221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовно нравственное воспитание личности

«Духовно-нравственное воспитание — основа формирования личности»
статья по теме

В настоящее время большая опасность в нашем обществе — разрушение личности, нравственности. Тема духовно-нравственного воспитания актуальна сегодня и является приоритетным направлением в работе учителей, воспитателей, классных руководителей с учащимися 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Доклад272.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание — основа формирования личности »

Нравственность — основа всех человеческих ценностей

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы не был случайным.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

  • гуманистической направленности;
  • природосообразности;
  • культуросообразности;
  • эффективности социального взаимодействия;
  • ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Духовно-нравственное воспитание молодежи — неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

  • любовь к матери;
  • патриотизм;
  • любовь к Родине;
  • свобода воли;
  • добро и зло;
  • самовоспитание;
  • добродетель;
  • совесть;
  • надежда;

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
  • в-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система нравственного воспитания включает в себя :

  • во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;
  • во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;
  • в-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется педагог, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.

Традиционными источниками нравственности являются :

  1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;
  2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;
  3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;
  4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;
  5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;
  6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;
  7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  9. человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее — наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях. Целесообразно, начиная с младшего школьного возраста, учить детей умению анализировать ход и результаты совместной с другими деятельности.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

В этом направлении работа ведется, но не достаточно. Не все учащиеся знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края в школе необходимо организовать факультативные занятия, и внеурочную деятельность по более глубокому изучению истории родного края, малой родины.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Создание гармоничной личности, ее духовно-нравственное воспитание взаимосвязаны с семьей, социумом, всем окружающим миром. Большая роль отводится исторической эпохе, которая формирует в сознании человека нравственные идеалы.

Национальный воспитательный идеал

Любое воспитание ориентируется на образ авторитетной личности, имеющей влияние на социум. В древней Руси таким идеалом служил образ Иисуса Христа. Православие обеспечивало духовно-нравственное единство народа.

В XVIII столетии Россия стала имперской державой. Появился новый идеал, ставший «слугой царя и Отечества». Был взят ориентир на подготовку профессионалов для госаппарата.

Советское время

В советское время правящая партия властвовала над гражданином, борясь с его религиозным сознанием. Жизненный смысл сводился к вере в коммунистическое будущее и служение компартии. Однако, именно Советский Союз сформировал высоконравственный педагогический идеал.

Страна показала примеры массового патриотизма и беззаветного служения Родине.

Современная Россия

Более двух десятков лет назад в РФ произошла смена нравственных устоев, что оказало пагубное влияние на самосознание россиян, на отношение между людьми. Нарушилось духовное единство общества. Поменялись жизненные принципы молодого поколения, произошло разрушение традиционных для государства морали и нравственности. Народ потерял ценностные ориентиры.

Сегодня духовность в России находится в кризисном состоянии. А поскольку на территории страны проживает множество разных национальностей, то цель духовно-нравственного воспитания – сберечь многообразие культур. Приоритетная задача – консолидация народа.

Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России

Данная идея разработана как основа реализации ФГОС. Цель проекта – определить методы воспитания личности, выделить их, как главную направленность в образовательном процессе.

Концепция регулирует взаимосвязь:

  • семьи;
  • детских образовательных учреждений;
  • СМИ;
  • кружков творческого развития;
  • организаций религиозного характера.

Духовно-нравственное воспитание и его национальные ценности

Традиционные ценности любой нации передаются от родителей к детям.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности выделяет истоки нравственности:

  • семья;
  • народ;
  • трудовая деятельность;
  • наука;
  • творчество;
  • искусство;
  • религиозная жизнь;
  • природа и др.

Ценность педагога

В плане педагогики основной ценностью должна стать ценность Учителя. Важно повысить статус и материальное обеспечение педагога. Данная профессия должна стать престижной для молодежи, а Учитель должен быть уважаемой личностью.

Проблема духовно-нравственного воспитания

Значимые темы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения:

  • культура общения;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • бережное обращение с природными ресурсами;
  • благополучные семейные отношения;
  • работа над собой.

Однако, если ребенок видит на улице, в кругу семьи, на экране телевизора другое, то он перестает верить педагогу. Поэтому важно с раннего детства учить малыша доброму. Его необходимо приучать к самокритике, сочувствию, любви к людям, животному миру, природе.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Подрастающее поколение должно уважать свое наследие и культуру других народов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников закладывается в раннем возрасте. Так, знакомство с фольклором у ребенка происходит в семье. Детский сад, а позднее школа поддерживают данную традицию.

Фольклор помогает развить эстетический взгляд, выработать метафорическое мышление при помощи образов русских сказок, увеличить словарный запас ребенка.

Воспитание школьников

Личностные черты человека формируются в социуме. Прежде всего – в общеобразовательных школах. Министерство образования должно всячески поддерживать духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Усвоенное в раннем школьном возрасте имеет большую психологическую устойчивость.

Базовой задачей школ является воспитание патриотов страны, раскрытие способностей юных россиян, подготовка их к взрослой жизни в мире высоких технологий.

Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должны развивать следующие черты:

  1. Привязанность личности к Отчизне.
  2. Любовь к родной речи.
  3. Верность Родине в самые трудные моменты.

Таким образом, ведущая тема в образовании – это воспитание детей в духовно-нравственном ключе. Такой подход станет залогом личного, общественного и государственного благополучия.

Духовно-нравственное воспитание глазами протоиерея Александра Тылькевича — видео

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Татьяна Полякова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Развиваясь, ребенок не может «само утверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети могут узнать о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном. Мы, воспитатели, в детском саду много читаем детям произведений разной тематики, дошкольникам это очень интересно, живое чтение- это так здорово. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. О добре и зле мы действительно много можем узнать из наших сказок «Золушка», «Красная шапочка», «Дюймовочка» и другие. После прочтения сказки или рассказа мы с детьми обсуждаем героев, даем характеристику добрым и злым героям сказки и делаем выводы. Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками. Например после беседы с детьми по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье» дети перестали жадничать и охотно стали делиться своими игрушками.

В России сейчас налицо нравственный и идеологический кризис. Он должен быть осмыслен нами во всей его остроте и глубине, ибо, что он такое, как не кризис наших душ.

С поиском путей выхода из духовного кризиса в наше время происходит перемещение актуальных проблем педагогики в сферу нравственного потенциала педагогической деятельности, духовного развития личности. Школе и детскому саду завтрашнего дня нужны педагоги духовного склада, способные к самосовершенствованию, стремящиеся к истине, правде, добру и красоте.

Духовность – это степень совершенства душ каждого человека по отношению к христианскому идеалу. Сейчас мы понимаем, почему в России во главу угла всегда ставилось духовно-нравственное воспитание, потому что нравственность без духа невозможна. Нравственность – это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Духовный, благоговейный человек – это особый образ человека, а образование – это открытие духовного в человеке.

«Нравственное воспитание – это не только сообщение определенной информации, это воспитание воли.

Дитя не знает по опыту пагубных последствий заблуждения и порока; оно не подозревает ни в ком обмана и отдается каждому впечатлению. Поэтому, сердце ребенка открыто и непорочно. Чем наполнено будет это сердце зависит от нас – взрослых.

Время детства — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и привычек, хороших и дурных. В это время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры.

Духовность — это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между духовно-развитого человека. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становления и развитие.

Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием духовно — нравственного воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Важно учитывать принцип непрерывности и преемственности воспитания и обучения детей в семье и в детском саду. Определяя доминирующую роль семьи в православном воспитании детей, необходимо создать условия для реализации этого принципа. Таким условием является включение родителей в жизнь детского сада, поскольку семья и детский сад не могут заменить друг друга. Преемственность выражается установлением доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

В нашей группе было проведено родительское собрание на тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка». Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.Так же были подготовлены консультации для родительского уголка: «Духовно-нравственное воспитание ребенка», «Совместные игры с детьми дома», «Жадность», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Получаемые родителями знания реализуются в семейной жизни, воспитываемые у ребенка ценности, укладываются в ценности семьи.

Таким образом, жизнь ребенка становится гармоничной и лишенной внутреннего конфликта. Уклад жизни детского сада естественным образом становится продолжением уклада семейной жизни и наоборот.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях по физической культуре Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

«Народная изба». Духовно-нравственное воспитание дошкольников Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому мы считаем, что приобщать детей к истокам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание — одно из самых актуальных задач российского.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях родного края Духовно – нравственное воспитание дошкольников на традициях родного края. «…Делайте всё, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность.

Родительское собрание «Семья». Духовно-нравственное воспитание дошкольников Время проведения: 19.05.2016 г. Форма проведения: посиделки. Цель: привлечь внимание родителей к вопросам духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Читать еще:  Основы духовно нравственного воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector