221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовно нравственное воспитание дошкольников это

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т.д.), дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения.

При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании.

В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников должны входить следующие виды деятельности:

  • продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков);
  • театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики);
  • познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);
  • творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);
  • нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);
  • совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

Видео с YouTube по теме статьи:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_avtosohranennyy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Пчёлка» города Асино Томской области

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

Солдатова Татьяна Леонидовна,

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип , который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип , при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.

Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

Проведённая работа в данном направлении «декоративно — прикладное творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию предков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников часто посещали нас, педагогов — дошкольников. Почему дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Ив.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и .

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно — нравственном воспитании.

Цель проекта Формирование духо.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :»Нравственное воспитание детей младшего возраста&quot.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Раннее детство – время зарождения всех качеств человека, приобретение моральных знаний. С этого возраста начинается активное первоначальное накопление нравственно ориентированного опыта, формирование духовности. От того, как будет воспитан ребенок в раннем возрасте, от формирования нравственных, волевых качеств зависит его дальнейшее обучение, формирование общей жизненной позиции.

Что такое духовно-нравственное воспитание дошкольников?

Проблема становления моральных качеств подрастающего поколения быстро набирает свою остроту. Ее актуальность особенно касается дошкольников.

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека.

Духовное развитие дошкольников включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих развитую духовно личность. Оно дает возможность правильно сложить общее мировоззрение, элементарную гражданскую позицию, основы семейных ценностей и большинство нравственных ориентиров. Процесс этот длительный, он требует всестороннего, целенаправленного воздействия. Только при этом условии начинает формироваться внутреннее духовное сознание.

Принципы воспитания

Воспитание духовности, нравственности всегда должно осуществляться с соблюдением педагогических принципов:

  • Гуманность – воспитание, через положительное отношение к природе, людям, самому себе, через сострадание и сочувствие;
  • Естественнонаучный принцип – учет понимания законов развития личности;
  • Культурологический принцип – воспитание в культуре, с учетом традиций народа;
  • Государственный принцип – воспитание с соблюдением законодательством страны проживания.

Усвоение дошкольником норм, требований морали, образцов действий происходит всегда на основе подражания. А чаще всего дети подражают родителям. Поэтому так важно помочь осознать их важность при воспитании своего ребенка; помочь понять то, что только они ответственны за развитие своего ребенка, как нравственно развитой личности.

Цели, задачи воспитания

Главная цель любого типа воспитания – формирование развитой личности.

Развитие нравственности, духовности в дошкольный период ставит цели:

  • сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций высоконравственной, духовно развитой личности, основы взаимодействия с людьми;
  • воспитывать у дошкольников главные общечеловеческие нравственные качества: сострадание, терпимость, милосердие, гуманность, честность.
  • Содействовать раскрытию нравственной и духовной одаренности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
  • Обучать этическим нормам, самодисциплине;
  • Воспитывать дружеские отношения, положительное отношение к совместному труду, игре, формировать умения договариваться, потребности помогать;
  • Формировать потребность радовать старших хорошими и полезными поступками;
  • Формировать самосознание гражданина, доброжелательное отношение к людям, природе;
  • Воспитывать на основе важнейших моральных понятий: добро, зло, любовь, доброта, единение, человечность. Формировать отзывчивость, справедливость.
  • Содействовать защите физического, духовного здоровья;
  • Ориентировать родителей на духовное развитие подрастающего поколения;
  • Стремиться развивать умение ограничивать себя в желаниях, преодолевать сложные препятствия, выполнять требования взрослых, установленные нормы поведения, ориентироваться на положительный пример в поступках;
  • Формировать самооценку;
  • Развивать гендерные качества, свойственные полу.

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы воспитания

Средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов. Методов очень много. Среди них выделяются общие воспитательные и специфические, предназначенные для формирования только нравственных качеств.

Комплекс методов включает:

  1. методы формирования нравственных установок и оценок (беседы, чтение книг, рассматривание картин);
  2. методы организации опыта на практике (метод приучения, примера, организации деятельности).
  • наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр);
  • словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
  • практические методы (организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).

Игра в жизни дошкольника

Игра – главный спутник дошкольного возраста, источник эмоций. Она обладает действительно неограниченной воспитательной силой и всегда является частью воспитания духовности маленького человека.

В дошкольном возрасте игра становится деятельностью, в которой формируется личность, обогащается внутреннее ее содержание. В игровой деятельности радость движения, сочетаясь с нравственным обогащением, учит гармонии. Только в игре дети осваивают роли, развивают навыки межличностного общения, учатся выражать эмоции.

Главное значение игры связано с воображением: у маленького человека появляется потребность преобразования действительности, способность созидания. Игра соединяет реальные и вымышленные явления, появляются новые свойства знакомых предметов. Взяв роль, ребенок примеряет на себе профессию, особенности личности: он входит в ее образ, вживается, проникает в чувства, настроения, обогащая, углубляя собственную личность.

Игра решает разные нравственные задачи: может стать средством преодоления страха, коррекции самооценки; может дать тонизирующий эффект, стать основой развития главных нравственных чувств.

Игра, в которую ребенок охотно включается, способствует получению важнейшего опыта – опыта чувств. Она становится личным достоянием, которое может всегда применять в реальной жизни.

Художественное слово при воспитании нравственности

Одним из самых действенных средств является художественное слово. Читая или слушая, ребенок знакомиться с жизнью, трудом, природой. Через художественную литературу он познает примеры общения между людьми, их радости, неудачи. Художественные произведения воздействуют на сознание, поступки. У него появляется желание становится лучше, быть похожим на героев произведений, сделать что-то очень хорошее.

Литература позволяет восполнить недостаток общения, расширить кругозор, разнообразить нравственный опыт. Появляется эмоциональное отношение к происходящим событиям, явлениям, людям. Произведения литературы содержат оценку событий или персонажей. Они задевают душу ребенка, рождают сопереживание и сочувствие.

Духовно-нравственное воспитание посредством сказки

Сказка – самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.

Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Морозко, Курочке Рябе, Золушке. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.

Самый распространенные методы работы со сказкой – чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций. Для закрепления воспитательного воздействия сказок рекомендуется обыгрывать их при проведении дидактических игр, викторин.

Дошкольный возраст – время формирования души. Духовно-нравственное воспитание в этот период – прежде всего воспитание чувств к близким людям: родителям, воспитателям, ровесниками, Родине. Оно затрагивает полный спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру, определяя главное направление для дальнейшего развития человека.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11

Статья просмотрена: 1999 раз

Библиографическое описание:

Добровольский Ю. А., Токарев А. А. Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 347-348. — URL https://moluch.ru/archive/183/46452/ (дата обращения: 23.03.2020).

Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности. Образовательная парадигма претерпевает существенные изменения, ее содержание, цели и задачи подвергаются основательному переосмыслению, возникают и прочно утверждаются новые процессы и явления. Одним из главенствующих процессов в современном мире можно назвать процесс духовно-нравственного развития и воспитания, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях. [1]

Именно образование является отражением современной социокультурной ситуации в стране. На данный момент основообразующим принципом образовательных организаций является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:

Молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;

Упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;

Пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию: материальные ценности постепенно вытесняют духовно-нравственные, желания детей основаны на эгоистичных началах и обусловлены узколичными потребностями, благодаря чему у детей формируются вредные привычки, неуважение к старшему поколению и полнейшее отсутствие каких-либо морально-этических установок.

Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества. [2,12]

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания состоят в следующем:

‒ воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

‒ способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

‒ оказывать положительное влияние на формирование морально-этических, духовных и нравственных качеств ребенка, посредством установления позитивных межличностных отношений.

‒ воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

‒ приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Воспитание всесторонне развитой и гармонически сформированной личности, необходимой составляющей которой является духовно-нравственный аспект, является важнейшей задачей в рамках развития современного общества. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования.

Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания.

Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества.

Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.

Духовно-нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок. Понятие «духовно-нравственные ценности» заключает в себе комплекс ценностей, являющихся главенствующими в рамках отношений между людьми, в семье, обществе, нормы и принципы, базирующиеся на критериях добра и зла, лжи и истины. [3, 140]

Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще.

Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс положительного влияния на нравственные аспекты личности человека:

‒ воспитание духовно-нравственных чувств и морально-этических установок;

‒ формированию нравственного облика;

‒ возникновению и развитию нравственной позиции;

‒ проявлению нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом.

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов.

Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья. Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Ценности интеллектуального воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector