221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что вы понимаете под правовым воспитанием детей

Правовое воспитание детей

Сегодня одной из главных тем, регулярно поднимаемых в средствах массовой информации, является правовое воспитание детей, и это не случайно. Приметой нашего времени, к сожалению, является фактическое бесправие тех, кому принадлежит будущее.

Унижения, насилие, оставление в опасности, отказ в уважении и родительской любви – вот далеко не полный перечень примеров пренебрежения правами ребенка. Более того, многие взрослые даже не подозревают о том, что своими действиями они что-то нарушают в отношении детей.

Просветительская работа, которую должны проводить дошкольные образовательные учреждения и школа, часто проводится формально, хотя именно здесь детям должны объяснять не только их обязанности, но и права.

Где изложена информация о правах детей?

Информацию о правах детей можно получить из следующих документов:

  • Декларации прав ребенка (1959 года)
  • Конвенции о правах ребенка при ООН (1989 года)
  • Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 года)

Разумеется, сухой стиль изложения в этих документах не подходит для изучения их с детьми 6-7 лет, но взрослым, ответственным за воспитание дошкольников, нужно досконально освоить и адаптировать эту информацию для бесед с ребятами об их правах и возможностях.

Цель правового воспитания детей – помочь им осознать себя полноценными гражданами своего государства, имеющими большие возможности и осознающими границы допустимого. Зная свои права, они должны научиться уважать ценности других народов, вести нравственный образ жизни в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

Коротко о правах детей

К основным правам детей относятся

  • Право на получение любви и заботы в семье
  • Право получить образование
  • Право на медпомощь
  • Право на проведение досуга
  • Право на получение объективной информации
  • Право на собственную индивидуальность
  • Право на свободное выражение своих мыслей и интересов
  • Право на защиту от различных видов насилия
  • Право на нормальное питание
  • Право на комфортные условия жизни

Содержание правового воспитания детей дошкольного возраста должно сводиться к пояснению каждого правового аспекта с акцентом на том, как нужно вести себя ребенку, чтобы его поступки были справедливыми и не наносили вред окружающим его людям. В то же время он должен знать, как ему поступать в том случае, если его права нарушаются.

Наилучшей формой обучения правам ребенка будет игра.

Например, осознать себя гражданином страны, малыш может на занятиях по государственной символике. Доступно рассказывая детям о славной истории страны, ее главных символах – гербе и флаге – взрослые помогают им почувствовать свою причастность к великому прошлому, без которого, как известно, нет будущего.

Занятия, на которых дети фантазируют на темы «Город моей мечты», «Самая лучшая школа» и т.д., дадут им возможность представить, каким они хотят видеть место, где живут и учатся. А взрослым полезно будет узнать, что дети хотели бы исправить в окружающей действительности.

«Не наплодим ли мы Павликов Морозовых?»

Когда в нашей стране во весь голос заговорили о правах детей, стали появляться службы психологической поддержки, оказывающие помощь детям, подвергшимся домашнему насилию или оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

На «горячую линию» такой службы может позвонить любой ребенок, чьи права нарушаются, и получить не только психологическую, но и правовую помощь.

Многие восприняли это нововведение с энтузиазмом, ведь все наслышаны о трагических случаях, когда дети, не выдерживая насилия родителей, убегали из дома, делали попытки суицида и даже погибали. «Горячая линия» была для них тем шансом, когда они могли найти поддержку у специалистов.

Однако были и те, кто считал, что подобные «нововведения» будут способствовать расколу в обществе, что появятся новые Павлики Морозовы, которые из корыстных побуждений будут жаловаться на родителей, действуя, как шантажисты. В качестве примеров приводились резонансные случаи, произошедшие в Финляндии, Норвегии, Голландии и других странах, где дети жаловались, что мамы их наказали за проступок, и отправлялись бдительными блюстителями закона в детский дом или приемную семью.

Можно полемизировать об этичности «горячей линии», но если есть возможность с ее помощью восстановить права ребенка, то она заслуживает внимания общества. С другой стороны, если правовое воспитание детей поставлено правильно, мыслей о «шантаже» и желания просто досадить родителям у ребенка не возникнет, ведь ключевой постулат воспитания – защищая свои права, помни о правах других.

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция, которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:

  1. Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
  2. Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
  3. Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.
Читать еще:  Особенности трудового воспитания дошкольников

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

ДОУ – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.
Читать еще:  Содержание социально нравственного воспитания дошкольников

Актуальность правового воспитания

Правовая грамотность важна не только для знания об объеме своих прав. Уже в детском саду воспитанники понимают, что их свобода может иметь ограничения там, где появляются ответственность и обязанности. Правильно воспитанные дети терпимы к сверстникам другой национальности, уровня здоровья или развития. Они понимают, что, вне зависимости от количества ума, таланта и доброты каждого, их права и обязанности равны.

Дошкольное учреждение играет особую роль в воспитании молодых граждан. В новой общественной системе у личности должны быть условия творческой самореализации для того, чтобы стать в будущем не только субъектом действия, но и общественного целеполагания. Человек, воспитанный в уважении, потенциально наделен большей активностью, чем тот, чье достоинство попирали.

Работа с родителями

Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания. Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка.

Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.

Этому вопросу могут быть посвящены:

  • собрания по данной теме;
  • «правовой уголок» с печатными материалами;
  • индивидуальные доверительные беседы;
  • посещение воспитанников на дому;
  • периодические консультации.

Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Тематический контроль
«Организация работы по правовому воспитанию детей»

План тематического контроля

«Организация работы по правовому воспитанию детей»

Цель: определить уровень организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам правового воспитания детей дошкольного возраста.

Предлагаемые рабочие материалы

Изучение уровня сформированности знаний у дошкольников о правах на основании проведения творческо–игровой недели «Большие права маленьких детей»

  • Анализ открытого мероприятия «Есть у всех детей права» в старшей группе «Конфетка»
  • Краткий анализ анкетирования воспитателей по правовому воспитанию

Оценка перспективно – календарного планирования

  • Карта анализ материалов родительского уголка по вопросам правового воспитания
  • Анализ анкетирования родителей «Детский сад и права ребенка»

Карта самоанализа предметно – развивающей среды группы

по формированию правовой культуры у дошкольников

Обогащенность предметно – развивающей среды

Предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей (флаг, герб, произведения искусства и т.д.)

Наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно – ролевых, театрализованных игр, реализующих правовой компонент

Создание мини – библиотеки в группе (художественная литература, учебные пособия, аудио, видеоматериалы)

Создание картотеки игр на формирование правовой культуры дошкольников

Наличие наглядного материала по формированию правовой культуры дошкольников

Комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности)

Доступность всех предметов ребенку

Педагогическая направленность среды

Обеспеченность разностороннего развития ребенка

Карта анализа наглядной информации для родителей по вопросам правового воспитания детей

Срок исполнения : __________

Возрастная группа (воспитатели)

I младшая группа «Капелька»

Первая II младшая группа

Вторая II младшая группа

I средняя группа «Ягодка»

II средняя группа «Смешарики»

I старшая группа «Звездочка»

II старшая группа «Конфетка»

Подготовительная группа «Солнышко»

Анкета по правовому воспитанию

Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт. Своё мнение по ряду вопросов Вы можете высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста.

1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?
_______________________________________________________________________________________________________
2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?
_______________________________________________________________________________________________________
4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя дошкольное образовательное учреждение?
_______________________________________________________________________________________________________

5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в семьях детей Вашей группы?
_______________________________________________________________________________________________________

6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
_______________________________________________________________________________________________________

7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)

  • с раннего возраста
  • с младшего дошкольного
  • со среднего дошкольного
  • со старшего дошкольного
  • с младшего школьного

9. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию таких слов, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
__________________________________________________________________________________________________
10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?
__________________________________________________________________________________________________
11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей дошкольного возраста?
Да, нет (нужное подчеркнуть)

Читать еще:  Значение экологического воспитания детей

Спасибо за помощь.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Детский сад и права ребенка»

Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?_________________________________

2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):

— дома, из средств массовой информации;

— из педагогической литературы;

— из других источников________________________________________________________

3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?____________________

4. Какие права у ребенка в семье?_____________________________________________

5. Что Вы можете предложить в качестве контроля за соблюдением прав Ваших детей в детском саду?______________________________________________________________________

6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в дошкольном учреждении?

7. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?__________________________________________________________________

С уважением администрация МБДОУ «Детский сад № 9»

Список используемых источников:

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .

Детский сад «Веснушка»

Правовое воспитание в детском саду

10 и 11 апреля в детском саду были проведены родительские собрания по теме «Правовое воспитание в детском саду». Заведующий дошкольного учреждения Ануфриева Елена Александровна познакомила родителей с нормативно- правовыми документами по данному направлению, социальный педагог Калинина Мария Ивановна рассказала об основных направления работы,специалист по социальной работе по округу Майская горка отделения профилактики детского и семейного неблагополучия Хржчанович Ольга Альбертовна рассказала о работе по профилактике безнадзорности и познакомила со статистическими данными в Архангельской области.Более подробно познакомиться с информацией представленной на родительском собрании можно здесь:

в завершающей части родительского собрания проводилось анкетирование родителей с целью совершенствования работы ДОУ по защите прав и достоинств детей, изучения жизненного и профессионального опыта родителей по правовому воспитанию детей. Получены следующие результаты:

1. Родители знают следующие международные документы о правах ребенка:

  • Конвенция о правах ребенка – 45% родителей
  • Конституция – 9%
  • Семейный кодекс – 2%
  • все документы – 5%

Не знакомы с документами – 7% родителей, затрудняются ответить – 39%.

2. По мнению родителей детский сад обязан взять на себя соблюдение следующих прав детей:

  • всех прав – 5% родителей
  • право на образование – 36%
  • право на отдых – 7%
  • право на медицинское обслуживание – 5%
  • право на питание – 2%
  • право на свободу слова – 2%

Затрудняются с ответом – 59% родителей.

3. Чаще всего нарушаются в семьях следующие права детей, по мнению родителей:

  • право на образование – 5% родителей
  • право на отдых – 6%
  • право на медицинское обслуживание – 2%
  • право на питание и уход – 2%
  • право на свободу слова – 16%
  • право на достойное жилье – 2%
  • право на семью – 6%
  • право на свободу передвижения – 2%
  • право на личное пространство – 2%

Затрудняются с ответом – 57% родителей.

4. Под «правовым воспитанием» родители понимают:

  • знакомство с правами – 19% родителей
  • воспитание законопослушного поведения – 3%
  • воспитание адекватного поведения в обществе – 8%
  • знакомство с правами и обязанностями – 18%
  • воспитание личности – 2%
  • привитие норм морали и этики – 2%
  • объяснение ребенку что можно, а что нельзя – 5%

Затрудняются с ответом – 43% родителей.

5. Родители считают, что подключать их к правовому воспитанию детей:

  • нужно – 90% родителей
  • не надо – 0%

Затрудняются с ответом – 10% родителей.

6. На взгляд родителей целесообразнее приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных:

  • с раннего возраста – 20% родителей
  • с младшего дошкольного – 14%
  • со среднего дошкольного – 16%
  • со старшего дошкольного – 45%
  • с младшего школьного – 5%

7. По мнению родителей, детей старшего дошкольного возраста подвести к пониманию слов «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»:

  • можно – 67% родителей
  • нужно – 5%
  • сложно – 6%
  • можно частично – 8%
  • нельзя – 6%

Затрудняются с ответом – 8% родителей.

8. Родители своих детей с их правами:

  • знакомят – 60% родителей
  • пока не знакомят (в силу их возраста) – 5%
  • не знакомят – 30%

Затрудняются с ответом – 5% родителей.

9. Повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей дошкольного возраста родители:

  • хотят – 84% родителей
  • не хотят – 14%
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector