221madou.ru

Мама и Я
23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уровень актуального развития это в психологии

Уровень актуального развития. Зона ближайшего развития и обучение

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития». «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.

Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Возможности обучения во многом определяются зоной ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения.

Между этими порогами и находится оптимальный период обучения. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», — писал Л. С. Выготский. Обучение с ориентацией на зону ближайшего развития может вести развитие вперед, ибо то, что лежит в зоне ближайшего развития, в одном возрасте преобразуется, совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующем возрасте, на новой возрастной стадии. Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя.

Понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще несозревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации.

Определение обоих уровней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития — составляет вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использован; как показатель индивидуальных различий детей.

У детей с одинаковым актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности. Один ребенок легко принимает помощь и затем решает самостоятельно все похожие задачи. Другому трудно выполнить задание даже с помощью взрослого. Поэтому, оценивая развитие конкретного ребенка, важно учитывать не только его актуальный уровень (результаты тестирования), но и «завтрашний день» — зону ближайшего развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уровень актуального развития

Диагностика уровня актуального развития включает в себя:

§ Общая осведомленность ребенка . Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;

§ Темп работы и работоспособность . Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;

§ Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;

§ Характеристика внимания. Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

§ Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

§ Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

§ Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

§ Сформированность пространственных представлений. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

§ Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

§ Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.

Читать еще:  Психологические сказки для детей читать

§ Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.

§ Характер межличностных отношений . Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.

Зоны актуального и ближайшего развития с точки зрения современных педагогов

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Зона ближайшего развития с точки зрения Л. С. Выготского

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

Как использовать теорию зон развития?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития Л.С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Читать еще:  Возраст 6 лет психология мальчиков

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

ДВА РАЗВИТИЯ

Уважаемая редакция!
Во-первых, большое спасибо за то, что вы есть. Без вашей газеты я и мои коллеги уже не представляем своей работы. По-моему, нет сегодня вопросов, на которые мы не могли бы найти ответ с вашей помощью.
Тем не менее у меня возникла проблема.
Но сначала о себе. Работаю в средней школе № 28 г. Сыктывкара педагогом-психологом 5 лет, учителем английского языка 16 лет, кроме того являюсь классным руководителем 7 «З» класса. Профессию психолога получила на 9-месячных курсах по переподготовке. Работа очень нравится, хотя при такой нагрузке не все успеваю. Мне 46 лет.
В этом году администрация школы вышла ко мне с просьбой обследовать учащихся 7-х классов на предмет обучаемости, так как замечено, что в этом возрасте происходит наибольшее снижение успеваемости.
Работа эта, как я понимаю, не из легких. Необходимо выявить особенности внимания, памяти, мышления, уровень мотивации, творческой потенции учащихся. Но я затрудняюсь определить, с чего начать, какие методики взять. Поэтому очень надеюсь на вашу помощь. Газету вашу выписываю два года.

Валентина Александровна БЕЛЫХ

Уважаемая Валентина Александровна!
На ваш вопрос невозможно дать один ответ, так как на самом деле здесь речь идет сразу о нескольких проблемах, напрямую друг с другом не связанных.
Проблема первая. Снижение успеваемости в подростковом возрасте — явление преимущественно мотивационное по своему происхождению. Учеба по форме и по содержанию перестает быть интересной и значимой для подростков. Психологический «фокус» подросткового возраста смещается в область отношений с миром и самим собой, а учеба остается периферийным, абстрактным, занудным занятием. Она в большинстве случаев не затрагивает душу подростка.
Конечно, во многих случаях за снижением успеваемости стоит и реальное снижение уровня обученности. Но вот с обучаемостью все значительно сложнее.
И здесь мы переходим к другой проблеме, затрагиваемой в вашем письме, — что такое обучаемость, как ее изучать, как через нее повышать уровень обученности. Прошу прощения за домыслы, но у меня возникло ощущение, что вы довольно свободно трактуете эти понятия. Между тем за ними стоят вполне определенные научные подходы и практические смыслы. Обученность и обучаемость — эти неблагозвучные, но привычные для психолога и педагога понятия в полной мере обретают свой смысл в более широкой системе понятий: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Как известно, последние были введены в психологию и педологию Л.С. Выготским, а педагогическое звучание получили в подходе А.К. Марковой.
Возможно, вам и вашим коллегам-педагогам поможет повысить успеваемость ваших учеников публикуемая статья.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Нет более затертых и «обессмысленных» слов, чем те, которые начертаны на знаменах, превращены в девизы, лозунги, цели и задачи чьей-то деятельности. Когда отечественная педагогика провозгласила ведущей целью своей профессиональной деятельности всестороннее развитие личности, она обрекла эти слова на безжизненность. И это очень грустно, потому что педагог и психолог сегодня вполне могли бы опереться на понятие «развитие». Но для этого нужно вдохнуть в него жизнь, определить, что же вкладывают в это понятие тот и другой специалист, где точки пересечения, где профессиональная специфика, а где и противоречия.

Читать еще:  В школу в 8 лет советы психолога

ИЗНУТРИ ИЛИ СНАРУЖИ?

Убеждена, что глубоких противоречий в понимании развития между психологами и педагогами нет, но в процессе наложения этих двух пониманий может родиться истина. Появится возможность понять истинную подоплеку школьной жизни ребенка.
Поясню свою мысль. Психолог под словом «развитие» подразумевает прежде всего психическое развитие, которое представляет собой внутренне закономерный, стадийный процесс изменения и совершенствования психических функций, личностных возможностей и интересов человека.
Конечно, психолог знает, что процесс психического развития культурно обусловлен, но в то же время он склонен его рассматривать независимо от реальной педагогической среды, в которую помещен ребенок. Существуют возрастные нормы и закономерности, исходя из которых психолог судит о психическом развитии конкретного школьника. При этом он не принимает в расчет педагогическую технологию обучения ребенка, тип учебного учреждения и т. д.
Конечно, определенное право толковать ситуацию таким образом у психолога есть. За ним — несколько десятков лет развития науки под названием «возрастная психология», которая накопила богатейший материал об особенностях и возможностях психологического развития человека на различных жизненных этапах. Известны потенциальные возможности и проблемы того или иного возраста. Естественно, что психологу очень хочется донести свое знание до педагогов, под чьим руководством проходит значительный период психического развития ребенка, в чьей воле способствовать ему или мешать.
В педагогическом словаре слово «развитие» имеет другое значение: это итог целенаправленного педагогического воздействия, результат усвоения ЗУНов и воспитательных императивов. Это то, что «вылепливается» в душе ребенка в результате действий взрослого.

ТВОРЦЫ И ЛЕКАРИ

Различие педагогической и психологической позиций очевидно. Педагог рассматривает себя в качестве творца развития, психолог — в качестве наблюдателя и лекаря. Как наблюдатель, он отслеживает соответствие реального состояния ребенка некоторым теоретическим нормативам, как лекарь — вмешивается, если есть отклонения в развитии от эталонных возрастных образцов.
Если каждая сторона останется на своих позициях, перспектив для объединения не появится. Какое может быть объединение?! Один говорит: «Действуй исходя из выявленных мною закономерностей», а другой уверен, что сам определяет результат.
Конечно, педагоги могут мне возразить, что на самом деле все не так, что один из ведущих принципов педагогического воздействия — это учет возрастных особенностей психики. Но это лукавство. Психологи сегодня не учитывают реальные социально-педагогические условия, определяющие перспективы и возможности психического развития ребенка, а педагогические технологии не ориентированы на глубинные особенности и потребности возраста.
В реальности же нет ни «чистой» линии психического развития, ни целенаправленного формирования под умелым резцом педагога. Есть некоторая «кривая» психологического развития ребенка, которая возникает как результат взаимодействия социально-педагогических условий и психического возрастного развития.
Пример? Пожалуйста. Возраст 9—10 лет ничем не примечателен с точки зрения большинства возрастных периодизаций. Но в это время происходит резкая смена социально-педагогической ситуации — переход в среднюю школу. В результате мы имеем «хитрый» психологический кризис, излом на линии психического развития, программируемый педагогическими условиями.
Другой пример. К 14—15 годам у школьников может сформироваться исследовательский тип мышления (по Пиаже), но у наших детей его практически нет. Почему? Да потому, что система обучения выстроена так, что нет ни необходимости, ни возможности формирования научного подхода к изучаемой информации: репродукция, работа по образцу и жестко заданному принципу.

ОБМЕНЯЕМСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

Если мы, педагоги и психологи, действительно хотим воздействовать на развитие наших детей и подростков, мы должны помочь друг другу. Психолог должен предоставить в распоряжение педагога информацию о том, что такое психическое развитие, каковы его закономерности. Педагог должен объяснить психологу, какие результаты он надеется получить в результате своих целенаправленных воздействий.
После этого они должны объединиться и понять, как сочетаются эти два подхода и что представляет собой «общая» линия психолого-педагогического развития ребенка. С опорой на нее может быть построена эффективная образовательная и психологическая работа в школе.
Если подобного объединения нет, что толку проводить, например, в девятом классе ШТУР? Из года в год учащиеся большинства школ справляются с ним все хуже и хуже. Это означает, что потенциальные интеллектуальные возможности этого возраста не реализуются. Но при этом оценки у детей могут быть хорошие, и весьма заслуженно. Не всегда целью обучения является формирование логического мышления. Что даст педагогам, не ориентированным в своих целях на психическое развитие, информация по этому тесту?
Информация для педагогов со стороны психологов должна быть глубже и шире традиционного рассказа о «психологических особенностях школьников различных возрастов». Необходимо передать общую систему психологических представлений о том, как осуществляется психическое развитие человека, каковы важнейшие педагогические параметры и критерии этого развития. Опереться можно на данные, представленные в приводимых далее схемах.
Они содержат общие теоретические сведения, который дают целостное представление о феномене психического развития.
По опыту знаю, что такой «заумный» материал часто встречается в штыки, потому что не всем и не сразу удается увидеть в нем практический смысл, так сказать «связь с жизнью». Надеюсь, что в этом поможет комментарий к схемам.

Схемы — кандидат педагогических наук Бронюс АЙСМОНТАС
Комментарий — кандидат психологических наук Марина БИТЯНОВА
Оформление — Марк САРТАН

Факторы, условия, уровни и движущие силы психического развития

Факторы психического развития — это окружающая, прежде всего социальная, среда и биогенетические возможности человека.
Всегда ли оба фактора учитываются в практической педагогике? С одной стороны, мы пытаемся научить всех одному и тому же, в одинаковом объеме и единой форме (создаем среду, но не принимаем во внимание внутренние возможности). С другой стороны, если наши педагогические усилия не дают положительного результата, ищем причину в самом ребенке. Однако к успеху приводит педагогика, «играющая» на удачном сочетании двух факторов: совпадении условий среды и возможностей конкретного человека.
Поговорим об условиях психического развития. Современная педагогика декларирует положение о том, что хорошо учится тот школьник, который воспринимает учебу как свое личное дело. Но как воплощена эта замечательная идея в реальности? Какие потребности, интересы, цели личности реализуются через физику, черчение и ОБЖ? Где в течение шести-восьми часов в день пребывает «Я» ребенка?
Разрозненные, мертвые предметные знания как таковые, а уж тем более форма их усвоения не соответствуют общим жизненным устремлениям подростков. Они решают другие задачи, более сложные и важные (я на самом деле так считаю), чем строение плоских червей или формула объема куба. Подросток пытается стать автором своей жизни, субъектом своей деятельности, а в учебный процесс он по преимуществу включен как объект педагогических воздействий.
О движущих силах психического развития можно и нужно говорить много и серьезно. Противоречие, конфликт, столкновение, кризис, все то, чего правдами и неправдами пытаются избегать педагоги и родители, — самый мощный источник развития, личностного роста, движения к совершенству. Там, где идет развитие (отношений, личности, духа или тела), редко бывает спокойно. Но истинная педагогика как раз и заключается в том, чтобы способствовать развитию, учить преодолевать боль и сомнения, радоваться победам и новым задачам.
В этой схеме есть еще один «этаж»: уровни психического развития. Они непосредственно связаны с педагогической деятельностью. Зона актуального развития — это содержание учебного процесса, которым ученик может оперировать САМ; зона ближайшего развития — то, с чем ученик справляется только при помощи взрослого.
Каждая зона имеет свои пласты. Мы видим, что обученность — это пласт зоны актуального развития, обучаемость — пласт зоны ближайшего развития. То есть обучаемость — это потенциал, который может развернуться в реальности, превратиться в обученность только при помощи взрослого.
Кроме этих, есть еще не менее важные для успешного обучения пласты психического развития: воспитанность — воспитуемость, развитость — развиваемость.
Эта схема интересна тем, что она пытается объединить в себе психологический и педагогический взгляд на феномен развития. Обученность и воспитанность — это успехи целенаправленной педагогической работы, развитость — итог психического развития на данном возрастном этапе.
Приведенные справа схемы показывают, по каким параметрам можно рассматривать и оценивать каждый из пластов в их актуальном и потенциальном планах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector