221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовно нравственное воспитание детей раннего возраста

Особенности нравственного развития детей раннего возраста

В раннем возрасте у детей начинается процесс нравственного развития личности, которое включает три аспекта:

  • когнитивный (информационный) аспект – знания и представления о нравственных понятиях, эталонах, нормах, правилах, личностных нравственных качествах;
  • эмоционально-мотивационный аспект – нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и предпочтения, нравственная оценка и самооценка;
  • поведенческий аспект – моральные действия и поступки, нравственные привычки, т.е. реализация нравственных норм и требований.

Взаимосвязь когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в личностной сфере обусловливает единство нравственного сознания и поведения. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте. Этому способствуют стремление детей к совместной деятельности со взрослыми, их высокая подражательность.

В раннем детстве ребенок начинает понимать определенные нравственные правила поведения. Такое понимание ограничено конкретной ситуацией, рамками наглядно-действенного мышления ребенка. Понимание правил и норм поведения основано на собственном опыте ребенка, когда он осознает негативные последствия при нарушении правил и позитивные – при соблюдении. В связи с этим уже с раннего возраста ребенка взрослый должен обосновывать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации и на собственный опыт ребенка. В активном словаре детей мало слов, обозначающих нравственные категории, используется оценка, этические понятия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Понятия «плохо» и «хорошо» первоначально выражают отношение взрослого, а ребенок только вспоминает и повторяет их в подобных ситуациях. Содержание мотивационной направленности с позиции нравственной воспитанности еще слабо развито.

Развитие эмоционального компонента нравственности ребенка связано с формированием интеллекта, его мыслительной деятельности, системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Посредством этого у ребенка постепенно появляется возможность оценивать свое поведение, подготовиться к восприятию предстоящей оценки своей деятельности со стороны взрослых. Нравственные эмоции ребенка проявляются и укрепляются в процессе наблюдений за конкретными действиями и поступками человека. Для нравственного развития ребенка необходима органическая связь знаний (моральных понятий) и моральных оценок поведения (хорошо – плохо). Формирование только знаний о моральных качествах людей не может обеспечить возникновение у ребенка соответствующих нравственных чувств и эмоций, они появляются у него как выражение собственного отношения к определенному поступку человека, на основе имеющихся потребностей, совокупности знаний и переживаний. Роль взрослого в нравственном развитии детей заключается в том, что он учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент происходит в конкретной ситуации. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки начинают выражать его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других.

Усложнение деятельности ребенка и его возрастающая самостоятельность приводят к необходимости введения более сложных нравственных правил поведения. Подчиняясь этим правилам, ребенок учится регулировать свои действия. Выполнение нравственных норм и правил имеет для детей не самостоятельное значение, а является средством поддержания положительных контактов со взрослым и получения положительной оценки взрослого. Потребность в позитивной оценке взрослого стимулирует ребенка поступать в соответствии с правилами.

Ранний возраст соответствует доморальному уровню развития морального сознания ребенка по концепции Л. Колберга. Доморальному уровню соответствуют стадии:

  • послушание ребенка для избегания наказания;
  • обусловленность поступков эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на получение каких-то конкретных благ и поощрений);
  • обусловленность поступков желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением.

Это не значит, что ребенок под влиянием этих мотивирующих факторов систематически контролирует свое поведение. Детям раннего возраста очень сложно удержаться от немедленного удовлетворения сиюминутного желания и еще сложнее выполнить непривлекательное действие по предложению взрослого. При выполнении неинтересных заданий взрослого, дети либо изменяют их, либо отвлекаются и не доводят дела до конца.

Формирование нравственных привычек и поступков формируется постепенно, если взрослый сознательно выдвигает систематические, непротиворечивые и мотивированные требования, проверяет их выполнение, то выполнение таких правил становится привычным для ребенка. Ребенок быстро реагирует на привычные правила. Постепенно формируются дисциплинированность, организованность, потребность выполнять правила, что способствует усвоению более сложных правил поведения и становлению нравственных качеств личности. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в повседневной деятельности, когда взрослый показывает модель-образец поведения и требует от ребенка следовать данному образцу сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной.

Практический пример

Максим М., 2 года 8 месяцев. Его мама старается, чтобы сын видел проявления сочувствия и заботы членов семьи по отношению друг к другу. «Не шуми, папа устал, он спит. Не разбуди папу», – говорит мама шепотом. Максим, подражая ей, начинает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрослых случайно забудется, он сам напомнит: «Незя, папа пит».

В целом для ребенка раннего возраста характерна стихийная нравственность. Положительные поступки ребенок совершает по просьбе взрослого и чаще всего не выделяет их как таковые. Без контроля и оценок со стороны взрослого ребенок действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто правила нарушает. Нравственное поведение детей раннего возраста тесно связано с положительным эмоциональным отношением к объекту, на который оно направлено. Ребенок скорее совершит хороший поступок по отношению к тому взрослому или ребенку, к которому хорошо относится. Позитивное эмоциональное состояние, симпатия и доброжелательность по отношению к окружающим людям и животным являются основой для нравственных проявлений.

Таким образом, нравственное развитие ребенка раннего возраста происходит на основе предъявления взрослым системы требований и приучения к их выполнению. Этому способствует стремление детей к установлению и поддержанию положительных контактов со взрослым. На основе подражания оценкам взрослых формируются первые оценочные суждения, которые затем трансформируются в собственное отношение ребенка к себе и другим людям. Однако ситуативность и импульсивность поведения часто приводит к нарушению требований и запретов. Нравственные проявления ребенка зависят от эмоционального отношения к объекту и возникают стихийно, неосознанно при побуждении взрослого или в конкретной ситуации.

Методическая разработка на тему «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок — это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.

Духовно -нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

— С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

Читать еще:  Условия эстетического воспитания

— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.

— Знакомить детей с основами труда.

В работе по духовно — нравственному развитию можно выделить несколько направлений:

Духовно — образовательное направление: занятия, беседы.

Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Посредством событий в сказке можно помочь усвоить детьми духовно – нравственные категории (добро–зло, послушание–непослушание, трудолюбие–лень), содействовать обогащению словаря, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок» послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, я предлагаю детям выполнить имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использую разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа, обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое.

Так же духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Поэтому после рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства будет видеть причинно-следственные связи различных явлений, то и в течение всей жизни мир будет для него целостным, полным смысла.

Для педагогов сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с раннего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Стать так сказать ее соавтором. Ребенок будет горд, что придумал, как спасти своего героя или помочь сбежать от злодеев.

Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

Беседа побуждает детей думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду — с помощью воспитателя — ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжается развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, появляются действия с предметами-заменителями. Во время занятий и игр, таких как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Угощение для кукол», «Оденем куклу на прогулку» в малышах развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть добрыми, чуткими, вежливыми.

Поэтому, и на таких занятиях, и в играх обязательно нужно употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении со взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться об очередности в игре. Если вежливые слова являются привычными для взрослых, скоро и малыши научатся их употреблять, ведь дети легко обучаются хорошим манерам, если видят их дома и в детском саду.

Важнейшим фактором в духовно-нравственном воспитании детей является познание окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой деятельности. Николай Иванович Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания окружающего мира». Но чтобы нам прийти к конечному результату, необходимо дать ребенку первые азы: показать малышу как прекрасен и интересен окружающий мир, научить его заботиться о нём.

Ведь развитые в детстве желания не обижать собак и кошек, бережно относиться к растениям, убирать за собой игрушки, заботиться о своих близких, уважать труд других людей смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Использование русских народных игр в работе позволяет решать сразу несколько познавательных и духовно-нравственных задач: развивает память, внимание, смекалку, речь ребенка, заставляет его прикоснуться к народным истокам и ценностям. Именно в русских народных играх собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, растений, а также эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём её многообразии. Назову несколько из них: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Салки», «Прятки», «Ручеек», «Кошки-мышки» . Ну и, конечно, всеми любимый — «Каравай». Русские народные игры не должны быть забыты, ведь они выполняют своё самое главное предназначение – дарят детям радость и веселье, учат играть вместе, а значит впоследствии и дружить.

Русские народные праздники способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как: Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

Любой ребенок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, наклеивать и строить, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, чем он интересуется. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач духовно-нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ. Во время таких занятий как «Построим дорожки для зверей», « Домик для куклы», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Праздничная ёлочка», «Вкусное угощение для бабушки» у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей действительности.

Читать еще:  Задачи трудового воспитания в детском саду

Творческий процесс — это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую доставляет им созидание.

Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Воспитание и развитие у дошкольника духовно -нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно -нравственной культуры я использую следующие методы:

-групповые родительские собрания;

-дни открытых дверей;

Но нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, поэтому невозможно недооценить важность семьи в нравственном воспитании. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком. Задача родителей помочь своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста60.03 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста

« Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка ».

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для « других », общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок ».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок — это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в « смягчении » активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.

Педагог В.А.Сухомлинский писал: « Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка ».

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

— С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

— Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.

— Знакомить детей с основами труда.

В работе по духовно — нравственному развитию можно выделить несколько направлений:

Духовно — образовательное направление: занятия, беседы.

Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка»./В.А.Сухомлинский./ Духовно-нравствен.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы.

Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал.

Педагогическаий долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию для детей раннего возраста.

Альманах педагога

Автор: Горбунова Лариса Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО » Алмазик» детский сад » Белочка»
Населённый пункт: г. Ленск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственное воспитание детей раннего возраста.
Дата публикации: 28.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Нравственное воспитание детей раннего возраста.

ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.»

Василий Александрович Сухомлинский.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем,

которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То,

что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и

Известно, что основой нравственного воспитания является культура

общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой

живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Слайд №4 Работая в направлении «Нравственное воспитание» с детьми

поставили перед собой цель:

Создать условия для обеспечения гармоничного развития личности с первых

лет жизни ребенка посредством приобщения к духовно нравственным

Выделили для себя следующие задачи:

— Формировать опыт правильного поведения в среде сверстников,

воспитывать чувство симпатии друг к другу, создавать условия для

формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

— Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким

— Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать

умение играть не ссорясь, вместе радоваться красивым игрушкам.

— Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться,

прощаться, обращаться с просьбой « спасибо», «пожалуйста»

— Знакомить детей с основами труда посредством сказок.

Работаем с самыми маленькими, самыми нежными, самыми невинными

человечками. Глубоко убеждены в том, что период раннего детства, время,

когда малыши воспринимают больше не разумом, а чувствами нельзя

пропустить. Важно именно сейчас дать представления

о добре, научить детей жить в любви и гармонии друг с другом.

Известно, что в раннем возрасте наиболее близкой и понятной для

ребёнка деятельностью является игра. Ведь игра является не только ведущей

деятельностью, но и представляет собой отражение детьми окружающий

жизни. А также, игра учет ребенка размышлять над нравственностью

каждого поступка, воспитывает хорошие манеры. В работе с детьми

используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-

инсценировки, игры-сказки, сюжетные игры. Проводим такие игры и

упражнения ( «Ласковые дети», «Ладушки», «Назови себя» )

Большую роль в развитии нравственных качеств малышей играет

целенаправленно организованная предметно-развивающая среда.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов

деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание

нравственного и физического развития ребенка.

Помещение нашей группы условно подразделено на пять направлений,

что позволяет использовать это помещение наилучшем образом. В каждой из

которых содержится достаточное количество материалов для познания и

Социально – коммуникативное развитие.

Созданы условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию,

формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское

взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся

атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно — ролевых игр:

«Семья», «Доктор», «Парикмахерская», « Магазин». Во время таких занятий

как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для

медвежонка», «Дружная семейка», «Оденем куклу на прогулку» в малышах

развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь

забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть

добрыми, чуткими, вежливыми. Поэтому, и на занятиях, и в играх

обязательно демонстрируем воспитанникам, как общаться с другими

людьми, употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности.

Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при

общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении со

взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими

детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться об очередности в игре.

Слайд №9 Познавательное развитие

Уголок строительно – конструктивных игр. Крупный строительный материал

основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, каталки,

пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их

потребность в игровой и двигательной активности.

Уголок оснащенный физкультурным инвентарём, что позволяет

воспитанникам упражняться в различных движениях, тренировать мышцы,

развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в

Слайд №11 Уголок сенсорного развития.

Дидактические пособия, которые здесь представлены доступны для детей,

они яркие, разнообразные , а также они полифункциональные т. к. при их

использовании одновременно решаются задачи по развитию речи,

сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем

Речевое развитие В уголке ярко, красочно оформленные

книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей,

которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.

Нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом

нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных

произведений. Первые художественные произведения, с которыми

знакомим ребенка – это сказки.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать,

сострадать и вместе радоваться, а это главный добродетель в человеке, без

которого человек не человек. Сказка всегда поучительна. Она впервые

знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными

Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть

дружными, трудолюбивыми; «Теремок» учит дружить; «Колобок»

послушанию (Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса

его и съела.), а еще учит не доверять незнакомым; в сказке «Курочка Ряба»

дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

Любимые и знакомые сказки потешки, прибаутки обыгрываем при помощи

различных видов театра: пальчиковый, кукольный, настольный.

Художественно – эстетическое воспитание.

Творческий процесс — это настоящее чудо.

Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные

способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую

доставляет им созидание.

Музыкальные инструменты, изобразительные средства –формируют

творческую деятельность ребенка.

С детьми играем в такие музыкальные игры, как «Кто в гости пришёл?«,

«Угадай, на чем играю», «Что звучит»,

« Оркестр», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята»,

«Вкусное угощение для бабушки» , «Колобок покатился по лесной дорожке»,

у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей

С раннего возраста мы знакомим ребёнка с фольклорными произведениями.

Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то

потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы.

Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое

плохо». Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по

хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы

используем во всех режимных процессах.

Центр « Песка и воды»

Играя с песком и водой дети учатся трудолюбию и терпению. Помимо

этого, развитию мелкой моторики, координаций движений. Игры

доставляют малышам удовольствия и радость.

Каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может

побыть один, остаться наедине со своими мыслями.

Важнейшим фактором в нравственном воспитании детей является познание

окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми

малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой

Николай Иванович Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания

детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания

окружающего мира». Но чтобы нам прийти к конечному результату,

необходимо дать ребенку первые азы: показать малышу как прекрасен и

интересен окружающий мир, научить его заботиться о нём. Ведь развитые в

детстве желания не обижать собак и кошек, бережно относиться к растениям,

смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка

Трудовое воспитание в ребенке – важное средство всестороннего развития

личности, ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к достойной

трудовой деятельности, заботиться о своих близких, уважать труд других

Ребенок он уже способен убрать за собой игрушки, положить на место

вещи, поставить стульчик , полить комнатные растения , оказать посильную

помощь друг другу, сделать подарок к празднику дл папы и мамы.

Взаимосвязь с родителями: беседы, консультации для родителей,

рекомендации для домашнего чтение сказок, потешек. . Родители вместе с

детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий

пребывания детей в детском саду. Принимают участие в изготовление:

новогодних подделок, подделок к тематическим неделям, участие в

традиции детского сада в осенней ярмарки . Эти формы работы являются

самыми эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и

воспитателями. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего

ребёнка. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется

понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу.

В нашей группе созданы традиции добрых дел.

Традиция похвалы детей за поступки прошедшего дня практикуется

ежедневно. Предлагаем малышам сесть в кружок и поговорить:

-Тимофей быстро оделся после сна, у Ксюши чистые руки, у Жени рубашка

аккуратно заправлена в шорты, у Агнии красивые косички, Софья выпила все

молоко и т.д самое главное, чтобы все дети услышали про себя что –то

приятное и другие узнали, какие они замечательные.

Традиция поздравления в день рождения с подарком, которая сплачивает

детский коллектив, воспитывает заботу и отзывчивость . Дети исполняют

«Каравай»,читают стихи, а именинник потчует сладостями.

Можно сделать вывод:

Воспитание нравственности – процесс длительный и сложный.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество,

сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в

разрушении личности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития

ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить

человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые

сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их

правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector