическая запись», который, по определению. М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отметь ае паузы, интонацию, силу голоса, темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка»Фотографическая запись»раскрывает целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в о протокол отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направлены на нелітків, направлені на неї.

Читать еще:  Адаптация ребенка к детскому саду психология

Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов

Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет сбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, потому что не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамик в исследование, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперименнт.

Заключение о наблюдении как метод детской психологии:

— психологическое наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов;

— до проведения психологического наблюдения составляют его план, определяют цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов;

— чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюдения;

— объективность результатов наблюдения определяется его систематичностью и беспристрастной позицией исследователя;

— проведение психологических наблюдений за поведением ребенка требует специальной подготовки исследователя

Наблюдение как один из методов детской психологии, виды наблюдения. Дневниковые записи. Методика наблюдения.

Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в работе с детьми. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию о детях. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты, в конечном счете, должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели. Для того чтобы получить результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись более или менее регулярно. Дети растут очень быстро, их психология и поведение меняются на глазах, и достаточно, например, пропустить в младенчестве всего лишь один месяц, а в раннем детстве — два или три месяца, чтобы получить ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста.

— от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно;

-в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно;

— в раннем детстве, от года до трех лет, — ежемесячно;

-в дошкольном детстве, от трех до шести-семи лет, — как минимум один раз в полгода;

— в младшем школьном возрасте — раз в год и т.д.

Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями (имеются в виду научные наблюдения, сопровождаемые ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения). Вести наблюдение за детьми, с одной стороны, проще, чем за взрослыми, так как ребенок под наблюдением обычно более естествен, не играет специальных социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети, особенно дошкольники, обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, часто отвлекаются от выполняемого дела. Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется иногда применять скрытое наблюдение, рассчитанное на то, чтобы во время наблюдения ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, расковано. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения, у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий:

А) ребенок не знает, что он является объектом изучения

Б) наблюдение проводиться не т случая к случаю, а систематически

В) правильная позиция исследователя.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая фотографическая запись, по определению М.Я.Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения, эмоции. Позволяет дословно, без изменений передать речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и не включенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиций наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействуют с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

В то же время наблюдение, по определению В.Н.Дружинина не только непосредственный, но и пассивный метод изучения.

Исследователь занимает выжидательную позицию и не создает специальных условий, кроме тех, которые возникают сам в жизнедеятельности малыша. Поэтому психический факт, который интересует воспитателя, может не выявиться без соответствующей ситуации. К тому же возникают трудности при проверке данных наблюдения, потому что в каждый следующий момент складывается новая ситуация, не тождественная предыдущей.

Таким образом, наблюдение:

— позволяет увидеть естественные проявления ребенка, что дает возможность получить объективные результаты

Читать еще:  Психологические занятия для будущих первоклассников

— не требует создания определенных условий

— в процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка.

Но в то же время метод наблюдения имеет отрицательную сторону- метод очень пассивный, поэтому психические факты, которые интересуют воспитателя, могут не выявиться без соответствующей ситуации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Вопрос №33.Методы исследования в детской психологии

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании. Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог М.Я.Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации PI большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных
исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный,
вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Читать еще:  Как помочь ребенку преодолеть страхи советы психолога

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Наблюдение как метод изучения детской психологии

Наблюдение как метод изучения детской психологии

Изучения психики ребенка составляет сложная задача ученых, а также воспитателей детских учреждений. Средствами психологического исследования выступают методы — определенные пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Методы психологии специфичные психических фактов или явлений.

Психический факт имеет внутреннюю сущностную составляющую и внешнее проявление, производный от внутреннего своего существа. Воспринимать мы можем только внешние составляющие психического факта, а внутренний остается для окружающих скрытым. Вместе исследователь должен охватывать своим изучением весь психический факт в его целостности, раскрывая внутреннее (ненаблюдаемой) его естество опосредованно, опираясь на внешние проявления (С. Л. Рубинштейн, С. Костюк, Г. А. Люблинская, А. В. Петровский ).
Так, исследователь может зафиксировать вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребенка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления выступают показателями внутренних ненаблюдаемых составляющих психических фактов.
Дополнительными показателями служат выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи.
К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности.

Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов согласно объектом. Широко использовал наблюдения в исследовании детей дошкольного возраста известный психолог М. Я. Басов. Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли как испытуемых.
Они воспринимают исследование как обычные общения, беседы, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт ребенка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Различают несколько видов наблюдения:
— Полное и частичное;
— Включено и включенные.
Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например, речь или игры. Наблюдения зависит от позиции наблюдателя, может быть членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.
Благодаря наблюдениям исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и раскованностью. Во время наблюдения ребенок ведет себя свободно и непринужденно, занимаясь привычными для себя делами, что облегчает для исследователя решения задачи получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о ребенке. Вместе этого не достаточно для обеспечения объективности наблюдения, на его результаты и выводы значительно влияет позиция самого исследователя. Первый попавшийся проявление поведения может быть интерпретирован как закономерный и устойчивый. Чтобы избежать такой ошибки, наблюдения следует проводить систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем встает сложная и разнообразная палитра фактов и очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается есть, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует сделать вывод о том, что малыш капризный? Конечно, нет. Ведь причинами описанной поведения могут быть, например:
— Требовательность как устойчивая характеристика личности ребенка;
— Переутомление или болезнь ребенка;
— Переживание обиды, если ребенку не дали желанную игрушку;
— Неудовлетворенность ребенка стилем общения воспитателя с ней (резкие окрики, несправедливые замечания и др.).

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения ребенка.
Для объективности результатов наблюдения важна непредвзятая позиция исследователя. Он должен до максимально возможного уровня освободиться от социальных стереотипов и собственных установок, в результате которых воспринимает и интерпретирует психологические факты искажены, искривлено. Важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного или отрицательного. Как известно, ребенок, который вызывает у взрослого симпатию оценивается им более снисходительно, чем та, которая «не нравится». Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления четко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать фактами. Повысить объективность исследования помогает прием, названный «стереоскопичность взгляда» на ребенка, предусматривающий обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с ней.

Проведение наблюдений за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности при выполнении задания фиксации проявлений детского поведения в протоколах различных видов. Одна из возможных форм ведения протокола — «фотографический запись», который, по определению М. Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические проявления эмоций; дословно, без изменений передает речи ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп . Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. «Фотографическая запись» раскрывает целостную картину ситуации, в которую включена ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики и действия взрослых, сверстников, направленные на нее.
Специальные навыки необходимы и при обработке протоколов наблюдений. При этом следует широко использовать математическую обработку полученных результатов.
Конечно, метод наблюдения имеет и свои недостатки. Он несколько замедляет отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2-5 человек). При наблюдении исследователь отмечается пассивной выжидательной позицией, ибо не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, также замедляет динамику исследования, поэтому в детской психологии также широко используется более активный метод исследования — эксперимент.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector