221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовно нравственное воспитание дошкольников в семье

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

Форма проведения: тематическая встреча с родителями.

Цели. Совместно с родителями осмыслить основные духовно-нравственные ценности, провести тренинг навыков нравственных отношений к людям и адекватной оценки себя и других; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

Как счастливы те из нас, кто на своем собственном опыте знают, что такое «семейный лад«. Жить в ладу друг с другом и со своей совестью — это ли не семейное счастье? Сколько бы лет не прошло с тех пор, вспоминается то, что стало символом семьи. Для кого-то — это семейные праздники, для кого-то — походы в лес или выезды на дачу, кто ощущает на сердце тепло, вспоминая ритуал семейных вечерних чаепитий и задушевных бесед у пузатого самовара.

Однако многим из нас и вспомнить будет нечего: И дело тут не в нашей памяти, а в бесцветности семейного бытия. Многие психологи придерживаются мнения, что на самом деле больших разнообразий в семейном устроистве нет, потому и поделили их на следующие «модели».

Одна из таких «моделей» называется «семья-крепость». В такой семье каждый чувствует себя защищённым от бед и невзгод, но жить в такой семье тоже надо уметь. Если глава семьи отец, то он всегда берет ответственность на себя. Мать, как правило, для своих детей является доброй матерью и уважаемой хозяйкой дома. В таких семьях дедушка и бабушка-не обуза, а «важная составляющая». Там они пользуются уважением детей и внуков до конца своих преклонных лет. В такой «семье-крепости» каждый знает свои обязанности, умеет подчинять свои интересы интересам семьи и соотносить свои запросы с возможностями родни. Родовые связи в такой семье крепкии и не рвутся с уходом в иной мир родителей. А родители здесь, как правило, люди степенные, положительные, совестливые, часто всего-верующие.

Другая модель — «семья-гостиница». В ней всякий живет так, как ему удобно, не очень обременяя себя с общими требованиями и обязанностями, не особенно согласуясь с мнениями близких. Самый главный принцип спокойной жизни в такой семье «Живи сам и не мешай жить другим!» Близких душевных или духовных связей между родными в такой семье лучше не искать. Их там и быть не может или они настолько истончились, что дети зовут родителей по именам, кличкам и обращаются как с «приятилеми». Именно в таких семьях иногда появляется тяга к независимости даже в мелочах. В такой семье каждый живет своими собственными интересами, потому и старикам тут, как правило, места нет. Им лучше доживать свой век отдельно от кровной родни, от детей-внуков.

Третья модель — «семья-служба«. Взаимоотношения всех членов в такой семье строго регламентированы, к своим обязанностям родителей отец и мать относятся серьёзно, доросовестно, у детей в такой семье не может быть дневник не подписан родителями к понедельнику. Только особого тепла между родителями и детьми, а уж тем более со стариками, если те ещё живы, нет и не может быть. Да и откуда ей взяться, духовной близости, если у каждого душа на замке? Почему так? А незачем тратить своё душевное тепло и сочувствие на других, лучше для себя сэкономить. Только во тут возникает вопрос: а вдруг оно никому потом не понадобиться? Или по привычке не захочется делиться. Потому чаще всего ребенок, вышедший из такой семьи, затрудняется в создании доброго семейного микроклимата в собственной семье, хотя и хозяева они рачительные, и чисто у них — а в гости в такой дом никто не торопится и за помощью или поддержкой к ним никто не обращается. Неуютно у них.

Другое дето — «семья-каторга«, тут каждый день то ссоры, то смех. Психологи считают, что дети, вышедшие из таких семей, «зубасты», активны, умеют добиваться своего, не оглядываясь на других. В такой семье все родственные души состоят в постоянной и перманентной войне всех и со всеми. Ни о сочувствии, ни о взаимном уважении или, тем более, почитании тут не может быть и речи. Выживают тут «воприки» и «наперекор» другим. Постоянное состояние тревожности и агрессивности — это то, что отличает детей из таких семей от всех прочих.

А какая по численности и составу должна быть семья, чтобы человек чувствовал себя в ней счастливым, защищенным и состоявшимся?

Семья, где всего один ребенок — ущербная семья. Для него непонятны слова «род», «родня», » родная душа». Приятели, сотрудники, в лучшем случае — друзья.

Все мы знаем, что должен сделать человек, чтобы выполнить своё предназначение на земле: построить дом, посадить дерево и родить сына. Но есть семьи, где ребенок не один, а двое. Но что такое двое детей? Это вечное между ними соревнование. И не только из-за купленных угощений или вещей, а ещё и из-за внимания матери или отца.

Трое детей тоже не панацея от всех семейных бед, но здесь нет самого главного, что отравляет жизнь детям: нет соревновательности и зависти. Дети в такой семье сызмальства готовятся жить среди людей, учатся терпеть, прощать, обиды забывать. Ребенок привыкает жить и с добрым и с жадным, и с сердобольным и с черствым, и с тем, кто создан отдавать и с тем, кто умеет лишь брать.

Жить надо со всеми в ладу, потому: Потому, что это и есть семья! Ах, как этот бесценный опыт пригодится в жизни, в установлении лада с мужем или женой, с детьми, со своими и чужими родителями!

Да жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка. Потому, что именно в семье формируются главные нравственные устои человека. Ведь какими бы прекрасными не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших — это такая основа детской мысли, которую в этом возрасте не может заменить никто.

В. А. Сухомлинский считал, и мы думаем, что Вы согласитесь с этим высказыванием: «Какая бы ни была у вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждет ещё ответственнейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа — воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа до министра. А настоящих родителей не заменит никто«.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации. Предложить родителям обсудить педагогические ситуации, найти выход из них.

Ситуация 1.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустил голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: «Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?»

— Не твоё дело, своих будешь воспитывать, тогда поймёшь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как бы вы поступили в таком случае?

Ситуация2.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадованно кричала:

— Ой, как хорошо! Значит мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

— Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

— Нет, пойдем, все равно пойдем? -кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

— Доченька, подожди, дай твою руку! — внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил её к своей груди и спросил:

— Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

— Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы:

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?

Как часто рассуждаем мы о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие — нравственность? Какими же должны быть нравственные отношения в семье.

(Родители и педагоги высказывают своё мнение и подводят итог). Это:

  • Любовь и взаимное уважение.
  • Взаимопонимание и взаимовыручка.
  • Ценность и личная значимость каждого в семье.
  • Участие каждого члена семьи в её жизни- труд, отдых, учеба.
  • Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Читать еще:  Цель нравственного воспитания дошкольников

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 19.12.2015 2015-12-19

Статья просмотрена: 1763 раза

Библиографическое описание:

Колесникова О. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 965-968. — URL https://moluch.ru/archive/104/24281/ (дата обращения: 23.03.2020).

Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно — нравственного развития личности ребенка.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст — именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей.

Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.

Воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный.… Вряд ли…

Мы в своем детском саду оформляем для родителей уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.

Очень часто на родительских собраниях выступаем с концертами. Наши родители незаменимые помощники на праздниках, помогают выполнять поделки с детьми,

Участвовать в выставках, посиделках. К праздникам периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении. А также стараемся повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах духовно — нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка в детском саду Родители с большим желанием включаются в жизнь детского сада, направленную не только на духовно-нравственное развитие детей.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В этом году с помощью родителей был реализован проект «Наши традиции» по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Родители помогали выполнять дома аппликацию валенков, выполняли ромашку семьи, делали фотоальбом с материалами дня рождения детей. Работа была захватывающая. На последнем родительском собрании мы со своим музыкальным руководителем Деминой Галиной Дмитриевной сделали праздник «Губкинские посиделки», где родители и дети показали, чему они научились за целый год. Очень задорные частушки прозвучали в исполнении бабушек и внучат, дети рассказали о предметах русского быта, рассказали пословицы и поговорки о добре, о Родине, о труде, играли в народные игры с родителями. Праздник запомнился на долго.

Рис. 1. Ансамбль «Сударушка» исполняет «Частушки»

Рис. 2. Родители совместно с детьми играют в русскую народную игру «Золотые ворота»

Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  1. Ашиков, В.В. Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№ 4, — 4с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
  3. Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду, № 4, 2006, — 41с.
  4. Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. № 12, 2006, — 104 с.
  5. Полякова Н. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и народных традиций. — г. Губкин, 2007, — 96с.
  6. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987, — 144 с.

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
консультация на тему

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Калинка»

Консультация для родителей

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Подготовил: воспитатель Шевченко Т.А.

Консультация для родителей.

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

  • уважение к старшим,
  • дружеские отношения со сверстниками,
  • умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
  • добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
  • воспитание начал ответственности.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», — подчеркивал В.Г.Белинский.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Традиционными источниками нравственности являются:

— патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

— социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

— наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); — традиционные российские религии.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям :

1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

— активно «слушать» его переживания и потребности,

— безусловно принимать ребёнка,

— проводить время вместе (читать, играть, заниматься),

— не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

— помогать, когда просит,

— делиться своими чувствами (значит доверять),

— конструктивно разрешать конфликты,

— использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем. ) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», — обнимать ребёнка как можно чаще;

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
  2. Островская, Л.Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1987.
  3. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.

Нравственное воспитание дошкольников в семье

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАТИИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Заяц Татьяна Викторовна

воспитатель НУУЦ « ERFOLG » г. Караганда

Родина — это город, в котором родился,

Аул, где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая

способствовала твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать их,

они нужны тебе, как воздух и вода.

В настоящее время, полное противоречий и тревог, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан, истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активнодействующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

С этой точки зрения данная тема является востребованной и актуальной задачей. Целью статьи является воспитание и развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств, умение находить надежные нравственные ориентиры на основе приобщения младших школьников. В последнее время мы все чаще говорим о качестве обучения, при этом забывая о качестве воспитания. Вместе с тем при этом все больше уделяется внимания ценностям, которые должны быть положены в основу учебно-воспитательного процесса. Это, прежде всего духовно-нравственные ценности, которые так необходимы современному человеку. Развитие их в самосознании еще маленького человека, гражданина, принесет оздоровление всему живому: и человеческой душе, и Природе, будет способствовать восстановлению гармонии отношений духовно-нравственного и материального. Самые главные ценности, о которых мы должны говорить сегодня это крепкая семья, добросовестный труд, здоровый образ жизни, учение и самообразование, любовь к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков. Эти ценностные ориентиры вырабатывались нашим обществом веками

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.

Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. .

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых.

Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда.

Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Список используемой литературы

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Дисс. доктора психол. наук. — М.: 1984.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/. Буре Р.С. и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector