221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовно нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
консультация на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_mladshih_doshkolnikov_posredstvom_skazok.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовская область р. п. Мучкапский

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»

Подготовила: Жалнина О. Н.

Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека. А так же целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности : доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других » , общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно –нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет , мы убедились, что большая часть детей, не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.

Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую «бьются на смерть». . В настоящее время все чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;

-познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,

— воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой,

— вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках,

— учить ласковому отношению к животным.

— обогащать и расширять словарный запас детей;

-создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;

-развитие совместного творчества родителей и детей;

-развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно –нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей , в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка , игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок . Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку , ему не объяснить никакими другими словами.

Язык сказки доступен ребенку . Сказка проста и в то же время загадочна «В некотором царстве, в некотором государстве. » или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. «, и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой . Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку , мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну — Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность.

С целью формирования культурно – толерантной и духовно –нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах . К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Закончить своё выступление хочется словами Л. Н. Толстого:

« Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Особенности возраста

Младший дошкольный возраст является важным периодом в нравственном развитии детей. На данной стадии у малышей активно формируются навыки поведения, первые элементарные представления о хорошем и плохом, т.ж. добрые чувства к окружающим. Наиболее успешно это происходит в условиях совместного благоприятного педагогического воздействия семьи и детского сада. Те моральные представления и навыки, которые формируются у детей в этом возрасте, станут основой их дальнейшего нравственного развития.

С момента перехода малышей, от отношений в стенах дома к жизни в коллективе дошкольной группы, жизнь их заметно изменяется. Возникает и развивается умение участвовать в сюжетно-ролевой игре, включаются в регулярную и обязательную общегрупповую деятельность (на занятиях), принимают участие в играх с правилами, в выполнении индивидуальных и коллективных поручений. В этот период ребята усваивают новые, более сложные для них правила, корректирующие их поведение, взаимоотношения с окружающими их взрослыми и ровесниками.

Поэтому одной из главных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. У детей следует формировать умение делать самим то, что соответствует их жизненному опыту и является посильным для них. Получая опыт самостоятельности, малыш уже не только может обслужить себя (умываться, одеваться, раздеваться, складывать одежду, держать ложку), но и получает способность поддерживать порядок в окружающей обстановке (убирать на место книги, игрушки), выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т. е. самостоятельно управлять своим поведением.

К трем годам наблюдаются качественные изменения в росте самостоятельности, что позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других.

Создавая условия для индивидуальной и совместной деятельности малышей, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне, ровесникам). Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей данного возраста, т.е. показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям. В обществе детей ребенок учится, соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят объясняться с ними, договариваться о совместной игре, занятии.

К тому же маленькие дети очень внимательны к словам взрослого, особенно тогда, когда они сказаны в убедительном тоне, не допускающем каких бы то ни было сомнений. В связи с этим, у детей в возрасте от двух до трех лет уже можно начинать воспитание умения подчинять свое поведение простейшим этическим нормам. Овладение правилами поведения в повседневной жизни, в игре помогает детям контролировать свои импульсивные проявления, побуждает поступать соответственно усвоенным правилам.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети младшего возраста способны выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствуясь в своем поведении правилами, они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает взрослого организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить положительную оценку окружающих, формировать и нравственные мотивы — быть нужными другим (сверстникам, взрослым).

Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают требование с конкретной обстановкой, в которой оно предъявляется, или с определенной личностью. В связи с этим нередко одно и то же требование дети выполняют в одних условиях и не выполняют в других, выполняют при одном воспитателе и нарушают при другом, выполняют в присутствии взрослого и не выполняют без него.

Однако дети не умеют еще соотносить своими поступками с представлениями о нравственной норме. К тому же у ребят очень слабо развито умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырех лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.

Однако при взаимодействии семьи и детского сада, организации повседневного общения, а также доступной для детей этого возраста совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых норм поведения решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими постепенно изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

Воспитанники младшей группы усваивают, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Что нужно учитывать в процессе воспитания детей?

Правильная организация воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

Это означает, что ребенка нельзя заставлять выполнять поручения насильно и нагружать непосильными для него заданиями.

2. Каждой трудности — по разу.

Чтобы процесс воспитания не был монотонным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Кроме того, что это сделает процесс приобщения к социуму интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

3. Сформируйте конечную цель.

Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к какой-либо деятельности следует четко поставить ему результаты работы.

4. Разбудить интерес.

Кроме мотивации для усвоения норм детям необходимы такие качества, как внимание, упорство, настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует использовать доступные для детей приемы. Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

5. Не наказывайте заданием.

Ни в коем случае не следует наказывать детей заданием. Процесс должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Что дает нравственное воспитание детей в младшем возрасте?

Дети получившие правильное воспитание растут самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами общества.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки.

Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Целевыми ориентирами на ранних этапах развития, согласно ФГОС, должны быть следующие ориентиры: ребёнок должен знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и уметь пользоваться ими, должен владеть простейшими навыками самообслуживания (пользоваться салфетками, носовым платком, самостоятельно пользоваться унитазом, бумагой, полотенцем и пр., стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (уметь самостоятельно одеваться — раздеваться, аккуратно складывать вещи на стульчик перед сон-часом или в шкафчик после прогулки, уметь собрать после игровой деятельности за собой игрушки и пр., проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства, должен уметь вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, здороваться и прощаться и пр.

Именно на это, как правило, направлена работа воспитателя в младшей группе.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна «В некотором царстве, в некотором государстве. » или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. «, и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 17.03.2019 2019-03-17

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Зайцева Е. В., Карпова Э. В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №9.1. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/archive/247/56821/ (дата обращения: 23.03.2020).

Одним самых важных периодов развития нравственных качеств и представлений является младший дошкольный возраст от двух до четырех лет. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к воспитательному воздействию, в младшем дошкольном возрасте формируются основные нравственные понятия о хорошем и плохом, поведенческие навыки, а также хорошее отношение к окружающим. Самая благоприятная обстановка для развития нравственных качеств создается при сотрудничестве семьи и детского сада. В основу будущего нравственного развития ребенка закладываются моральные чувства, представления, навыки и опыт, сформированные в дошкольном детстве.

С приходом ребенка в детский сад для него изменяется привычный уклад жизни, он больше контактирует с другими взрослыми и детьми. Благодаря этому, постепенно, развивается сюжетно-ролевая игра, он включается в систематическую и обязательную групповую деятельность (образовательная деятельность), принимает участие в играх вместе с другими детьми (игры с правилами, сюжетные и сюжетно-ролевые игры и др.), а также, выполняет трудовые поручения воспитателя. Развиваясь в детском саду, малыши должны усвоить новые и более сложные правила, направленные на взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которые будут регулировать их поведение.

У ребенка на третьем году жизни происходит возрастной кризис, при котором он имеет немало общего с детьми предыдущей возрастной группы, но появляются новые психические новообразования, которые позволяют овладевать более сложными навыками, сформировывать новые представления и способствует накоплению личного опыта поведения и деятельности. В тоже время, требуется более внимательное и бережное отношение для формирования правильных знаний и представлений о моральном поведении. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. [1; 69]

На следующей возрастной ступени у ребенка велика потребность во внимании взрослого, ласке. Во многом они еще зависимы от старших, это обусловлено отсутствием у детей простейших навыков самообслуживания и гигиены, умения играть, заниматься самостоятельно и не полностью сформированным навыком общения с окружающими.

Поэтому одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в быту, игре и образовательной деятельности. Дети должны научиться делать самостоятельно то, что им по силам и соответствует жизненному опыту. Благодаря этому дети могут не только обслуживать себя, но и поддерживать порядок в окружающей обстановке, то есть управлять своим поведением, соблюдая ряд правил и не прибегая к помощи взрослого.

Воспитатель может предъявлять более высокие требования детям трех лет, потому что к этому возрасту у детей наблюдается рост самостоятельности, значит, они могут больше контактировать со сверстниками, выполняя поручения, организовывая совместную игру и так далее, считаясь с интересами и желаниями других. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне и сверстникам). Так, педагог воспитывает у детей этого возраста умение здороваться, вежливо обращаться к старшим и товарищам, благодарить, играть в совместные игры, учитывая интересы и желания других, не мешая в игровой деятельности сверстникам, беречь свои и чужие вещи, спокойно ждать, пока товарищи завершат свои гигиенические процедуры. [3; 184]

Для реализации задач нравственного развития воспитатель использует подражательность, как особенность детей двух-четырех лет. То есть своим собственным примером, он показывает детям образец правильного и культурного поведения с положительным отношением к окружающим и работе. Этому способствует свойственная детям младшего дошкольного возраста большая эмоциональная отзывчивость к поступкам и отношению к ним. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим. [2; 158]

На четвертом году жизни воспитатель продолжает развивать у детей хорошее и доброе отношение к окружающим, стремление быть добрым и культурным, а так же развивает его совестливое отношение к своим поступкам, умение их оценивать.

Одну из важнейших воспитательных задач составляет развитие дружеских взаимоотношений и общения между детьми. Ранее это была только задача поддержания радости при общении с товарищами. Вместе с тем педагог учит детей замечать нарушения правил взаимоотношений (отнял игрушку, ударил и так далее). [4; 133]

С трех лет стремление к общению с другими детьми возрастает, в этом возрасте ребята уже становятся хорошими соигроками, так как уже начали понимать действия и речь товарищей, объяснять свою точку зрения, договариваться о совместной игре или каком-либо занятии.

Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим дошкольникам, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

В связи с особенностями поведения детей младшего дошкольного возраста (отсутствием выдержки, неумение своевременно и правильно выполнять правила поведения) [1; 58], у ребенка может появиться противоречие в желании подчиняться определенным требованиям воспитателя. Вместе с тем малыши очень внимательны к словам взрослых, особенно тогда, когда они сказаны правильным убедительным тоном. Благодаря этому дети побуждаются поступать соответственно с требованиями и правилами поведения.

Важную роль в формировании навыков и привычек культурного поведения играет мотивация ребенка, которая способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственными побуждениями. Например, дети четырех лет могут выполнять элементарные поручения взрослых, опираясь на правила поведения, они начинают осознавать простейшие мотивы значимости их дела для общества. Это обязывает воспитателя организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы формировать мотив интереса к делу, желание заслужить одобрение окружающих, а также формировать нравственные мотивы (быть нужным окружающим).

Взаимодействие детского сада и семьи играет немаловажную роль в нравственном развитии младших дошкольников. Организация педагогически ценного повседневного общения, а также доступной совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками значительно успешнее формирует устойчивые привычки правильного поведения, в соответствии с общепринятыми правилами, культура поведения и взаимоотношения выходит на новый уровень и проявляется иначе, чем раньше. [5;82]

У ребят формируется представления о бережном отношении к растениям и животным. Они начинают понимать, что нужно ответственно относиться и ухаживать за животными, птицами и растениями, а также стараются активно участвовать и помогать взрослому в подобных делах.

Дети начинают понимать, что окружающие взрослые заботятся о них, о том, чтобы дома и в детском саду им было хорошо и комфортно, а для этого нужно бережно относиться к труду взрослым и приходить на помощь при любой возможности. Видя перед собой пример, они начинают так же относиться к своему труду и труду товарищей.

Усваивая эти понятия, у них так же формируются знания о том, что нужно беречь мебель, одежду и обувь, потому что в них тоже вложен чужой труд. Дети усваивают информацию о том, что все взрослые окружающие работают: строитель — строит дома, продавец продает различные товары, воспитатель и учитель занимаются и воспитывают детей и т. д. Это все труд взрослых и ребенок понимает, что нужно не только беречь, но и помогать. Он усваивает, что помогать взрослым и товарищам — это хорошо.

Так же в этом возрасте формируется представление о правде и лжи, то есть, нужно говорить правду и ничего не утаивать от родных, близких и воспитателя. И ни в коем случае нельзя обманывать, потому что это плохо.

Подводя итог, можно сказать, что уже в младшем дошкольном возрасте формируются элементарные нравственные представления, умения и навыки. Так же дети получают знания о явлениях общественной жизни и нормах поведения в обществе, об общении с взрослыми и сверстниками.

Осуществлению задач нравственного воспитания способствует, в первую очередь, активное взаимодействие с семьей и детским садом, которые должны создавать условия для совместного общения и общей деятельности.

У детей младшего дошкольного возраста реализации задач морального развития может помешать проявление негативизма, упрямства, своеволия и других подобных качеств, что свидетельствует о психических новообразованиях, по-другому о кризисе трех лет «Я сам». В этом возрасте ребенок самоутверждается, стараясь показать все, что умеют и получить одобрения взрослых. Педагогам нужно строить работу таким образом, чтобы предупреждать возникновение негативизма к воспитательному воздействию, а если есть исключения в виде некоторых детей, то воспитатель должен направить воздействие на устранение негативных качеств. Таким образом, преодоление этих качеств может быть одной из задач воспитания на данном возрастном этапе.

Воспитание таких положительных качеств, как доброта, взаимоуважение, соблюдение правил приличия в деятельности и в общении, а так же умение взаимодействовать в совместной деятельности (общие игры, разнообразная деятельность), простейших нравственных представлений, умений и навыков, является одной из главнейших задач в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста.

1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 208 с.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Зарубежные психологи о развитии ребёнка — дошкольника. — М.: Мозаика-синтез, 2006. — 397 с.

3. С. А. Козлова. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1999. — 160 с.

4. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. Нравственное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). — М.: Просвещение, 2000. — 300 с.

5. М. Г. Яновская. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М.: Просвещение, 2011. — 133 с.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Правовое воспитание детей это
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector