Зона ближайшего развития это в психологии
Зона ближайшего развития
Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными» (К. Н. Поливанова). В последние годы, помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социально-психологической науки. Понятно, что в этом случае привычная смысловая нагрузка данного термина приобретает определенное своеобразие. Так, применительно к психологии групп этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа).
Собственно говоря, основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению. Как отмечает А. В. Брушлинский, «разрабатывая свое понимание зоны ближайшего развития, Выготский стремится прежде всего преодолеть широко распространенную традиционную трактовку, согласно которой показательным для умственного развития детей может быть не подражание ребенка взрослым, а лишь самостоятельное решение им той или иной мыслительной задачи»1. Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.
Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.
В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения» он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно. »
«В теоретико-экспериментальной работе Выготского и Шиф была предпринята. попытка выявить это соотношение между актуальным (достигнутым) и потенциальным уровнями детского развития применительно уже не к дошкольникам, а к учащимся II и IV классов. В указанном контексте и было проведено детальное исследование у детей так называемых житейских (спонтанных) и научных (неспонтанных) понятий. Как подчеркивает Выготский, спонтанные (т. е. еще не “социализированные”, не испытавшие влияния взрослых) понятия изучены в классической работе Ж. Пиаже, который пришел к выводу, что их главной особенностью является отсутствие в них единой системы. . В отличие от них, по мнению раннего Пиаже, может быть выделена еще и другая группа детских понятий, которые возникли под решающим воздействием знаний, усвоенных ребенком от взрослых. Таковы “неспонтанные” понятия, формирующиеся у детей, например, в ходе школьного обучения. Именно их Выготский охарактеризовал как научные. По предположению Выготского, уровень мышления у ребенка более высокий в случае развития научных понятий (например, понятие эксплуатации или революции), нежели спонтанных (житейских) понятий (например, понятие “брат”). Он считает, что эксперименты Шиф в общем подтвердили это предположение»1.
Нельзя не отметить, что выдвинув в целом обоснованную и бесспорно перспективную идею зоны ближайшего развития ребенка, Л. С. Выготский рассматривал ее, по сути дела, исключительно в контексте когнитивного развития личности. При этом эмоциональный и социально-психологический аспекты развития фактически игнорировались. Как известно, Л. С. Выготский был убежденным сторонником формального школьного обучения, в основе которого лежит, прежде всего, «вертикальное» взаимодействие «учитель-ученик», и первостепенную роль играет именно усвоение научных понятий. Более того, по мнению авторов коллективной монографии «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории», «можно сделать вывод, что, с точки зрения Выготского, понятия обучения и зоны ближайшего развития — это синонимы или даже тавтология. Обучение, по его мнению, специфично лишь для человека, но не для животных, которые способны только к выучке посредством дрессировки. . Обучаем лишь человек, и в школе ребенок обучается, прежде всего, научным понятиям. В отличие от последних, житейские понятия . возникают, по мнению Выготского, из собственного жизненного опыта ребенка, т. е. вначале вне обучения, вне зоны ближайшего развития, и потому не являются чисто социальными, не относятся к высшим психическим функциям. Правда, он прямо не называет их натуральными (т. е. низшими) психологическими функциями, но сопоставляет их с научными понятиями как низшее с высшим»2. Не случайно многие критики Л. С. Выготского во многом справедливо упрекают его в том, что, призывая «. к изучению взаимодействия как внутренних, так и культурных факторов, сам он уделял внимание преимущественно последним»3.
Однако наиболее резкой и обоснованной критике подвергалась именно концепция обучения Л. С. Выготского. Прежде всего, критики отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «. что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент»4. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона (вышедших, заметим, много лет спустя после смерти Л. С. Выготского) и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, ни и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста.
По сути дела, и еще одну опасность подчеркивают некоторые критики Л. С. Выготского: «С помощью других ребенок в состоянии решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно. В этом Выготский, безусловно, прав, но он не учитывает, что постоянная необходимость в посторонней помощи может подорвать независимость. Сторонники естественного развития неоднократно предупреждали, что каждый раз давая ребенку помощь или указания, мы тем самым укрепляем его зависимость от нашего мнения о том, о чем и как он должен думать, и подрываем его способность к самостоятельному мышлению»1.
Тем не менее сама по себе идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Уже в наше время был проведен целый ряд практикоориентированных исследований, базирующихся на теоретических представлениях Л. С. Выготского. Так, например, по сообщению У. Крэйна, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара «. предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития — В. И., М. К.) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны». Кроме того, концепция Л. С. Выготского «. также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения — к вопросу о том, как взрослые могут помочь детям решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей. Один из подходов к этой проблеме предложен в работах Брауна; учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — дети по очереди “становятся учителем”» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся»2.
Последний пример представляется особенно важным именно с практической точки зрения, поскольку он, во-первых, позволяет выявить отчетливые перспективы реализации идеи зоны ближайшего развития в таких прикладных сферах деятельности, как создание команд и повышение эффективности управления в организациях, и, во-вторых, наметить пути преодоления определенной ограниченности и догматичности трактовки понятия «зона ближайшего развития», присущей как самому Л. С. Выготскому, так и его ортодоксальным последователям.
Прежде всего, в эксперименте А. Брауна, внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции — группа сверстников, а не учитель. Во-вторых, организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной и нося подчеркнуто совместный, групповой характер, в полной мере способствует личностному развитию, в том числе и в психоэмоциональной сфере. При этом она отвечает и актуальным потребностям развития младших школьников: носит отчасти игровой характер, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии в малой группе. Кроме того, такая организация деятельности позволяет каждому участнику «попробовать» себя в роли официального лидера малой группы.
Все перечисленные факторы целесообразно задействовать в процессе командообразования. Кроме того, идея зоны ближайшего развития может быть эффективно использована при разработке программ внутрикорпоративного обучения и повышения мотивации сотрудников, при делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры и т. п.
Практический социальный психолог, если он работает в образовательном учреждении или является семейным психологом, должен уделять пристальное внимание созданию всех условий для организации совместной деятельности ребенка со взрослым в форме подлинного сотрудничества, так как лишь в этом случае будут сформированы необходимые предпосылки для последовательного повышения актуального уровня развития ребенка через формирование просоциальной зоны его ближайшего развития. Что касается практических социальных психологов, работающих с группами, если так можно выразиться, во «взрослых» организациях, то его внимание должно быть, в частности, обращено на то, в каком направлении развивается сообщество и кто в решающей степени «задает» ему зону его ближайшего развития.
Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С. Выготским — . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности — он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.
Зона ближнего и актуального развития
Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.
Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.
Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.
Практическое применение
Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.
Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.
Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.
Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он отмечал:
«Мы видели, что обучение и развитие не совпадают напрямую, а представляют собой два процесса, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно … и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Этим и отличается обучение ребенка от дрессуры животных.»
Зона актуального развития – способность работать самостоятельно
Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.
Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.
Главные принципы зоны актуального развития:
- успешное усвоение ребенком полученной информации;
- возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
- самостоятельное решение поставленных задач.
Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.
Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.
Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского
Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.
Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.
Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.
Позиции общения
Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.
К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития.
Выделяют 5 позиций общения:
- Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
- Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
- Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
- Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
- Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.
Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.
Использование теории зон развития
Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.
Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.
Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.
Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми
При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.
Полезные советы для родителей
Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.
- Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
- Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
- Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
- В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
- Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
- Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
- Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.
Заключение
В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!
Высшее образование по специальности «Психология», кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии
Найти свою зону ближайшего развития и изменить жизнь
Термином «зона ближайшего развития» Выготский описывал связь между обучением и психическим развитием ребенка. Ребенок на каждом этапе жизни может решать какие-то задачи самостоятельно, а какие-то — пока только с помощью взрослого, в совместных делах. Согласно этой теории, процессы развития идут вслед за процессами обучения.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, а сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а его почками, цветами, то есть тем, что только созревает», — писал Выготский.
Многие считают, что это понятие можно применить только к детскому развитию. Они будут правы, но только в том случае, если считать, что после взросления человек останавливается в своем развитии или теряет ранее полученные навыки. Но мы же не остаемся на месте и продолжаем получать новые знания — кто-то целенаправленно и осознанно, кто-то интуитивно и даже не задумываясь. Как раз в такой зоне мы можем созреть для нового уровня, именно в ней мы поднимаемся на новую ступеньку.
Промежуточные станции на пути к цели
«В какой-то момент я заметила, что в определении этой зоны и работы именно в ней и зависит начало реального продвижения клиента к его запросу, — делится психолог, гештальт-терапевт Татьяна Ефремова. — Приходит ко мне клиентка с запросом «про отношения». Она очень боится потерять мужа. Страх потери толкает ее на действия, которые эти отношения разрушают. И получается замкнутый круг. В работе выясняется, что муж — единственный близкий человек, все потребности завязаны на нем, остальная жизнь — холодная пустыня».
Психолог начала работу с того, что помогла женщине увидеть и добавить в жизнь те мелочи, которые наполняют и радуют. Одновременно шла работа над тем, чтобы прислушаться к себе и почувствовать себя, свои желания и потребности, а не только «пеленговать» потребности мужа.
В процессе работы всплыли детские травматические ситуации. Постепенно клиентка стала более спокойно реагировать на отдаление людей от себя, и это позволило ей впустить в свою жизнь новых знакомых, подруг, единомышленников. Ее муж перестал быть единственным источником контактов и интереса. И только после того, как «созрела» ее способность выдерживать дистанцию, муж вдруг стал скучать по ней, осознал значимость жены в его жизни. С этого началось его движение ей навстречу.
Этот случай — наглядный пример того, что достичь конечной цели (обрести стабильные теплые отношения между супругами) невозможно, если не пройти промежуточные зоны ближайшего развития.
Цели могут быть хороши, но без опоры на реальность практически недостижимы, а если и достижимы, то результат будет неустойчивым
«Это происходит очень часто: приходит человек на психотерапию, озвучивает определенный запрос, и мы начинаем работу. Я проясняю цель и контекст жизни клиента, — объясняет Татьяна Ефремова. — После этого я могу достаточно точно определить зону ближайшего развития, а запрос оставить маяком — после начала реального продвижения он часто меняется. Устойчивые, а не «быстрые» результаты, которые продаются некоторыми психологами, требуют времени, усилий, квалифицированного взгляда извне».
Работа психолога полностью лежит в этой зоне ближайшего развития. И если провести аналогию с ребенком и взрослым, то клиент в какой-то мере — «ребенок», который может научиться что-то делать со своей жизнью сам, но с помощью другого — психолога.
Он хочет создать счастливые отношения, но не может ни на ком сконцентрироваться, кроме себя. Хочет найти свое призвание, но ненавидит свою жизнь, а еще у него совсем нет близких и друзей, которые бы могли быть ему поддержкой в этом. Хочет всеобщей любви и принятия, хотя стесняется даже шепотом высказывать свое мнение.
«Все эти цели могут быть хороши, но без опоры на реальность практически недостижимы, а если и достижимы, то результат будет неустойчивым и не принесет настоящего удовлетворения, — уверена Татьяна Ефремова. — А работа над ними рискует обернуться ощущением собственной ничтожности и еще больше укрепить негативные мысли о себе».
Теория парадоксальных изменений Арнольда Бейгссера гласит, что изменения происходят тогда, «когда человек становится тем, кем он есть, а не когда старается быть тем, кем не является». Потому раскачка себя в сторону таких целей может парадоксальным образом удалять и от них, и от развития как такового. И наоборот — определив цель, опираясь на реальность, которая «здесь и сейчас», и проходя через промежуточные «станции», можно добраться до конечной точки.
Как определить свою зону ближайшего развития?
Зона ближайшего развития по определению лучше видна через профессионально настроенную оптику того, кто помогает людям развиваться. Если вам сложно ответить на последний вопрос из списка ниже или работа по выбранному вами направлению не приносит результата, стоит обратиться к специалисту. А пока можно попробовать определить свою зону развития самостоятельно, совершив пять шагов.
- Отталкивайтесь от самой болезненной и актуальной проблематики, которая на данный момент присутствует в вашей жизни.
- Проанализируйте ситуацию, в которой сейчас находитесь.
- Оцените уровень своего психологического здоровья (для этого можно использовать психологические опросники).
- На основании полученной информации выясните, какое ваше внутреннее умение (навык, проживание чувства, умение справляться) позволит вам продвинуться на один шаг в сторону желаемого положения дел.
- Найдите средства овладеть этим умением.
Критерием правильно выбранной зоны ближайшего развития будет получение качественно новых переживаний и опыта
Нам кажется, что этот путь в пять шагов сложен. Но в реальности зона ближайшего развития — это всегда очень простые вещи.
«Звонить другу и не тянуться за бокалом вина. Перестать накалять обстановку в и без того кризисных супружеских отношениях. Не надеяться, что твои желания «считают» телепатически, говорить о них вслух. Просто начать одеваться теплее зимой и замечать то, насколько холодно или комфортно телу. Не срываться на гнев с пол-оборота, а дать себе пару секунд выдохнуть и осознать, что происходит, — поясняет психолог. — Критерием правильно выбранной зоны ближайшего развития будет получение качественно новых переживаний и опыта».
Может, в этих маленьких шагах нет нарциссического величия, они не вызовут восторг от окружающих. Но в этой точке времени и пространства вы работаете исключительно на себя, а не на представление других о том, как, по их мнению, «круто» и какими вам надо быть. Это определяете только вы.
Об эксперте
Татьяна Ефремова — психолог, психотерапевт, ведущая групп, мастер-классов и тренингов. Работает в подходах: гештальт-терапия, транзактный анализ, коучинг, когнитивно-поведенческая терапия. Консультирует и ведет группы на русском и английском языках. Член Профессиональной Гильдии Психологов и Европейской Ассоциации Транзактного Анализа. Ее сайт .
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10
Пожалуй, мало найдется людей, на 100% довольных жизнью. Что мешает ее изменить? Мы уверены, что для этого нужны ресурсы, которых у нас нет. Но, возможно, все куда проще. Лайф-коуч Элиз Сантилли учит устанавливать контакт с собой и реализовывать мечты. Она составила список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью.
«Дотянуть бы до зарплаты»: о самоидентификации и сумме в кошельке
Ведущие тренингов уверяют, что негативные установки, мешающие нам зарабатывать больше, — это всего лишь «инфекция», подхваченная от неправильного окружения, или результат неграмотного финансового воспитания, а значит, от них легко избавиться. Так ли это? Рассказывает эксперт в области финансов Ксения Воронина.
Татьяна Шередеко
Психологический ресурс
+7(926)0136836
Зона ближайшего развития по-взрослому
Для того, чтобы объяснить развитие детей, знаменитый советский психолог Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Это то, что сегодня дети могут сделать лишь с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно. Одаренные дети отличаются большой ЗБР, дети с умственной отсталостью – узким горизонтом, эта область у них мала. Это похоже на отодвигающийся потолок: ребенок, который активно развивается, поднимает свой потолок выше и выше, создавая новые возможности для реализации своих способностей.
А мы, взрослые? Как мы развиваемся? Где зона ближайшего развития у нас?
Ребенку она задается близким окружением, системой образования, наставниками в личных увлечениях, кружках. А как это происходит у нас с вами?
Обычно есть более-менее ясный путь начинающего человека: детский сад, школа, какое-то образовательное учреждение, дающее профессию. А затем – довольно смутно представляемая часть жизни, которая называется работа.
Как много раз на консультациях я задавала вопросы о целях! Очень часто люди теряются в попытках найти, обнаружить, сформулировать, куда они идут, в какую сторону живут. А ведь цель – это именно пункт на пути. Это зона развития, которую мы сами себе намечаем.
Мы, взрослые зрелые люди, часто не думаем о зоне своего ближайшего развития. А ведь наше движение не прекращается. Мы можем в любой момент научиться новому, освоить какие-то навыки, знания. Если в детстве рядом был взрослый, помогавший нам ставить и достигать учебные цели, то сейчас мы выросли и сами становимся себе такими наставниками.
Способность самостоятельно видеть свою ЗБР и двигаться в соответствии с нею – ключевой навык для современного человека, хотя именно этому нас в школе и не учили.
Как это можно развивать? Опишу то, как я это делаю для себя и рекомендую другим. Вот три шага:
Шаг 1. Записать свои ценности, самые значимые приоритеты
Именно их реализация насыщает мою жизнь смыслами. Что для меня важно? Ради чего я могу отказаться от каких-то менее значимых вещей? Осознанные ценности — это система координат, по которым я прокладываю траекторию моей жизни.
Шаг 2. Определить ЗБР. Поставить цели на пути реализации этих ценностей
Ценность задает направление развития, а цель — это конкретная веха на этом пути. Например, одна из моих ценностей — глубина общения. Я поняла, что для ее реализации мне нужно ставить цели в трех областях жизни: в семье, дружеских отношениях и в профессии. Внутри моей семьи я решила устраивать особые ситуации общения – такие, в которых реализуется именно эта ценность. Сейчас это уже происходит, и я лишь поддерживаю регулярность и качество такого взаимообмена. В дружбе я нашла для себя такой ход: стала звать друзей в гости, а не на вечеринки. Приглашаю их по одному-двое, а не больше, чтобы общение было более доверительным, открытым и содержательным. А в профессии я стараюсь поддерживать максимально глубокое общение в процессе консультаций, которые веду как психолог. Получается, что на втором шаге я привязываю к реальности то, что осознала на первом.
Шаг 3. Спланировать задачи и действия по освоению ЗБР
Ценность – это направление, цель – это точка, в которую можно прийти на этом направлении, а запланированные действия – это способ движения к этой точке. Возвращаясь к моему примеру, на третьем шаге я организую себе конкретные события, в которых есть возможность выслушать и поделиться, поразмышлять в диалоге, пройти в своем понимании глубже. А чтобы это получалось лучше, я включаю в свои планы то, что помогает мне поддерживать состояние восприимчивости и ресурсности, выделяю для общения достаточно времени, вовлекаю в него родных и учитываю эту ценность при построении расписания консультаций, занятий и семинаров. На третьем шаге я уточняю то, что наметила на втором.
Время от времени ценности нужно подвергать ревизии, а цели ставить заново, выстраивая новые планы. Если вы станете регулярно обращать внимание на зону своего ближайшего развития и работать с нею осознанно, ваша жизнь неизбежно будет интересной и реализованной.
А теперь внимание: вы прочитали этот текст – и что это вам дало? Мы часто пропускаем сквозь себя гигабайты информации, которая не мотивирует нас что-то действительно менять… Если тема этой заметки для вас актуальна и близка, я рекомендую вот прямо сейчас ответить себе на три вопроса:
- Что в данный момент находится в моей зоне ближайшего развития?
- Насколько легко я делаю нужные шаги?
- Что поможет мне лучше двигаться к моим целям?