221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание мальчика 5 лет психология

Развитие мальчиков в пятилетнем возрасте

Первое испытание, которое выдержали молодые родители, – это рождение малыша. Развитие и постепенное взросление ребенка проходило у них на глазах и с их непосредственным участием. И вот уже не год, а 5 лет позади.

Теперь это не хрупкий младенец и не лепечущий бессмысленные слова мальчик, а уже вполне полноценная маленькая личность, которая может помочь по хозяйству, задает много жизненно важных вопросов, ответы на которые иногда приходится искать даже в энциклопедиях.

Это целый мир, полный тайн и загадок, полный огромного потенциала, который необходимо правильно направить, чтобы он радовал своим характером и талантами близких и окружающих. Большинство родителей это осознают, но не знают, в каком направлении двигаться и какие шаги предпринимать.

Что нужно знать о ребенке 5 лет

5 лет – это возраст дошкольника. В этом возрастном периоде у ребенка происходит изменение представления о себе. Большое значение начинают приобретать друзья, к выбору которых малыш отныне подходит избирательно. Самым важным критерием выбора являются положительные качества человека или его умение что-либо хорошо делать. Дети воспринимают события, происходящие с ними, как цепь последовательно связанных между собой историй, и с радостью рассказывают их подробности. Они также любят слушать рассказы сверстников, сопереживая им и подбадривая их.

В возрасте 5-6 лет у детей формируется система первичной половой идентичности. Мальчики и девочки по-разному начинают проявлять свои эмоции, более ярким становится проявление мужских и женских личностных качеств. Мальчики больше любят играть в мужские профессии и интересуются всем, что интересно папе. А девочки, в свою очередь, стремятся подражать маме и больше проявляют интерес к чисто женским профессиям. Также дети разных полов в возрасте 5-6 лет отличаются и в специфике своего поведения. В ребенке противоположного пола они ищут качества, которые, по их мнению, должны характеризовать именно его. Так, мальчики считают, что основные качества девочек – это ласка, красота и нежность. А девочки уверены, что мальчики обязательно должны быть сильными, мужественными, способными защитить и помочь.

Особенности сознания пятилетних детей

Эгоцентричная позиция маленького ребенка уже позади. Дети пяти лет, наоборот, любят осознавать свою ответственность. Поэтому в этот важный период жизни необходимо успеть сформировать у ребенка положительные привычки, которые станут хорошим фундаментом организованности для младшего школьника.

Также в этом возрасте дети остро чувствуют несправедливость и могут становиться на место другого человека. Они высказывают свое мнение в отношении поведения других детей с точки зрения понимаемого ими «хорошо» и «плохо».

Отныне совместные игры со сверстниками начинаются с распределения ролей. Если во время игры возникают недоразумения, то ребенок пяти лет уже может объяснить причину своих действий или раскритиковать действия игрока, который неправ или нарушает установленные правила.

Развитие внимания у детей 5 лет

Внимание ребенка пятилетнего возраста становится более устойчивым и произвольным. Ему уже можно объяснить первенство понятия «должен» над «хочу». Он воспримет объяснения взрослых и может заняться даже неинтересным, на первый взгляд, делом, если оно нужно и важно для окружающих и мама или папа объяснят, чем именно важно. Сосредоточивать свое внимание на выполнении поручения дети могут в течение двадцати – двадцати пяти минут. Больше всего им нравится выполнять простые задания, совмещая их с игрой или домашней работой.

В этом возрасте родителям нужно быть особенно внимательными и следить за детьми, так как у них увеличивается интерес к экспериментированию. Развитие детей происходит активно, они познают окружающий мир и подчас не совсем безопасно проявляют интерес к его граням.

Ребенок в 5 лет уже хорошо знает цвета и может отличать их оттенки. Он различает размеры предметов и может расположить их в порядке возрастания или убывания. Знаком с большинством форм предметов и может показать схожие на различных картинках.

Развитие памяти детей пяти-шести лет

Объем запоминаемых объектов и явлений в этом возрасте существенно не увеличивается, но улучшается такое свойство памяти, как устойчивость. Особенно это заметно, если родители для развития запоминания используют всевозможные дидактические материалы, которых на полках детских магазинов сейчас очень много.

Это могут быть различные предметные карточки, лото, схемы, рисунки в книжках и т.п. Самым активным в этом возрасте является наглядно-образное мышление. Использование дидактического материала позволяет ребенку решать в уме простые логические и математические задачки.

В свою очередь, упрочение и развитие наглядно-образной памяти способствует становлению прогностического мышления. Это когда у ребенка получается видеть перспективу и понимать будущий результат событий, поступков, действий.

Особенности развития психологии пятилетнего ребенка

Основной особенностью детей в 5 лет является их любознательность. Не стоит забывать, что если родители не успели воспитать своего ребенка до пяти лет, то заложить правильные основы позже будет гораздо сложнее. Маме и папе необходимо знать и использовать основную особенность детей этого возраста, чтобы позже стать их настоящим другом и собеседником на всю жизнь.

Дело в том, что дети в этом возрасте очень любят задавать вопросы. Важно не отмахиваться от их детской назойливости. Родители! Помните, что возраст «почемучки» пройдет, но от того, как именно вы отнеслись к его течению, будет зависеть результат, который вы получите в своем ребенке позже. Если вы были внимательны и терпеливы в ответах на вопросы малыша, то, выйдя из периода «почемучки», он по-прежнему будет стремиться со всеми возникающими у него проблемами идти к вам. А если вы отмахивались от его любознательности, да еще и посылали за ответом на свои вопросы к кому-то другому, то не обижайтесь, если он и позже будет искать помощи в решении проблем не у вас, а у друзей или совершенно чужих людей.

Что посеешь, то и пожнешь – эти слова как нельзя лучше подходят для родителей, воспитывающих или упускающих воспитание своих детей.

Особенности воспитания мальчика 5 лет

Лучше всего в этом возрасте осуществлять контроль над детьми, наблюдая за ними со стороны. Особенно это касается мальчиков, которые уже в 5 лет начинают формироваться в самостоятельных людей, способных принимать решения и быть ответственными за других. Лучше не избавлять сына от опасностей, а пройти трудности вместе с ним. Оптимально не показывать ему выход сразу же, когда он только столкнулся с трудностями, а подтолкнуть его в нужном направлении, чтобы он нашел его сам. Такой тип поведения родителей будет постепенно формировать в мальчике личность защитника семьи, добытчика, лидера, способного брать на себя решение самых сложных вопросов.

Уважение к личности ребенка – вот основной критерий правильного воспитания малыша в этом возрасте. Если у ребенка что-то еще не очень хорошо получается, необходимо не стыдить его, а подбодрить, помочь совершить ему только то, что он еще просто не в силах сделать. Хвалить ребенка за успехи в этом возрасте необходимо! А вот ругать нужно осторожно, потому что унижение детей в таком возрасте, а особенно мальчиков, ведет к формированию неуверенной в себе, инфантильной личности, которая не сможет брать на себя ответственность и принимать решения.

В мальчике стоит поощрять развитие и проявление мужских качеств характера, таких как мужественность, терпение, выносливость, сила, смелость… Этим целям также должны соответствовать игрушки, напоминающие профессии, которыми занимаются в основном мужчины.

Под присмотром взрослых можно и даже нужно давать ребенку слесарные инструменты, чтобы он пробовал забивать гвозди, пилить, пользоваться перочинным ножиком. Помощь папе в мужских работах по дому возвышает ребенка в собственных глазах. Более значимым малыш чувствует себя, даже если его просят выполнить самые простые поручения, например принести молоток или подать гвозди. Если же мальчуган растет в неполной семье, то мама должна найти среди своих друзей или знакомых человека, который иногда мог бы приобщать сына к мужской работе.

Психологи рекомендуют родителям не забывать, что крик недопустим в общении с детьми. Так можно отбить у ребенка охоту помогать, а это значит, что взамен этого он найдет себе какое-то другое, может, совершенно ненужное занятие.

В этом возрасте ребенка нужно ориентировать на рыцарское отношение, прежде всего к маме, сестре, да и вообще к девочкам. Мальчики очень податливы и восприимчивы к образу силача, благородного рыцаря, защитника. Необходимо дать сформироваться этим качествам, подбадривая малыша, когда он помогает нести сумки, поднимать тяжести, уступает место, открывает двери или подает руку, чтобы помочь выйти из транспорта, и т.п.

Что касается подвижных игр

Наши малогабаритные квартиры не позволяют ребенку 5 лет достаточно полно реализовать физическое развитие, свою двигательную активность. Поэтому, если у родителей есть такая возможность, можно превратить детскую комнату в тренажерный зал для ребенка. Его можно оборудовать, сделав своими руками простые спортивные снаряды. Здесь есть простор для фантазии родителей. Если же нет и такой возможности, то не нужно запрещать малышу устраивать борьбу с папой или какие-нибудь другие подвижные игры.

Если не давать ребенку выплескивать свою энергию в стенах дома (конечно, не перед сном), то у него может случиться нервный срыв.

Развитие мальчиков характеризуется более шумными играми, чем у девочек. Это следует отнести к особенностям пола. И для всех будет лучше, если мама сможет не только понять это, но и «облагородить» эти игры, придать им смысл. Можно наполнить игры в «войнушку» интересной стратегической задачей вроде освобождения принцессы или поиска сокровища, и обязательно с вашим участием. А если перед этим мама прочитает или расскажет малышу какие-нибудь интересные истории, то фантазия у ребенка пробудится сама.

Читать еще:  Психология воспитания концепции и парадигмы воспитания

Основы и правила отношений с ребенком 5 лет

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.

Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.

Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.

В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера.
Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.

Возраст почемучек – 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.

Общение со сверстниками – важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.

Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.

Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.

Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение – подготовка к школе

  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.
Читать еще:  Арт терапия в психологии упражнения

Развивающие игры – очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.

Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Следуйте этим 8 советам по воспитанию мальчика, и у вас вырастет настоящий мужчина

У вас растет сын? Конечно, вы хотите воспитать настоящего мужчину – сильного, смелого, ответственного, выдержанного. Но как этого достичь?

Мария Коновалова
психолог, г. Яхрома

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Читать еще:  Кризис семи лет психология

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector