221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знание детской психологии

Связь детской психологии с другими науками

Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе пси­хического развития ребенка возникают те основные психические явления, кото­рые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.

На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в от­дельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе дру­гих наук.

Изучение психического развития ребенка возможно толь­ко при определенных общих представлениях о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Та­кие представления дает философия. Философия – это наука о ниаболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Они несут на себе методологическую нагрузку. Можно напомнить, что пси­хология первоначально возникла в рамках философии и дол­гое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама раз­делилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каж­дый ученый, пытаюшийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэто­му философия, или философская антропология, является фун­даментом психологии вообще и детской психологии в частно­сти. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являют­ся центральными для философов, конкретно и детально раз­рабатываются в детской психологии. Многие известные фило­софы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому мож­но сказать, что детская психология, с одной стороны, опира­ется на философию, а с другой — дает ей необходимый эмпи­рический материал.

Психология современного человека, в том числе и ребенка, ко­ренным образом отличается от психологии человека средних ве­ков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным раз­витием человечества, филогенезом, занимаются другие науки — история, культурология,антропология. Предметом детской пси­хологии является индивидуальное развитие человека, или онтоге­нез, который всегда происходит в определенной историко-куль­турной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетичес­кое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.

Качественные изменения в психической жизни, т. е. раз­витие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление но­вых потребностей и новых форм деятельности. Все эти из­менения имеют свои психологические механизмы и законо­мерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины — психологии развития, или генетической психо­логии.Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффектив­но психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психоло­гии. В свою очередь, детская психология использует законо­мерности психического развития человека, открытые в пси­хологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ре­бенком на протяжении детства.

Детская психология опирается на понятия и методологию общей психологии.Выделение таких аспектов психической жиз­ни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что эти аспекты были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психи­ческой жизни взрослого нельзя понять без анализа их проис­хождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней од­новременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения но­вых форм деятельности, сознания, мышления можно просле­дить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психо­логию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить ста­новление сложнейших форм психической жизни взрослого человека.

Вместе с тем детская психология является самостоятель­ной фундаментальной наукой, дающей научную основу для та­ких прикладных наук, как педагогическая психология и педаго­гика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания де­тей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возмож­ностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных эта­пах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обу­чения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая пси­хология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического раз­вития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоско­сти как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дош­кольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Знание основ детской психологии необходимо для практи­ческой работы с детьми. Важнейшим условием успешной рабо­ты воспитателей и педагогов в яслях, детском саду, различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерно­стей психического развития ребенка, понимание интересов каж­дого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю уста­навливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодо­левать отклонения в их психическом развитии, выбирать адек­ватные для них формы общения и обучения. Знание общепсихологических закономерностей при изучении детской психологии помогает определить, что именно и в каком направлении развивается впсихике ребенка. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важноезначение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы разных психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Именно глубокая связь общей психологии с детской дает возможность осуществить принцип генетического подхода, принятый и отечественной психологии.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикойв частности. К. Д. Ушинский, подчеркивая значение психологических наукдля педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочетвоспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тожевсех отношениях». Обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал:

«Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять,и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

Современные отечественные ученые считают, что психология имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины. «Говорить о научных основах педагогики, — писала Л. И. Божович, — это значит, прежде говорить о вскрытых и понятых законах активного формирования психики ребенка».

Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детская психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой — в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших по­головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистая, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.

В исследованиях В.С. Ротенберга, В.В. Аршавского было показано, что основным компонентом поведения, определяющего устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является такой психологический феномен, как поисковая деятельность. Под поисковой деятельностью понимается деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.

Как оказалось, уже самые ранние этапы развития ребенка имеют непосредственное отношение к формированию поисковой активности. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми целого ряда условий: с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач – единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт, страх) – являются достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. Он должен приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.

Антиподом поисковой деятельности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия, инфаркт), опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой деятельности. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья – оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности.

Роль психологических факторов признается многими исследователями и в развитии бронхиальной астмы. Как показывает клинический опыт Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, родительские семьи больных бронхиальных астмой характеризовались сдержанностью в проявлениях эмоций у ее членов; родители стремились контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать эмоциональные проявления. Сюда же относится подавление матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве.

Широко признана роль семьи в происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался: стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда человек сформировал собственную семью.

Читать еще:  Кризис 3 лет психология кратко

Причины психосоматических заболеваний коренятся в неправильном взаимодействии взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и детей. Последствия такого взаимодействия могут стать для ребенка необратимыми.

В последнее время в нашей стране все более широкое распро­странение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входят диагностика и коррекция пси­хического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основой для этой профессии позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной нор­ме, диагностировать отклонения в психическом развитии от­дельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Предмет и принципы детской психологии
учебно-методический материал

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet_i_printsipy_detskoy_psihologii_1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и принципы детской психологии 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

3. Принципы изучения психики ребенка

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Почему родителям полезно изучать детскую психологию?

Детская психология — одна из отраслей общей психологии, изучающая процессы, происходящие в психике ребенка. Информация о том, как развивается ребенок, является полезной и часто незаменимой тогда, когда воспитатели, учителя и родители испытывают сложности во время взаимодействия с детьми. Какие это могут быть сложности? Отклоняющееся от нормы поведение, вредные привычки, непослушание, нарушения работы нервной системы (истерики, слезы), сложные отношения в семье, конфликты со сверстниками и многие другие.

Если бы взрослые не пользовались психологическими и педагогическими знаниями, им было бы сложно помочь детям, когда те особенно нуждаются в этом. Дети сами не способны определить и сказать о том, что у них проблемы в личной или социальной сфере. Понять это могут только взрослые — когда у ребенка нарушается поведение и меняются привычки.

Знания детской психологии помогают педагогам, работающим с детьми разных возрастных групп, научить их общаться, решать конфликты, контролировать себя, быть более внимательными и ответственными.

Когда родители понимают важность этих знаний, им удается избежать множества ошибок, которые они могли бы допустить, если бы не знали ничего о том, по каким законам растет и развивается их ребенок. Например: желание «сломать» ребенка, подчинить его себе во время переживания им возрастного кризиса, навешивание ярлыков типа «неудачник», «лентяй», «глупый», необъективные запреты во время желания познавать мир, гиперопека, излишний контроль, давление или наоборот, игнорирование детских потребностей.

Для чего родителям полезно изучать детскую психологию, можно узнать из этой статьи.

Чтобы знать особенности возраста детей

Часто взрослые конфликтуют с ребенком, не могут найти с ним общего языка. Это проявляется в непонимании, частых ссорах, детских протестах, родительских ожиданиях, которые дети не оправдывают. Иногда такая семейная проблема, как непонимание между поколениями может обернуться серьезными последствиями, такими как отказ от общения членов семьи друг с другом или взаимные обиды. Как правило, это случается, когда дети вырастают. Если спросить у них о сложности отношений с родителями, то они могут ответить, что когда были маленькими, мать или отец часто их не понимали, не принимали увлечений, не слушали, не уделяли внимания, были слишком строги. Причины для этого могли быть разными. Однако, самые распространенные из них — это отсутствие знаний о возрастной психологии.

Родители должны знать, что на каждом этапе взросления, ребенку необходимо удовлетворять соответствующие потребности и решать конкретную задачу развития. В раннем возрасте — это освоение собственной самостоятельности, в младшем школьном — необходимость поддержки взрослых при переходе к обучению, в подростковом — потребность быть независимым и заявлять о себе окружающим. Если взрослые понимают эти особенности личности, то переживать возрастной кризис становится легче всей семье — ребенку проживать его, родителям — наблюдать и быть рядом.

Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом

От стресса не застрахован ни один человек. Ребенок также может быть подвержен его негативным проявлениям и последствиям. Бывает так, что взрослые не понимают, от чего у детей плохое настроение, они отказываются от обучения, прогулок, общения, теряют сон, аппетит, становятся агрессивными или замкнутыми, часто капризничают. Такое изменение в поведении может сигнализировать о стрессовом состоянии.

Детская психология помогает взрослым не только понимать, по каким причинам ребенок может «заболеть» душевно, но и помочь справиться с неприятными и даже опасными симптомами.

Стресс может возникнуть по причинам: развода, насилия в семье, потери близких, появления второго или последующего ребенка, переезда на новое место жительства, смены коллектива, перенесенной тяжелой болезни, несчастного случая, серьезных конфликтов со сверстниками или взрослыми людьми. Также дети подвергаются стрессу, когда испытывают страх: смерти, воды, темноты, чужих людей, животных, высоты, публичного выступления, замкнутого пространства. Такой страх может появиться у ребенка, если он попадает в аналогичную ситуацию или является свидетелем.

Если это произошло, родители, вооруженные знаниями о детской психологии, понимают, что ребенок могу получить травму. Тогда они внимательно присматриваются к его поведению и душевному состоянию. Причиной для тревоги и поводом обращения к психологу являются: нарушения сна, аппетита, вздрагивание и подергивание частей тела, тревожность, навязчивые страхи и фобии, частая плаксивость, повышенная агрессия, отказ от общения — изменение привычного поведения ребенка в худшую сторону.

Чтобы предотвратить появление комплексов

Ребенок не рождается с комплексами характера, он приобретает их в течение жизни. Часто причиной их появления может быть предвзятое отношение в семье, непомерные требования, психологическое насилие, отказ в любви и внимании, обесценивание чувств и детской природы. Какие бывают комплексы? Это — неуверенность в своих силах низкая самооценка, чувство вины и стыда, застенчивость, неумение общаться. Если взрослые не знают особенности возрастной психологии, они могут списать их появление на плохой характер, тогда шансы, что ребенку кто-то поможет стать увереннее и полюбить себя, очень малы.

Детская психология объясняет появление комплексов личности и помогает взрослым поменять тактику общения и воспитания в семье так, чтобы предотвратить их развитие.

Родителям на заметку

Детская психология — довольно обширная область знаний, охватывающая пренатальный период развития, когда ребенок еще находится в утробе матери, ранний, дошкольный, школьный и подростковый возраст — когда дети подходят к этапу взросления. Литературы на тему развития личности ребенка и становления его психики огромное множество. Изучая ее, родителям стоит придерживаться определенных правил. Следование им помогут быть более эффективными во время взаимодействия с детьми, скорее добиваться целей и минимизировать появление ошибок.

  1. Прежде чем решать проблему воспитания самостоятельно, с помощью книг, лучше получить консультацию школьного психолога и педагога, которые поделятся своими взглядами на поставленный вопрос.
  2. Не стоит давать ребенку понять, что с ним что-то не так и ему нужна помощь. Ведите себя естественно, эмоциональная поддержка и принятие должны быть максимальны.
  3. Прежде чем применять знания, взятые из литературы по детской психологии, следует ознакомиться со многими авторами, пишущими на эту тему, а лучше попросить список книг у специалиста — детского психолога.
  4. Прежде чем пытаться изменить характер ребенка в лучшую сторону, нужно заняться собой — обратить внимание на свои недостатки, ошибки, вредные привычки поведения и проблемы, чтобы понять, как то, что видит ребенок, влияет на его психические проявления. Занимайтесь своим развитием — это также поможет детям быстрее прийти в норму.

Связь детской психологии с другими науками

Детская психология опирается на общую психологию, поскольку в процессе пси­хического развития ребенка возникают те основные психические явления, кото­рые достигают расцвета у взрослого человека и изучаются общей психологией.

На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно. Однако, выделившись в от­дельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками. Рассмотрим место детской психологии в системе дру­гих наук.

Изучение психического развития ребенка возможно толь­ко при определенных общих представлениях о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Та­кие представления дает философия. Философия – это наука о ниаболее общих законах развития природы, общества и человека. Законы философии являются законами возрастной психологии. Они несут на себе методологическую нагрузку. Можно напомнить, что пси­хология первоначально возникла в рамках философии и дол­гое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама раз­делилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каж­дый ученый, пытаюшийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэто­му философия, или философская антропология, является фун­даментом психологии вообще и детской психологии в частно­сти. С другой стороны, вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являют­ся центральными для философов, конкретно и детально раз­рабатываются в детской психологии. Многие известные фило­софы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому мож­но сказать, что детская психология, с одной стороны, опира­ется на философию, а с другой — дает ей необходимый эмпи­рический материал.

Психология современного человека, в том числе и ребенка, ко­ренным образом отличается от психологии человека средних ве­ков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным раз­витием человечества, филогенезом, занимаются другие науки — история, культурология,антропология. Предметом детской пси­хологии является индивидуальное развитие человека, или онтоге­нез, который всегда происходит в определенной историко-куль­турной ситуации, на определенном этапе филогенеза. Детскому психологу необходимо учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие. Вместе с тем онтогенетичес­кое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.

Качественные изменения в психической жизни, т. е. раз­витие, происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление но­вых потребностей и новых форм деятельности. Все эти из­менения имеют свои психологические механизмы и законо­мерности. Они составляют предмет особой научной дисциплины — психологии развития, или генетической психо­логии.Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно и эффектив­но психическое развитие человека происходит в детском возрасте. Генетическая психология в основном строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психоло­гии. В свою очередь, детская психология использует законо­мерности психического развития человека, открытые в пси­хологии развития. Но детская психология ограничивается ранним возрастом (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ре­бенком на протяжении детства.

Детская психология опирается на понятия и методологию общей психологии.Выделение таких аспектов психической жиз­ни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что эти аспекты были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психи­ческой жизни взрослого нельзя понять без анализа их проис­хождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней од­новременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения но­вых форм деятельности, сознания, мышления можно просле­дить в открытом, развернутом виде. Поэтому детскую психо­логию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить ста­новление сложнейших форм психической жизни взрослого человека.

Вместе с тем детская психология является самостоятель­ной фундаментальной наукой, дающей научную основу для та­ких прикладных наук, как педагогическая психология и педаго­гика. Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания де­тей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возмож­ностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных эта­пах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обу­чения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая пси­хология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического раз­вития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоско­сти как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дош­кольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей.

Знание основ детской психологии необходимо для практи­ческой работы с детьми. Важнейшим условием успешной рабо­ты воспитателей и педагогов в яслях, детском саду, различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерно­стей психического развития ребенка, понимание интересов каж­дого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю уста­навливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодо­левать отклонения в их психическом развитии, выбирать адек­ватные для них формы общения и обучения. Знание общепсихологических закономерностей при изучении детской психологии помогает определить, что именно и в каком направлении развивается впсихике ребенка. В свою очередь, данные детской психологии имеют исключительно важноезначение для общей психологии, поскольку они позволяют раскрыть законы разных психических процессов и свойств личности и, таким образом, более глубоко понять их динамику, структуру и содержание. Именно глубокая связь общей психологии с детской дает возможность осуществить принцип генетического подхода, принятый и отечественной психологии.

Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикойв частности. К. Д. Ушинский, подчеркивая значение психологических наукдля педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочетвоспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тожевсех отношениях». Обращаясь к педагогам и воспитателям, он призывал:

«Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять,и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

Современные отечественные ученые считают, что психология имеет для педагогики такое же значение, как анатомия и физиология для медицины. «Говорить о научных основах педагогики, — писала Л. И. Божович, — это значит, прежде говорить о вскрытых и понятых законах активного формирования психики ребенка».

Глубокая связь с педагогической наукой важна и для дальнейшего развития детская психологии, поскольку именно из живой педагогической практики она, с одной стороны, черпает новые идеи и проблемы, а с другой — в ходе этой практической деятельности проверяет истинность своих теоретических выводов. Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших по­головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.

На стыке медицины и психологии возникла совершенно особая отрасль научного знания – психосоматика. Психосоматика – направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний. Этот термин означает, что изменения, которые происходят во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистая, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.

В исследованиях В.С. Ротенберга, В.В. Аршавского было показано, что основным компонентом поведения, определяющего устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является такой психологический феномен, как поисковая деятельность. Под поисковой деятельностью понимается деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.

Как оказалось, уже самые ранние этапы развития ребенка имеют непосредственное отношение к формированию поисковой активности. Для формирования такого ценного образования, имеющего огромное значение в жизни и деятельности человека, необходимо выполнение взрослыми, ухаживающими за детьми целого ряда условий: с первых дней жизни ребенок должен ощущать себя находящимся под постоянной защитой ближайшего окружения, особенно матери. Он должен приобрести уверенность, что плач – единственно доступный ему способ реагирования на неприятные ощущения (голод, боль, дискомфорт, страх) – являются достаточно эффективным и помогает ему контролировать ситуацию. Он должен приобрести уверенность в том, что может привлечь к себе внимание криком и может положиться на хорошее отношение матери, ее постоянную защиту. Только с ее помощью он постепенно может развить в себе способность к активному взаимодействию с миром и поисковому поведению, только она способна бережно провести его через этап покровительства и поддержки к этапу самостоятельности и независимости.

Антиподом поисковой деятельности является отказ от поиска. В основе возникновения ряда заболеваний сердца (стенокардия, инфаркт), опухолевых заболеваний, особенностей их протекания лежит чувство беспомощности и безнадежности, ситуация отказа от поисковой деятельности. Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья – оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности.

Роль психологических факторов признается многими исследователями и в развитии бронхиальной астмы. Как показывает клинический опыт Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, родительские семьи больных бронхиальных астмой характеризовались сдержанностью в проявлениях эмоций у ее членов; родители стремились контролировать и подавлять инициативу своих детей, блокировать эмоциональные проявления. Сюда же относится подавление матерью эмоциональных проявлений у ребенка в раннем детстве.

Широко признана роль семьи в происхождении неврозов. Так, показано, заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался: стиля, типа воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда человек сформировал собственную семью.

Причины психосоматических заболеваний коренятся в неправильном взаимодействии взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и детей. Последствия такого взаимодействия могут стать для ребенка необратимыми.

В последнее время в нашей стране все более широкое распро­странение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входят диагностика и коррекция пси­хического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основой для этой профессии позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной нор­ме, диагностировать отклонения в психическом развитии от­дельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector