221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Занятия психолога с элементами арт терапии

Авторское психотерапевтическое занятие с арт-терапией «Сосуд моей души»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Становление личности обусловлено прохождением возрастных кризисов. Личность постоянно подвергается воздействию внешних факторов, которые зачастую усугубляют негативные факторы, влияющие на кризисную ситуацию. Самым сложным и затяжным возрастным кризисом считается подростковый кризис, когда происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок (Л.Б. Шнайдер).

Подростки ещё не взрослые, но уже не дети. Этот переходный период является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. В этот период формируются чувство взрослости и “Я-концепция”, появляется рефлексия, складываются мировоззрение, эго-идентичность, становится возможным самовоспитание и др.

В подростковом возрасте, когда наиболее ярко видны особые качества становления человека как личности, впервые проявляется чувство одиночества. На формирование чувства одиночества влияет определенный ряд социальных и психологических факторов, таких, как социальное отторжение или принятие и признание, отсутствие “своего” круга общения или обособление, усиление потребности в самопознании и кризиса самооценки, эмоциональная нестабильность, наличие или отсутствие в семье теплых и доверительных отношений. Ребёнок может ощущать себя одиноким в равной степени и при гиперопеке со стороны родителей, где не берутся в расчёт желания подростка и его стремление к самостоятельности, и при попустительском отношении, где родителям нет никакого дела, до того, что происходит в жизни взрослеющего ребёнка.

Кризис подросткового возраста — сложный период в развитии ребенка, часто ему нужна помощь и поддержка взрослого. Сохранение психофизического здоровья ребенка является важной задачей в период подросткового кризиса, что важно для развития и формирования гармоничной личности.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Понятие психического здоровья, включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, в нервно-психическом состоянии детей. Эмоциональная сфера в этом возрасте зачастую бывает нестабильной. Любое замечание со стороны близких людей, педагогов, особенно при значимых других подростках (классе), может привести к острому негативному переживании, которое несёт в себе тревогу. Страх, обиду, чувство несправедливости и т.п. Помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками и взрослыми, снижению учебной мотивации задача взрослых, в частности школьного психолога.

В связи свыше сказанным возникла необходимость углублённой психокоррекционной работы с подростками, остро переживающими подростковый кризис. Автором была разработка коррекционной программы занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. В программе особое внимание заслуживает психокоррекционное занятие “Сосуд моей души” с использованием методов арт-терапии, которое успешно используется в работе с детьми и подростками. В данной публикации даётся подробное описание этого занятия и презентация, которую можно использовать как наглядность для обмена опыта среди коллег педагогов-психологов.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность позволяет глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Через рисунок ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Можно выделить несколько аспектов изобразительной деятельности ребенка: диагностический, терапевтический, катарсический, бихевиоральный, развивающий.

  • Диагностический аспект — продуты изобразительной деятельности, которые являются ценной информацией о психологическом развитии, эмоциональном состоянии, наличии внутренних конфликтов и переживаний ребенка.
  • Терапевтический аспект — процесс эмоциональной экспрессии предоставляет возможность работать не только с мыслями, но и с чувствами ребенка.
  • Катарсический аспект — рисование является безопасным способом разрядки напряжения, снимает фрустрацию, ослабляет чувство неполноценности.
  • Бихевиоральный, поведенческий аспект — в рисунке проигрываются возможные решения, анализируются ситуации и проблемы.
  • Развивающий аспект — в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, гибкость и пластичность мышления.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается особая атмосфера игры и творчества.

Эффективны арт-методы и при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное “Я”, в связи, с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства подростков характерно наличие негативной “Я-концепции”, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психотерапевтический и психопрофилактический фактор.

Психокоррекционное занятие “Сосуд моей души”

Цель: гармонизация внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

Читать еще:  Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития

Задачи: снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование позитивного восприятия мира, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: релаксационная музыка, стеклянные бутылки, баночки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла), акриловая краска по стеклу (или витражная), кисти, подручный материал для заполнения сосуда (любая крупа, бусины, камушки, ракушки, красивые фантики, веточки, засушенные и искусственные цветы и т. п.), салфетки для вытирания рук.

Рекомендации в применении:

  • кризисные состояния у детей и подростков;
  • психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
  • невротические и эмоциональные расстройства;
  • развитие собственного представления о себе.

Контроль эмоционального состояния проводится до и после занятия при помощи цветового теста Люшера.

Приветствие.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера перед занятием.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Настрой на работу.

Психолог: “Сегодня на занятии мы с вами поговорить о душе и внутренней гармонии”.

Зачитываются строки из стихотворения Александра Блока:

“Не нарушай гармонии моей –
в ней всё светло и всё духовно.
Когда и ты душой ответишь ей,
с тобой мы связаны любовно”.

Психолог: “Как вы думаете, что такое душа? Где душа находиться? Зачем душа нужна человеку? Связаны ли наши чувства и эмоции с состоянием души, с чувством внутренней гармонии? Какой он, человек, обладающий внутренней гармонией?”.

Перед обсуждением необходимо дать детям правила по психологической безопасности.

Психолог: “Важно сейчас выслушать друг друга без оспаривания и осуждения. Просто принять всё услышанное как информацию. Каждый человек как личность индивидуален, получает свой личный жизненный опыт, начиная с рождения, воспитывается и живёт в разных условиях и т.д.”

Идёт обсуждение. Подростки высказывают своё мнение, мысли, которые приходят в ходе обсуждения. Затем озвучиваются некоторые определения души философов, психологов, поэтов и писателей.

Основное упражнение “Сосуд моей души”.

Психолог: “Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. А будет ли в нашей душе внутренняя гармония? Как вы считаете, что это – внутренняя гармония души? Какой это человек обладающий этим качеством?”.

Психолог: “Перед вами несколько сосудов. Возьмите тот, который вам хочется взять, тот который по душе. Украсьте свой сосуд, разрисуйте его так, как вам бы хотелось, как нравится. Во время работы необходимо сохранять молчание. Постарайтесь сосредоточиться на процессе”.

Включается приятная, спокойная музыка.

После того как все сосуды украшены, даётся время на подсыхание краски. В это время дети выбирают материал для наполнения сосудов. Затем заполняют сосуды выбранным материалом. При заполнении звучит та же музыка. После того, как все сосуды наполнены, участники занятия выставляют их на середину стола так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Детям даётся время на изучение всех сосудов. При этом можно только спрашивать и уточнять: “Что это?”, но нельзя давать оценку “хорошо-плохо”.

Психолог: “Когда мы с вами размышлял о том, что такое душа, были разные мнения. И сейчас, когда вы видите готовые сосуды души, найдите одинаковые . Таких нет”.

Зачитывается стихотворение Надин Буре:
“Ты обрети, гармонию в душе.
И ты узнаешь, где ты проживаешь.
Ведь ты увидишь, счастье на земле.
Уж очень много, и для всех его хватает.
И ты узнаешь, как любить, и жить.
И с чистой, озарённою душою.
И как на свете, всех счастливей быть.
И как для всех быть, счастьем и судьбою.
Ты подари любовь себе, и всем.
Она к тебе в двойне вернется.
Узнаешь ты, то счастье на земле.
Когда с любовью, сердце отдается”.

Рефлексия.

Необходимо при обсуждении занятия подвести детей к тому, чтобы они сами проговорили об индивидуальности каждого из них. О принятии другого человека с его, возможно, особым складом души. Что другой тем и интересен, что он другой, также как и сосуды души на данном занятии получились разные и тем самым интересные.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера после занятия.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Важно, чтобы подростку нравился свой заполненный сосуд, вызывал приятные чувства. Если же это не так, то необходимо в дальнейшем продолжить работу с этим ребёнком индивидуально.

Это занятие даёт и диагностические возможности. Как правило, закрытые, тревожные, ранимые, непринятые в коллективе подростки выбирают в качестве сосуда бутылки и баночки с узким верхом цветного стекла и, по возможности, после заполнения сосуда, закрывают его крышкой или чем-нибудь красивым.

Презентацию данного занятия можно использовать для педагогов-психологов как методическую разработку на семинарах по обмену опытом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  2. Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.
  3. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. № 8/2002.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии “Юрайт”, 2002.
  5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
  6. Собчик Л.Н. МВЦ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. практическое руководство. – СПб., Изд-во “Речь”, 2001.
Читать еще:  Психолого педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия с элементами арт-терапии и психогимнастики

Разработанное занятие с элементами арт-терапии способствует профилактике эмоциональных и поведенческих расстройств. Для эффективного взаимодействия с детьми в занятии применялись современные психологические методы и приемы, в основе которых лежит арт-терапия. Комплексный подход, включающий синтез арт-терапевтических техник (техники направленной визуализации, рисования, художественного слова, телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии), позволяет добиться реализации поставленных задач для каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект занятия с элементами арт-терапии и психогимнастики57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами арт-терапии и психогимнастики

Тема занятия: Путешествие в сказочный лес

Цель : развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы

— создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга

— сплочение коллектива на основе совместной продуктивной деятельности

— развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения

— снятие эмоционального напряжения

— развитие активного творческого воображения

— развивать чувство равновесия, координацию движений

Оборудование: следы, макеты деревьев; листы А4; шерсть, краски, клей ПВА; кисти; стаканчики для воды; музыкальные аудиофайлы «Лес», «Звуки природы»; листья из бумаги различных цветов.

— Игра «Давайте поздороваемся»

II. Основная часть

— Динамическая минутка «Следы»

— Игра «Изобрази животное»

— Игра «Большое животное»

— Арт-терапевтическая коллективная работа «Сказочная птица»

— Динамическая минутка «Следы»

Одним из самых эффективных средств развития личности детей является арт-терапия. Основная цель арт-терапевтической работы состоит в гармонизации развития личности. В последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
o Формированию представлений о себе,
o Изучению и выражению своих чувств и эмоций;
o Формированию позитивного самовосприятия;
o Развитию коммуникативных навыков;
o Эмоциональному сближению;
o Снятию психоэмоционального напряжения;
o Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
Арт-терапия совместно с психогимнастикой работают на сохранение психического здоровья и предупреждают эмоциональные расстройства у детей.

Разработанное занятие с элементами арт-терапии способствует профилактике эмоциональных и поведенческих расстройств. Для эффективного взаимодействия с детьми в занятии применялись современные психологические методы и приемы, в основе которых лежит арт-терапия. Комплексный подход, включающий синтез арт-терапевтических техник (техники направленной визуализации, рисования, художественного слова, телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии), позволяет добиться реализации поставленных задач для каждого ребенка.

Конспект развивающего занятия с элементами арт-терапии

Конспект развивающего занятия с элементами арт-терапии

Возрастная группа- дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Цель- развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

— знакомство детей с видами эмоций человека, в частности с эмоцией «радость»

— развитие способности адекватного выражения своих чувств и понимания эмоционального состояния другого человека

Оборудование: набор дидактических карточек «Эмоции», заготовка «ромашка», ватман, акварельные краски, кисти.

Цель-создание атмосферы доверия, сплочение детского коллектива

1.1 Упражнение-приветствие «Радостная встреча»

Ведущий : « Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга по кругу. Каждый из вас улыбнется своему соседу, назовет его имя и скажет ему «Я очень рад видеть тебя». И так до тех пор пока каждый из вас не поприветствует друг друга

Цель-настройка на продуктивную деятельность

1.2 Упражнение «Ласковое имя»

Ведущий предлагает во время занятия называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обратиться к каждому из участников занятия.

Цель — ознакомление с эмоцией «радость», формирование навыков работы в группе, развитие познавательного интереса.

3.1 Упражнение «Ромашка»

Ведущий; «Ребята, тема нашей сегодняшней встречи – РАДОСТЬ. А что такое радость. (ответы детей)Радость- это положительная добрая эмоция. Возникает она, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Радуются, например, когда сбываются мечты, дарят подарки и т.д. Поводов порадоваться великое множество. Но не каждый человек хочет это делать. Есть просто угрюмые люди, которые события своей жизни воспринимают негативно, это пессимисты. А есть люди, для которых незначительное событие в радость. Таких людей называют оптимистами.

А сейчас дети давайте вспомним то, что заставило вас радоваться (ответы детей)

Смотрите ребята, какая у меня есть веселая мордочка. И есть лепестки. На них я напишу сейчас ваши ответы(ведущий пишет ответы).И прикреплю их к нашей веселой мордочке. Что у нас получилось? Ромашка радости. Ее вы можете повесить к себе в группу.

Ведущий: «Радость, как и любая эмоция, отражается на лице. Взгляд становится добрым, появляется улыбка на лице. Давайте постараемся выразить радость на наших лицах». Дети изображают радостную эмоцию.

3.2 Упражнение «Собираем добрые слова»

Ведущий: «Ребята вы узнали, что такое радость. А как вы думаете, как можно доставить радость другому человеку? (Дети предлагают варианты ответов). Я вам предлагаю сыграть в игру «Собираем добрые слова». Вам необходимо вспомнить добрые слова, или хорошие качества человека, перебрасывая мячик тому, кому вы хотите сказать эти добрые слова».

3.3 Коллективное рисование «Рисуем радость»

Детям дают большой лист ватмана, акварельные краски, кисти. И предлагают изобразить радость на одном большом листе.

Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов

Список используемой литературы

1. Крюкова С.В. Слободяник, Н.П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»-М.Генезис.2000

2. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия/под.ред.Е.В.Свистуновой.-М:Форум,2016

3. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровье у младших школьников. М: Генезис- 2001.

Конспект занятия c элементами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Моё настроение»

Ирина Цуркану
Конспект занятия c элементами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Моё настроение»

Цель — гармонизация личности.

• Развитие и умения правильно выражать свои эмоции и чувства

• Развитие фантазии, воображения

• Развитие уверенного поведения

• повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.

Материалы: вырезанный из бумаги круг (желательно большого диаметра,листы бумаги, фломастеры, карандаши, акварельные краски; фотографии с изображением на них предметов, имеющих форму круга.

Ход занятия.

– Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть, а вы рады видеть друг друга?Покажите как вы рады встрече с друзьями: повернитесь к соседу справа – улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева – улыбнитесь ему.

Проводится беседа. «Настроение по цвету»

Ребята, забота о своём настроении также важна, как и забота о своём теле, о своём здоровье. Необходимо научиться радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, удобная красивая одежда, музыка, что ещё?

А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе цвет, соответствующий вашему настроению

— Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.

Упражнение «Рисование клубком»

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Ход работы:

Психолог: «Ребята, сейчас мы с вами с помощью клубка ниток будем создавать различные узоры или картины на полу». (Психолог берет клубок ниток и показывает детям пример картины). Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось.Психолог задает следующие вопросы:

— Какие буквы ты здесь видишь?

— Какие фигуры ты здесь видишь?

— Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

— Какое блюдо здесь нарисовано?

— Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д. ?

Упражнение «Волшебный круг»

Психолог: “Сегодня мы с вами соприкоснёмся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времён считалось людьми особенным. А для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии?” Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы, имеющие форму круга.

Психолог: “Замечательно, вы всё правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? В нём нет острых углов, он напоминает собой Солнце – символ жизни, удачи и счастья. С древних времён люди, изображая круг, наделяли его особой, магической силой.

И сейчас мы с вами это проверим – создадим свой волшебный круг”

Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвящённый чему-то доброму, радостному.

— Почему решил нарисовать именно это?;

— Понравилось ли ему рисовать? Доволен ли он результатом?

— Хотел бы что-то изменить (перерисовать) или нужно оставить всё как есть?

Психолог: “Мне очень понравился каждый круг. Совсем недавно они был совершенно пустые, а сейчас приобрели своё настроение, целую жизнь – ведь в них поселились ваши чувства. Как же его сделать ещё и волшебным?

Этап вербализации и рефлексивного анализа

Давайте потрем свои ладони одна о другую – чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснёмся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно передадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделился частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой, волшебной силой. Ведь именно Добро творит настоящие чудеса!”

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа; вербального мышления (обобщение); произвольного внимания; пространственных.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Конспект занятия по познавательному развитию (3–4 лет) с элементами песочной терапии «Веселые вагончики» Цель: формирование навыков речевого общения, посредством метода песочной терапии. Задачи: -развитие умения различать предметы по цветам.

Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Мини-лаборатория» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Мини – лаборатория» (с элементами проектной деятельности) Задачи: Развивать.

Конспект занятия по декоративной живописи с детьми старшего дошкольного возраста «Заколдованные красавицы» Цель занятия: познакомить дошкольников с возможностями и приёмами декоративной живописиЗадачи:* Сформировать умение самостоятельно выбирать.

Конспект занятия с элементами арт-терапии «Загадочный фрактал» Сегодня я хочу познакомить вас с нашим новым увлечением — работами, выполненными в технике фрактального рисунка. Моих ребят очень увлекла.

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста» Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения.

Мастер-класс «Весеннее настроение», живопись шерстью с детьми старшего возраста МАСТЕР – КЛАСС по изготовлению картин из шерсти на тему «Весеннее настроение» для педагогов. (Носова С,Б.) 1часть. Мастер-класс для педагогов.

Практикум с родителями «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Рисование на камнях. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Хорошее настроение, которое всегда с тобой» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. «Хорошее настроение, которое всегда с тобой» Цель: повысить осознание детей своих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector