Особенности кризиса 5-6 лет у ребенка: советы психолога родителям, как правильно вести себя с маленьким непоседой
В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.
Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис
Почему наступает кризис в 5 лет?
При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.
Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.
Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.
Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.
Сколько может длиться кризис?
Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.
Признаки начала кризиса
Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:
если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).
В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным
Что советует доктор Комаровский?
В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:
выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
создайте комфортную и спокойную обстановку;
попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.
Во время кризиса важно сохранить теплые отношения с вашим малышом и не утратить его доверие. Если между вами будет царить взаимопонимание, вам обоим будет намного легче преодолеть этот трудный в жизни период.
Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком
Что делать родителям?
Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:
ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.
Родители должны придерживаться следующих правил:
Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: как справляться с агрессией у ребенка 5 лет?).
Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным
Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.
Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.
По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.
Как вести себя с ребенком в 6 лет?
Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.
Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.
Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.
Действия, которые родителям не следует совершать
В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:
Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.
Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.
Для начала стоит отметить, что именно этот возраст лучше всего подходит для закладывания фундамента психологического, умственного и физического развития. Упустив этот момент и пытаясь наверстать все через 10 лет, добиться блестящего результата уже не получится, даже если будет приложено максимум усилий с обеих сторон. Давно замечено, что дети, увлекшиеся спортом или чтением в этом возрасте, сохраняют хобби на всю жизнь и часто преуспевают.
В этом возрасте мальчик осознает, что мир вовсе не ограничивается его квартирой, двором и даже городом, во многих пробуждается жажда приключений – иногда довольно опасных, поэтому следить нужно особенно внимательно, стараясь лишний раз не мешать изучать удивительный мир.
Социальные связи
Пятилетние мальчишки нуждаются в общении со сверстниками – это закладывает коммуникативные навыки, которые обязательно пригодятся в будущем, как в личной жизни, так и в профессиональной сфере. Поэтому родителям обязательно стоит обеспечить им возможность общаться с интересными детьми.
А вот с родителями взаимоотношения у ребенка немного усложняются. Пятилетние мальчишки отличаются хитростью. Но не стоит думать, что это из-за того, что они плохие. Просто это механизм выживания: на протяжении тысяч лет человечество жило в жестоком мире. Выжить в нем могли только умные и сильные люди. Дети же, не обладая еще этими качествами, были вынуждены развивать в себе хитрость, которая и наблюдается во многих поныне. Они начинают хитрить, пытаются манипулировать родителями, делать поменьше, получая при этом побольше. Очень важно вовремя заметить это и пресечь или же направить в нужное русло – вы всегда будете умнее и дальновиднее ребенка, хотя бы благодаря большему жизненному опыту, и должны справиться с такой задачей. Таковы особенности воспитания мальчика 5-6 лет. Зная их, вырастить ребенка таким, каким хотелось бы, будет значительно легче.
Кто должен воспитывать ребенка?
А вот здесь ответ будет совершенно однозначным. Психологи считают, что нужно учитывать физиологию и психологию мальчика при воспитании ребенка 5 лет, чтобы добиться успеха. В этом возрасте он начинает осознавать себя как будущего мужчину. Неслучайно до 5 лет на Руси детей было принято называть термином «чадо» – среднего рода, а уже после этого возраста они указывались, как мальчики и девочки.
С этого возраста мальчишка нуждается в опеке и любви матери, но воспитывать его должен преимущественно отец. Ну или достойный мужчина, заменяющий его (дядя, дедушка или хотя бы старший двоюродный брат). В Спарте, славящейся великими воинами, в 5 лет мальчишка переходил в дом мужчин, где получал соответствующее воспитание. На Руси к этому возрасту отец все чаще брал сына с собой на работу, охоту, чтобы он запоминал не только все тонкости выполненных трудов, но и пропитался истинно мужским, тяжелым трудом, привык к нему.
Конечно, сегодня большинство отцов львиную долю времени проводит вдали от детей – на работе. Но если он хочет знать, как правильно воспитывать мальчика 5.5 лет, то можно посоветовать выделять хотя бы час в день (вечером) и несколько часов в выходные, чтобы провести время с детьми, показать им, каким должен быть мужчина, личным примером.
Подаем личный пример
Переоценить важность правильного примера невозможно, если вам интересно, как воспитывать мальчика 5,5 лет. Отец может часами рассказывать сыну, как вредно курение, как полезен спорт и чтение. Но если он делает это, лежа на диване с пивным пузом и сигаретой в руке, а за книгу в последний раз брался в школе, то никакой пользы данная лекция не принесет. А вот вред отношениям в семье нанесет: хитрый и внимательный ребенок поймет, что слова отца сильно расходятся с делом. Конечно, авторитет главы семейства резко пошатнется.
К счастью, 5 летний ребенок уже достаточно вынослив и умен, чтобы его можно было взять с собой куда угодно. Туристический выход на природу, рыбалка, охота – он может сопровождать отца повсюду. Есть дача? Почему бы не показать ему, как отец рубит дрова, строгает доски, чтобы сделать табурет или хотя бы скворечник, вскапывает грядки для зелени? Ребенку это будет действительно интересно. Он поймет, что только самоотверженный труд позволяет добиться желаемого результата. Да и расширение круга интересов всегда пойдет только на пользу.
Нет возможности выехать на дачу? Заведите традицию делать совместные тренировки. Пусть отец посадит ребенка на спину и отожмется десять раз, а если сможет – больше. Очень скоро ребенок и сам начнет подражать отцу, авторитет которого поднимется в его глаза.
Почитайте вместе с ним интересную книгу, подходящую по возрасту. Это скрепит отца и сыновей узами, а заодно привьет любовь к чтению на всю жизнь.
Гиперактивный или невоспитанный?
«Специалисты», к которым обращаются взволнованные родители с вопросом, как правильно воспитывать мальчика 5 лет, сегодня все чаще ставят диагноз гиперактивность. Ребенок не сидит на месте, постоянно разбрасывает игрушки и чужие вещи, никого не слушает. Чаще всего в таких случаях прописывают медикаментозное лечение крайне опасными препаратами. После этого ребенок уже не хулиганит, но и полностью теряет интерес к окружающему миру. Ест и спит механически, как зомби.
А ведь многие эксперты, к которым обращаются с вопросом о том, как воспитывать гиперактивного мальчика 5 лет, вообще отрицают существование такого заболевания, как гиперактивность. Очень часто дело кроется в обычном отсутствии воспитания. Чаще всего наблюдается это в семьях, где мужчины либо нет, либо ему отказывают в праве воспитывать детей. Исправить ситуацию весьма сложно, ребенку пять лет прививали мысль, что он король и ему все можно, и внезапно резко урезают права: пытаются заставить вести себя тихо, убирать игрушки, перестать влезать в разговоры взрослых. Это очень непростая ситуацию – в большинстве случаев бесполезными оказываются даже советы психолога, как воспитывать мальчика 5 лет. Поэтому лучше меньше прислушиваться к наставлениям современных экспертов и держать ребенка в ежовых рукавицах. Да, это тяжело родителям и неприятно ребенку (хотя, как раз последний очень быстро адаптируется к новым обстоятельствам), зато впоследствии избавит от многих проблем, да и подросший мальчишка, превратившийся в мужчину, будет только благодарен.
Избавляемся от избытка энергии
Еще одна проблема, встающая перед родителями, размышляющими, как воспитать мальчика 5-6 лет, — это избыток энергии. Наверное, каждый родитель удивлялся, откуда в крохотном, тщедушном теле берется столько сил. Ребенок носится с утра и до вечера, бегает, прыгает, шумит, играет, лезет в каждую щель. Разумеется, если запереть его в детской комнате, то последствия будут весьма деструктивными. А если запретить ему тратить энергию, это приведет к печальным последствиям – потеря аппетита, некрепкий сон и как следствие – плаксивость, постоянная усталость, головная боль.
Как же быть в такой ситуации? Как воспитывать ребенка 5 лет? Мальчика лучше всего отдать в подходящую спортивную секцию. Это может быть самбо, плавание, легкая атлетика, туризм и многие другие подходящие виды спорта. Уж здесь он точно избавится от избытка сил, а придя домой и плотно перекусив, тут же свалится без задних ног спать, восстанавливать энергию.
Находим подходящее хобби
Впрочем, одним спортом воспитание не ограничивается. Ведь ребенок должен развиваться и духовно, и интеллектуально. Безусловно, одним из лучших хобби станет чтение. В 5 лет многие дети уже неплохо читают. Но будет лучше, если читать им будут родители. Уделите 15-30 минут перед сном, чтобы прочитать ребенку хорошую книгу – о пользе этого уже говорилось выше.
Не стоит забывать и про другие варианты. В пять лет ваш сын может рисовать, играть на фортепиано, собирать конструкторы, играть в шахматы и выполнять множество других действий. Пусть он делает это на весьма посредственном уровне. Зато ему есть, куда расти. Очень важно, чтобы он сам хотел делать это, а не действовал из-под палки по прихоти родителей.
Пороть или не пороть?
Весьма серьезный и непростой вопрос. И тут все зависит как от личности ребенка, так и от воспитания в возрасте 1-2 лет. Большинство родителей, действуя интуитивно, оказываются совершенно правы. Годовалый ребенок полез к розетке, а окрик не помог? Легкий хлопок по попе заставит его немного пореветь, хотя родителям будет гораздо хуже. Зато он поймет, что перечить маме и папе нельзя (но это уместно только в тех случаях, когда ребенку угрожает реальная опасность). В результате в 5 лет обычного окрика или даже простого разговора вполне достаточно.
Не стоит верить многочисленным «педагогам», расплодившимся в последние годы. Они уверяют, что каждый хлопок по мягкому месту заставит ребенка возненавидеть родителей. Но это использовалось многие века, и семьи были гораздо более сплоченными, чем сегодня. Не верьте и тем, кто считает, что физическое наказание позволяет вырастить послушного раба. Возьмите для примера средневековых дворян. Уж их пороли за малейшие провинности. Причем сильно, зачатую до крови. И из них вырастали великие ученые, писатели, художники, воины. А сочетать это с рабской натурой просто невозможно.
Но самый лучший подход — это видеть в своем малыше личность, которой нужно помочь раскрыться, тогда и ремень не будет нужен.
Прививаем ответственность
Изучая советы психологов, как воспитывать мальчика 5 лет, можно заметить закономерность: они отмечают, что именно в этом возрасте любой здоровый ребенок стремится к самостоятельности. Ни в коем случае не мешайте ему в этом! Наоборот, развивайте ценнейший навык, если не хотите в 18 лет получить запуганного, бесхребетного, не интересующегося ничем парня. Он совершает ошибки? Да, и на них учится, благодаря им становится более сильным, умным и дальновидным.
Но, разумеется, при этом он всегда должен ощущать поддержку родителей, знать, что они всегда помогут.
Формируем маленького мужчину
Играя, дети постигают окружающий мир, находят в нем себя. Поэтому и игрушки в 5 лет у мальчишки должны быть сугубо мужскими. Подойдут машинки, пластиковые наборы инструментов, автоматы, пистолеты, мечи и многое другое. Если он тянется к куклам (такое тоже бывает) спокойно, но настойчиво поясните ему, что это игрушки для девочек, а он — мальчик, и ему они просто не подходят.
Если использовать основы психологии, воспитание мальчика 5 лет не составит большого труда, ведь эксперты утверждают, что важно уважать маленькую личность. Такое отношение позволит ему вырасти в сильного парня, а затем – в мудрого, успешного и благородного мужчину.
Заключение
Теперь вы знаете, как воспитывать мальчика 5,5 лет и сможете избежать многих ошибок, доставляющих немало хлопот миллионам родителей во всем мире. А значит, сможете вырастить сына достойным мужчиной.
Психология воспитания мальчика 5 лет
Родители хотят вырастить сыновей настоящими мужчинами, сильными и мужественными. Однако, психология воспитания мальчика 5 лет – настоящее искусство. Возраст идеален для впитывания важных, полезных для жизни, вещей. Мальчишки уже вырабатывают свой стереотип поведения, родителям придется приложить немало усилий.
Как воспитывать мальчика 5 лет?
Родителям нужно помнить о том, что воспитание мальчика 5 лет — постоянный, непрерывный труд. К этому возрасту ребенок уже многое понимает, различает одежду, интонацию голоса, манеру поведения. У него появляется собственное мнение, зачастую не совпадающее с мнением родительским.
Как правильно воспитывать мальчика 5 лет? Начните налаживать тесный, доверительный контакт. Его наличие поможет понять ребенка, его желания, страхи и мысли. Родители – становятся друзьями взрослеющего ребенка, постепенно выстраивая правильные отношения. Учите сына хорошим манерам. Он уже ходит в детский сад, научите помогать девочкам, воспитателям, пожилым людям.
Ответственность и общение. Умение вести себя в обществе, помогать людям, поможет в будущей взрослой жизни. Доверяйте сыновьям домашние дела. Пускай будет одно простое поручение, например, поливать цветы, но оно регулярное и обязательное. Тем самым прививаем ответственность.
Наказания. Сведите к минимуму наказания, по возможности исключите их совсем. В этом возрасте дети протестуют, и они могут отрицательно сказаться на поведении. Разговаривайте, объясняйте, почему нельзя совершать те или иные поступки.
Кружки. Замечательный возраст, чтобы отдать сына в секцию. Спросите, чем он хочет заниматься, предложите свои варианты. Физические нагрузки, творчество должны сопровождать воспитание ребенка 5 лет постоянно.
Практически советы для воспитания мальчика 5 лет:
окружите заботой. Папа в первую очередь уделяет внимание сыну в этом возрасте. Так, он вырастет уверенным в себе, общительным, добрым;
покупайте игрушки подходящие для мужских профессий. Самое время для набора инструментов, пожарных машин, самолетов. В игровой форме расскажите о важности профессий;
развивайте мужские качества, доброту, отзывчивость. С малых лет готовьте к взрослой, семейной жизни. Если у ребенка есть страхи, постарайтесь помочь от них избавиться;
следите за проявлением агрессии. Играйте в спокойные совместные игры, зачастую агрессию вызывает недостаток внимания со стороны родителей.
На самом деле, не сложно воспитывать 5 летнего мальчика. Главное, не забывать уделять ему достаточно внимания, показывать свою любовь. В основном, воспитание сына 5 лет ложится на плечи мамы, но папе обязательно нужно участвовать и проявлять заботу. Папе достаточно выделять пару часов для игр и общения с сыном наедине.
Папе необходимо активно участвовать в воспитании мальчика, чтобы ребенок рос коммуникабельным и уверенным в себе. В этом возрасте рекомендуется начать знакомство с рабочим инвентарем: отвертка, молоток, плоскогубцы. Ребенок с интересом станет помогать папе, чувствуя себя взрослым мужчиной.
Следует помнить о куклах. Мальчикам любопытно переодевать, купать, укладывать куклу спать. Вследствие этого у мальчиков вырабатывается ласковая и заботливая позиция к маленьким детям формируется способность быть внимательными отцами.
Половое воспитание мальчика 5 лет
Наступает время, и дети становятся самостоятельными. Половое воспитание мальчика 5 лет играет важную роль при становлении его как личности. В это время дети осознают отличия мальчиков от девочек по половым признакам. Сыновья хотят быть похожими на папу и ждут момента взросления.
Вопрос, откуда берутся детишки, волнует детей, им это интересно. Родителям трудно подобрать верные слова и наставления. Подготовьтесь к ответам на вопросы, запаситесь знаниями об анатомии и физиологии. Не смущайтесь, малыш по голосу это чувствует.
В данный момент правильно отвечайте на все вопросы, которые интересны ребенку. Для облегчения задачи приобретите книги для детей и родителей, в которых простым языком написаны ответы на каверзные вопросы. Приучайте сына к гигиеническим ежедневным процедурам. Ребенок научится самостоятельно подмываться, ознакомится с обнаженным телом, и не будет стесняться при взрослении.
Про появление детей, расскажите о любви между мужчиной и женщиной, а потом про рождение малыша. Чем сказочней, и менее реалистичная история, тем лучше. Ответы – простые и понятные. Не читайте детям медицинские книги, они их не поймут. Половое воспитание мальчика ложится полностью на отца. На подсознательном уровне папа и сын понимают друг друга, также это способствует развитию доверительных отношений. В будущем мальчик будет делиться своими мыслями и проблемами.
Во время рассказов избегайте тем о насилии. Предупреждайте о таком, но не запугивайте. Разговаривать о сексе в этом возрасте тоже рановато. Достаточно рассказов о том, что мужчины – защитники девочек. Вырастить настоящего мужчину поможет теплая, дружественная атмосфера в семье. Дети ориентируются на отношения между родителями, в будущем часто копируя их поведение.
Воспитание – это не ограничения и запреты. В первую очередь это проявление любви, доверие. Родителям нельзя забывать о том, что мальчик будет иметь свое мнение даже в таком возрасте. Его нужно наставить на верный путь, давая советы.
Следует приучать к галантному обращению с девочками. Мальчикам необходимо понимать, они защитники девочек, помогать им, заботиться о них. Такое отношение необходимо продемонстрировать папе в общении с мамой, бабушкой и остальными представительницами слабого пола.
Советы психолога по воспитанию мальчика 5 лет
В возрасте 4-5 лет дети стремительно развиваются. Усложняется их восприятие мира, воображение, улучшается внимание и интеллект, изменяется поведение. На данном этапе, когда мальчик уже подрос и не требует такой опеки, как в возрасте одного — двух лет, некоторые родители начинают уделять воспитанию меньше времени.
Однако, если вы хотите чтобы ребенок гармонично развивался, усваивал правильные нормы поведения и позже был успешным в школе – этого делать ни в коем случает нельзя.
Для этого нужно постоянно общаться с сыном: обращать внимание на разные ситуации, происходящие на ваших глазах. Например, увидев драку мальчишек во дворе, необходимо обратить внимание сына на нее и выразить свое отношение к этому действию. Можно объяснить ребенку, что драка – это не способ решения разногласий, можно все уладить мирным путем.
Есть и другой вариант: спросить сына, как бы он поступил, оказавшись в такой ситуации. Это вырабатывает у ребенка способность мыслить и анализировать и позволяет получить первый жизненный опыт.
Воспитание мальчика 4-5 лет должно включать в себя активное участие отца. Папа для мальчика – это образец для подражания, именно он может воспитать в сыне мужественность и привить ему главные мужские качества. Отцу следует заниматься с сыном, позволять ему помогать выполнять мужские обязанности по дому (например, ремонтировать, чинить что-нибудь). Роль сына в этом действии не обязательно должна быть велика: он может просто наблюдать или подавать легкие инструменты.
Все советы по воспитанию мальчиков пяти лет можно свести к следующему:
помогайте ребенку познавать мир и развиваться, разговаривайте с ним, отвечайте на его вопросы, учите нормам общения в обществе;
начинайте воспитывать в сыне мужской характер: пусть больше общается с папой, наблюдает за ним, помогает в различных домашних делах;
вместе играйте в различные развивающие игры, начинайте готовиться к школе: учиться читать и считать;
развивайте в ребенке стать активность и выносливость: гуляйте с сыном, пусть на улице он побегает (на детской площадке), пообщается со сверстниками – это поможет направить его энергию в игры, а не баловство;
поддерживать стремление контактировать с девочками;
формировать умения и навыки, работоспособность, которые пригодятся мальчику в школе. Прививать любовь к знаниям, чтобы ребенок с нетерпением ожидал поход в школу.
Важно так же не забывать окружать ребенка любовью и заботой, но главное не переусердствовать с опекой. Следуйте данным в статье рекомендациям, и из маленького мальчика вырастет настоящий воспитанный мужчина.
Психология мальчиков в пятилетнем возрасте подразумевает формирование у них основных черт характера, которые они понесут через всю жизнь. Поэтому важно в это время начать воспитывать в сыне мужские качества: смелость, выносливость, уверенность в себе.
Воспитание пятилетнего мальчика включает активные игры, общение со сверстниками на игровой площадке и в детском саду. Рекомендуется покупать сыну игры для мальчиков: пистолетики, машины, конструкторы; рассказывать ему о разных мужских профессиях: полицейский, пожарный.
Детская психология возраста 5-6 лет, об изменениях в развитии ребёнка.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.
Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.
Психическое развитие детей – закономерности
Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.
Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Познавательная активность в этом возрасте очень высокая
Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.
Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.
Не оставляйте вопросы детей без внмиания
Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.
Общение в старшем дошкольном возрасте
По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:
Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
В 5-6 лет появляются постоянные друзья
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).
В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.
На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.
Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.
Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.
Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.
Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет
Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.
Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план
Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.
Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.
Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:
Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
Развивается творческое начало в ребенке.
Усиливается знаковая функция речи.
Другие виды деятельности в дошкольном периоде
В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:
Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка
Основные задачи воспитания
Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи
Воспитание самостоятельности
Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.
Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания
Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.
А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Работа с самооценкой
После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.
Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей
И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.
Кризис дошкольного детства
Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:
Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
Стремление к автономности и независимости.
Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым
В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.