221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беседы на тему трудовое воспитание

Беседа на тему трудового воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Мастер своего дела»

Цель : содействие расширению представлений воспитанников о разнообразном мире профессий.

показать важность труда в любой профессиональной деятельности;

содействовать формированию реалистических представлений о труде людей;

обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы;

активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.

Оборудование: толковый словарь.

Ознакомление с темой сегодняшнего мероприятия.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте строители и швеи, повара и сапожники:, не удивляйтесь, что я вас так называю.

Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире пирог, сошьёте такие сапожки, что позавидует любая модница.

Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране профессий. Во время него каждый сможет подумать, какая профессия ему больше нравится и, возможно, уже сейчас вы сможете определить то, что больше всего любите делать, что привлекает вас в жизни.

А как возникли профессии?

Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. (Работа ученика с толковым словарём )

Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?

Ответы: мужчины изготавливали орудия для охоты — лук, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно была успешной, и охотники приносили крупную дичь, оленя, кабана или буйвола.

А чем занимались женщины?

Ответы: они растили детей, собирали ягоды и плоды, коренья, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду и одеяла.

Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда.

Как же всё-таки узнать, какую профессию выбрать?

Некоторые дети очень рано чувствуют своё призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вязать, вышивать. Мальчики что-то мастерить, строить модели кораблей. Многие дети свободно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Профессия должна приносить радость и самому человеку и людям. Профессий много. С какими профессиями знакомят у нас в школе?

Послушайте шутливый стих о том, кем мечтают стать в жизни ваши одноклассники.

В кухне шторка не нужна,
Нету вида из окна.
Кукле платье я строчу,
Модельером стать хочу.

Нужны ли специалисты, чтобы люди были модно одеты?

Для того, чтобы стать хорошим модельером, нужно обладать талантом и фантазией, уметь придумывать новые модели одежды, хорошо рисовать, вести математические расчёты и составлять чертежи. Для этого нужно серьёзно учиться.

Друзья, помните ли вы считалочку:

«На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной:»

Коль, королевич и сапожник сидят рядом! Ещё бы! Портной — очень древняя и уважаемая профессия! Портной = швея. Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам сарафаны и красивые платья, юбки, блузки и рубашки, пальто и куртки.

В давние времена, когда первобытные люди одевались в одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую заострённую пластинку из камня. Много позже появилась стальная игла и льняная нитка. С их помощью портные сшивали куски кожи, меха, ткани. В 18-19 веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краёв ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин всё новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обмётывать петли, простёгивать подкладку и даже пришивать пуговицы.

Подумайте, ребята, какие качества нужны портному?

Общительность — умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется видеть свой новый наряд. Ещё нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: «У этого портного — золотые руки!»

Тесто круто навела, пирожки я испекла:
Сладкие, солёные, горькие, перчёные
Всё в них щедро положила
И до слёз всем угодила.

Чтобы стать хорошим поваром, что нужно знать и уметь?

Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам здоровье и хорошее настроение.

Старинная русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». От питания во многом зависит здоровье человека. Питание всухомятку, на бегу, не вовремя, может привести к болезням желудка, так же, как и питание однообразное, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.

Выбирают профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявлять фантазию, выдумку. Многие повара сами придумывают новые блюда. Послушайте любопытную историю о том, как появились «пожарские» котлеты.

Один путешественник ехал из Москвы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашёл в трактир (так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фамилия которого была Пожарский, приготовил котлеты из куриного мяса. Путешественнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню под названием «пожарских» котлет.

Словарная работа: меню — подбор кушаний, а также листок с их перечнем.

Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это —
Быть поваром — нелёгкий труд.

Каждая профессия требует крепких знаний. Чтобы стать профессионалом, надо хорошо учиться и не бояться труда. Ведь не зря у нас так много пословиц о труде. Ребята, поиграем?

К первой половине пословицы вам нужно подобрать вторую половину так, чтобы она имела законченный смысл.

Финны любят повторять: принеси сперва издалека — близкое всегда взять ( успеешь ).

Немцы сложили такую поговорку: люби порядок — он сохранит тебе ( время и силы ).

Армянская пословица гласит: не откладывай на завтра то, что ( можно сделать сегодня ).

Русские говорят так: делали наспех, а (сделали на смех).

Афганская пословица утверждает: неоконченное дело, что ( конь о трёх ногах ).

Вьетнамцы говорят: легко нажитое богатство и без ног ( убежит ).

Вот так каждый народ разными словами говорит, в сущности, об одном и том же. О чём?

Угадайте, какая профессия у человека по ключевым словам.

Ножницы, фен, причёска:

Топор, пила, гвозди:

Весы, товар, прилавок:

Плита, кастрюля, блюдо:

Краски, кисти, побелка:

Кирпичи, цемент, дом:

Теплица, рассада, овощи:

Мы увидели, что каждый из вас будет настоящим мастером своего дела, профессионалом, если не будет бояться трудностей. Придёт время, и вы будете стоять перед выбором, кем быть? Но сегодня ваш главный труд — это учёба. А кроме хорошей учёбы вы должны уметь и себя обслуживать, и помогать маме, папе, бабушке:

Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё, что посею, то же и пожну.
Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
Воин на двойку — врага он страшней.
Труд наш сегодня — это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся сделать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.

Читать еще:  Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста

Итак, ребята, о чём состоялся наш сегодняшний разговор?

О каких профессиях мы говорили?

Попробуйте поставить каждый себе оценку за работу на занятии и объясните, почему.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд – одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» – такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи, закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятияТема
Классные часы. Беседы1. «Мой дом — наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду — главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. Задачи трудового воспитания в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется, обычно, двумя способами:

  1. Организация совместной деятельности детей, педагогов. Организация воспитателями различных бесед, сюжетно-ролевых (дидактических) игр для знакомства с видами труда и профессиями взрослых;
  2. Непосредственная демонстрация труда взрослых, совместное с родителями изготовление дидактических игр («магазин», «мастерская», «парикмахерская» и т.д).

В младшей группе трудовое воспитание, в основном, базируется на формировании простейших навыков самообслуживания и хозяйственного труда, в то время, как в средней и старших группах дети получают знания о труде, вовлекаются в общественные работы.

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример, часто, наглядный. Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на трудовое воспитание дошкольника, должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают). В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игрыТема игры. Ее цель
Дидактическая игра«Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.Сюжетно-ролевая игра«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятияТема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» — учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» — воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» — закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» — закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд)1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» — приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра — соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» — воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых1. С.Р.И. «Нефтяники» — воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» — расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ1. «Кто трудится в детском саду» — учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» — формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» — закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» — воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» — Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» — закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» — закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг1. Досуг «Что такое личная гигиена» — закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» — формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.

Темы, предложенные нами – примерные, рекомендованные программой трудового воспитания в детском саду. Темы могут варьироваться, новые игры постоянно создаются активными педагогами детского сада.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

РАБОЧАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» II ступень –6 класс на 2015-2016 учебный год

Программа предназначена для обучающихся с ОВЗ. В процессе развернутого изложения материала по темам, указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» II ступень –6 класс на 2015-2016 учебный год»

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Заместитель директора по ВР

КОУ «Леушинская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

___________________ Н.В. Носова

«_____» __________________ 2015 г.

Директор КОУ «Леушинская

школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями

здоровья»____________ Д.Ш. Шидиева

от «____» _________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

на 2015-2016 учебный год

Составитель: воспитатель высшей

квалификационной категории Пермякова Н.Н.

Программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6 класса. В процессе развернутого изложения материала по темам, указывается количество годовых и недельных часов. Данная рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными умственными возможностями. Программа содержит материал, помогающий воспитанникам достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Рабочая воспитательная программа составлена на основе адаптированной «Программы Трудовое воспитание» под редакцией Н.В. Носовой, А.В. Верхотуровой, А.А. Бизяева с. Леуши, 2009г.

Рабочая программа рассмотрена на методическом совете,

Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.

Председатель методического совета _____________/ Д.Ш. Шидиева/

Рассмотрена на методическом объединении воспитателей,

Протокол № ____ от «____» ________________ 2015 г.

Руководитель методического объединения _____________/Н.Н. Пермякова/

Данная рабочая программа составлена на основе адаптированной «Программы по трудовому воспитанию для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» составители – воспитатель II категории Н.В. Носова, воспитатель А.В. Верхотурова, воспитатель А.А. Бизяев.

Решая важные задачи адаптации воспитанников школы-интерната, трудовое воспитание занимает центральное место в общей системе учебно-воспитательного процесса. Именно через трудовое воспитание мы имеем возможность подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения, что и является основной целью данной программы.

Формирование знаний о мире профессий.

Познакомить с профессиями умственного и физического труда.

Тестирование по выявлению интересов и склонностей воспитанников.

Данная воспитательная программа необходима в специальных школах и школа – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. В воспитании детей с отклонениями в развитии должен существовать, прежде всего, комплексный подход, совокупность всех структурных подразделений их чёткая системность в работе. Системная работа определяется концентрированностью и определяющей координационной работой.

Программа является помощником воспитателю в воспитании детей с отклонением в развитии.

Содержание программы составлено по каждому занятию для 6 класса. Объем программы 34 – 36 часов в зависимости от календарного графика. Для каждого воспитательного занятия определены цели по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

Тестирование «Изучение интересов и склонностей воспитанников 6 класса». Тестирование по выбору будущей профессии. Профессия моих родителей. Калейдоскоп профессий. Требования профессии к человеку. Особенности профессий умственного и физического труда. Предмет труда. Результативность труда. Самоконтроль. Что означает «мастерство в любой профессии? Люди труда. Профессия моих родителей. Межличностные отношения в трудовом коллективе. Распределение трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы. Анкетирование «моя будущая профессия». Встреча с руководителями производства. Способность к труду — главное качество человека.

Трудовой час (еженедельно) -1 ч.

Производства района (на выбор)

Распределение часов и последовательность изучения тем по программе осуществляется следующим образом:

Количество часов диагностики усвоения программного материала

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.

Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.

При организации трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта используются следующие принципы: принцип коммуникативно — речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода и т.д.

Для реализации основных целей и задач формирования трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр, мониторинги по рисованию, лепке, аппликации и т.д.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.

На занятиях используются следующие методы (словесные, наглядные, практические):

1.Методы, повышающие познавательную активность:

ответы на вопросы;

сравнение по контрасту и подобию, сходству;

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность:

3. Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

перспектива, направленная на последующую деятельность;

приём обучения способу связи разных видов деятельности

4.Методы коррекции и уточнения детских представлений:

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ 6 КЛАССА

К концу обучения дети должны:

— Знать особенности профессий умственного и физического труда.

— Знать, что является предметом труда.

— Владеть навыками самоконтроля.

— Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс 34-36 часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум ЗУН

Тестирование: «Изучение интересов и склонностей воспитанников класса».

Тестирование по выбору будущей профессии

«Профессия моих родителей». Рекомендации: встреча с родителями.

«Требования профессии к человеку. Особенности профессий умственного и физического труда»

«Предмет труда» -2ч.

Владеть общими трудовыми умениями. Оценивать результаты труда.

Знать особенности профессий умственного и физического труда. Знать, что является предметом труда. Владеть навыками самоконтроля. Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы.

Преемственность тем трудового воспитания 5 класса с 6 классом.

Использовать наглядный материал. Возможно, пригласить представителей основных профессий.

Экскурсия на деревообрабатывающий комбинат

«Результативность труда. Самоконтроль».

«Что значит «мастерство в любой профессии»?

Экскурсия на производство – 2ч.

Владеть общими трудовыми умениями. Оценивать результаты труда. Иметь представление о ряде некоторых профессий.

Использовать большее количество наиболее современных профессии специальностей. Провести сравнительную характеристику между профессиями.

«Профессия моих родителей»

«Анализ художественного фильма»

Экскурсия в почтовое отделение

«Межличностные отношения в трудовом коллективе»

«Межличностные отношения в трудовом коллективе»

«Распределение трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы»

Анкетирование воспитанников «Моя будущая профессия».

«Встреча с руководителями предприятий».

Иметь представление о ряде некоторых профессий. Владеть общими трудовыми умениями. Оценивать результаты труда. Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы.

Познакомить воспитанников с профессиями умственного труда и сопоставить их с профессиями физического труда. Создание альбома из фотографии экскурсий на производстве.

Просмотр художественного фильма или отрывки из художественных фильмов о труде.

Экскурсия на хлебопекарню пгт. Междуреченск.

Трудовой час «Один день работы на производстве» — 4 ч.

«Способность к труду — главное качество человека».

Тестирование «Диагностика пройденного материала».

Владеть общими трудовыми умениями. Оценивать результаты труда. Знать о распределении трудовых обязанностей на примере конкретного выполнения работы.

Иметь представление о ряде некоторых профессий.

На занятие приглашаются рабочие посещённых производств. Занятие «Способность к труду — главное качество человека» построить на основе занятия. Обобщить материал по профессиям.

Календарно-тематическое планирование по трудовому воспитанию в 6 классе

Беседы на тему трудовое воспитание

* Анализ регионального рынка труда; * Анкетирование работодателей с целью выявления их требований к выпускникам; * Беседы на темы: «Довольны ли вы выбором своей профессии»; «Учебная деятельность и преемственность профобразования»; * Благоустройство территории учебного заведение;
* Знакомство с производством на рабочих местах; * Временные и постоянные домашние обязанности; * Включение студента в группу или коллектив совместно работающих;
* Встречи с выпускниками разных лет; * Взаимодействие с предприятиями и организациями региона, региональными и местными администрациями;
* Встречи с социальными партнерами; * Встречи с представителями трудовых династий, выпускниками, ветеранами труда, представителями бизнеса;
* Встречи с работодателями; * Выполнение заказов по договорам в мастерских колледжа;
* Встречи с работниками Центра занятости;
* Встречи с практическими работниками; Встречи с руководителями и специалистами предприятий;
* Выставка творческих работ студентов и преподавателей;
* Дополнительное материальное стимулирование обучающихся, имеющих высокие показатели в учебе, научно-исследовательской работе, активистов;
* Диспуты;
* Деловые игры «Что я знаю о своей профессии?»;
* Декады знаний;
* Дежурство в учебных заведениях;
* Знакомство с требованиями работодателей;
* Знакомство с новыми технологиями;
* Изучение рынка труда;
* Игры: «Счастливый случай», «Турнир знатоков», «Своя игра»;
* Изготовление наглядного и стендового материала в кабинетах и мастерских колледжа;
* Круглые столы «Как найти работу»;
* Конкурсы по профессиям «Лучший по профессии»;
* Конкурсы стенной печати;
* Конкурс на лучший сайт группы и личную страничку;
* Классные часы: «Первые шаги при устройстве на работу», «Трудовые права молодежи», «Личное и общественное в выборе профессии…», «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни»;«Что такое профессиональная этика и личностно-профессиональный рост обучающегося»;«В чём секрет успеха»;
* Мероприятия: «Специалист XXI века», «Посвящение в студенты», «Вечер встречи с выпускниками»;
* Организация труда в кружках по интересам;
* Обучение технологиям и приемам трудовой деятельности;
* Определение конкретных трудовых обязанностей;
* Обеспечение работы необходимыми материальными средствами;
* Обеспечение временной занятости студентов;
* Организация и проведение массовых субботников;
* Оформление и оборудование мастерских, лабораторий;
* Организация дополнительного профессионального образования на платной основе для обучающихся колледжа;
* Организация производственного обучения в летний период на предприятиях;
* Олимпиады, викторины;
* Организация производственной практики обучающихся на предприятиях и в мастерских
* учебного заведения;
* Озеленение улиц в населённых пунктах;
* Поддержание санитарного состояния учебных кабинетов;
* Прохождение практики на предприятиях;
* Посещение территориальных ярмарок учебных и рабочих мест;
* Посещение конкурсов профессионального мастерства, тематических выставок по профессиям в музеях, выставочных залах;
* Проведение мероприятий прославляющих семейные династии, семейные традиции;
* Подготовка дидактического материала, наглядных пособий;
* Проведение индивидуальных занятий со студентами, вовлечение их в творческую деятельность;
* Представление своей профессии на конкурсе;
* Ремонт учебно-наглядных пособий, книг в библиотеке, мебели и инвентаря;
* Родительские собрания «Трудовое воспитание»;
* Работа кружков технического творчества;
* Работа Центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников;
* Систематическое участие в общественно-полезном труде;
* Сочинения;
* Сбор информации о новинках в профессии, оформление стендов в мастерских и кабинетах;
* Стенгазеты и оформление стенда к профессиональным праздникам;
* Субботники, генеральные уборки, ремонт мебели;
* Студенческие строительные отряды;
* Студенческие научно-практические конференции;
* Создание внешней обстановки, располагающей к труду;
* Создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и студентов данными о состоянии рынка труда;
*
Тематические классные часы;
* Творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества;
* Участие в открытых мероприятиях по подготовке к военной службе;
* Участие во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества молодёжи;
* Участие студентов в летнем трудовом семестре;
* Укрепление материально – технической базы колледжа силами студентов;
* Участие социальных партнёров в профессиональном становлении обучающихся;
* Участие работодателей в итоговой аттестации;
* Участие работодателей в работе конкурсах профессионального мастерства;
* Формирование студенческих отрядов;
* Экскурсии на предприятия;
* Экскурсии на объекты сельскохозяйственных предприятий, на предприятия по профилю профессий и специальностей;
* Экскурсии на предприятия;
* Экскурсии на предприятия города и района;
* Юридическое просвещение обучающихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector