221madou.ru

Мама и Я
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тесты и их использование в детской психологии

Тестирование в детской психологии — тесты для детей

Тестирование в детской психологии — детская психология тесты
Применение тестов позволяет получить результаты, которые можно сравнивать, а значит, достичь высшего уровня объективности их анализа. К тестам нельзя причислять только те, с помощью которых фиксирования признаков личности происходит в стандартизированных ситуациях, позволяющих помещения исследуемых явлений в классификационные схемы.

Тесты (англ. test — попытка, проверка) — система заданий, с помощью которой определяют уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

Тестирование как метод исследования не требует много времени, его объектом могут быть как индивид, так и группы. Достаточно простым является способ обработки результатов. Однако тестирование не позволяет предсказать дальнейшее развитие ребенка.

Тестирование — метод психологической науки, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты) с определенной шкалой значений.

Тест является системой специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания они получают оценки в баллах, правила выставления которых просты и однозначны.

Тестовые испытания дают информацию об особенностях личности ребенка (самооценка, уровень притязаний и др.), ее мотивационной сферы, деятельности и общения, уровень развития познавательных процессов, психология общения — их используют для сравнения детей по уровню знаний и умений, умственного развития, а также по уровню развития отдельных психических процессов и качеств. Такое сравнение осуществляют на основе установленных норм.
Задание детям подбирают такой сложности, чтобы все выполнить дети не смогли. На основе тестирования большого количества детей одного возраста (не менее 200) определяют среднюю успешность выполнения тестов, которая принимается как возрастная норма.

Процесс проверки тестовых заданий и установление возрастных норм называется стандартизацией теста. После стандартизации тест нельзя изменять (в инструкции к каждому тесту указано, как дается каждое задание и как оцениваются его результаты). Дети, которые обследуются с помощью теста, должны выполнять соответственно те задачи и в тех же условиях, что и дети, на чьих показателях были определены нормы. Поэтому метод тестов иногда называют методом стандартизированных исследований.

Важное значение имеют интеллектуальные тесты — тесты, направленные на определение уровня умственного развития детей. Они состоят из незнакомых детям задач, выполнение которых требует применения различных умственных действий, а их результат позволяет определить, насколько ребенок этими действиями обладает.

Качество интеллектуального теста зависит от научной обоснованности включенных в него задач. Тестовые задания призваны выявлять уровень всестороннего умственного развития, который определяет развитие всех его сторон. Несоблюдение научного подхода к подбору тестовых заданий искажает картину умственного развития детей. Тестовые задания для дошкольников оформляют в виде привычной для них деятельности — игры, конструирование, аппликации.

Интеллектуальные тесты применяют для выяснения влияния окружения, методов обучения и воспитания на умственное развитие детей. С их помощью можно изучить эффективность различных программ и методов дошкольного воспитания. Применяют тесты и в практических целях для оценки уровня умственного развития отдельных детей, выявление детей с отклонениями в развитии, определения умственной готовности к обучению в школе. Однако кратковременное тестовое обследование дает общее представление об уровне развития ребенка. Глубже его изучение требует применения других методов.

Тесты и их использование в детской психологии

Применение тестов позволяет получить результаты, которые можно сравнивать, а следовательно, достичь высшего уровня объективности их анализа. К тестам можно отнести только те, с помощью которых фиксирования признаков к личности происходит в стандартизированных ситуациях, позволяющих помещения изучаемых явлений в классификационные схеми.

Тесты (англ test — попытка, проверка) — система заданий, с помощью которой определяют уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности

Тестирование как метод исследования не требует много времени, его объектом могут быть как индивид, так и группы. Достаточно простым является способ обработки результатов. Однако тестирование не позволяет предусмотреть подали льшие развитие младенцевни.

. Тестирование — метод психологической науки, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) с определенной шкале значений

Тест является системой специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания они получают оценки в баллах9 правила выставления которых просты и однозначны

Тестовые испытания дают информацию об особенностях личности ребенка (самооценка»уровень притязаний и т.п.), ее мотивационной сферы, деятельности и общения, уровень развития познавательных процессов их в используют для сравнения детей по уровню знаний и умений, умственного развития, а также по уровню развития отдельных психических процессов и качеств. Такое сравнение осуществляется на основе установленных норих норм.

Задание детям подбирают такой сложности, чтобы все выполнить дети не смогли. На основе тестирования большого количества детей одного возраста (не менее 200) определяют среднюю успешность выполнения тестов, которая п принимается как возрастная норма.

Читать еще:  Психология развития дошкольников

Процесс проверки тестовых заданий и установления возрастных норм называется стандартизацией теста. После стандартизации тест нельзя изменять (в инструкции к каждому тесту указано, как дается каждое задание и как оцениваются его результаты). Дети, которые обследуются с помощью теста, должны испол дует соответственно те задачи и в тех же условиях, что и дети, на чьих показателях было определено норму. Поэтому метод тестов иногда называют методом стандартизированных иснь..

Важное значение имеют интеллектуальные тесты — тесты, направленные на определение уровня умственного развития детей. Они состоят из незнакомых детям задач, выполнение которых требует применения многообразий итних умственных действий, а их результат позволяет определить, насколько ребенок этими действиями. Володиє.

Качество интеллектуального теста зависит от научной обоснованности включенных в него задач. Тестовые задания призваны выявлять уровень всестороннего умственного развития, который определяет развитие всех йог го сторон. Несоблюдение научного подхода к подбору тестовых заданий искажает картину умственного развития детей. Тестовые задания для дошкольников оформляют в виде привычной для них деятельности — игры конструирования, аппликацииції.

Интеллектуальные тесты применяют для выяснения влияния окружения, методов обучения и воспитания на умственное развитие детей. С их помощью можно изучить эффективность различных программ и методов дошкольно ого воспитания. Применяют тесты в практических целях для оценки уровня умственного развития отдельных детей, выявление детей с отклонениями в развитии, определения умственной готовности к обучению в ш кругу. Однако кратковременное тестовое обследование дает общее представление об уровне развития ребенка. Глубже его изучение требует применения других методеодів.

Социометрический метод в детской психологии

Социометрический метод применяют для изучения отношений между детьми, выяснения места, которое занимает ребенок среди сверстников. Во время исследования каждый ребенок отвечает на вопросы, касающиеся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий (с кем бы хотел сидеть за одной партой, с кем бы хотел пойти в туристический поход, с кем бы хотел жить в одной палатке; кого бы пригласил к себе на ден ь рождения и т.д.). Такие вопросы называют критериями выборру.

. Социометрический (лат societas- общность, общество и греч теtreo — измеряю) метод-исследование положения каждого ребенка в коллективе сверстников с целью определения взаимных склонностей, симпатий и т.д.

Отношения детей дошкольного возраста выясняют с помощью так называемого выбора в действии. С этой целью организовывают игру»Секрет»или»Сюрприз»Детей по одному приглашают в комнату, где каждому дают по три ре ечи (игрушки, картинки) и просят сказать, какая из них нравится больше других, которая меньше, совсем не нравится. Затем предлагают»по секрету»подарить эти вещи детям в группе (например, положиться ты в шкаф). На основании распределения подарков составляютві розподілу подарунків складають матрицу и социограму (графическое изображение отношений в коллективе), из которых видно, кто из детей имеет большую популярность в группе (получили больше подарков), кто меньше, а кто совсем не привлекает сверстников. Со оциограма олицетворяет также взаимность выборов и помогает предсказать дружеские связи между детьми или стремление к ним. Однако социометрический метод показывает только внешнюю картину отношений между детьми. Причины привязанности, антипатии устанавливают с помощью других методов исследованияння.

часто в конкретных исследованиях применяют несколько методов, взаимодополняющих и контролируют друг друга

Тест по детской психологии

ТЕСТЫ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Основное новообразование периода новорожденности – это:

а) переход из внутриутробного развития в социум;

б) полная биологическая беспомощность;

* в) формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии со взрослыми;

г) переход к раннему возрасту?

2. Поведение ребенка, идущее вразрез с тем, что предлагает взрослый – это:

* а) негативизм; в) обесценивание личности взрослого;

б) строптивость; г) инертность?

3. Вставьте пропущенные слова:

Индивидуальный подход – ориентация на … и … особенности, использование специальных способов воздействия, соответствующих особенностям:

а) психоэмоциональные, физиологические;

б) психоэмоциональные, физические;

*в) психические, физические;

г) психические, физиологические?

4. Психическое новообразование периода младенчества – это:

а) произвольность психических процессов;

б) произнесение первых слов;

*в) потребность в общении;

г) применение орудия?

5. Предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в направлениях (2 ответа):

а) от совместных со взрослыми действий к действию самостоятельному;

*б) от совместных действий со взрослыми к неспецифическим действиям с предметами;

*в) от неспецифических действий с предметами к специфическому их использованию;

г) от самостоятельных действий к совместимым действиям со взрослыми?

6. Действия с предметами разделяются на:

*а) соотносящие и орудийные;

б) орудийные и латентые;

в) латентные и соотносящиеся;

Читать еще:  Арт терапия в психологии упражнения

7. Сильный, неуравновешенный, тип нервной системы со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами – это характеристика:

а) меланхолика; в) сангвиника;

*б) холерика; г) флегматика?

8. Определите тип темперамента по описанию: ребенок медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и сложно вывести из себя:

а) сангвиник; *б) флегматик; в)холерик; г)меланхолик?

9. Слабый тип нервной системы, со слабыми процессами возбуждения и торможения – это характеристика:

а) сангвиника; в) флегматика;

б) холерика; *г) меланхолика?

10. Первым примером воображения и познания является:

а) сюжетно-ролевая игра;

*б) использование предметов-заместителей;

11. Какому возрасту ребенка соответствует следующая особенность самосознания: Слушает мнение других людей. Оценивает себя на основе оценок старших «Я хороший –так сказала мама»:

а) 7 лет; б) 5-6 лет; *в) 4 года; г) 3 года?

12. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:

а) «кризиса новорожденности»; *в) «кризиса 3 лет»;

б) « кризиса 1 года»; г) «кризиса 7 лет»?

13. Согласно культурно-исторической концепции главным средством овладения ребенком своим поведение является:

а) мышление; *б) речь; в) мотив; г) воля?

14. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации может привести к появлению:

*б) аффективных реакций; г) депрессии?

15. Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является:

а) произвольность; в) послепроизвольность;

б) инертность; *г) непроизвольность?

  • Раздельная Елена ВикторовнаНаписать 18505 20.07.2017

Номер материала: ДБ-607335

    20.07.2017 185
    20.07.2017 209
    20.07.2017 113
    20.07.2017 429
    20.07.2017 193
    20.07.2017 499
    20.07.2017 2256

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.
Читать еще:  Социально психологические условия развития эмоциональной сферы дошкольников

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector