221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возраст 3 года психология

3 года. Всё о возрасте 3 года. Психология, физиология в 3 года.

Психология возраста

Трехлетний период чрезвычайно важен в контексте развития ребенка. Именно в это время человек приобретает навыки прямой ходьбы, а также учится правильно вести себя с различными предметами. Посредством контакта с окружающим миром малыш учится запоминать названия предметов, пополняя свой словарный запас. Помимо этого, он приобретает навыки общения с взрослыми, копируя их поведение. Воспроизводя действия взрослых людей, ребенок начинает овладевать творчеством: он рисует, собирает различные фигурки из конструктора и т.п. Это помогает в процессе развития мышления.

В трехлетнем возрасте малыш не только понимает смысл своих действий, но и учится сравнивать их с поведением взрослых людей. Такой процесс лежит в основе формирования у ребенка своего собственного мышления. Стремясь делать многое вопреки желаниям взрослого человека, малыш не боится проявлять своеволие и упрямство. При этом в три года для детей важно не только наличие результата их деятельности, но и признание этого результата взрослыми: родителями и близкими.

Психологи называют это время в развитии малыша кризисом трех лет. Так как рациональное начало у них еще не отделено от эмоционального, восприятием детей часто начинают руководить те ситуации, в которые они попадают, и те предметы, которые находятся рядом. Отрицательной особенностью ребенка в этом возрасте является то, что личные желания могут приобретать у него преувеличенную форму. Что касается восприятия ребенком в возрасте 3 лет себя и своих действий, то в трехлетнем возрасте он уже может осознавать, что является действующим лицом во многих ситуациях. Он сравнивает, насколько его поведение отличается от поведения взрослых людей. Таким образом, малыш учится отделять себя от других.

Если говорить о признаках кризиса трех лет, то их несколько:

  1. Протест. 3 года – это возраст, когда ребенок стремится делать многие вещи наперекор воле взрослых. Он выступает категорически против прежних правил и образа жизни, который он вел первые годы. Дети в возрасте трёх лет нередко реагируют категорическим отказом на просьбы родителей. Например, когда родители предлагают малышу пойти погулять, тот может отвечать «не хочу». Такая же реакция может наблюдаться на предложение съесть определенный продукт. Если же ребенка заинтересовать этим продуктом и представить его как запрещенный, не исключено, что реакция будет диаметрально противоположной;
  2. Негативизм. Малыш негативно реагирует на определенные действия, исходящие от взрослых, особенно по отношению к нему. Иногда такое своеволие доходит даже до так называемого «протеста-бунта», когда конфронтация малыша с окружающими переходит в хронический конфликт. В этом случае он чаще всего отвечает отказом, начинает ругаться, плакать или просто не обращает внимания. Причем часто такая реакция наблюдается по отношению к одному из родителей;
  3. Своенравие. Преобладающее желание все делать самостоятельно начинает определять сферу интересов ребенка. Потребность в том, чтобы реализовывать и утверждать свое «Я», очень четко проявляется тогда, когда на попытку родителей помочь малыш категорично отвечает «Я сам». Эта формулировка сигнализирует о психологическом отделении ребенка от взрослого. Малыш часто показывает свой характер, проявляет желание все делать самостоятельно, а иногда и вовсе постоянно действует против воли родителей;
  4. Упрямство. Ребенок хочет найти свое место в семье, показать, что с его мнением нужно считаться, и выбирает для этого самый простой путь – настаивать на чем-либо. Но не всегда то, что требует ребенок, ему хочется. Например, он может требовать игрушку, кричать, плакать, стучать ногами, и, как только получит, забросить подальше;
  5. Обесценивание. Ребенок резко меняет сове отношение к окружающим, привычки и даже лексикон, обзаводясь бранными словами. Он дразнит обзывает родителей, грубит взрослым, угрожает;
  6. Деспотизм. Ребенок утверждает собственную власть над окружающими. Требует от родителей поступать так, как хочет он. Если в семье есть другие дети, он будет стремиться их оттолкнуть, заставить родителей обращать внимание только на него.

Если эти признаки присутствуют в поведении вашего ребенка, можно говорить о том, что у него начался кризис 3 лет. Таким образом, малыш испытывает не только терпение родителей, но и собственный характер, пытаясь такими способами прощупать границы дозволенного, узнать насколько далеко он может зайти и что могут ему простить. Это вполне нормально для детей такого возраста, поскольку свидетельствует о формировании у них волевого характера. Однако родители должны научиться правильно себя вести с сыном или дочерью в данном случае, чтобы кризис трех лет не перешел в дальнейшую необузданность и проблемы с поведением.

Кризис 3 лет ребенку проще пережить в той семье, где налажено демократичное взаимодействие взрослых и детей. Однако и в такой системе отношений ребенку просто необходимо заниматься самоутверждением, формируя свой характер. Родителям стоит лишь четко обозначить для себя, в каких ситуациях им надо педантично настаивать на запрете. При этом некоторые запреты являются настолько важными, что уступать в них малышу может быть губительно, прежде всего, для него самого. Тогда родителям следует проявить категоричность. Так как в это время у малышей формируется воля, очень важно, чтобы они понимали разницу между понятиями «хочу» и «должен». В противном случае родителям придется в дальнейшем бороться с ленью и непослушанием.

Для родителей, которые столкнулись с кризисом 3 лет у своих детей, есть утешение. Психологи утверждают, что дети, которые не переживали этот кризис, часто во взрослом возрасте становятся безынициативными и безвольными. Потому стоит рассматривать сложности в характере ребенка как временное, но важное для формирования его личности явление. Родителям, которые желают любыми путями ограничить инициативу своих детей в 3 года, стоит помнить о том, что такие действия чреваты развитием у ребенка комплексов и неуверенности в себе. Наказывая или высмеивая попытки проявления самостоятельности своего чада, вместо ощущения автономности вы формируете у него чувство собственной неполноценности или ущербности.

Когда заканчивается период раннего детства, у ребенка кардинально меняется отношение к взрослым. Он начинает их воспринимать не только как знакомых или незнакомых людей, но и в качестве носителей социальных ролей. Так, люди, которые для самого маленького ребенка обозначены просто как «мама» и «тетя», ребенком в 3 года воспринимаются иначе. Малыш может понимать то, что мама, к примеру, еще и учитель, а женщина, ранее воспринимаемая как «тетя», является тоже чьей-то мамой и представителем определенной профессии.

Физиология возраста

Темпы роста мозга снижаются, но всё же остаются высокими. Укрепились связи между полушариями, стимулируя взаимодействие творческого и рационального восприятия. Несмотря на практически полностью завершенный процесс развития мозга, тормозные функции практически отсутствуют, уступая возбуждению. Из-за этого ребенок часто подвергает себя опасности, исследуя окружающий мир, не может усидеть на месте и надолго задержать внимание на одном предмете.

Оптимальный рост трехлетнего ребенка – 92 сантиметра, а вес – 15-16 килограмм. Окружность головы составляет 47-48 сантиметров, окружность грудной клетки – 52,5 сантиметра. Руки и ноги растут быстрее тела, что приводит к изменению его пропорций. За счет этого происходит смещение центра тяжести, и ребенок начинает лучше и быстрее ходить. Быстро происходит набор мышечной массы, средний вес ребенка в 3 года составляет 15 килограмм.

Детский возраст в 3 года говорит о наличии хорошего цветового зрения. Но глаза – очень чувствительный орган, поэтому следует избегать неблагоприятных факторов: долгого просмотра телевизора или компьютера, плохого освещения. Иначе это может привести к дефектам зрения. Органы слуха полностью сформировались, но необходимо быть осторожными, так как в этом возрасте очень распространен отит, который приводит к снижению слуха.

Начинает происходить укрепление хрящевой ткани, которая преобладает в скелете ребенка 3х лет. Благодаря тому, что он не может усидеть долго на одном месте, не происходит деформации костей, которая может выражаться в неправильной осанке, сутулости, искривлениях рук и ног. Ребенок уже старается рисовать, но дается ему это нелегко. Так как в этом возрасте развиваются мышцы плеча и предплечья, ребенок плохо держит ручку или карандаш еще несформировавшимися мышцами рук. Поэтому такие занятия не длятся долго – малыш устает, что совершенно нормально для этого возраста.

У ребенка стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Но артериальное давление его гораздо ниже, чем у взрослого, так как сосуды еще не очень упругие и гибкие, а сосудистое русло очень широкое. Происходит интенсивное развитие иммунологического аппарата. Несмотря на быстрое развитие, ребенок может часто болеть, наиболее часто наблюдается аллергическая реакция.

Обмен веществ очень быстрый, так как организму нужно развиваться, да и энергии за день ребенок тратит не мало. Поэтому необходимо следить за рационом и готовить сбалансированные блюда. Происходит наиболее интенсивное развитие поджелудочной железы.

Также быстро развивается речевой аппарат и словарный запас. Наряду с огромным любопытством это приводит к постоянным разговорам, причем малыш может зачастую разговаривать сам с собой, особенно в процессе игры. Ребенок уже умеет отделять себя от окружающих, поэтому в его речи часто проскальзывает «Я» или собственное имя.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 лет) составляет 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тыс. человек, девочек– 3515 тыс. человек.

Возраст 3 года психология

МАРШРУТЫ СЛЕДОВАНИЯ

КАРТА САЙТА

ИНФОРМАЦИЯ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
СПб, наб. реки Фонтанки, дом 14
Сайт: edu.lenobl.ru
E mail office_edu@lenreg.ru
Телефон горячей линии 579 10 76

Региональный представитель Уполномоченного по правам ребенка
Литвинова Тамара Александровна
Тел. 812 400 36 49
Email leningrads@rfdeti.ru
Сайт http://leningrads.rfdeti.ru

Территориальный представитель Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области по Всеволожскому району
Соловьева Татьяна Валентиновна
телефон: 8 921 560 17 71;
e-mail: t.solovyeva@inbox.ru

Комитет по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО
Сайт social.lenbl.ru
Телефон: 813 70 25 099

Служба психологической поддержки –
телефон доверия 8 800 2000 122

Постановление «О закреплении муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО с 2019-2020 учебного года»

Читать еще:  Возраст 2 года психологические особенности

Памятка «Как защититься от гриппа».

Памятки от Генеральной прокуратуры РФ «Что нужно знать о коррупции»: Памятка 1, памятка 2.

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: 8(81370)34-300

Время работы «Телефона доверия»: понедельник-пятница с 09.00 до 17.00
Скачать брошюру.

Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!

В сети Интернет формируется Общественный информационный Отчет «Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!», целью которого является освещение практик взаимодействия органов власти России с жителями муниципальных образований. Информация доступна по ссылке.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 лет

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

  1. Характерны аффективные вспышки по незначительным поводам. Эмоциональный фон неустойчивый.
  2. Эмоциями управлять не может, потому что у него низкий самоконтроль поведения и волевой регуляции.
  3. В норме самооценка завышена – это позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности.
  4. Не предвидит последствий поступка и самое главное НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ – по поводу поступка и по поводу последствий.

Чувства непроизвольны — легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

— стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого

— ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.

СУТЬ КРИЗИСА 3-х ЛЕТ

Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.

— Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми, которые проявляются в деспотизме и обесценивании.

— Происходят изменения эмоционально-волевой сферы, что приводит к самостоятельному регулированию поведения и деятельности ребенка.

— Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды.

В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов.

Родителям в данный период не стоит:
• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЛАГОПРИЯТНО ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3-Х ЛЕТ?
— Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
— Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
— Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

— Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
— Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
— Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
— Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
— Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.
ВЗРОСЛЫЙ начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

СВЕРСТНИК ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.

Возраст 3-4 лет – это возраст когда ребенок поступает в детский сад. Малыш знакомится с новым для него ИНСТИТУТОМ и это важный этап в формировании личности ребенка.

Кратко (в рамках данной статьи) расскажем об особенностях адаптации ребенка к детскому саду.

АДАПТАЦИЯ

Сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологический, социальный, психологический.

В норме от 1-6 дней легкая, средняя 16-32 дней, тяжелая может длится до полугода и более.

При адаптации возникают протестные реакции которые захватывают сферу потребления пищи (ребенок ничего не ест и не пьет в детском саду) и сферу отправления естественных потребностей. Протест звучит так «Здесь все чужое, я ничего не возьму и ничего не оставлю».

Чтобы помочь ребенку легче адаптироваться родителям имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Сад это необходимость. Дети, чьи родители уверены в правильности своего выбора, адаптируются быстрее и легче. Они ощущают себя частью семейной системы, и если посещение садика необходимо – принимают это. Гораздо хуже если ребенок чувствует неуверенность взрослого – то ли нужно ходить – то ли не нужно. Конечно он будет противится.
  2. О саде говорим только хорошо! НЕ пугать садом и не наказывать садом!

«Перестань плакать – а то не заберу вечером»! «Будешь баловаться – отведу в сад! Там тебя научат!» — разве могут подобные запугивания помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду?

Доверяйте воспитателям! И детскому саду. Чтобы снизить свою тревожность особенно опекающим мамам и бабушкам надо помнить, что они передают ребенка в добрые руки.

  • Не делать из еды культа – не надо делать тему еды напряженной, не спрашивайте постоянно что он ел и почему не ел снова? Это может лишь закрепить проблему, ведь ребенок чувствует вашу тревогу.
  • В сад идем в любом случае! Ребенок с первого дня посещения сада должен знать – что другого выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда ребенок будет направлять все усилия на поиск положительных моментов происходящего. Либерализм лишь осложнит ситуацию. Ребенок может почувствовать, что его родитель не готов еще к тому, чтобы оставить его в саду, что окончательное решение еще не принято. Это будет создавать у ребенка ложные надежды, которые только усугубят ситуацию.
  • Расспрашивайте ребенка ежедневно о жизни детского сада. Провожайте ребенка в группу и встречайте его с улыбкой! Удивляйтесь и хвалите ребенка, ваша беседа с ним о том как он прожил этот день в саду должна быть эмоционально окрашена.
  • Проигрывайте дома различные ситуации в саду. Пусть одна из домашних игрушек исполнит его роль. Понаблюдайте, что делает игрушка в саду, что говорит, вместе с ребенком помогите игрушке найти друзей, с ее помощью решайте проблемы вашего малыша, ориентируясь на положительные результаты. Передавайте ребенку технологию поведения в различных ситуациях
  • Психологические особенности поведения ребенка в три года

    В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение. А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат — пусть несознательное, но уменьшение внимания. Естественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

    Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

    Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать. Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места. Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

    Кризис — сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

    Об особенностях кризиса трехлеток

    «Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла. Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно. Изменения личности копятся на протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае — трехлетнего ребенка.

    Кризис — это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

    В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис — это момент появления на свет новой, полноценной личности. Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного. В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

    Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка.

    Негативизм — одно из основных проявлений кризиса

    Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его — это отказ поступать так, как его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

    В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

    Часто взрослые считают, что негативизм — это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так. Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится. В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

    Стоит отметить некую особенность негативизма — его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителями мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

    Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

    Проявление упрямства во время кризиса

    Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы. Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что уже проголодался. Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

    Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

    О проявлениях строптивости и своеволия

    Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

    Таким образом, в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

    Своеволие — это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года — нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

    Бунт и обесценивание — дополнительные проявления кризиса

    Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут в этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

    Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

    О проявлении деспотизма

    Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев. Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут выполнять любые их прихоти. В таких цель малыша — стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

    Итак, подытоживая, отметим, что кризис — это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

    Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

    Что нужно знать родителям?

    Самое главное — не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных наказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

    Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

    Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

    Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

    Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:

    • с водой;
    • с камнями;
    • с песком;
    • с красками;
    • с кубиками, которые можно выстраивать и разрушать;
    • с бумагой, которую можно рвать на куски;
    • с шумными музыкальными инструментами.

    Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

    Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

    Как правильно вести себя родителям?

    Главная ошибка взрослых в период кризиса 3 лет — общение с детьми как со взрослыми. Родители твердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

    В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.

    Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут легче пережить сложный переходный возраст ребенка в 3 года.

    1. Если родители что-то запрещают, они обязательно должны предложить альтернативный вариант. Это необходимо для того, чтобы не спровоцировать у малыша проявление негативизма.
    2. Предлагая малышу альтернативные варианты, нужно оставить окончательный выбор за ним. Свобода выбора поможет крохе вырасти самостоятельным человеком, уверенным в себе и своих решениях. В 3 года ребенок уже в состоянии выбрать, во что он оденется, в какое время будет есть, какими аксессуарами воспользуется. Важно не смеяться и не критиковать выбор крохи, воспринимая его с уважением и на полном серьезе.
    3. Необходимо поручать ребенку небольшие задания по дому. Например, кроха может ухаживать за домашним питомцем, помогать накрывать и убирать со стола, вытирать посуду, пыль и так далее. Прежде чем поручить малышу что-либо, предложите ему несколько вариантов дел на выбор – пусть выберет самое интересное для себя.

    Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

    Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

    Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

    Считается, что 3 года — это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так. Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

    Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

    Трудный возраст — кризис у ребенка 3 лет

    Особенности психологии трёхлетнего малыша

    Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

    Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».

    Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.

    Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.

    При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.

    Симптомы кризисных изменений в поведении

    На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

    Вот ещё 5 характерных симптомов:

    • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
    • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
    • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
    • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
    • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
    • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

    Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

    Причины поведенческих нарушений

    С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

    К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:

    • Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
    • Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
    • Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
    • Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
    • Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.

    Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.

    Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.

    Длительность кризисного периода

    Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.

    Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.

    Как пережить трудный период

    Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

    Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

    Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

    Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

    • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
    • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
    • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
    • Избегать криков и наказаний.
    • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
    • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
    • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
    • Игнорировать истерики — в любое время, в любой ситуации.

    Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу — и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

    Как реагировать на детскую истерику

    Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.

    Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя — чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.

    Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

    Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.

    Когда требуется помощь психолога

    Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

    • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
    • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
    • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
    • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

    В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

    Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

    Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector