221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доклад на тему нравственное воспитание дошкольников

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»
материал на тему

Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Нравственное воспитание дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»

Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, Вследствие этого разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы, возрастает конфликтность отношений в семье.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

От нравственного воспитания в детском саду и семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание определяет характер и систему ценностей. В современном мире педагоги заново пытаются понять, как привить детям духовно-нравственные ценности. Ведь огромное количество информации, которое обрушивается на ребенка практически с пеленок, скорее всего, способствует размыванию общепринятых нравственных норм. Нравственное воспитание в детском саду особенно важно, так как именно в этом возрасте малыш особенно восприимчив к усвоению нравственных требований и норм. Значение нравственного воспитания в детском саду.

Во время нравственного воспитания в детском саду дети усваивают установленные в обществе образцы поведения, которые в дальнейшем будут регулировать все его поступки. В дальнейшем ребенок будет всегда действовать по нравственным нормам, так как будет считать это необходимостью. При нравственном воспитании в детском саду важно, чтобы воспитатели установили гуманистические отношения между детьми, развили эмоциональную отзывчивость. Эмоции в жизни ребенка играют важную роль. Они помогают правильно реагировать на окружающую действительность и формировать к ней свое отношение. По мере роста ребенка его эмоциональный мир развивается, становится богаче и разнообразнее. Он учится управлять своими эмоциями, облекать его в форму, принятую в обществе, а также осознанно пользоваться своими чувствами. Параллельно с нравственным воспитанием ребенка формируется его эмоциональная среда. У малыша на конкретных примерах складывается понимание, что плохо, а что хорошо. У него формируется отношение к дружбе, жадности. Неумение выражать свои эмоции, понять чувства других людей приводит к формированию так называемой коммуникативной глухоты. Коммуникативная глухота может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми.

Нравственное воспитание в младшей группе. С переходом детей из ясельной в младшую группу их образ жизни во многом меняется. В их деятельности появляются рисование, ролевая игра, аппликация, лепка. Дети постепенно переходят от одиночных игр к простым формам совместной трудовой и игровой деятельности. Педагоги в этот возрастной период уже могут активно подключать детей к обязательной и систематической групповой деятельности. На занятиях они должны освоить новые правила, которые будут направлять их поведение. Все это будет способствовать формированию новых интересов, эмоциональных переживаний, потребностей. А это будет иметь немалое значение для нравственного развития. Нравственное воспитание в младшей группе должно быть направлено на формирование доброжелательных дружеских отношений с приветливым, вежливым обращением друг к другу, развитие у детей умения проявлять сочувствие и отзывчивость к своим сверстникам. Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом детского коллектива. Понять равенство обязанностей и прав всех детей в младшей группе помогает выполнение одинаковых требований для всех. Эти требования дети чаще всего быстро усваивают. Они обеспечивают развитие элементов дисциплинированности и коллективизма. Совместный образ жизни при нравственном воспитании в детском саду должен строиться на основе общих эмоциональных переживаний. Утренники, новогодние праздники, интересные игры и занятия сближают детей, укрепляют их дружеские контакты. Для формирования дружеских отношений со сверстниками педагог должен активно вовлекать детей в ситуации, которые требуют внимания, заботы, сочувствия. При таком воспитании дети постепенно приучатся проявлять заботу о товарищах самостоятельно, без помощи воспитателя. Игра при нравственном воспитании в младшей группе становится школой нравственного поведения. Воспитатели в игре с несложными сюжетами должны добиться положительного морального содержания реальных и игровых взаимоотношений детей друг с другом, как членов единого коллектива. Педагог должен научить детей проявлять добровольную уступчивость. Это нетрудно сделать при наличии большого количества однородных предметов и игрушек, которые рассчитаны на удовлетворение потребностей всех детей. При нравственном воспитании в детском саду очень важно приучать детей к элементарному сотрудничеству, к выполнению коллективных поручений.

Нравственное воспитание в подготовительной группе. В основе нравственного воспитания в подготовительной группе лежит разнообразная коллективная деятельность, в которой дети учатся уступать и договариваться друг с другом, оказывать взаимопомощь, согласовывать свои действия. В подготовительной группе воспитатель уже может гораздо шире использовать методы косвенного влияния на игру. Педагог уже может обогатить сюжет, установить правильные взаимоотношения. При выполнении общих поручений, при совместных дежурствах у детей формируется опыт коллективного сотрудничества. Воспитатель с помощью специальных педагогических приемов должен создать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и чувства. К примеру, воспитатель может привлечь детей к подготовке открытки заболевшему товарищу. Он должен эмоционально объяснить детям, как друг будет рад открытке, как ему хочется встретиться с детьми. При нравственном воспитании в подготовительной группе очень важно привить ребенку самостоятельность. При этом педагог должен быть ненавязчивым и очень осторожным. Тогда у детей будет возникать ощущение полной самостоятельности во время выбора линии поведения. Самостоятельность поможет сформировать эмоционально-положительный тонус ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения, активность в отношениях со сверстниками. При своевременном развитии самостоятельности дошкольники уже проявляют заботу об окружающих, активную взаимопомощь, бережное отношение к вещам.

Система работы по реализации задач нравственного воспитания дошкольников направлена на решение следующих задач:

  • Развитие нравственных качеств личности ребенка.
  • Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
  • Установление тесного сотрудничества между детским учреждением и семьей.
  • Творческое развитие личности ребенка.

Для реализации задач нравственного воспитания дошкольников необходимо:
– обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
– последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира ребенка;
– тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Решая задачи нравственного воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями детей на основе принципов воспитания:

  • Принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры).
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей).
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций).
  • Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Критериями эффективности системы могут служить:

  • Рост творческой активности детей.
  • Преобладание у детей положительных эмоций.
  • Усвоение детьми нравственных норм.
  • Обеспечение более высокого уровня воспитанности детей.
  • Улучшение взаимоотношений в семье, более сознательное отношение родителей к проблеме воспитания.
  • Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

В соответствии с поставленными задачами непосредственно образовательная деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:

– чтение и обсуждение художественных произведений;
– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
– психогимнастика;
– игры и др.

Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов. В содержание непосредственно образовательной деятельности должно быть включено проведение диагностических упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к окружающим его людям.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Вся работа строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. При проведении непосредственно образовательной деятельности возможны различные творческие варианты. Непосредственно образовательную деятельность рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых, детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса детей.

При подготовке материалов нужно учитывать требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.

Наряду с развитием нравственных взаимоотношений, большое внимание уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

Система работы по нравственному воспитанию предусматривает широкий спектр игр, сказок, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребенком; способствует умению детей создавать свои книги, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Книги или альбомы, собираемые из рисунков и сочинений, можно показывать родителям, другим детям.

Из подобных книг можно собрать библиотеку группы. Это очень кропотливая, но необходимая работа. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны.

Важно знакомство со сказками. Сказки способствуют формированию у детей нравственных качеств, учат детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром.

Проблемные ситуации, отдельные игровые упражнения, содержание которых носит вариативный характер, могут быть дополнены другими проблемами, с которыми сталкиваются педагоги при решении задач нравственного воспитания.

В нравственном воспитании дошкольников можно использовать такие формы работы, как интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым. Постоянный диалог со взрослыми, подкрепленный творческими заданиями и высокими примерами из жизни, обязательно поможет детям стать счастливее и мудрее.

1. Буре Р.С., Воробьева М.В., Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004.
2. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
3. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.
4. Лопатина А., Скребцова М.В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
5. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2005.
7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., АРКТИ, 2005.
8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., АРКТИ, 2005.
9. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
10. Формирование нравственного здоровья дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. – М.: Сфера, 2003.

Нравственное воспитание дошкольников

Дата публикации: 17.12.2018 2018-12-17

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Главная > Реферат >Педагогика

Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сущность нравственного воспитания и его механизм

Задачи нравственного воспитания

Средства нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания и их характеристики

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Нравственное воспитание — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно — процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужны недюжинная воля и самообладание.

Сущность нравственного воспитания и его механизм

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Задачи нравственного воспитания

В современной дошкольной педагогике нравственность определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность формирования нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.

Для педагога

Автор: Тихонова Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ № 53
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: Доклад Тема: «Роль духовно- нравственного воспитания в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дата публикации: 17.01.2020
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 53 «РУСАЛОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

Тема: «Роль духовно- нравственного воспитания в формировании

патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

(из опыта работы)

воспитатель первой категории

Тихонова Виктория Викторовна

Свое выступление мне бы хотелось начать с высказывания Д. С. Лихачёва:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно

расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству»

Дошкольное детство — важный период в становления личности человека,

когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном

детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства —

это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме

непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще

становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит

регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным

этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение

этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или

другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла.

Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность

соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст — возраст формирования основ личности. Для того

чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть

привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком

деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является

нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе

разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и

Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— расширение представлений о городах Крыма, России;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения

детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества».

В своей работе я основываюсь на следующих принципах:

• принцип личностно-ориентированного общения;

• принцип тематического планирования материала;

• принцип интеграции содержания образования;

• принцип патриотической направленности;

• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;

• принцип сотрудничества детского сада и семьи.

— Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

непосредственным наблюдением детей.

— Беседы с детьми о родном городе Симферополе, о Крыме, о России. —

репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

— Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок,

прослушивание музыкальных произведений.

— Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

— Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Художественная деятельность эстетического воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector