221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологическое воспитание дошкольников

Внимание! Акция до 27 марта!

Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Винникова Татьяна Романовна

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» .

В. А. Сухомлинский.

Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании» — этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo любoвь к poдным мeстaм, гopдoсть зa свoй нapoд, oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени:

· Сложная экологическая обстановка в мире

· ее тяжелые последствия

· экология родного края

· засоренность среды обитания

· чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы

· теряют плодородие почвы

· обедняются флора и фауна.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

· лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

· сoстaвлeниe экологических карт;

· экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

· дни экoлoгичeскoгo творчества;

· экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

Одна из форм работы по экологическому воспитанию, которая вызывает живой интерес – экскурсии. Дети знакомятся с растительным и животным миром в условиях его обитания. Во время экскурсий у ребят развивается наблюдательность, они собирают различный материал для последующей работы и обсуждения в группе. Красота зимней, летней природы заставляет детей переживать, воспитывает эстетические чувства.

Читать еще:  Что такое духовно нравственное воспитание детей

У ребят старших групп большой интерес вызывает проведение различных опытов. Они помогают установить причины и связи между отдельными явлениями, предметами. Поскольку они проводятся в процессе наблюдений и трудовой деятельности, это развивает мыслительные способности, наблюдательность, формирует детский познавательный интерес. Каждый опыт показывает причины того или иного явления, дети учатся самостоятельным выводам, суждениям.

На групповых занятиях часто используется известная художественная литература. Произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Пришвина , других классиков способны глубоко задеть чувства малышей. При последующем общении они выражают восторг, сопереживание, задают вопросы о том, можно ли спасти героев, жалеют или радуются за них.

С малышами проводят тематические занятия, на которых дети рисуют, лепят, слушают пение птиц, звуки леса в записи. Им всегда нравится заниматься различными поделками из природного материала, собранного собственноручно.

Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, – праздники. Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию.

Рисунок «Загрязнение окружающей среды»

С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Проблемы экологического воспитания затронуты в работах Коломиной Н.В., Горошенко В.П. О наиболее эффективных и интересных формах работы с детьми дошкольного возраста говорится в трудах С.Н. Николаевой . Автор подчеркивает, что игры не только дают возможность детям порадоваться, они содействуют их всестороннему развитию.

Во время игры детям предоставлена свобода действий, они чувствуют себя раскованно, имеют возможность проявить инициативу. Игры можно проводить с участием сказочных персонажей, которые делают обстановку менее наукообразной и более живой, запоминающейся.

ДОУ используют сюжетные игры, практикумы по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные, дидактические. Их целью является не только развлечение. У детей зарождаются гуманные чувства, желание помочь животному или растениям, решить создавшуюся проблемную ситуацию.

Проблемы экологического воспитания

С учетом ФГОС , конечная задача, которую решает дошкольная педагогика – формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю.

Сейчас несколько изменился подход к экологическому образованию. Оно оформилось в обособленную сферу дошкольной педагогики, биологический подход, или простое ознакомлении детей с природными явлениями, сменился на экологический. По ФГОС , экологическое воспитание дошкольников – одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эрудиции, эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности в целом.

При экологическом воспитании акцентируется внимание на внимательном отношении к природе, эмоциональных и нравственных реакциях на все живое. Дети ближе знакомятся с животными, растениями, учатся ухаживать за ними. Но только этого недостаточно. Малыши должны располагать минимумом знаний, позволяющим поступать экологически грамотно.

Контакт с родителями

В системе экологического воспитания большую актуальность имеет совместная деятельность воспитанников ДОУ и их родителей. Популярные формы работы:

  • консультации;
  • КВН, конкурсы, викторины, собрания, имеющие экологическую направленность;
  • привлечение родителей к участию в походах, где они обеспечивают безопасность, поддерживают игровую деятельность;
  • задействование родителей на этапе подготовки, при проведении праздников «эко» направленности;
  • совместная работа по благоустройству, озеленению территории ДОУ ;
  • подготовка тематических выставок рисунков и поделок, принесенных из дома, размещение настенных газет семейного выпуска.

Такой подход не только способствует экологическому просвещению детей и взрослых, но ведет к их психологическому сближению, укреплению семейных связей, доверия . Взаимодействие сотрудников детского сада с семьей повышает родительскую педагогическую культуру, помогает создать более здоровую домашнюю обстановку.

Создание благоприятной экологической среды

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает организацию такого пространства, где есть все необходимые условия для живой природы.

К наиболее популярным формам работы можно отнести устроение «живого уголка», уход за комнатными цветами, создание клумбы. Должный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.

Экологические проблемы получают сейчас большую актуальность. Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

Светлана Бугакова
Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды”.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.

Задачи экологического образования в ДОУ:

1. обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;

2. формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;

3. ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;

4. развитие способности анализировать экологические ситуации;

5. развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Принципы содержания экологического образования дошкольников:

1. Научность

На занятиях и в повседневной жизни мы знакомим детей с совокупностью экологических знаний, которые впоследствии служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития у него познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Во время занятий дети имеют возможность изучать некоторые природные закономерности на конкретных примерах.

2. Системность

В обучении детей мы используем материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.

Обучение детей предполагает также обязательную последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения.

Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.

3. Доступность

Педагоги понимают важность и необходимость применения в своей работе с дошкольниками именно доступного пониманию ребенка материала.

На занятиях и в свободной деятельности мы знакомим детей с объектами и явлениями природы, учитывая не только доступность предлагаемой информации, но и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску в процессе познания.

4. Целостность

Этот принцип отражает прежде всего целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Вся экологическая работа с детьми в нашем учреждении строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.

5. Деятельность

Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

Принцип успешно реализуется через такие виды деятельности, как:

• уход за комнатными растениями и животными в уголке природы;

• работа на огороде;

• совместная деятельность детей и родителей в акциях “Мой чистый двор”;

• совместное с родителями озеленение участков.

6. Гуманистичность

Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике мы формируем человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

На занятиях в группе, на прогулке педагоги стараются прививать детям культуру потребления, формируют у ребенка представление о человеке, как части и самоценности природы, воспитывают уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Читать еще:  Этическое воспитание дошкольников

Для реализации программного содержания в рамках НОД используются различные методы обучения детей: наблюдения разного вида, рассматривание картин, моделирование, беседы с воспитателем, чтение художественной литературы, опытная и трудовая деятельности. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей и характером задач, которые решает педагог.

Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей (труда по уходу за растениями и животными, заполнение календаря природы и пр., как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий.

Особое место в работе по экологическому просвещению детей отводится беседе. Четкая последовательность вопросов дает возможность дошкольникам понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.

Реализация экологического образования дошкольников через разные виды деятельности ребенка.

Блок занятий

-Чтение художественной литературы

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экокультуры.

Результатом экологического воспитания является, как ранее отмечалось, экологическая культура личности, составляющими которой выступают знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Экологическое воспитание и развитие дошкольников Проблема экологического воспитания и развития дошкольников является одной из самых актуальных в современном образовании. Дошкольный возраст.

Экологическое воспитание дошкольников «Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды» Р. Рождественский Неотъемлемой частью дошкольного образования всегда было.

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) «Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы) Не рвите цветов, ведь они увядают. Не трогайте птиц, ведь они погибают. Сердцем.

Экологическое воспитание в ДОУ «Экологическое воспитание в ДОУ» Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» (от греческого oikos – дом, жилище, родина.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание в ДОУ» Актуальность экологического воспитания детей младшего возраста. Как прекрасен этот мир! Эти слова написаны, когда человечество пребывало.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; — воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 г. Льгова» ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Экологическое воспитание дошкольников».

Экологическое воспитание детей в ДОУ Экологическое воспитание детей в ДОУ Возмищева Татьяна Сергеевна Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад.

Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний.

Экологическое воспитание в ДОУ и семье. . Что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа? Ее надо беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для решения задач экологического воспитания опираемся на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом – природа»
Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.

В методическом кабинете имеется:

  • природоведческая литература;
  • пособия;
  • схемы, таблицы;
  • дидактические пособия;
  • игры экологического содержания.

I БЛОК. РАБОТА С ДЕТЬМИ

В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление » солдатиков». Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.

Читать еще:  Цель эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, полили, опрыскивали. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показывали детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняли о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводили: наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдали, рассматривали, обсуждали, анализировали и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С нашими детьми мы старались
организовывать интересные экскурсии: «Прогулка по весеннему лесу», «Золотой луг», » Зимняя сказка «. Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает? «, «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», » Разноцветные ленточки». Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети старались самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях использовали художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Во время тематических занятий по рисованию «Солнышко», «Светлячок», аппликации «Яблонька», «Божья коровка», лепке «Вишенки», «Гусеница» и других использовали магнитофонную запись «Звуки природы». Дети с умилением слушали «звуки природы» и работы получались намного лучше. В детском саду ежемесячно проводились конкурсы детских рисунков» Как я провёл лето», » Времена года», «Мир глазами детей», «Листопад», «Зимушка-зима», «Тает снежок, ожил лужок». Участвовали в различных конкурсах «Лучшая поделка из природного материала», макет «Природа Башкортостана» (г. Шихан, пещера Шульганташ). Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Осенью проводили конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети принесли самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Проводили ярмарки ко «Дню урожай». За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы.

С детьми старших и подготовительных групп проводятся викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство». Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу
личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы проводили праздники, посвящённые дню защиты Земли: «Наш дом – Земля», «Зелёная планета». По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

По экологическому воспитанию разработан проект «Природный мир». (Приложение 1)

Занятие по уходу за комнатными растениями на тему «Поможем Незнайке». (Приложение 2)

II БЛОК. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания». Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector