221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическое воспитание детей это

Важность экологического воспитания дошкольника

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 10.11.2015

Статья просмотрена: 7561 раз

Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/ (дата обращения: 23.03.2020).

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

Известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
  2. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  3. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012.
  4. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.

Похожие статьи

Актуальность экологического воспитания детей старшего.

природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание, родная природа, ознакомление дошкольников, нравственное воспитание, экологическая культура, экологическое образование.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Формирование основ экологической культуры дошкольников.

Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Читать еще:  Вальдорфская система воспитания

Особенности формирования экологической культуры.

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале.

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая культура детей, формирование системы, окружающая среда.

Воспитание нравственных чувств у дошкольников через.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного. природа, ребенок, окружающий мир, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников.

природа, ребенок, дошкольный возраст, занятие, игра, растение, экологическое воспитание, рассказ воспитателя, младшая группа, экологическое воспитание детей. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание – это не только важнейшая часть воспитательно-образовательной программы школы и ДОУ. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не сказать, выживание) человечества на планете, которую мы любовно называем «Земля». Оно не только учит детей вешать кормушки и наблюдать за грозой, но осознавать важность восстановления гармоничных отношений человечества с природой.

Актуальность и понятие экологического воспитания

Свою актуальность проблема экологии приобрела сравнительно недавно, всего лишь в середине прошлого столетия. А именно тогда, когда человек понял, что из хозяина природы он медленно, но верно превращается в паразита на теле своей планеты. Ресурсы истощены, экологический баланс нарушен – надо срочно что-то делать. И делать надо, потому что риски слишком велики. Риск тут не просто в ухудшении качества жизни, а в самом сохранении жизни населения планеты. Цели глобальны, ни так ли?

Экология в педагогике

Воспитание детей, это не просто воспитание отдельно взятой личности, но всего поколения в целом. Поколение, которое уже завтра придет на смену нашему, которому предстоит работать над нашими ошибками, справляясь с тем, с чем сегодня не справились мы.

В образовании экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Сложившаяся ситуация требует от современных школьников роста знаний, умений, навыков, требующихся для роста экологической культуры. В педагогическом процессе – это не временное явление, но постоянное. Начиная с младших групп дошкольных заведений, эко развитие требуется постоянно, шелковой нитью проходя через начальные, средние, а потом старшие классы.

Понятие «экологическое воспитание»

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим. Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы. После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.

Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.

Роль экологии в воспитания сегодня

Наряду с другими аспектами нравственного воспитания ребенка, оно имеет свои цели и свою роль, а именно – воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, что значит еще воспитание доброты и человечности.

Сущность экологического воспитания в формировании определённых знаний:

  • факты о природе;
  • выводы и сведения;
  • знания о взаимоотношениях между человеком и природой;
  • процессы взаимодействий природных объектов.

Составная часть – эстетические чувства, ответственность за природные ресурсы. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.

Экологическое сознание (точнее, его формирование) является целью «эко» образованности детей. Формирование эстетических чувств, ответственности, понимания возможных последствий действий человека, как положительных, так и отрицательных.

Экологическое воспитание, в отличие от других (музыкальное, художественное, физическое) имеет перед собой более глобальные цели. Это уже не воспитание личности, но воспитание поколения, которое обеспечит гармоничное и безопасное существование для себя, своих детей и будущих поколений, которые имеют права прийти на свет в безопасный, гармоничный и удивительный мир.

Игра — ведущий вид деятельности для дошкольника. Она приносит детям радость, содействуя их всестороннему развитию и обучению. В игровой деятельности формируются знания об окружающем мире,

В дошкольном возрасте закладываются основные личностные качества. Малыши начинают осознавать себя как часть мира. Процесс освоения природной среды состоит из познания, гуманного отношения,

Воспитание современного поколения детей требует особенного подхода. Лучше всего, когда развивающие программы создают практикующие педагоги, а не теоретики. Поэтому работа Светланы Николаевны

Прививать любовь к природе и окружающей среде нужно уже с детства, ведь это возраст, в котором малыши учатся познавать мир, впитывают в себя все его красоты. И именно с 5 лет, играя с детьми в

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста основывается на игровой, творческой активности учеников. Разнообразие методов должно полноценно раскрывать выбранную тему занятия.

Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает

Экологическое воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в школе и детских садах.

Само понятие «экологическое воспитание» в образовании – достаточно ново. Еще в советское время к экологическим проблемам подходили с добрым оптимизмом и призывами заботиться о «Братьях наших меньших».

Экологическое воспитание приобретает новое значение в дошкольном воспитании. Своевременное закладывание основных элементов экологической культуры – залог становления осознанного

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран.

Экологическое воспитание детей и взрослых: зачем это нужно, цели

В условиях современности, когда человек оказывает на окружающую среду явное негативное влияние, важно объяснить подрастающему поколению, что о планете нужно заботиться. Для этого в дошкольных и школьных учреждениях, вузах проводятся тематические лекции, вводятся дополнительные предметы, посвященные проблемам экологии.

Понятие экологического воспитания

Под этим понятием понимают комплекс педагогических мер, направленных на «зарождение» у малышей и взрослых сознательного отношения к природе.

Воздействуя на ребенка, педагоги и члены семьи должны сформировать зрелую личность, которая сознательно не будет наносить вред окружающему миру. Нежелание вредить природе, а не страх наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он будет поддерживать правильную модель поведения, не допустит отношения потребления к другим живым существам.

Его значение и цели

После осознания миром проблемы глобального загрязнения окружающей среды, переоценить значимость экологической культуры стало сложно.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, педагогу необходимо:

  • познакомить с экологическими проблемами современности;
  • объяснить, что каждый человек влияет на мир;
  • научить сознательно относится к природе;
  • рассказать о конкретных методах сохранения экологии, которые может использовать любой человек.

Практические занятия со школьниками – оценка состояния воды

Поскольку дети уже живут в непростой экологической обстановке, их можно активно привлекать к практической деятельности.

Возраст, с которого можно начинать воспитывать ребенка

Федеральный стандарт образования предполагает, что знакомить детей с основами экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предполагаются для воспитанников детских садов. В ходе этих уроков дети знакомятся с основными представлениями о природе. Также учатся бережно относиться к окружающему миру и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии в океане мусорных свалок).

На новом уровне предмет начинает преподаваться в школе. Экологическое воспитание подросших детей может включать простые формы деятельности и самостоятельную работу: написание докладов, составление проектов. Школьники занимаются волонтерством и участвуют в практических занятиях.

Средства воздействия на ребенка

Как и другие формы педагогической работы, экологическое воспитание занимает определенное время и требует от учителя или воспитателя тщательного планирования. В ходе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:

    Убеждение. Важно донести до каждого ребенка, что вредить природе нельзя, подтвердив свое утверждение наглядными примерами.

Отдельно стоит упомянуть воздействие на детей собственным примером, которой должно присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, малыш быстрее научиться сохранять природу и бережно к ней относиться.

Читать еще:  Духовно нравственное воспитание детей это

Формы и методы работы с детьми

Охрана природы – это процесс, в который вовлечен каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивной деятельности. Чем более ребята будут вовлечены в работу, чем интереснее им будет на занятиях, тем больший вывод они сделают по результатам уроков.

Учитель и ученики с моделью экологического дома изучают альтернативную энергетику

Работать с детьми на уроках, посвященных экологическому воспитанию, можно с использованием нескольких методов:

    Словесные. Такие способы хороши тем, что их применяют при работе с детьми любого возраста.

Отдельно стоит упомянуть проектный метод, который сейчас активно применяется в российских школах. Ученикам младших классов обычно предлагается просто подобрать теоретический материал на тему рационального пользования природными ресурсами и красиво его оформить. Подростки могут формулировать уже собственные мнения и идеи по поводу того, как стоит беречь окружающую среду.

Дошкольного возраста

В ФГОС для дошкольных учреждений экологическое воспитание было внесено относительно недавно. Хотя ранее, в ходе занятий по знакомству с окружающим миром, беседы на данную тему с малышами все равно проводились. Новый стандарт предполагает более углубленное изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:

    Лекции воспитателя. Во время такого урока педагог обсуждает с детьми определенную тему («Почему нельзя разорять птичьи гнезда»). Параллельно используют наглядные пособия: иллюстрации, отрывки из литературных произведений.

В теплое время года малышей выводят на тематические прогулки. Такие «походы» призваны познакомить детей с многообразием природных явлений и дать им больше информации об окружающем мире. Воспитатели рассказывают подопечным о видах, оказавшихся на грани вымирания и поясняют, что природу нужно беречь.

Особенно важны практические занятия для городских детей, которые достаточно оторваны от окружающего мира и большую часть времени проводят на улицах мегаполисов.

Школьного возраста

Экологическое воспитание не преподается в школах в качестве отдельного предмета. Развивать бережное отношение ребенка к окружающему миру приходится классному руководителю или преподавателям таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология» или «Обществознание». В некоторых школах имеются кружки по экологии, где проблемами влияния человека на планету занимаются более серьезно.

Среди форм работы с детьми 7-16 лет выделяются:

  • Групповая работа в классе. Организуется после прослушивания рассказа учителя на определенную тему. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию материала, составлять таблицы и графики и выполнять прочие задания, данные педагогом.
  • Самостоятельное исследование. Обычно это написание докладов на экологические темы. В старшем возрасте школьникам могут предложить подготовку презентации о проблемах окружающей среды, демонстрация которой будет происходить перед всем классом.
  • Тематические игры. Такие занятия позволяют заинтересовать ребят в актуальных проблемах современности и проверить уровень знаний по предмету.
  • Практические занятия. Этот вариант работы имеет много вариантов. Класс может отправиться на тематическую экскурсию или пойти в поход. Подростков часто привлекают к волонтерской деятельности. Нравятся ученикам разнообразные опыты, которые на практике показывают, как человек уничтожает и загрязняет природу.
  • Проектная деятельность. Ученикам старших классов, у которых накопилось достаточно знаний о негативном влиянии человека на планету, часто предлагают самостоятельно сделать проекты. Такая работа должна содержать конкретное предложение: как сделать город или район чище, избежать загрязнения рек и научить других беречь природу.

Детям рассказывают о солнечных панелях

Недавно в России начали проводиться Олимпиады по экологии среди школьников. В них принимают участие наиболее талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.

Экологическое воспитание на своем примере (правильные семейные ценности в разрезе экологии)

Государственные учреждения занимаются просвещением дошкольников и учеников, рассказывая им о важности сохранения природы, но бережное отношение к окружающему миру начинается с семьи. Пример родителей дети перенимают в качестве модели поведения: если мать не бросает мусор мимо урны, ребенок тоже нарочно этого не сделает. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за собой и уделять внимание вопросам охраны окружающей среды.

Формировать правильное экологическое поведение можно и дома. Среди таких способов:

  • беседы и изучение профильной литературы;
  • знакомство с богатством окружающего мира на экскурсиях, походах;
  • просмотр тематических фильмов и мультфильмов;
  • совместная волонтерская работа.

Экологическое воспитание взрослых

Поскольку вопросом экологической культуры в России начали заниматься недавно, многие взрослые люди мало знакомы с основными правилами и понятиями рационального пользования ресурсами природы. Поэтому внимание уделяется просвещению трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых – очищать от мусора не только территорию предприятий, но и разные части города. Некоторые компании устанавливают специальные баки для сортировки мусора, приучая сотрудников отдавать на переработку то, что может быть ей подвергнуто.

Отдельное место в трансляции знаний об экологии населению из взрослой категории принадлежит СМИ. Поскольку многие не понимают реальных масштабов проблемы, нужно донести до читателей газет и зрителей ТВ информацию об экологической обстановке. Рассказать о том, как сильно страдает планета под воздействием человека. Центральные каналы начинают выпускать программы, посвященные проблемам экологии, делать тематические подборки новостей на эту тему. В социальных сетях создаются группы и каналы, рассказывающие в доступной форме о загрязнении окружающей среды и объясняющие людям, как заботиться о природе самостоятельно.

Отдельная форма работы со взрослыми – это экологическое волонтерство. Оно включает уборки на территории города и участие в других популярных программах. Во многих частях России организуются пункты по сбору пластика (наиболее известно в этом плане движение «Добрые крышечки») или использованных батареек.

Экологическое воспитание детей

С приближением теплых дней, мы все чаще задумываемся о предстоящем лете. И, конечно, непременным условием является выезд за город, на природу, к зелени лесов, к воде, плескающейся у ног. Как хочется полюбоваться красотами земли и пением птиц!

Но зачастую, выехав на пикник к ближайшему водоему, мы натыкаемся на огромную помойку. Земля усыпана мусором. Это то, что не сгнило за зиму, плюс свежие «поступления» этого года. Консервные банки, пластиковые бутылки, целлофановая упаковка, пакеты, стеклянные бутылки самой разной конфигурации и цвета. К этому прибавьте всевозможные железяки, непонятно каким образом сюда занесенные, автомобильные шины и покрышки. Вода в водоеме покрыта серовато – пузырчатой пеной, похожей на ту, что собирается на поверхности при варке мяса. В ней плавают те же пластиковые бутылки, одноразовые тарелки, целлофановые пакеты. И очевидно, что на дне водоема лежит не меньше мусора.

Знакомый пейзаж? И вместо умиротворения и отдыха мы получаем раздражающий фактор: «Ну, как так можно?!» Но давайте не будем осуждать других, а извлечем уроки. Спросим своих детей: «Вам нравится подобный пейзаж?» Думается, что деткам весьма неприятно будет бегать по травке, постоянно смотря себе под ноги, чтобы не пораниться об железку и не порезаться о стекло, и «тыкаться» глазами в яркие упаковочные обертки.

И зафиксировав эту «досадную» картинку, погрузившись в негативные эмоции, пусть дети поймут, что мусор оставляют не космические пришельцы, случайно приземлившись на нашей планете, а такие же взрослые и дети, как и мы сами. Наше подрастающее поколение должно усвоить, что нельзя бездумно, безответственно относиться к матушке–природе. Иначе получишь вот такой захламленный нелицеприятный пейзаж!

Начните с себя!

Что же мы, взрослые, можем и должны сделать для наших детей? Прежде всего, изменить себя. Вспомним, что мы порой и сами с легкостью пренебрегаем элементарными нормами поведения на природе. Выпили воду, раз, — и уже ненужная пластиковая бутылка летит в кусты. Перекусили на берегу речки, и там же у костра оставили пластиковую посуду и оберточную бумагу. А дети – это наши отражатели. Едет двухлетний малыш в коляске, развернул конфету, — и фантик на землю. И считает, что так и нужно, вон, вокруг, сколько ярких оберток валяется. Поэтому начните с себя.

Превратите в привычку – убирать за собой мусор

Сделайте привычкой, подобно утренней чистке зубов, — никогда не оставлять после с себя мусор, складывать его только в строго отведенное для этого место. Если нет такой возможности, то в пакет или газету, чтобы в потом выбросить в урну.

И пока дети малы и восприимчивы, приучим их не оставлять нигде следов своего пребывания. Вот кроха сидит на скамеечке, съел банан и бросил кожуру на землю. Не поленитесь, встаньте, вместе с малышом поднимите кожуру и отнесите ее в урну. Объясните, зачем это делается. Ребенок может возразить: «А другие бросают! Почему мне нельзя?!» «Да, потому что тебе повезло с родителями. Маме с папой не безразлично, каким ты вырастешь! На какой планете будешь жить, в каких условиях будут существовать наши с тобой потомки. И от нас с тобой зависит, жить им в цветуще–зеленом саду, или же среди смердящей помойки, мучаясь многочисленными заболеваниями».

Читать еще:  Нравственное воспитание детей возраст

Не стесняйтесь, концентрируйте внимание малыша на мусоре, на свалке, которая попадается вам на пути. Спрашивайте его: «Тебе это нравится?» И после категоричного покачивания головой, объясняйте: «Так для того, чтобы этого не было, выбрасывай мусор в урну».

Экологическое сознание

Мы должны дать своим детям экологическое воспитание, пробудить в них экологическое сознание. Давайте не будем забывать, что мы воспитываем не только Петю, Машу или Катю, детей своих, но и членов общества, будущих граждан. И от того, что мы заложим в их головки сегодня, зависит будущее нашей планеты. Выбор, какой должна быть наша земля, будут делать наши дети.

Помимо воспитания гражданской позиции есть еще и другой, прагматический аспект. От того, какой будет наша планета — «цветущим раем» или «кладезем отбросов человеческой жизнедеятельности» — зависит здоровье наших детей, внуков, потомков. Давайте вспомним, что большинство наших детей уже с рождения страдают самыми различными видами аллергии. Новорожденные имеют букет «взрослых» болезней. Ребенок–астматик не такой уж редкий случай. Все эти болезни — результат захламления природы отходами, только более в масштабных объемах.

Экологическое воспитание: душевное и прагматическое

На Западе развит второй вид. С детства ребенку внушается определенный набор правил поведения, который он обязан выполнять в целях обеспечения собственной безопасности. Ребенок понимает: как он сформирует окружающею среду, в такой среде он и будет жить. Относиться бережно к окружающей природе нужно в целях безопасности своей жизни.

Правила экологического воспитания внушаются детям так же, как и правила дорожного поведения.

Как ни странно, дети на Западе это быстро усваивают, потому что видят пример взрослых. Взрослых подталкивает к этому то, что у них, в отличие от России, все платное. Не только электричество, газ, отопление по счетчику, но и вода. Вот почему, они, принимая ванну, наполняют ее водой и выключают воду. И включают лишь тогда, когда нужно смыть пену. Выключают воду и в том случае, когда намыливают руки.

На Западе люди стремятся жить «на земле», в собственных домах. И везде возле домов стоят бочки для сбора дождевой воды, которую используют для технических нужд – вымыть пол или машину.

В домах стоят датчики движения, которые включают свет в помещении, когда человек входит в него, и тут же выключают, когда он покидает комнату. Даже на лестницах установлены датчики. Зажигается свет только на той ступеньке, через которую проходит человек.

Мусор вокруг частных домов вы не встретите, потому что прилегающая земля принадлежит конкретным людям, тем, кому принадлежит и сам дом. Хозяин понимает, что за него никто убираться не будет. Потому, как он содержит свой участок, соседи будут судить, что он за человек.

При входе в парк стоят ящички. Выдернув оттуда пакетик, хозяин четвероногого друга собирает в него собачьи экскременты, а при выходе из парка бросает его в специальную урну.

Тема охраны окружающей среды и технология рационального использования природных ресурсов, — тема благодатная и весьма обширная. И на Западе, и в Америке, и в России с каждым годом ей придается все большее значение. Но давайте посмотрим, что мы с вами непосредственно можем сделать для решения этого вопроса.

В России тоже обучают детей беречь природные богатства: с телеэкранов, в детских садах и школах. Но у нас экологическое воспитание преподается не в виде свода норм поведения, как, скажем, правила поведения на дороге, а виде увлекательного рассказа. Рассказы обыгрываются, наделяются героями — зверюшками. Наше экологическое воспитание скорее в том, чтобы убедить ребенка беречь окружающую среду. У него остается право выбора. Нет жестких норм поведения. Ребенок знает, что нельзя оставлять после себя мусор, но, тем не менее, оставляет.

Выключайте свет и воду

Приучите ребенка, где бы он ни был, выключать за собой воду и свет. Это должно быть доведено до автоматизма. В ближайший год – два в каждой квартире будут установлены счетчики на воду. Цены на коммунальные услуги растут с каждым годом, и умение вашего ребенка выключать сразу то, чем он не пользуется, будет подспорьем вашему бюджету.

Беречь все живое

Помните школьную фразу «Леса — это легкие нашей планеты»? А так как в городе, особенно в большом, зелени не много, и часто ее состояние весьма плачевное, тем паче надо беречь каждое деревце, каждый кустик. Дети должны уяснить, что нельзя ломать, отрывать листочки и веточки. Хочется малышу порисовать на снегу палочкой, не поленитесь, найдите сломанную веточку, но не ломайте живую!

Ваш ребенок подрос, и вы стали часто выезжать на природу, ходить в походы. Научите детей разжигать костры не срубленными ветками, а хворостом, заодно и подчистите лес. Если понадобятся бревна, то в лесу достаточно их, лежащих на земле: сломанные ветром, подточенные насекомыми.

Земля — тоже живой организм. Поэтому в первый день, недалеко от стоянки, нужно выкопать яму для мусора. Аккуратно снимается травяной слой земли, затем выкапывается яма, куда в течение всего пребывания складываете мусор. Перед тем, как сняться со стоянки, нужно засыпать мусор землей и сверху положить снятый пласт земли.

Для того, чтобы металл быстрее разлагался, его нужно прокалить на огне. Стоянка после вашего ухода должна быть чистой, с одним пятном кострища.

Бережное отношение ко всему

Беречь нужно не только все живое, но и то, что сотворено руками человека. Весной свежеокрашенные детские площадки яркими пятнами раскинулись по нашим дворам и паркам. Проходит пара месяцев, и мы замечаем, что появились надписи, сделанные маркером или вырезанные ножом. А то и вовсе не досчитываемся досок на скамейке или на горке, что-то уже отвалилось, отломалось… И никому нет дела. Пусть папа вместе с крохой возьмет молоточек и гвозди и приведет площадку в силу своих возможностей в должный вид. Заодно и малыша научит навыкам работы различными инструментами. А ваши нравоучения «беречь, не ломать и не мусорить» станут практическим уроком для малыша.

Эстетическое воспитание

Наше отношение к природе очень эмоционально. Природа волнует нас, трогает, будит прекрасные чувства, вселяет покой. Даже самые «урбанизированные люди» испытывают время от времени немой восторг перед неожиданно открывшимся прекрасным пейзажем. Это эмоциональное, душевное ощущение природного мира – хорошее подспорье в экологическом воспитании детей.

Научите детей чувствовать, видеть красоту мира. Обращайте внимание ребенка на красивый вид, на деревце, склонившееся над прудом, на аромат садовых цветов, на убаюкивающий шум ветра над полем, на нежный росток, пробивающийся между каменных плит.

Возможно, со временем, в ребенке разовьется эстетический вкус, и разбросанный мусор, надломленное молодое деревце будет коробить его взгляд. Тогда он уже не позволит себе потребительски относиться к окружающей среде, это будет противоречить его эстетическим нормам.

Читайте детям книги классиков о природе, о животных. Вы получите истинное наслаждение не только того, что описывает автор, но и от того, как он это делает. Возможно, попутно привьете и любовь к русскому языку.

Приучите малыша по выходным вместо мультфильмов смотреть передачи, посвященные миру животных. Пусть он увидит, как разнообразен мир, окружающий нас. Благодаря человеку многие виды животных и птиц могут как исчезнуть с земли, так и восстановить свою популяцию. Рассказы ученых о том, как они наблюдают за животным миром, пытаются сохранить редкие виды животных и птиц, не менее захватывающи, чем сюжеты мультфильмов.

Пусть малыш убедится, что от воли человека зависит, что станет с нашей планетой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector