221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание ребенка 3 4 года психология советы

Основы воспитания 3-летнего ребенка

Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.

Малыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.

Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.

Маленький упрямец

Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.

Кризис 3-х лет – симптомы

Воспитание малыша в период с 3-х лет в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Истерика в 3 года – способ заявить о своем мнении

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:

  • Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
  • Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
  • На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
  • Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
  • Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.

Проявления протеста в 3 года

Настоящее «мужское» воспитание

Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.

Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

Маленькие принцессы

Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.

Упрямство – как проявляется

Обиженная красавица

Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.

Негативизм – основное проявление кризиса 3-х лет

Воспитание детей после трехлетнего рубежа

После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.

Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.

Ролевые игры в 3 года – любимое занятие

Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».

Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?

Совет родителям – не надо наказывать малыша

Воспитание ребёнка 3-4 года — психология, советы

Содержание:

У трёхлетнего ребёнка уже начинает формироваться личность. Особенности поведения детей и их психология в этот период обозначается термином «кризис трёхлетнего возраста». Воспитание трёхлетки требует от родителей особого терпения и внимания. Специфика его воспитания не предполагает использование излишней строгости и обилия запретов, иначе и сам ребёнок, повзрослев, станет слишком капризным, требовательным и педантичным. Малыша нельзя унижать и бить, но следует давать ему почувствовать равенство со взрослыми.

Почему в три года дети не слушаются?

Для выбора правильной тактики воспитания нужно понять, что стоит за дурным поведением малыша. При этом стоит отмести любые гендерные отличия в поведении, поскольку их в этом возрасте просто не существует, а причины непослушания примерно одни и те же. Психологи используют понятие «фрустрация», обозначающее такое психическое состояние, когда все желания человека в полном объёме не могут быть удовлетворены. Ребёнок постепенно понимает, что не всё может получаться по его желанию, многое ему недоступно, чему-то он вынужден подчиняться, и так постепенно взрослеет.
Каждый чуткий, наблюдательный родитель прекрасно понимает своё чадо и знает, когда малыш капризничает просто потому, что хочет добиться удовлетворения своего желания, а когда причиной непослушания является нечто другое: проблемы в детском саду, которые малыш боится раскрыть перед родителями, недомогание и т. д.
Вот основные причины, по которым 3-4 годовалые дети себя плохо ведут:

  • Борьба за родительское внимание.
  • Попытка малыша самоутвердиться, как противодействие слишком плотной родительской опеке. Уже двухлетние малыши стремятся к самостоятельности, о чём свидетельствует их беспрерывный лепет «я сам». Родители из лучших чувств пытаются ему навязать собственную точку зрения. Эту критику ребёнок воспринимает «в штыки» и стремится противодействовать ей своим непослушанием.
  • Желание отомстить. Встречаются такие ситуации, когда родители, часто даже не желая того, причиняют малышу страдания (мама заставила доедать нелюбимую кашу, да ещё спрятала любимую игрушку малыша).
  • Утрата веры в собственные силы. Когда малыш в чём-то отчаивается или разочаровывается, то его поведение может стать неадекватным.

Что кроется за родительскими запретами?

Запрет можно сравнить со своеобразной границей, устанавливаемой перед малышом для его же защиты. Запреты играют важную воспитательную роль, помогая формированию у детей восприятия действительности. Они должны научиться понимать, что есть моменты, когда нужно прекратить капризничать, что можно и нельзя делать, и как достойно вести себя среди людей. Понятно, что запреты родителей все дети не слишком-то любят, реагируют на них раздражением, протестом, обидой, злостью. Однако нужно проявлять твёрдость, зная, что психологически они важны для верного воспитания. Парадокс, но и благодаря запретам ребёнок ощущает родительскую заботу, что его успокаивает и дисциплинирует.
В современном обществе часто встречаются ситуации, когда воспитанные при большом числе запретов родители, воспитывая своих детей, пытаются абсолютно всё им разрешать. Другой распространённой ошибкой является противоположное явление, когда родители запрещают малышам слишком многое, чуть ли не всё. В этих условиях вырастает нерешительный, робкий, несмелый ребёнок, поскольку у него сформировался поведенческий стереотип – получать одобрение родителей на любой «чих». Чтобы при воспитании малыша избежать подобных проблем, родителям следует самим усвоить, что каждый запрет должен иметь причину и мотивировку. Ведь ребёнку должно быть понятно, почему нельзя поступать так в определённой ситуации, и какие последствия его поступок может вызвать.
Исходя из причин, все запреты можно поделить на неосознанные и осознанные.

Читать еще:  Психология ребенка первого года жизни

Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще, это больш .

Осознанные запреты

  • К осознанным можно причислить те запреты, которыми старшие стремятся защитить от чего-либо ребёнка. Например, чтобы не было ангины, мама запретила есть мороженое.
  • Сюда же относятся запреты, развивающие, по мнению родителей, у детей дисциплину, поскольку без них форма воспитания оказывается незавершённой (возникает баловство, вседозволенность, капризы и т. д.).

Неосознанные запреты

У неосознанных запретов первопричины часто кроются в прошлом и более сложны. Привычка также может быть причиной неосознанных запретов.

  • Многие мамы и папы продолжают использовать те же методы воспитания, что и их родители, которые в своё время многое им запрещали. Поэтому и теперь они по инерции запрещают то же своим детям.
  • К этому может примешиваться доля зависти к молодому поколению: если это было недоступно нам в нашем детстве, то и вам это незачем иметь.
  • Часто за запретами скрываются переживания и эмоции родителей, их раздражения и обиды. Тогда запрет выступает как наказание: «Раз ты не сделал, как я велел, то тогда и новой игрушки не получишь!».
  • К запретам может приводить и тревога родителей, особенно когда они стремятся окружить ребёнка излишней заботой, только бы с ним ничего не случилось!

Но запрещая 3-4-летнему малышу что-либо осуждающим тоном, родители делают большую ошибку, поскольку в это время ребёнок чувствует только досаду, стыд, чувство вины. Такие эмоции лишь негативно скажутся на его воспитании.

Психология воспитания 3-4-летних детей

Для выбора правильного вектора воспитания трех-четырехлеток нужно учесть ключевые моменты их развития в этот период. В это время пробуждается любознательность, и сыплются бесконечные «почему?», способные вывести из себя любого взрослого. Но на все его вопросы нужно отвечать конкретно, не вдаваясь в подробности. Если взрослый сам не знает ответа, то можно не стесняясь так об этом и сказать малышу, пообещав в скором времени отыскать ответ.
Если ребёнок пошёл в детский сад, и там у него возникли трудности с адаптацией, то взрослые должны помочь ему преодолеть их. Вначале нужно выяснить причину (стеснение, застенчивость, ревность), после чего выбрать тактику правильного общения со сверстниками – делиться ли с ними игрушками или, наоборот, постоять за себя. Если проблему решить не удаётся, и она становится глубже, то следует обратиться к детскому психологу.
Психология семейного воспитания трех-четырехлеток должна учитывать те изменения, которые претерпевает детская психика в процессе взросления. У ребёнка появляются новые чувства: стыд, обида, раздражение, печаль, с которыми он не может самостоятельно справиться, отчего и случается, что он плохо себя ведёт. В такие моменты малыша важно поддержать, объясняя ему, что все его переживания абсолютно нормальны. До малыша нужно донести, что свои чувства уместнее выражать словами, а не дурным поведением. Ребёнка нужно чаще хвалить, поскольку он остро ощущает недостаток похвалы. Наказывать же его следует только по делу и так, чтобы он знал за что. Похвалить его можно за большое усердие и достижения в каком-либо деле. Даже если поведение ребёнка не радует, ему всегда нужно говорить о том, что он любим.

Ваш малыш подрос и уже не смотрит на вас преданными глазами? Он перестал реагировать на ваши просьбы .

Особенности воспитания детей по их темпераменту

Родители в какой-то момент иногда замечают, что на одни и те же события дети могут по-разному отреагировать: одни замечания выслушивают спокойно, другие начинают ещё больше баловаться и шалить, а есть и такие, которые устраивают настоящие истерики и бурю непослушания. Поэтому ко всем детям нельзя механически применять один и тот же воспитательный подход, поскольку у каждого малыша свой темперамент. С учётом типа темперамента можно подобрать ключик к любому, даже самому непослушному малышу. Если 3-4-летнего малыша воспитывать неправильно, не учитывать его темперамент, то можно не только встретить непослушание и проблемы, но в будущем его личность может полностью деградировать.
Когда ребёнка часто ругают и даже бьют, то вырастая и становясь взрослым, он часто оказывается подверженным нехорошим зависимостям (никотиновой, алкогольной, наркотической). Такие люди имеют проблемы общения как со сверстниками, так и с людьми других возрастов.
Психологи различают 4 типа темперамента характера:

Практически ни один реальный характер не подпадает исключительно под какой-либо тип темперамента, гораздо чаще встречаются их сочетания в разных пропорциях. Доминирование того или иного типа темперамента определяется вариантом родительского общения с ребёнком. Малыши с различным темпераментом по-разному реагируют на сходные ситуации, что особенно ярко проявляется в случаях каких-либо отказов.

Дети-сангвиники

Проще всего воспитывать сангвиников, у которых чаще всего хорошее настроение. У детей-сангвиников можно отметить следующие черты:

  • отсутствуют перепады настроения, и даже расстроенный малыш не повалится на пол, не будет реветь и колотить ногами;
  • сангвиники подвижны, всегда нацелены с чем-то взаимодействовать, куда-то бежать;
  • у них высокая самооценка и крепкая нервная система;
  • они быстро засыпают, а просыпаются легко, что также характеризует работу их нервной системы.

Но и эти, казалось бы, идеальные дети не лишены недостатков. Так, сангвиники любят схитрить, и если они не хотят чего-то делать, то их почти невозможно заставить.
Родители детей-сангвиников делают ошибку, когда верят своим чадам на слово – так они только будут идти у них на поводу. Если на эти моменты не обращать достаточного внимания, то из ребёнка вполне может вырасти аферист и врун. Чтобы не иметь подобных последствий, родители должны выдерживать линию воспитания, где ребёнок должен выполнять родительские требования. Это следует делать без нотаций и крика, а спокойно. Другая распространённая ошибка родителей юных сангвиников – чрезмерность похвалы. Если избыточно хвалить даже столь уравновешенных детей, имеющих хорошую самооценку, то они могут «схватить звёздочку».

Дети-меланхолики

Меланхолический тип темперамента относится к таким, которые требуют к себе наибольшего внимания. Таких необычайно восприимчивых детей очень легко обидеть и расстроить, а накричать на них – то же самое, что устроить физическую экзекуцию. Для этого типа характерны следующие особенности:

Что такое воспитание? Существуют ли универсальные принципы воспитания маленьких детей? Что нужно зна .

  • быстрая утомляемость;
  • трудная адаптация к новым условиям;
  • повышенная чувствительность.

При воспитании меланхолика грубыми ошибками является публичное порицание и наказание за плохую успеваемость. Для меланхолика само обучение в большом коллективе уже создаёт стрессовую ситуацию, поэтому его главной задачей в детском саду и младших классах школы становится адаптация к своей группе или классу, и только потом идут успехи в освоении учебных дисциплин.

Дети-флегматики

Спокойны и уравновешены флегматики, чьими отличительными чертами являются:

  • медлительность;
  • безэмоциональность;
  • готовность проспать в день 10-12 часов.

При воспитании флегматика ошибками являются пассивное времяпрепровождение вместе с ним и донесение до него требований словесно. Ему лучше всё показывать на собственном примере. Если же его развитием не заниматься активно, то он так и останется «камнем, под который вода не течёт».

Дети-холерики

Холериков можно назвать двигателями прогресса, которым постоянно нужно что-то делать, куда-то бежать, хотя они легко бросают любое дело, не доведя его до конца. Основные черты холериков:

  • подвижность, активность, шумность;
  • эмоциональность;
  • беспокойный сон.

Холерика очень важно правильно воспитать, чтобы он не вырос излишне эмоциональным и даже агрессивным, откуда недалеко и до асоциального поведения. При воспитании детей-холериков, родители часто делают ошибки, проявляя к ним излишнюю опеку и заботу, а также агрессию. Напротив, с холериком нужно себя вести уравновешено, даже, несмотря на то, что он кричит и шалит. Его невозможно подавить, а эффективнее на его капризы реагировать спокойным тоном. Нельзя и потакать его требованиям, а следует навязывать свои жизненные принципы, придерживаться разумных запретов и долгосрочных договорённостей.

Психологические советы родителям: воспитание ребенка в 3, 4 года

Истерики, скандалы, непослушание и слезы — так малыш 3-4 лет показывает характер. Все чаще родителей интересует воспитание ребенка 3 4 года, психология, советы, как справиться с бурными проявлениями его характера. Как справится с проблемами в воспитании самостоятельно? Фраза «кризис трех лет» вселяет в родителей страх еще задолго до того, как ребенку исполнится три года.

Очень важно разобраться в причинах поведения ребенка, и тогда его можно будет понять и помочь.

Капризничает, потому что не знает, как сказать по-другому

Чтобы понять особенности поведения ребенка в этом возрасте, надо разобраться, в чем причина таких его реакций. Психологи выделяют такой термин, как фрустрация — это когда человек (ребенок в нашем случае) не получает всего, чего он хочет в полной мере. Таким образом, когда дети понимают, что им не все разрешается, что есть объективные ситуации, когда приходится подчиняться, они взрослеют. И у них происходит внутренний конфликт — это и называют кризисом трех лет.

Психология ребенка для любящего и внимательного родителя очень важная составляющая его развития.

Такой родитель знает, чем вызваны капризы малыша — желанием привлечь к себе внимание, недомоганием или расстройством из-за какой-то отдельной ситуации в детском саду.

Читать еще:  Возраст 3 года психология особенности поведения

Иногда это желание привлечь внимание родителей, которые заняты домашними делами или просто не уделяют малышу времени, в котором он так нуждается. По-другому ребенок в этом возрасте не может показать свои желания и эмоции.

В 3-4 года идет закладывание основных черт характера, и уже сейчас ребенок хочет стать более самостоятельным. Начиная с двух лет он все активнее защищает свою самостоятельность. Он стремится все делать сам, а если ему мешают, начинает капризничать.

В этом возрасте начинают проявляться негативные качества. Часто малыш капризничает и кричит, потому что хочет отомстить. Например за то, что его заставили доедать утром завтрак или отказались давать любимую игрушку. Кроме того, ребенок может быть просто чем-то расстроен — не получилось собрать паззл или мозаику, порвалась любимая картинка. Малыши только учатся справляться со своим разочарованием и делают это не всегда адекватно.

Запрещать надо в меру

В процессе истерики очень часто все упирается в родительские запреты. Малыш хочет что-то сделать или пойти куда-то, а родители запрещают. Да, это может быть нелегко, но внедрять психологически запреты в воспитание ребенка необходимо. Важно понимать, что родители запрещают что-то, потому что хотят уберечь ребенка. Они позволяют малышу ощутить заботу о себе, успокоиться и развивать дисциплину.

Правда, сегодня очень часто происходит следующее — родители, которые росли в строгости, и у них в детстве была масса запретов, отказываются от этой практики. Ребенку разрешается абсолютно все. Дескать, таким образом можно воспитать личность свободную и ни от кого не зависящую. Такие взрослые просто не понимают, что так детская психика травмируется, и в будущем им придется перевоспитывать избалованное чадо.

Детям важны четкие рамки и правила в этом возрасте — так они чувствуют себя в безопасности. А воспитание без запретов может сделать детей дошкольного возраста капризными и инфантильными: они будут прибегать к манипуляциям и провокациям и вряд ли смогут адекватно общаться с другими детьми в детском саду или школе.

Есть и другая крайность — родные перегибают палку и запрещают ребенку очень многое. Гулять ходить только за руку, бегать нельзя — упадешь, прыгать нельзя — ногу сломаешь, на песке не сиди — простудишься, игрушки не будем брать — чужие дети заберут и так далее. Такие детки растут скромными, нерешительными, тихими; им будет сложно постоять за себя и они будут нуждаться в постоянном одобрении родителей перед каждым поступком.

Необходимо все-таки стремиться к золотой середине. Прежде чем что-то запрещать, четко объясните малышу, почему вы так делаете, и к каким последствиям может привести его непослушание. Если с ребенком разговаривать в этом возрасте, то в 5 лет он уже будет сам знать, что ему следует делать в той или иной ситуации. А в 6 лет он даже будет учить одноклассников поступать так, как ему объяснили родители. Ребенок перенимает вашу модель поведения, поэтому учитесь быть идеальным примером для подражания.

Истерике — быть!

Если договориться с ребенком не получается и он устраивает истерику, как быть и что делать?

Главное, как советуют психологи — не стесняться в этот момент своего ребенка перед посторонними. Это ваше чадо и оно проходит через такой этап взросления. Ваша задача ему помочь, а не делать виноватым или стыдить.

Какие действия предпринять:

  1. Не кричать на него — это может только ухудшить ситуацию и напугать малыша.
  2. Присядьте возле него на корточки, чтобы встретиться глазами и скажите, что у него есть время на крики, главное, чтобы ему стало легче.
  3. Спросите, чем можете помочь, но при этом, если что-то запретили — стойте на своем.
  4. Осмотритесь по сторонам, если вы на улице, а ребенок сидит на полу, проверьте, нет ли рядом опасных предметов — уберите камни или палки, другими словами, обезопасьте место истерики.
  5. Посидите рядом с ребенком, покажите ему, что вы расстроены таким его поведением, и он вас огорчает.
  6. Попробуйте обнять чадо и усадить на колени.
  7. Погладьте его по ручке или по головке — повторяющиеся приятные действия помогут успокоиться.
  8. Можно прошептать на ушко, что вы сейчас пойдете и прочитаете любимую сказку, а можно даже начать ее рассказывать тихонько.
  9. Если ничего не помогает, попробуйте выйти в другую комнату (если истерика случалась дома). Зачастую без зрителей дети быстрее успокаиваются.
  10. После того как вам удалось успокоить малыша, обязательно расскажите, что последствия таких истерик очень печальные — игрушки разбросаны, малыш весь красный, у мамы голова разболелась, но не ругайте его, не кричите.
  11. Главное, постарайтесь узнать причину истерики попробуйте договориться, что больше эта причина не будет огорчать малыша — найдите компромисс.

Как не воспитать невротика

5 золотых правил воспитания детей от 3 до 6 лет от психолога, врача-психиатра Евгении Стрелецкой.

Зарядить позитивом

В 3 года у ребенка наступает индивидуация, а с ней приходит и новая форма уязвимости. Обостряется тревога, которая носит экзистенциальный характер. Ребенка начинают беспокоить вопросы о жизни и смерти, о смысле его рождения, он понимает, что может утратить любовь родителей и что мама может умереть. Важно эту тревогу успокоить приданием смысла. Как это делать? Давать как можно больше информации о том, что будет ждать в будущем в парадигме изобилия, т.е. подчеркивая позитивные аспекты, вселяя чувство веры и надежды. Также полезно придать рождению именно этого человечка индивидуальный смысл и значение. Также полезно задавать вопросы ребенку о том, как думает он.

Показать ему, кто он

У каждой личности есть 3 составляющие — генетические (биологические, данные от природы) аспекты, социальные факторы и психологические (зависящие от воспитания). Вам необходимо распознать, выявить и назвать ребенку данные ему от природы, генетические и неизменные его черты и характеристики. Называть характеристики необходимо придавая им позитивную коннотацию, делая это по 5 секторам самооценки .

Главный смысл воспитания — создать психически здорового человека, а это тот, кто будет знать и мочь использовать свои сильные стороны характера.

Показать ребенку мир

В этот период ребенок набирает очень много идентификаций от родителей, которые являются для него идеальными объектами любви и идеальными образцами для подражания. Говорить ребенку о том, что хорошо, что плохо можно чистосердечно исходя из своих представлений, после подросткового возраста он все равно их подкорректирует под себя. Чем больше у ребенка будет фигур для идентификаций, тем более богатым будет его репертуар отношений во взрослом возрасте. Также важно показать ребенку мир в виде большого разнообразия впечатлений.

Не подвергать насилию

Корень психологической эксплуатации ребенка заключается в том, что вы пытаетесь удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности за счет ребенка. Я рассказываю, как этого можно избежать.

Последовательное воспитание

Правила и запреты всегда должны быть предсказуемы, терпение, приучение ребенка к планированию, отсрочке удовольствия. Ребенок должен уметь воспринимать критику

Следующий кризис — в пять лет?

Важно научиться замечать реакцию ребенка на ваши действия — зачастую ответ на истерику и капризы кроется именно в этом. Считается, что родителям мальчика повезло меньше, чем родителям девочек — дескать, мальчишки более эмоциональны, крикливы и капризны. Эти факты не имеют под собой научного подтверждения. Психологи до 7 лет не разделяют детей по половым признакам. В основном детки в 3-4 года ведут себя практически одинаково. В большей степени все зависит от типа характера ребенка.

В этом возрасте они стремятся отвоевать свою территорию, узнают границы дозволенного и из-за несогласия с этими границами впадают в истерику или капризничают. Задача родителей — быть последовательными. Запрещать только вещи действительно важные, которые уберегут ребенка от опасности или положительно скажутся на его воспитании. Если мама что-то запрещает, папа должен придерживаться такого же правила. Ребенок привыкнет к правилам и будет вести себя спокойнее.

Следующий непростой этап воспитания наступит, когда родители будут готовить свое чадо к школе. Отлично это воспринимает и готов к работе ребенок 5 лет, психология определяет таких детей как гиперактивных. Родным будет тяжело справиться с ними и удержать внимание, но чем раньше вы начнете эту работу, тем больше положительных результатов она вам принесет.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Как стать авторитетом для своего ребенка

Муж не занимается ребёнком: как вовлечь отца в воспитание

Воспитание ребенка 3-4 года: психология, советы

Часто маленький ребенок может проявлять непослушание истерикой и скандалом. Он плачет, топает ногами, разбрасывает игрушки, а мама не знает, как успокоить его и провести в чувство.
Что предпринять в этом случае: запретить что-либо, чтобы наказать маленького проказника, оставить его одного на какое-то время, чтобы он перестал капризничать и как вообще правильно воспитывать и развивать ребенка в возрасте 3-4 лет.

Почему дети не слушаются или кризис 3 лет

Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.

В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.

Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.

Читать еще:  Психология ребенка 4 5 лет советы родителям

Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:

  1. Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания. Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
  2. Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.
  3. Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).
  4. Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.

Родительские запреты и что за ними кроется

Следует понимать, что запрет представляет собой некую границу, которая ставится перед ребенком, для его же собственной защиты.

Запреты несут важную воспитательную функцию: они помогают формировать в ребенке восприятие действительности. Малышу необходимо научиться понимать, когда следует остановиться в выражении своих капризов, что можно делать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.

Безусловно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок зачастую реагирует на них протестом, раздражением, злостью или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяет малышу ощутить заботу родителей о себе, успокоиться и развивать дисциплину.

К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, росшие сами в большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку нужно разрешать абсолютно все. Постепенно, с взрослением малыша, у него начинает формироваться стойкая зависимость к манипуляциям, ребенок прибегает к различного рода провокациям, растет инфантильным и капризным. Второй распространенной ошибкой родителей является чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок растет несмелым, робким, нерешительным, так как у него формируется другая поведенческая проблема: перед принятием какого-либо своего решения он будет искать одобрения родителей.

Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что все запреты должны иметь причину и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя вести себя тем или иным образом, и какие последствия может иметь тот или иной его поступок.

Все запреты по своим первопричинам делятся на две категории: осознанные и неосознанные.

  1. Осознанный запрет – это такой, при котором родитель стремиться защитить ребенка от чего-либо. Например, запретив мороженное, он защитит его от появления ангины, запретив переходить улицу в неположенном месте, он защитит ребенка от попадания в ДТП и прочее.
  2. Также в эту категорию входят такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, так как без запретов воспитание не принимает нужной формы (формируется вседозволенность, баловство, капризы и прочее).
  3. Третьей первопричиной осознанных запретов, как ни странно, является привычка. Родители словно перенимают опыт в воспитании от своих родителей: если в свое время многое запрещалось им самим, то теперь, став родителями, они все запрещают своим детям.

Первопричины неосознанных запретов несколько сложнее.

  1. Прежде всего, за ними родители могут скрывать какие-то свои чувства и переживания, обиды и раздражения. В этом случае запрет выглядит как наказание: «ты не сделал(а) то-то, а я тебе говорил(а), значит это не получишь, нельзя».
  2. Второй первопричиной родительских неосознанных запретов является банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель может сам мысленно возвращаться в свое детство и сравнивать ту свою жизнь с нынешней жизнью сына или дочки. Отсутствие достаточного количества игрушек, множества красивых платьев и прочего, может неосознанно вызывать подобное чувство, результатом которого будет запрет.

Запрещая что-либо трех-четырех летнему малышу, родители допускают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, досада, чувство вины – вот то, что чувствует ребенок в это время. Очень важно, занимаясь воспитанием, не переусердствовать с запретами.

Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания

Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.

Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.

Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы. Такие родители не пытаются выстроить доверительные отношения с ребенком, а просто ломают его психику под себя и какие-то свои стандарты и стереотипы.

Дети, которые в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода (алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.). Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.

В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент». Темперамент дается ребенку природой, это тип нервной системы, а характер определяется воспитанием, позволяющий компенсировать недостатки темперамента.

Существует четыре типа темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик.

Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.

Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает. Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:

  • у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
  • это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
  • имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
  • он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.

Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно. Ошибкой родителей, воспитывающих сангвиника является то, что они верят на слово своему ребенку. В результате ребенок вынуждает родителей идти у него на поводу.

Вторая ошибка родителей детей-сангвиников заключается в чрезмерной похвале. Не смотря на то, что это спокойные уравновешенные дети с хорошей самооценкой, хвалить их в избытке может привести к развитию у детей «звездной болезни». Поэтому родители должны не просто хвалить малыша за его достижения, но и поощрять к тому, чтобы он делал что-то еще лучше.

Тип темперамента меланхолик относится к одному из наиболее требующих к себе внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.
Особенностями этого типа темперамента являются:

  • чувствительность;
  • сложность адаптации к новым условиям;
  • быстрая утомляемость.

Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими. Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.

Флегматики уравновешены и спокойны. Их основными чертами является:

  • безэмоциональность;
  • медлительность;
  • способность спать около 10-12 часов.

Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.

Холерики – это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются:

  • эмоциональность;
  • активность, подвижность и шумность;
  • обладают тревожным сном.

Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению. Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека. С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном. Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).

Подводим итоги

Занимаясь воспитанием ребенка, родители должны проявлять бдительность и внимательность, чтобы уметь отличать причины непослушания своих детей и вовремя на них реагировать. Отношения родителей с детьми является непрерывным ежедневным процессом. Если в семье два и больше малышей, то часто возникает ситуация, что с кем-то родителям удалось построить доверительные отношения на интуитивном уровне, а с кем-то нет. Если определить тип темперамента у своих детей, то и общение, и воспитательные моменты будут проходить намного легче и правильнее, а значит, получится вырастить гармоничную личность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector