221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возрастная психология младенчество кратко

Возрастная психология младенчество кратко

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет . К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Основные навыки и потребности ребенка в младенчестве

Называя ребенка младенцем, мы имеем в виду, прежде всего, что он маленький, беспомощный. Однако специалисты имеют четкое представление о том, когда начинается и заканчивается период младенчества, чем отличается от других периодов жизни малыша, что умеет, чего хочет ребенок на этом этапе своего развития.

Временные рамки

Итак, только ли эпитеты «маленький» и «беспомощный» характеризуют ребенка на этапе младенчества? Если говорить о возрастных рамках (до 1 года), то – да. Младенчество – это период жизни ребенка между двумя кризисами: первого месяца и первого года жизни.

  • Кризис первого месяца характеризуется адаптацией малыша к жизни вне утробы матери. Происходит кризис физического отделения маленького человечка от матери.
  • Кризис первого года в психологии связывают с освоением навыков хождения и речи.

Советский ученый, психолог Л.С. Выготский выделял возрастные периоды именно по границам кризисных этапов. Однако он считал, что во время кризиса происходят не только негативные изменения (нарушения сна, питания, поведения), но также, несомненно, положительные: ребенок приобретает новый значимый для него навык, дающий возможность развиваться на новом уровне. Происходит изменение маленькой личности.

Разве на первом месяце жизни малыш получает такой навык? Физически – нет. Психологически – да. Он учится воспринимать себя как существо, живущее отдельно от мамы. Соответственно, дальше он будет учиться всему, что способствует его адаптации в социально-бытовом, психическом, эмоциональном плане.

Читать еще:  Беседа в возрастной психологии

Исходя из всего этого, границы младенческого возраста — от 2 месяцев до года. Это так называемый стабильный период, когда малыш развивается вне кризиса. После этого ребенок переходит на новый этап (раннее детство), который к 3 годам тоже закончится кризисом: ребенок осознает себя как независимую часть социума, самостоятельную и значимую личность.

В младенческом возрасте ведущий тип деятельности малыша – непосредственно-эмоциональное общение с окружающими близкими людьми. При этом кроха полностью зависит от взрослого: физическое развитие, режим дня, правильное питание, своевременное лечение, познавательные, двигательные, речевые навыки – все это он получает от матери и развивает с ее помощью, на ее примере.

Больше общайтесь с младенцем. На этом этапе потребность в эмоциональном контакте с матерью у ребенка чрезвычайно высока. Ваш ласковый голос, колыбельные, потешки, улыбки дают ему ощущение спокойствия, комфорта, необходимое для полноценного развития.

Речь младенцев

От рождения до года речь малыша по большей части является пассивной. На этом этапе он:

  • учится понимать интонации;
  • запоминает простые речевые конструкции;
  • накапливает запас понимаемых слов (предметов и действий), которые пока не может произносить;
  • развивает артикуляционный аппарат.

Не умея говорить, ребенок, тем не менее, остро нуждается в эмоциональном общении со взрослыми. Он учится этому, последовательно проходя несколько этапов:

  1. плач (простой, а затем интонационно окрашенный);
  2. гуление;
  3. лепет (цепочки слогов, неосознанно произносимые простые слова);
  4. подключение жестов к процессу общения;
  5. первые слова.

Ближе к году формируется так называемая автономная речь – переходная фаза между пассивной и активной речью. Иногда ее еще называют «детским языком». Это своеобразная эмоциональная связь со взрослым в конкретной ситуации. Конечно, это общение, но понятное лишь ребенку и его родителям.

Такая речь младенца отличается от взрослой речи артикуляцией, фонетикой, семантикой (это слова с множеством значений, звукоподражания, искажения, обрывки понятных взрослым слов). Синтаксические конструкции в этот период дети тоже строят «по желанию» — их «слова» не связаны друг с другом привычными для взрослых связями, в них нет согласованности, подчинения, управления и т. д.

В возрастной психологии считается, что начало и конец такой автономной речи являются одновременно границами начала и конца кризиса первого года.

Предметная и двигательная деятельность

Эти два вида деятельности в младенческом возрасте тесно взаимосвязаны и развиваются вместе в определенной последовательности.

  • Зрение новорожденного еще довольно слабо развито, глаза видят как бы автономно друг от друга. К началу младенчества они перестают расходиться в разные стороны, кроха умеет сосредотачиваться на предмете, который видит одновременно и четко обоими глазами, – зрение становится бинокулярным.
  • Начальный период младенчества характеризуется появлением у ребенка комплекса оживления – двигательных и эмоциональных реакций на появление близких людей. С каждым месяцем комплекс проявляется все активнее. Малыш привлекает к себе внимание сначала для общения, затем – для совместных игр.
  • С 2 месяцев до года малыш последовательно учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить. Каждый новый навык открывает перед ребенком новые возможности для изучения окружающей действительности, раздвигает доступные границы пространства.
  • Действия с предметами. К 6 – 7 месяцам рефлекторное хватание постепенно переходит в осознанный, намеренный акт. Затем малыш учится раскрывать ладонь по размеру предмета, захватывать мелкие детали, манипулировать предметами или игрушками. Это еще не полноценные действия с предметами, поскольку они используются не по своему назначению (ребенок их крутит в ручках, стучит по поверхности или друг о друга, тянет в ротик).
  • К концу года вырабатывается управляемость движений, их произвольность и целенаправленность. Малыш понимает, какой предмет он хочет взять и зачем. Это основа для развития дальнейшей полноценной предметной деятельности.

Собственно, она начинается во время кризиса первого года, когда малыш осваивает навык ходьбы. Теперь его ручки свободны для захвата и манипуляций с вещами или игрушками. «Настоящая» предметная деятельность характеризуется использованием предметов по их назначению. А этого малыш пока не знает. Ему придется самостоятельно научиться этому у взрослых, выработав определенные навыки:

  • понимать назначение конкретных предметов;
  • осваивать способы действий с разными предметами;
  • усваивать технику выполнения этих действий.

Интеллектуальное развитие

Каким бы незначительным оно ни казалось, за период первого года жизни малыш в интеллектуальном развитии делает большой шаг вперед. В общем смысле младенцы находятся в сенсомоторном периоде развития (основанном на восприятии и моторике). У них нет пока понятия образа, нет способности выражать свои мысли или потребности посредством речи. Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и движений.

В рамках этого периода за первый год малыши проходят несколько важных ступеней.

  1. Новорожденные малыши (1 месяц) приспосабливаются к окружающей действительности при помощи рефлексов (они плачут, дышат, кашляют, сосут грудь и т. д.) и их дальнейшего преобразования (аккомодации).
  2. Период первичных круговых реакций (до 4 месяцев) – время появления первых форм активности, отличных от рефлексов. То есть у младенца в этом возрасте уже проявляются первые связи с окружающими предметами.
  3. Период вторичных круговых реакций (с 4 до 8 месяцев). Характерной особенностью этого периода является действие малыша одновременно по двум схемам (например, движения руки и восприятия голоса или звука). В качестве примера можно привести действия малыша с погремушкой, подвешенной над кроваткой. Сначала он ее случайно цепляет, и она издает характерный звук. Затем младенец уже целенаправленно цепляет ее снова, ожидая повторения звука.
  4. Начало развития практического интеллекта (с 8 до 12 месяцев). Младенец начинает понимать постоянство объекта. Это выражается, например, в том, что ребенок привыкает считать родными и безопасными людьми тех, кто находится рядом постоянно, болезненно реагируя на появление незнакомцев. Или в том, что малыш теперь знает: предметы существуют даже тогда, когда их не видно. Если спрятать игрушку, он начнет ее искать. Теперь деятельность ребенка ориентирована именно на постоянные объекты. В своем поведении он отрывается от наглядного восприятия и ориентируется на постоянные (пусть в данный момент и невидимые) предметы.

Что сейчас важнее всего?

Самая важная потребность младенца – потребность в защищенности, безопасности, стабильности. Ее крайне важно удовлетворять максимально. Ведь если ребенок с младенчества не будет чувствовать себя в безопасности, он на всю жизнь разучится доверять окружающему миру, отстранится от него. Может стать замкнутым или враждебным к социуму. Если ребенок испытывает нехватку родительской любви, заботы, ласки, внимания к своим желаниям, если с ним жестоко обращаются в семье, он вырастет озлобленным и отчужденным.

Ведь в этом возрасте для малыша мир и семья имеют одинаковое устройство: все, что происходит в семье, происходит и в мире. Именно поэтому, если ребенок в раннем возрасте переживает развод родителей, для него не просто рушится семья – рушится весь мир.

В младенчестве ребенок учится общаться с окружающими, ждет от них помощи и поддержки. Он учится доверять окружающим, формирует первые привязанности: сначала ища ответной реакции от любого человека, затем научившись разделять своих и чужих, затем избирая в объекты своей любви самых близких и значимых людей.

Именно в этот период чувство психологического комфорта и гармонии гораздо важнее удовлетворения естественных потребностей. Ведь с помощью этого чувства ребенок учится воспринимать себя человеком – мыслящим, разумным, духовным существом.

Конец этапа младенчества

К концу первого года малыш учится отделять себя от окружающего социума, чувствовать себя независимым (ведь он теперь умеет сам двигаться и изъясняться, принимать решения и достигать целей).

К этому времени ребенок как бы остается без системы управления: биологические ритмы им уже не управляют, а новые двигательные и речевые навыки еще до конца не освоены как рычаги свободного управления своим поведением и ориентации в окружающем мире.

Таким образом, к концу первого года жизни младенец переживает кризисный этап, который поможет ему перейти на новый уровень развития, когда ведущими средствами регулирования деятельности будут выступать именно речь и способность к самостоятельному передвижению. В это период ребенок как бы проходит процесс обратного развития. Он характеризуется аффективными эмоциями, нарушением биологических процессов и потребностей (сон, питание), капризностью, плаксивостью, обидчивостью, своенравием, непослушанием.

Выйдя из этого кризиса, ребенок вступит в новый возрастной период — раннее детство. А то, как будет протекать сам кризис – его выраженность и длительность – во многом зависит от правильного поведения родителей. Но это, пожалуй, тема отдельного разговора.

Особенности младенческого возраста в психологии

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.
Читать еще:  Предмет задачи и методы дошкольной психологии

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Читать еще:  Кризис 7 лет психология

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Психология развития. Младенческий возраст (стр. 1 из 3)

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные особенности младенческого возраста.

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.

1.2. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.

Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития). Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.¹

Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. ²

1.3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общностью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×