221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовно нравственное воспитание творчеством

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах. Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так. Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон. Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Читать еще:  Православное воспитание мальчиков

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы)

Ольга Курзова
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы)

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в народном творчестве.

По мнению многих современных педагогов, приобщение детей к декоративно – прикладному творчеству способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к прекрасному. Обращение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

Дошкольное воспитание за последние годы претерпело немало изменений, одно из них введение Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта, отличительных особенностей которого является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт ориентирует современный образовательный процесс на воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его, но и определяет важнейшую воспитательную задачу в деятельности каждого педагога. Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, изучения истории и традиций родного края, освоения народной культуры.

Моё решение изучить и внедрить в практику тему «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» не случайно, положительный опыт работы по теме: «Развитие зрительного восприятия через систему занятий по декоративному рисованию»определил новые цели: внести в мир детства нравственные ценности, через обучение декоративно – прикладному творчеству. Другим основанием особого внимания к этой теме являются благоприятные возможности и необходимость начинать воспитание в этой сфере в раннем и дошкольном возрасте. Считаю значимой и важной работу по приобщению детей к народной культуре, через которую в детях формируется чувство патриотизма, воспитывается духовность, уважение к русским традициям.

Главным ресурсным условием воспитания уважения к традиционным ценностям является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Детский сад, как дом и мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества будут развиты у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями будет обогащён его внутренний мир.

Поэтому главной целью является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитать готовность следовать им.

Начиная работу по данной теме,я поставила перед собой следующие задачи:

• развивать интерес к культурным традициям русского народа;

• раскрывать ребёнку мир чувств и переживаний людей;

• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

• приобщать детей к народному искусству, через ознакомление с лучшими образцами народных промыслов;

• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

• знакомство детей с устным народным творчеством; (сказки, песенки, потешки, поговорки, считалки)

• знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа;

• знакомство детей с народной игрушкой;

• знакомство детей с бытом русского народа;

• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре;

Духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей,во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры. Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, считалок,закличек позволяет решать сразу несколько задач: развитие детской памяти, внимания, смекалки и активного словаря.

Детьми разыгрываются спектакли по мотивам русских народных сказок. С их помощью дети учатся эмоционально воспринимать окружающую действительность, радоваться и огорчаться вместе с героями, сопереживать им.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.

На музыкальных занятиях и в совместной деятельности с музыкальным руководителем дети знакомятся с народными инструментами. Для более яркого представления о народных инструментах в детский сад мы приглашаем учащихся детской музыкальной школы,которые исполняют музыку на народных инструментах: балалайке, баяне, домре. И сами посещаем музыкальную школу, слушаем выступления бывших выпускников детского сада.

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом, сотрудничество которое способно принести много пользы (библиотека, музей камня, общество слепых, социальный центр).

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.

Декоративно-прикладное творчество. Коллективная аппликация детей старшей группы «Мордовская матрёшка» С детьми старшей группы мы провели замечательный среднесрочный проект под названием «Мордовские узоры». Целью этого проекта было исследование.

Мое увлечение — декоративно-прикладное творчество В сельском поселении «Дырен эвенкийское»работает детский экологический центр «Юктэ», где с детьми занимаются очень талантливые педагоги.

Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы) Дошкольный возраст – особенно важный и.

Опыт работы с родителями в условиях сложившейся системы духовно — нравственного воспитания на базе ДОУ Работа с родителями в процессе духовно-нравственного просвещения учащихся: опыт, проблемы, перспективы. Опыт работы с родителями в условиях.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Проект «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе (из опыта работы) Проект на тему «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе из опыта работы Котовой Т. В. Тип проекта: информационно-практический.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании детей

Гражданская ответственность, патриотизм и духовно – нравственная позиция народа, прежде всего молодежи (как будущего России), — одно из важнейших условий социального, политического и экономического развития России, ее продвижения по пути демократического и гражданского общества.

Именно сегодня воспитание гражданина страны – это одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к своей малой родине, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Неоднократно президент страны Путин В.В. на встречах и форумах с молодежью уделяет большое внимание проблеме духовно-нравственного развития и патриотического воспитания. Он отмечал, что «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».

Читать еще:  Нравственное воспитание детей в доу

В течение довольно долгого времени педагогическое сообщество России ищет эффективные пути духовно-нравственного воспитания молодого поколения. И многие сейчас уже пришли к осознанию, что единственно правильное воспитание основывается на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций. И чтобы достигнуть значимых результатов в духовном развитии молодого поколения, необходимо ввести системный подход в духовно-нравственном воспитании не только в основные предметы в школе, но и в системе дополнительного образования.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на внеурочную работу и деятельность системы учреждений дополнительного образования.

В настоящее время в России обозначенные идеи реализуют в практической деятельности более 15 тысяч учреждений дополнительного образования. Несомненно, в их число входят и учреждения Курской области. Педагогический коллектив каждого из них осознает свою миссию — создание пространства для самоопределения и самореализации личности ребенка, пространства, обеспечивающего социальную защиту и поддержку взросления. Выполнению этой миссии способствует разнонаправленная деятельность: художественная, техническая, естественнонаучная, спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, социально-педагогическая.

В содержании дополнительного образования реализуются различные образовательные, комплексные, целевые воспитательные программы с учетом нравственности, народной культуры и этики региональных традиций, индивидуальных потребностей детей и их родителей, социума.

Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и более способно к построению и поддержанию диалогических, субъект-субъектных отношений, где происходит взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми.

Среди задач, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования детей, важной является духовно-нравственное воспитание.

Духовно-нравственное воспитание — основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью программы «Духовно – нравственное воспитание личности в ОБУДО «Областной центр развития творчества детей и юношества».

Педагогический коллектив Центра в своей работе исходит из понимания того, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Важен системный подход.

Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности и была включена в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных видах деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ. Таким образом осуществляется его активная социализация. Наша главная задача – создать условие для всестороннего развития личности ребенка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала. Именно этим целям отвечает воспитательная система нашего Центра. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация соответствующего воспитательного и учебного процессов.

В рамках образовательных программ обучающиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества истоками народного творчества, воспитывают эстетический вкус, развивают образное мышление, учатся тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном. Знакомясь с творениями художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов обучающиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии.

Духовно-нравственное воспитание традиционно осуществляется педагогами творческих объединений технической, художественной, социально-педагогической, туристко – краеведческой направленностей. Все программы педагогов составлены с учетом того, что знания, умения, навыки получаемые обучающимися в результате обучения в творческих объединения, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие творческих способностей ребёнка, его личностных качеств.

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством обучающихся является важной стороной общей работы по формированию патриотических, нравственных чувств. Через обучающую деятельность творческих объединений этого направления дети узнают и сохраняют наследие, дошедшее до нашего времени ремесло. По мнению педагогов дополнительного образования декоративно-прикладное творчестве, привлекая детей к полезному труду имеет самые благоприятные возможности воздействия на внутренний мир ребенка. Педагоги стремятся превратить процесс трудового обучения в интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее внутренний мир ребенка. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям. Каждое занятие открывает что-то новое, последовательно, ступенька за ступенькой, приближает к пониманию красоты и гармонии.
Значительное влияние на формирование нравственных чувств у детей оказывают занятия музыкой. Поскольку путь приобщения ребенка к музыке, к духовным ценностям есть процесс деликатный, тонкий, требующий времени, профессионального знания, душевной щедрости воспитателя, то мы рассматриваем один из возможных путей к нему в образовательной деятельности как путь «через прекрасное – к доброму». Ввести детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества это благодарная и вместе с тем важная задача педагогов дополнительного образования музыкально – эстетического направления объединений. Через песню, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями, дети получают представление о духовных культуре своего народа. Цель педагогов Центра не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Танцевальное искусство является одной из своеобразных форм духовной культуры народа. По своей доступности, распространенности и охвату большого количества детей занимает ведущее место среди других форм дополнительного образования детей. Велико значение танцевального искусства в формировании вкусов, эстетических, этических запросов молодежи.

Духовная культура каждого человека, его потребности и интересы формируются в борьбе вкусов и мнений, поэтому танцевальному искусству принадлежит важная роль в формировании внутренней культуры молодых, которая выражается не только в эстетическом восприятии, но и в поведении, в отношении к другим людям.

Большую роль в гражданско-патриотическом и духовно – нравсвенном воспитании обучающихся оказывает проведение экскурсий по святым местам родного края, организация походов на художественные, фото выставки «Наш Афон», «О Тебе радуется. Иконы Богоматери из собрания Музея имени Андрея Рублёва» и д.р., в театр и кино, посещение музеев. Экскурсия как форма организации обучения дает возможность обучающимся творческих объединений всех направлений посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В ходе реализации программы, обучающихся участвуют в проектно – исследовательской деятельности. Осуществляя исследования и проекты, обучающиеся, имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний.
Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения, обучающихся к исследовательской деятельности, в практику воспитательной деятельности Центра включены конкурсы проектно — исследовательских работ по направлениям:
— патриотическое воспитание;
— краеведение;
— духовные святыни Родного края;
— здоровый образ жизни и т.д.

Одной из эффективных форм реализации духовно-нравственного воспитания является проведение и участие обучающихся в творческих конкурсах духовно – нравственной направленности, которые способствуют не только творческому развитию, но и приобщению молодого поколения к истокам православных традиций и культуры. Это конкурсы разного направления: декоративно – прикладного, изобразительного, фото, литературного творчества: «Искусство слова», «Рождественская открытка», «Русь православная», «Гренадеры, вперед!», «Патриот Отечества» и др., проводимые среди обучающихся образовательных учреждений Курской области. Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся Центра оказывает участие в международных конкурсных мероприятиях, выставках, конференциях. Обучающиеся вместе со своими наставниками приобщаются к истории и традициям православия, на профессиональном уровне готовят работы для участия во всероссийских мероприятиях. Каждый год свои работы педагоги и воспитанники Центра представляют на Среднерусском экономическом форуме и Курской Коренской ярмарке, которые не только радую глаз посетителей, но и успешно раскупаются всеми желающими. В этом году воспитанники и педагогический состав Центра приняли участие в благотворительная акция «Белый цветок», предоставив боле 100 изделий декоративно прикладного творчества. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, художника, поэта, рассказчика и другие. Воспитанники Центра занимают достойные места. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Читать еще:  Значение нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Чтобы оградить детей от пагубных развлечений и открыть мир, наполненный светлой радостью, ежегодно в Центре проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей — это многочисленные концерты (День учителя, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы, День города, День защиты детей и т.д.), это праздники знакомств в начале учебного года и в конце года мероприятия посвященные выпуску учащихся и другие. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

В Концепции развития системы дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. №1726-р) отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодого поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Эту задачу решает коллектив педагогов нашего учреждения, направляет много усилий на воспитание духовно – нравственных качеств юных граждан Курской области.

Литература
1. Андреев А.А. Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
2. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. — Ярославль: ЯГПИ. — 2002. — 39с.
3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Изд-во МГУ. 1994. — 145 с.
4. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Т.И. и др. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие. — Ростов-на- Дону: РГПУ. — 2006.- 164с.
5. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации. Учеб. пособие /Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунатовой. — Н. Новгород: НГПУ. — 2001. — 107с.
6. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
7. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. — М.: Новая школа. — 1998. — 208с.
8. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — 2011. — 259с.
9. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике. Омск: ОмГУ, 2004
10. Журова Л.Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
11. Зеньковский В.В. Принципы православной педагогики — М.: Хрестоматия: пед. росс. зарубежья: Учебн. пособ. для педуниверситетов, институтов и колледжей /Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. — 1996. — 526 с.
12. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
13. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев,1978
14. Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. //Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: Х Рождественские православно-философские чтения /Под ред. Л.Е. Шапошникова. — Н. Новгород: НГЦ. — 2001. — 432 с. — С. 82-87.
15. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. Методическое пособие /сост. Г.В.Дмитриенко, Т.С.Зорина, Т.В. Черникова/ Москва: Глобус, 2006
16. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
17. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
18. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
19. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. — М.: Просвещение, 1988.
20. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе использования народного творчества»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила: учитель МХК,ИЗО Новрузова Линара Фикрет кызы 2019 г. РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН МОУ «МАЙСКАЯ ШКОЛА С КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ» «Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе использования народного творчества»

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы. Духовно-нравственное воспитание — это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Духовно — нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания: • духовно- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм); • духовно- нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобивость); • духовно- нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний); • духовно-нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сегодня одна из самых острых проблем родителей и школы – воспитание детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы духовно-нравственного поведения и любви к ближним. В настоящее время духовность и нравственность, общечеловеческая культура и гуманизм относятся к разряду дефицита. На современном этапе главная задача воспитания школьников — повернуться лицом к народному искусству, начиная с самого раннего возраста. Для школьников характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих.

ВИДЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Виды народного творчества – это устойчивые формы творческой активности народа. Виды народного творчества сложились в результате многократного создания и исполнения произведений искусства народа с характерными признаками, которые различаются по способам кодирования художественной информации. В зависимости от того, на какой творческой деятельности народ сосредоточил свое внимание, и образовались виды народного творчества. Если речь идет о видимых глазу формах искусства, то такое творчество носит характер визуального. Если творчество народа сосредоточено на звучании и устных формах художественной деятельности, то это аудиальный вид народного творчества. Наконец, сочетание первого и второго рождают синтетический вид народного творчества.

«ВИДЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Визуальные виды народного творчества характеризуются тем, что произведения народной культуры в этом случае выражают художественное мастерство народа через видимые изображения. Визуальные (видимые) предметы искусства существуют статично и созданные однажды, не меняются со временем (народная изба, дымковская игрушка, вышитое полотенце и пр.). Кроме того, визуальные виды творчества народа занимают определенное место в окружающем пространстве. Аудиальные виды народного творчества предполагают акцент на звуке, с помощью которого мы слышим, усваиваем и понимаем художественную информацию. Такие произведения народной культуры созданы с помощью звучания – речь, инструментальная мелодия, песенное исполнение, дробь, бренчание и пр. Аудиальные виды творчества народа не занимают пространства, а сами произведения разворачиваются во времени (например, народная песня, былина, пословица и пр.)

Для синтетических видов народного творчества характерно сочетание, синтез визуальных изобразительных форм и художественных звуков. К данному виду творчества народа относятся зрелищные произведения народной культуры, которые мы и видим, и слышим одновременно (например, народный театр или танец).

Эффективным средством воздействия на личность является устное народное творчество. Фольклор – это богатейший источник и побудитель чувств (духовно-нравственных, интеллектуальных, эстетических). Потому те уроки, которые даёт устное народное творчество – это уроки на всю жизнь, уроки духовной нравственности. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является устное народное творчество.

Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Каждый жанр устного народного творчества учит определенным духовно-нравственным нормам. Так, например, сказка, путем уподобления животных людям, показывает ребенку нормы поведения в обществе. Пословицы учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былины хотя не так просты для восприятия детей, все же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал ее.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Устное народное творчество является уникальным средством для духовно-нравственного воспитания у детей в школьном возрасте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector