221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зона ближайшего саморазвития это в психологии

Зона ближайшего развития

Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными» (К. Н. Поливанова). В последние годы, помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социально-психологической науки. Понятно, что в этом случае привычная смысловая нагрузка данного термина приобретает определенное своеобразие. Так, применительно к психологии групп этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа).

Собственно говоря, основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению. Как отмечает А. В. Брушлинский, «разрабатывая свое понимание зоны ближайшего развития, Выготский стремится прежде всего преодолеть широко распространенную традиционную трактовку, согласно которой показательным для умственного развития детей может быть не подражание ребенка взрослым, а лишь самостоятельное решение им той или иной мыслительной задачи»1. Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.

Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения» он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно. »

«В теоретико-экспериментальной работе Выготского и Шиф была предпринята. попытка выявить это соотношение между актуальным (достигнутым) и потенциальным уровнями детского развития применительно уже не к дошкольникам, а к учащимся II и IV классов. В указанном контексте и было проведено детальное исследование у детей так называемых житейских (спонтанных) и научных (неспонтанных) понятий. Как подчеркивает Выготский, спонтанные (т. е. еще не “социализированные”, не испытавшие влияния взрослых) понятия изучены в классической работе Ж. Пиаже, который пришел к выводу, что их главной особенностью является отсутствие в них единой системы. . В отличие от них, по мнению раннего Пиаже, может быть выделена еще и другая группа детских понятий, которые возникли под решающим воздействием знаний, усвоенных ребенком от взрослых. Таковы “неспонтанные” понятия, формирующиеся у детей, например, в ходе школьного обучения. Именно их Выготский охарактеризовал как научные. По предположению Выготского, уровень мышления у ребенка более высокий в случае развития научных понятий (например, понятие эксплуатации или революции), нежели спонтанных (житейских) понятий (например, понятие “брат”). Он считает, что эксперименты Шиф в общем подтвердили это предположение»1.

Нельзя не отметить, что выдвинув в целом обоснованную и бесспорно перспективную идею зоны ближайшего развития ребенка, Л. С. Выготский рассматривал ее, по сути дела, исключительно в контексте когнитивного развития личности. При этом эмоциональный и социально-психологический аспекты развития фактически игнорировались. Как известно, Л. С. Выготский был убежденным сторонником формального школьного обучения, в основе которого лежит, прежде всего, «вертикальное» взаимодействие «учитель-ученик», и первостепенную роль играет именно усвоение научных понятий. Более того, по мнению авторов коллективной монографии «Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории», «можно сделать вывод, что, с точки зрения Выготского, понятия обучения и зоны ближайшего развития — это синонимы или даже тавтология. Обучение, по его мнению, специфично лишь для человека, но не для животных, которые способны только к выучке посредством дрессировки. . Обучаем лишь человек, и в школе ребенок обучается, прежде всего, научным понятиям. В отличие от последних, житейские понятия . возникают, по мнению Выготского, из собственного жизненного опыта ребенка, т. е. вначале вне обучения, вне зоны ближайшего развития, и потому не являются чисто социальными, не относятся к высшим психическим функциям. Правда, он прямо не называет их натуральными (т. е. низшими) психологическими функциями, но сопоставляет их с научными понятиями как низшее с высшим»2. Не случайно многие критики Л. С. Выготского во многом справедливо упрекают его в том, что, призывая «. к изучению взаимодействия как внутренних, так и культурных факторов, сам он уделял внимание преимущественно последним»3.

Читать еще:  Детский психолог по страхам

Однако наиболее резкой и обоснованной критике подвергалась именно концепция обучения Л. С. Выготского. Прежде всего, критики отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «. что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент»4. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона (вышедших, заметим, много лет спустя после смерти Л. С. Выготского) и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, ни и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста.

По сути дела, и еще одну опасность подчеркивают некоторые критики Л. С. Выготского: «С помощью других ребенок в состоянии решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно. В этом Выготский, безусловно, прав, но он не учитывает, что постоянная необходимость в посторонней помощи может подорвать независимость. Сторонники естественного развития неоднократно предупреждали, что каждый раз давая ребенку помощь или указания, мы тем самым укрепляем его зависимость от нашего мнения о том, о чем и как он должен думать, и подрываем его способность к самостоятельному мышлению»1.

Тем не менее сама по себе идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Уже в наше время был проведен целый ряд практикоориентированных исследований, базирующихся на теоретических представлениях Л. С. Выготского. Так, например, по сообщению У. Крэйна, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара «. предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития — В. И., М. К.) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны». Кроме того, концепция Л. С. Выготского «. также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения — к вопросу о том, как взрослые могут помочь детям решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей. Один из подходов к этой проблеме предложен в работах Брауна; учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — дети по очереди “становятся учителем”» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся»2.

Последний пример представляется особенно важным именно с практической точки зрения, поскольку он, во-первых, позволяет выявить отчетливые перспективы реализации идеи зоны ближайшего развития в таких прикладных сферах деятельности, как создание команд и повышение эффективности управления в организациях, и, во-вторых, наметить пути преодоления определенной ограниченности и догматичности трактовки понятия «зона ближайшего развития», присущей как самому Л. С. Выготскому, так и его ортодоксальным последователям.

Прежде всего, в эксперименте А. Брауна, внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции — группа сверстников, а не учитель. Во-вторых, организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной и нося подчеркнуто совместный, групповой характер, в полной мере способствует личностному развитию, в том числе и в психоэмоциональной сфере. При этом она отвечает и актуальным потребностям развития младших школьников: носит отчасти игровой характер, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии в малой группе. Кроме того, такая организация деятельности позволяет каждому участнику «попробовать» себя в роли официального лидера малой группы.

Все перечисленные факторы целесообразно задействовать в процессе командообразования. Кроме того, идея зоны ближайшего развития может быть эффективно использована при разработке программ внутрикорпоративного обучения и повышения мотивации сотрудников, при делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры и т. п.

Практический социальный психолог, если он работает в образовательном учреждении или является семейным психологом, должен уделять пристальное внимание созданию всех условий для организации совместной деятельности ребенка со взрослым в форме подлинного сотрудничества, так как лишь в этом случае будут сформированы необходимые предпосылки для последовательного повышения актуального уровня развития ребенка через формирование просоциальной зоны его ближайшего развития. Что касается практических социальных психологов, работающих с группами, если так можно выразиться, во «взрослых» организациях, то его внимание должно быть, в частности, обращено на то, в каком направлении развивается сообщество и кто в решающей степени «задает» ему зону его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С. Выготским — . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности — он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Найти свою зону ближайшего развития и изменить жизнь

Термином «зона ближайшего развития» Выготский описывал связь между обучением и психическим развитием ребенка. Ребенок на каждом этапе жизни может решать какие-то задачи самостоятельно, а какие-то — пока только с помощью взрослого, в совместных делах. Согласно этой теории, процессы развития идут вслед за процессами обучения.

«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, а сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а его почками, цветами, то есть тем, что только созревает», — писал Выготский.

Многие считают, что это понятие можно применить только к детскому развитию. Они будут правы, но только в том случае, если считать, что после взросления человек останавливается в своем развитии или теряет ранее полученные навыки. Но мы же не остаемся на месте и продолжаем получать новые знания — кто-то целенаправленно и осознанно, кто-то интуитивно и даже не задумываясь. Как раз в такой зоне мы можем созреть для нового уровня, именно в ней мы поднимаемся на новую ступеньку.

Промежуточные станции на пути к цели

«В какой-то момент я заметила, что в определении этой зоны и работы именно в ней и зависит начало реального продвижения клиента к его запросу, — делится психолог, гештальт-терапевт Татьяна Ефремова. — Приходит ко мне клиентка с запросом «про отношения». Она очень боится потерять мужа. Страх потери толкает ее на действия, которые эти отношения разрушают. И получается замкнутый круг. В работе выясняется, что муж — единственный близкий человек, все потребности завязаны на нем, остальная жизнь — холодная пустыня».

Психолог начала работу с того, что помогла женщине увидеть и добавить в жизнь те мелочи, которые наполняют и радуют. Одновременно шла работа над тем, чтобы прислушаться к себе и почувствовать себя, свои желания и потребности, а не только «пеленговать» потребности мужа.

Читать еще:  Психологическое развитие ребенка 5 лет

В процессе работы всплыли детские травматические ситуации. Постепенно клиентка стала более спокойно реагировать на отдаление людей от себя, и это позволило ей впустить в свою жизнь новых знакомых, подруг, единомышленников. Ее муж перестал быть единственным источником контактов и интереса. И только после того, как «созрела» ее способность выдерживать дистанцию, муж вдруг стал скучать по ней, осознал значимость жены в его жизни. С этого началось его движение ей навстречу.

Этот случай — наглядный пример того, что достичь конечной цели (обрести стабильные теплые отношения между супругами) невозможно, если не пройти промежуточные зоны ближайшего развития.

Цели могут быть хороши, но без опоры на реальность практически недостижимы, а если и достижимы, то результат будет неустойчивым

«Это происходит очень часто: приходит человек на психотерапию, озвучивает определенный запрос, и мы начинаем работу. Я проясняю цель и контекст жизни клиента, — объясняет Татьяна Ефремова. — После этого я могу достаточно точно определить зону ближайшего развития, а запрос оставить маяком — после начала реального продвижения он часто меняется. Устойчивые, а не «быстрые» результаты, которые продаются некоторыми психологами, требуют времени, усилий, квалифицированного взгляда извне».

Работа психолога полностью лежит в этой зоне ближайшего развития. И если провести аналогию с ребенком и взрослым, то клиент в какой-то мере — «ребенок», который может научиться что-то делать со своей жизнью сам, но с помощью другого — психолога.

Он хочет создать счастливые отношения, но не может ни на ком сконцентрироваться, кроме себя. Хочет найти свое призвание, но ненавидит свою жизнь, а еще у него совсем нет близких и друзей, которые бы могли быть ему поддержкой в этом. Хочет всеобщей любви и принятия, хотя стесняется даже шепотом высказывать свое мнение.

«Все эти цели могут быть хороши, но без опоры на реальность практически недостижимы, а если и достижимы, то результат будет неустойчивым и не принесет настоящего удовлетворения, — уверена Татьяна Ефремова. — А работа над ними рискует обернуться ощущением собственной ничтожности и еще больше укрепить негативные мысли о себе».

Теория парадоксальных изменений Арнольда Бейгссера гласит, что изменения происходят тогда, «когда человек становится тем, кем он есть, а не когда старается быть тем, кем не является». Потому раскачка себя в сторону таких целей может парадоксальным образом удалять и от них, и от развития как такового. И наоборот — определив цель, опираясь на реальность, которая «здесь и сейчас», и проходя через промежуточные «станции», можно добраться до конечной точки.

Как определить свою зону ближайшего развития?

Зона ближайшего развития по определению лучше видна через профессионально настроенную оптику того, кто помогает людям развиваться. Если вам сложно ответить на последний вопрос из списка ниже или работа по выбранному вами направлению не приносит результата, стоит обратиться к специалисту. А пока можно попробовать определить свою зону развития самостоятельно, совершив пять шагов.

  1. Отталкивайтесь от самой болезненной и актуальной проблематики, которая на данный момент присутствует в вашей жизни.
  2. Проанализируйте ситуацию, в которой сейчас находитесь.
  3. Оцените уровень своего психологического здоровья (для этого можно использовать психологические опросники).
  4. На основании полученной информации выясните, какое ваше внутреннее умение (навык, проживание чувства, умение справляться) позволит вам продвинуться на один шаг в сторону желаемого положения дел.
  5. Найдите средства овладеть этим умением.

Критерием правильно выбранной зоны ближайшего развития будет получение качественно новых переживаний и опыта

Нам кажется, что этот путь в пять шагов сложен. Но в реальности зона ближайшего развития — это всегда очень простые вещи.

«Звонить другу и не тянуться за бокалом вина. Перестать накалять обстановку в и без того кризисных супружеских отношениях. Не надеяться, что твои желания «считают» телепатически, говорить о них вслух. Просто начать одеваться теплее зимой и замечать то, насколько холодно или комфортно телу. Не срываться на гнев с пол-оборота, а дать себе пару секунд выдохнуть и осознать, что происходит, — поясняет психолог. — Критерием правильно выбранной зоны ближайшего развития будет получение качественно новых переживаний и опыта».

Может, в этих маленьких шагах нет нарциссического величия, они не вызовут восторг от окружающих. Но в этой точке времени и пространства вы работаете исключительно на себя, а не на представление других о том, как, по их мнению, «круто» и какими вам надо быть. Это определяете только вы.

Об эксперте

Татьяна Ефремова — психолог, психотерапевт, ведущая групп, мастер-классов и тренингов. Работает в подходах: гештальт-терапия, транзактный анализ, коучинг, когнитивно-поведенческая терапия. Консультирует и ведет группы на русском и английском языках. Член Профессиональной Гильдии Психологов и Европейской Ассоциации Транзактного Анализа. Ее сайт .

45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Пожалуй, мало найдется людей, на 100% довольных жизнью. Что мешает ее изменить? Мы уверены, что для этого нужны ресурсы, которых у нас нет. Но, возможно, все куда проще. Лайф-коуч Элиз Сантилли учит устанавливать контакт с собой и реализовывать мечты. Она составила список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью.

«Дотянуть бы до зарплаты»: о самоидентификации и сумме в кошельке

Ведущие тренингов уверяют, что негативные установки, мешающие нам зарабатывать больше, — это всего лишь «инфекция», подхваченная от неправильного окружения, или результат неграмотного финансового воспитания, а значит, от них легко избавиться. Так ли это? Рассказывает эксперт в области финансов Ксения Воронина.

Зона актуального и ближайшего развития ребенка.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

Читать еще:  Психологические особенности ребенка 4 5 лет

Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9819 — | 7504 — или читать все.

Зона ближайшего развития
материал на тему

ЗБР в работе с учащимися с ОВЗ важная составляющая коррекционно — развивающей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
zona_blizhayshego_razvitiya.doc35.5 КБ
zona_blizhayshego_razvitiya.pptx611.05 КБ

Предварительный просмотр:

« Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери».

А. Сент – Экзюпери.

Вспомогательная школа ставит перед учителем – дефектологом три основные задачи — дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и труду; воспитать у них положительные личностные качества( честность, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду); скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во вне урочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Специальная психология говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей очень значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности.

В общей психологии установлено, что источником активности человека служат его потребности, которые определяются как переживание неудовлетворенности или зависимости от чего-либо. В то же время известно, что потребность не обязательно приводит к деятельности по ее удовлетворению. Чтобы такая деятельность возникла, должен сформироваться ее мотив, который побуждает и направляет деятельность на достижение предмета данной потребности. Мотивы могут быть «внешними» (например, сформировавшиеся под влиянием требований учителя) и «внутренними», возникающими в самой деятельности. Последние, более устойчивы и в целом более действенны. Для развития ребенка наиболее важными являются такие внутренние мотивы, которые побуждают его к разрешению противоречий учебной деятельности.

Разрешить противоречия учебной деятельности возможно с опорой на зону ближайшего развития конкретно взятого ученика. Именно это будет стимулировать продвижение ребенка на решение какой-либо задачи или цели.

Зона ближайшего развития — понятие введено Л.С.Выготским, для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания — самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве с взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным , второй уровень более высокий, представляет собой зону ближайшего развития.

Л.С.Выготский считал, что зона ближайшего развития определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. З.б.р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, когда оно, согласно Выготскому, идет впереди развития, пробуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в зоне ближайшего развития.

Зона ближайшего развития дает представление о потенциальных возможностях развития, как массы детей, так и каждого ребенка в отдельности.

В самом общем виде он определил зону ближайшего развития, как возможность выполнить с помощью учителя то, что самостоятельно сделать не удается. Это понятие входит в состав понятия «потенциальные возможности». Оно представляет собой как бы верхний их слой, наиболее близкий к актуальному уровню, т.е. самостоятельному выполнению деятельности.

Введение этого понятия очень обогатило олигофренопедагогику и олигофренопсихологию, показав значимость приобретения знаний. Даже в том случае, если ученик самостоятельно не может привлечь имеющихся знаний для выполнения задания, часто помощь со стороны педагога оказывается достаточной для того, чтобы ребенок пришел к правильному решению. Зона ближайщего развития изучена еще недостаточно хорошо. Данные , полученные в последние годы показывают, что по своему составу и объему «зона» различна у учащихся одного класса в силу значительной разнородности состава детей.

Помимо «биологических» компонентов состав « зоны» зависит от состояния знаний учащихся, их обученности, а также характера оказываемой помощи. Обученность определяется качеством усвоенных знаний — их системностью, разграниченностью, подвижностью, с которыми связана успешность припоминания, использования и обобщения знаний. Л.С.Выготский подчеркивал «… что, только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание ».

Характер помощи , необходимый разным ученикам, не одинаков. Одни нуждаются в словесной его форме- в подсказке, в наводящем вопросе ит.д. Другие- в наглядных видах помощи: образец, графическое или звуковое выделение искомого. Эффективность разных видов помощи различна и зависит от особенностей предложенной задачи. Замечено, что олигофренов затрудняет использование наглядных образцов, так как они требуют самостоятельного декодирования, расшифровки. Словесные виды помощи обычно содержат в себе уже сформулированные задания.

Для одних учащихся оказывается достаточной одноразовая помощь, другие нуждаются в многократном ее повторении. В некоторых случаях помощь приводит к исправлению одной ошибки или решению одной задачи, т.е. имеет ситуационный характер. Однако при более высоком уровне обученности, благодаря оказанной помощи, формируется общий способ действия, распространяющийся на решение ряда задач, исправления однородных ошибок. Можно полагать, что даже то немногое, что известно о «зоне ближайшего развития», может способствовать индивидуализации подхода к учащимся, повысить их обучаемость.

Осуществляя индивидуализацию обучения, необходимо обратить внимание на указание Л.С.Выготского о различии между абсолютной и относительной успеваемостью учащихся. Если учащийся пришел в школу с низкими показателями и кривая его успехов значительно выросла — обучение выполнило свои коррекционные функции. Но если ученик, лишь сохранил свой показатель уровня успеваемости, то обучение не сыграло своей ведущей роли, не содействовало реализации его возможностей.

Все данные, прямо или косвенно связанные с проблемой обучения и развития, постоянно подводят к размышлениям о том , как разумнее комплектовать классы в больших школах, где есть параллели. Таким образом, осуществляя фронтальные занятия с классом необходимо давать различные по трудности задания учащимся одного класса, учитывая разный уровень их абсолютной успеваемости и разную зону ближайшего развития. Это, поможет реализовать потенциальные возможности и более слабых, и более сильных учащихся и будет содействовать формированию правильных отношений в детском коллективе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector