221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическое воспитание дошкольников в семье

Экологическое воспитание дошкольника в семье
консультация по теме

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных

Скачать:

ВложениеРазмер
ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_seme_konsultatsiya.docx11.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Экологическое воспитание дошкольника в семье

Составил воспитатель: Почебутова О.С.

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребёнка с природой, животными даёт заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряжённость, стрессы, агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Для ребёнка животные, растения являются источником новых впечатлений, переживаний. Появляется позитивный опыт доброго отношения к людям. Эмоциональная жизнь становится насыщеннее, что положительно сказывается на развитии личности. В семье, где заботятся о всестороннем развитии малыша неплохо создать природную развивающую среду, иметь книги, игры о природе, завести комнатное растение, а если нет никаких противопоказаний, то домашнее животное. Взрослые помогают детям познакомиться с ними, учат относиться бережно и внимательно. Конечно же все заботы и хлопоты по уходу за домашними питомцами ложатся на плечи родителей, но прося ребёнка помочь взрослый решает ещё одну задачу — трудовое воспитание. Лучше не заставлять малыша делать что-либо, а показать на личном примере, попросить о помощи. Постепенно ребёнок привыкает принимать участие в заботе о животном, растении. У него формируется позиция защиты и заботы о «тех, кого приручили».

Иногда мы замечаем, что некоторые дети любят помучить маленького жучка, оторвав ему лапки, ломают и бросают цветы, ветки деревьев, с удовольствием наблюдают, как большая собака обижает маленькую. В основе этого может лежать любопытство. Взрослый должен поговорить с ребёнком, объяснить ему, что чувствует несчастное животное или растение. Общение ребёнка с природой не должно быть бесконтрольным, ведь часто он ещё не знает как вести себя в природе и поэтому может нанести вред ей и себе.

Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учите ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Впечатления нужно помочь отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе. Взрослый может помочь составить коллаж, сочинить загадку, нарисовать вместе с ребёнком картину или сочинить сказку. Это могут быть фотографии, сделанные на прогулке или домашнее задание из детского сада, где семье предоставлена возможность не только сделать чтото для группы, но и, например, показать своему ребёнку, что можно сделать из бросового материала.

Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.

И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек — не царь природы, а только ее элемент, один из членов природного сообщества. Человек должен понимать, что каждый организм на нашей планете имеет право на жизнь, и уважать это право вне зависимости от наших симпатий или антипатий.
Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. Образование дошкольников включает: элементарные научно-естественные представления об окружающем мире (на уровне понятий), — как он устроен, что из себя представляет; экологические знания об окружающем мире (взаимосвязи, зависимости).
На основе знаний воспитывается отношение к природе.

Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более э ффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания.

В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс лишен тех форм организованности и четкости, которые свойственны, например, учреждениям общественного воспитания. Экологическое воспитание в семье имеет особо важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.

В первую очередь необходимо воспитывать гуманное отношение, т.е. осознанно правильное отношение, милосердие и экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей в природе.
Полученные знания и экологическое воспитание формируют у ребенка:
понятия о ценности природы и ценности жизни; систему умений и навыков взаимодействия с природой; экологически грамотное поведение детей в природе; ответственность за природу.
В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования.
В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Необходимо познакомить, детей с правилами поведения на природе с учетом ее сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников — одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. Все формы работы с родителями должны основываться на педагогике сотрудничества, и работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель;
педагог — ребенок — родитель.
Выстраивая такую схему, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и «микроклимат». Желательно проводить работу с родителями дифференцировано и использовать индивидуальный подход. При выборе форм общения с родителями ребенка надо отказаться от нравоучений, замечаний, назиданий и привлекать родителей к решению задач, результат которых даст положительный эффект в экологическом воспитании детей. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.

1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова «Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»

2. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (часть 2)

3. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцевой, Е.Ф. Терентьева; Под. ред., Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. — СПб, 1998.

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 1995.

5 . Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М, 1998.

6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 2000.

7. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. — М.: ЭКСМО Пресс, 1996. Т. 3. С. 224.

8 . Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. / Автор — сост. С.Н. Николаева. — М., 1998.

Экологическое воспитание в семье

Актуальность экологического воспитания

Природа – это неотъемлемая часть жизни человека. Сегодня вопросы экологии и экологического воспитания стоят особенно остро. Ныне человечество находится на пороге экологического кризиса. Большое количество животных и растений находятся под угрозой исчезновения, происходит загрязнение атмосферы, почвы, воды. За все это несет ответственность человек. К счастью человек способен не только негативно воздействовать на окружающую среду, он так же в состоянии изменить ситуацию к лучшему.

В этом нам помогает экологическое воспитание. Формировать правильное экологическое поведение стоит начинать с самого раннего, дошкольного возраста, когда дети впитывают в себя основы морально-этического поведения, у них формируются поведенческие нормы.

Цель экологического воспитания состоит в воспитании полноценной личности, которая будет гуманна по отношению к миру вокруг себя, будет занимать активную социальною позицию, будут иметь четкое представление о том, что такое долг и ответственность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Когда ребенок посещает дошкольное учреждение, в задачу воспитателя входит сформировать у него целостный взгляд на природу, показать какое место принадлежит в ней человеку. В воспитании в детском саду немаловажным является нравственная составляющая. Педагоги должны объяснить ребёнку почему природа и чистая окружающая среда важны для человека, сформировать положительное отношение к объектам и явлениям природы, рассказать, как следует себя правильно вести на природе, научить охранять и сберегать природу родного края.

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Семья играет самую важную роль в формировании бережного отношения к природе у ребенка. Воспитатели должны проводить работу с родителями в частности в области экологического воспитания. Только взаимодействуя вместе с родителями можно осуществить главную цель воспитания – воспитать человека с высокими морально-нравственными качествами. Взаимодействие с родителями важнейший аспект воспитания ребенка в дошкольном учебном учреждении.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В ходе работы с родителями педагогу придется использовать все возможные формы взаимодействия с семьей. Работа с родителями может осуществлять в двух направлениях:

  • педагог-родитель
  • педагог-ребенок- родитель

В арсенале педагога имеются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями детей. Главное, что должен сделать педагог – это поделится знаниями в рамках процесса экологического воспитания с родителями.

К традиционным формам взаимодействия педагога с родителями относится:

  • коллективные формы взаимодействия
  • индивидуальные формы взаимодействия
  • наглядно-информационные формы взаимодействия

Коллективные формы взаимодействия включают в себя:

  • родительские собрания
  • конференции
  • «круглые столы»

Во время подобных мероприятий педагог должен познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в семье и в детском учреждении. Воспитатель должен заранее подготовится к подобному мероприятия, заблаговременно оповестить родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями представлены индивидуальными беседами. Эта форма является самой простой, доступной и действенной. Беседа может быть, как самостоятельной формой при посещении семьи, так и состояться после общего собрания.

Цель беседы проинформировать родителей относительно того насколько реализованы задачи воспитания, поделиться мнениями относительно спорных вопросов, оказать помощь родителям в возникших вопросах воспитания. Беседа может быть, как запланированной, так и спонтанной. Возникнуть она может не только по инициативе педагога, но и по инициативе родителей.

Наглядно-информационные формы представлены:

  • видео с детских праздников или других мероприятий
  • фотографии во время их нахождения в детском саду
  • стенды детских работ

Эти формы помогают познакомить родителей с условиями, содержанием и методами, которые используют воспитатели в детском саду в рамках воспитательного процесса.

К традиционным формам взаимодействия педагога и семьи относится:

  • совместные конкурсы (дети и родители)
  • день открытых дверей
  • совместные с родителями праздники в детском саду

Реализация экологического воспитания в рамках семьи

В первую очередь для того что бы ребёнок усвоил основы экологического витания ему должны помочь его родители, именно они задают модель поведения для своих детей. Именно в семье ребёнок проводит большую часть времен.

Мир ребенка постепенно расширяется, дом (или квартира), двор, парк, город, деревня и так далее. Ребенку необходимо научиться вести себя в окружающем его мире. Освоить модель поведения ему помогает его семья. Экологическое воспитание в семье важный аспект.

В концепте экологического воспитания семья должна помочь ребенку сформировать культуру поведения в окружающей его среде, семья должна донести до ребёнка, что именно человек, даже маленький, несет прямую ответственность за природу и окружающую среду. Семья должна привить ребенку любовь к природе, родители помогают детям понять эстетику окружающего мира.

Родители должны демонстрировать ребёнку правильный пример экологического поведения. Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет.

Для того чтобы осуществить процесс экологического воспитания в условиях семьи родители могут:

  • читать различие энциклопедии о живой природе, рассматривать иллюстрации книг вместе с детьми
  • показывать познавательные фильмы о жизни животных
  • читать художественную литературу о природе (рассказы Пришвина, Бианки, Ушинского)
  • вместе с ребенком ухаживать за комнатными растениями
  • совершать совместные прогулки в лес, парк, на речку
  • наблюдать за повадками птиц, насекомых

Другими словами, существует огромное количество способов, которыми родители могут прививать экологическую культуру своим детям, главное, чтобы родители сами понимали важность этого процесса.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

Оксана Лаверженцева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский В. А. [5]

Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, в том числе и экологического. Экологическое воспитание — это процесс непрерывного воздействия родителей на сознание и поведение детей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическая культура является тем импульсом, который поможет преодолеть отчуждение людей от окружающей среды и решить экологические проблемы. Важная задача экологического воспитания детей в семье — сделать окружающую среду, среду их жизни объектом эстетического, патриотического и нравственного воспитания. [1]

Формировать личность ребенка в семье — это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбираю свой жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительный результат, если родители вооружены психолого-педагогическими, экологическими знаниями и непрерывно пополняют их самостоятельно или через систему народного образования, обмениваются опытом семейного воспитания. [1]

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье. [1]

Дошкольное учреждение должно вести большую разъяснительную работу, популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру. Экологическуюинформацию взрослые получают:

• на родительских собраниях;

• в процессе посещения территории детского сада;

• из консультаций для родителей;

• в совместной деятельности с детьми. [2]

Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. [3]

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой, проявление бережного отношения к ней. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. [4]

Одно из важнейших задач экологического воспитания семье является задача формирования отношений, которые связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, явлений и т. п., сколько с их сущностью, с их смыслом. В отношениях выражается жизненное значение всего того. Что окружает человека, с чем он соприкасаться. Они и становятся движущей силой поведения и активности человека. Очень важным в экологическом воспитании являются учет эмоционального компонента отношений. Положительные эмоции у человека могут возникнуть при наблюдении за природой (восхищение красками осеннего леса, разливом реки, цветком, маленькой собачкой т. д., заставят самое жестокое сердце сделаться добрее. Но не только положительные эмоции мигать помочь в формировании положительного отношения, а в педагогике — ответственного отношения к окружающему миру. Отрицательные эмоциональные состояния страха, гнева. Отвращения способны вызывать конфликты, стрессы, фобии. Но они же способны заставить человека разобраться, вникнуть в суть, влияющих на самочувствие, здоровье его или членов его семьи и близких дискомфортных условий, связанных с изменением качества окружающий среды. Отрицательные эмоции могут при этом вызвать волевое усилие, направленное на преодоление трудностей, заставит действовать. [1]

Семья должна учить детейгуманистическому стилю общения: доброжелательности, теплоте, принятию внутреннему переживанию другого человека, открытости, способности к самоочищению. Общаясь, человек не познает другого, но получает знания, познает мир. [1]

Формирование нового экологического мышления у своих детей – это тот путь и те экологические ориентиры, на которые должна направит свои воспитательные условия современная семья. [1]

Важную роль в изменении экологического мышления играет сама природа. Окружающая природная среда является неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие, музыку звуков и красоту. Красота окружающего мира помогает развивать у детей эстетический вкус и приобщать их к творчеству, воспитывает любовь и уважение к природе. Родители должны с первых шагов каждым своим действием закладывать в сознание ребенка, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой, что человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Этот мироощущение можно сформировать, используя многолетний опыт народной педагогики. [1]

Экологического воспитания в семье осуществляется успешно,если:

Во – первых, взрослые члены семьи передают своим детям накопленный обществом социальный опыт гармонического взаимоотношения человека и природы, формируют экологическое сознание и экологическую культуру, воспитывают высоконравственных людей, соблюдающих этические нормы поведения в природе, сами владеют знаниями об окружающей среде обитания, готовы быть рачительными хозяевами Земли, способны вести здоровый образ жизни.

Во – вторых оказывают систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи, используя принципы возрастного, дифференцированного и индивидуального подхода к личности.

В – третьих, дети постоянно влияют на родителей, побуждаю последних активно заниматься самовоспитанием. [1]

Существует еще одно очень важное условие – экологическое воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям. [1]

Основными методами экологического воспитания личности детей и подростков в семье являются различные формы жизнедеятельности, формирующие экологическую, духовную, материальную, социальную. Личностную и организационную культуру семьи, тем самым создавая разносторонне развитую, целостную, гармоническую, природосообразную семью. [1]

Очень важно использовать в экологическом воспитании семейные традиции. Родился ребенок – посади дерево.С какой теплотой дети вспоминают праздники: семейные, дома, двора, улицы, города. Все они вызывают в сердце радость, а значит, ощущение счастья Любовь к людям рождает в душе детей любовь ко всему живому на Земле и к самой природе.

Итогом экологического воспитания детей будут природосообразные поступки, направленные на улучшение состояния окружающей среды и ответственность за природу и жизнь на Земле. [1]

1. Региональная программа непрерывного экологического образования, — Нижний Новгород, 1992г. – 68с.

Читать еще:  Социально нравственное воспитание старших дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector