221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эстетическое воспитание дошкольников средствами искусства

Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства.

В современное время в структуре дополнительного образова­тельного процесса особая роль отводится эстетическому воспитанию, как важнейшему средству становления и развития творческой личности. Эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей, формируя у них такие качества, как внимание, собранность, целеустремлённость, работоспособность, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.

Все виды воспитательных предметов должны проходить параллельно. В воспитательном процессе, по определению В.А. Сухомлинского, нужна «гармония педагогических действий». Только при этом условии возможно достижение главной цели – воспитание творческой всесторонне развитой личности.[1].

И если идея эстетического развития дошкольников по средствам искусства есть, то неизбежно начинается поиск путей ее осуществления.

Если раньше в школах видное место отводили пению, иногда рисованию, то дети в современное время ослаблены и эмоционально, и физически – например тем, что в школе вместо урока пения теперь урок музыки. Пение изъято. И в результате мы получили очень большое разногласие между интеллектуальным и эмоциональным центрами. Эмоциональное тело, особенно в детском возрасте, сильно связано с физическим телом, с его ориентацией в реальном мире. Важно и то, что мы поём о том, что видим, знаем и чувствуем. Впечатления являются тонким питательным материалом для нашего сознания. Система искусственных впечатлений формирует искусственное сознание. А ведь, художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. И поэтому, основным требованием по данному курсу является научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают метро — ритмическое чувство. [5]

Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, на примере простых детских песен, музыкальных игр, которые в то же время развивают речь детей, эстетический вкус — всё это способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях психолога Б.М.Теплова: восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…»[6]

Следовательно, путём подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определённые двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Проблеме развития ритмических навыков уделял серьезное внимание Карл Орф. Орф принял постулат о том, что «в начале был барабан». Барабан звал к танцу. Танец рождается из музыки и – требовал музыки. Барабан – это метафора, псевдоним ритма. В начале был ритм. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, «развязать» в человеке. Это не умственная абстракция , это живая сила организма и всей биологической жизни.[2]

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его духовный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания.[4]

Ещё Белинский говорил о благодатном влиянии музыки для детей, занятия которой следует начинать как можно раньше, так как это искусство имеет сложный знаковый язык, но проникновение в музыку «наполнит гармонией мира их новые души, разовьет в них предыдущие таинства жизни… и даст им легкие крылья…». Под словом воспитание Белинский понимал: «просвещение ума, образование сердца и соединения с оными – утонченность обращения – вот что составляет истинно доброе воспитание».[3]

С помощью рисования у детей дошкольного возраста также можно развивать художественный вкус, фантазию изобретательность, пространственное изображение; воспитывать нравственные качества личности и эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, а ведь это одна из основных задач изобразительного искусства.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что взяв за основу четыре вида искусства, такие как, коллективное музицирование (пение хором), ритмика (хореография), рисование (изобразительное искусство), слушание музыки (музыкальная литература) мы выдвинем на первый план деятельность ребёнка, его творчество и приобщим тем самым к различным видам искусства. В этом и раскрывается идея эстетического развития дошкольников средствами искусства.

Высокая оценка этой деятельности и творческого труда детей – всё это по сравнению со ста­рой, «традиционной школой» является передовым и не может не вызвать интереса к раннему эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. В.П.Седюков.Программа для подготовительных отделений ДМШ и ДШИ-М.: 1986г.
  2. Леонтьева,О.Т. Карл Орф.-М.: Музыка, 1984.-334с.,портр., ил., нот.
  3. Личность. Социокультурная среда. Интеллекутальные процессы/Сборник научных трудов в честь 50-летия профессора, д.п.н. Л.Н. Седовой. – Балашов: Изд-во «Весы», 2002. – С. 40 – 45.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. М54 для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. Воспитание». Под ред. Н.А.Ветлугиной.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1989.-270с.
  5. Дмитриев А.Н., Русанов А.В. Крест бытия.- Томск- Новосибирск: издательство ООО «Твердыня», 2000.-464с.
  6. Теплов, Б.М. Избр. Труды.: В2т.-М., 1985.- Т.I.-С.192.

Вестник Педагога

Автор: Гоголева Мария Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО детский сад №3 «Мюрючээнэ»
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Усть-Алданский улус. с.Борогнцы
Наименование материала: Статья
Тема: Искусство как средство эстетического воспитания старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 18.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема публикации: «Искусство как средство эстетического

воспитания старшего дошкольного возраста.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического

воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к

средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению

многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.

Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в

наиболее благоприятном для этого – дошкольном возрасте. Чувство красоты природы,

состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность,

развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана

система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка

следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде

всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную

жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в

деле формирования эстетической культуры и личности школьника»

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой

основой в системе эстетического

воспитания мы можем считать искусство: музыку,

архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного

творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их

взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как

науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе

большой потенциал для развития личности.

всегда было актуальной проблемой. Значение его неизмеримо возросло в современных

условиях развития общества, когда воспитательная система во многом разрушена, когда

продолжается девальвация нравственных ценностей. Эстетическое воспитание средствами

эстетические проявления этического), делает человека душевно чутким к другим людям,

нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность

интересов; вырабатывает иммунитет к уродливым проявлениям действительности; звивает

которых он часто и не подозревает.

свидетельствуют о том, что различные виды искусства живопись, скульптура, музыка,

хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными

возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный

рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.

Хореография искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и

красиво двигаться неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с

юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для

воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и

интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря

дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность.

творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».

Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся

всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится

все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы,

поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в

приобрели большую популярность не только в нашей республике, но и за ее пределами.

танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на

сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

средство эстетического воспитания старших дошкольников на примере хореографического

Объект исследования: эстетическое воспитание старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования средств искусства в

эстетическом воспитании старших дошкольников.

теоретически обосновать и экспериментально

использования средств искусства в эстетическом воспитании старшего

В качестве гипотезы послужило следующее предположение: эстетическое воспитание

старших дошкольников будет наиболее эффективным, при создании условий занятий

хореографией и приобщение детей к искусству.

Предмет исследования – использование средств искусства в целях эстетического

воспитания старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию

— изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в

школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;

воспитание старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, при создании

условий занятий хореографией и приобщение детей к искусству.

В исследовании были использованы следующие методы исследования

Читать еще:  Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

— наблюдение в исследуемых группах;

— тестирование и анализ диагностики;

— проектирование и анализ собственной образовательной практики.

Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной, педагогические опыты Ф. В. Исаркиной, М.С.

методики преподавания по хореографии Г.П. Гусева, Т. Барышниковой, Н. Базаровой, В.

Мей, Р.Л. Череховской.

исследования заключается в том, что раскрыты

воспитания старшего дошкольного возраста; искусство рассмотрено как эффективное

средство эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования

могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов, педагогами

дополнительного образования и воспитателей дошкольного образования.

Эстетическое воспитание старших дошкольников.

Чудесный мир звуков и красок поэзии, красоты природы открывается только тому,

кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания,

связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.

Не каждый человек может стать композитором, писателем, художником, но каждый

доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие добрые чувства и мысли, на

понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными

убеждениями с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать прекрасное

не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к

этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует

В чём же заключаются задачи эстетического воспитания? В том ,чтобы средствами

способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Эстетическое воспитание дошкольников проводится на занятиях чтения, русского

языка, музыки, изобразительного искусства,, в кружках (изобразительного искусства, в

музыкальных школах, актёрского мастерства).

Но и родители не должны оставаться в стороне от решения этих важных задач. В

семьях, где это хорошо понимают, эстетическое воспитание детей начинается задолго до

того, как они становятся школьниками.

Известный скульптор Конёнков писал: «Я никогда не вступил бы на путь искусства,

если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют

будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьём самый благодатный и

живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, — фундамент

сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, — как кладовая, в которой

хранится всё незабываемое».

Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок,

затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные

поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает

любовь к художественному слову. Чем старше становятся дети, тем большее значение

знакомят с самим творчеством художников, композиторов, писателей, с их лучшими

произведениями искусства о которых они прочитали. Эстетическому воспитанию детей

помогает музыка. Без музыки, песни жизнь не проходит ни в одном доме. Но что и как

слушают, поют, танцуют? Вот что важно для воспитания хорошего музыкального вкуса».

Если ты хочешь полюбить и понять музыку, — слушай её внимательно. И ты её обязательно

полюбишь, постепенно ты научишься как бы незаметно для себя отличать хорошее от

плохого. Так у тебя и появится хороший вкус».(Шостакович)

Нужно воспитывать любовь к прекрасному и через изобразительное искусство.

Потребность рисовать проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте дети

муки», испытывают все маленькие рисовальщики, особенно когда видят, что на бумаге у

них получается совсем не то, что подсказывает воображение. Даже самые неудачные

детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни

на что не похоже. Старшие дошкольники с карандашом в руках учатся не только рисовать,

любовался ею, рассматривал оттенок цветов, вдыхая аромат. И это самое важное. Ведь

художниками станут единицы. А вот людьми, которым доступна красота, должны быть

Эстетические чувства у ребёнка просыпаются в минуты, когда он переживает

радость открытия, когда он радуется и пушистому снегу, и первому листочку на дереве,

когда он счастливыми глазами следит за полётом птиц. Чем чаще он будет переживать

такие минуты, тем восторженнее станет ко всему прекрасному. Возможность воспитывать

у детей чувство прекрасного на лоне природы имеют все родители. Наблюдения в природе

обостряют глаз, обогащают чувства юных рисовальщиков. У них возникает желание

изобразить то, что они увидели и пережили. Некоторые родители не могут дать совет

изобразительному искусству (В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина) изд. «Дрофа». Она адресована

дошкольникам. Нельзя согласиться с теми родителями, которые говорят, что эстетическим

развитием детей должен заниматься детский сад . Воспитывать в детях эстетические

чувства, зажечь у них искру любви к прекрасному, может любая семья, где взрослые сами

интересуются искусством, любят его.

Кино и театр любят все дети уже с дошкольного возраста. Здесь родителям нужно

педагогически правильно использовать их для воспитания. Хорошие спектакли и фильмы

не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют

осуждать недостойное в людях, окружающей действительности, показывают зрителям

увлечение кино и театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет их

деятельности. Стремление к такой деятельности у детей появляется с ранних лет. Уже в

дошкольном возрасте они начинают рисовать, лепить из пластилина, делают игрушки,

заучивают наизусть стихи, танцуют, поют. Большинство детских игр связано с богатым

творческим воображением. Дети с удовольствием принимают участие в классных часах,

утренниках, посвященных народным традициям, родной природе в разные времена года,

Тематические работы разнообразны по форме — это беседы и устные журналы, шоу и

КВНы, викторины и игры и.т.д.

Занимаясь пением, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальные

произведения, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает

речь дошкольника, обогащает его память, прививает вкус к чтению. В процессе занятий

рисованием, лепкой, изготовлением игрушек дошкольники начинают чувствовать и лучше

понимать красоту линий, гармонию красок. Если ребёнок увлекается каким-либо видом

творчества, то родителям нужно поддерживать его. В искусстве нет дороги без знаний, а

поэтому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь первыми успешными шагами в

кружке. И очень важно родителям найти ту меру похвалы одобрения, чтобы не вскружить

ребёнку голову и не убить в нём интерес к художественной самодеятельности.

«Человек творит по законам красоты»,- говорил К.Маркс. Помните об этих словах,

когда наблюдаете за работой детей, дайте им совет.

Таким образом, средства, методы и приёмы эстетического воспитания, которые

определённого уровня эстетического развития, правильного отношения к искусству и от

Сегодня очень важно учитывать положительный опыт использования народного

искусства, для того чтобы поставить «надежный заслон проникновению в молодежную

среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции».

Вестник Педагога

Автор: Гоголева Мария Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО детский сад №3 «Мюрючээнэ»
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Усть-Алданский улус. с.Борогнцы
Наименование материала: Статья
Тема: Искусство как средство эстетического воспитания старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 18.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема публикации: «Искусство как средство эстетического

воспитания старшего дошкольного возраста.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического

воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к

средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению

многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А.

Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в

наиболее благоприятном для этого – дошкольном возрасте. Чувство красоты природы,

состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность,

развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана

система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка

следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде

всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную

жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в

деле формирования эстетической культуры и личности школьника»

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой

основой в системе эстетического

воспитания мы можем считать искусство: музыку,

архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного

творчества. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их

взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как

науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе

большой потенциал для развития личности.

всегда было актуальной проблемой. Значение его неизмеримо возросло в современных

условиях развития общества, когда воспитательная система во многом разрушена, когда

продолжается девальвация нравственных ценностей. Эстетическое воспитание средствами

эстетические проявления этического), делает человека душевно чутким к другим людям,

нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; формирует направленность

интересов; вырабатывает иммунитет к уродливым проявлениям действительности; звивает

которых он часто и не подозревает.

свидетельствуют о том, что различные виды искусства живопись, скульптура, музыка,

хореография и др., пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными

возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный

рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.

Хореография искусство, любимое детьми. Умение чувствовать, понимать музыку и

красиво двигаться неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с

юных лет. Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для

воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и

интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря

дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность.

творчеству, но этот этап удалось преодолеть, и сегодня танец «на подъеме».

Открыто немало танцевальных студий, школ и ансамблей, регулярно проводятся

всевозможные фестивали, конкурсы. Детей, желающих научиться танцевать, становится

все больше благодаря тому, что хореография позволяет ребенку выделиться из толпы,

поверить в свои силы, поднять самооценку. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в

приобрели большую популярность не только в нашей республике, но и за ее пределами.

танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на

Читать еще:  Нравственно правовое воспитание дошкольников

сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

средство эстетического воспитания старших дошкольников на примере хореографического

Объект исследования: эстетическое воспитание старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия использования средств искусства в

эстетическом воспитании старших дошкольников.

теоретически обосновать и экспериментально

использования средств искусства в эстетическом воспитании старшего

В качестве гипотезы послужило следующее предположение: эстетическое воспитание

старших дошкольников будет наиболее эффективным, при создании условий занятий

хореографией и приобщение детей к искусству.

Предмет исследования – использование средств искусства в целях эстетического

воспитания старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть имеющиеся теоретические подходы к эстетическому воспитанию

— изучить те особенности эстетического воспитания детей, которые присущи им в

школьном возрасте, в том числе психологические особенности данного процесса;

воспитание старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, при создании

условий занятий хореографией и приобщение детей к искусству.

В исследовании были использованы следующие методы исследования

— наблюдение в исследуемых группах;

— тестирование и анализ диагностики;

— проектирование и анализ собственной образовательной практики.

Пуртовой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной, педагогические опыты Ф. В. Исаркиной, М.С.

методики преподавания по хореографии Г.П. Гусева, Т. Барышниковой, Н. Базаровой, В.

Мей, Р.Л. Череховской.

исследования заключается в том, что раскрыты

воспитания старшего дошкольного возраста; искусство рассмотрено как эффективное

средство эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования

могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов, педагогами

дополнительного образования и воспитателей дошкольного образования.

Эстетическое воспитание старших дошкольников.

Чудесный мир звуков и красок поэзии, красоты природы открывается только тому,

кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания,

связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.

Не каждый человек может стать композитором, писателем, художником, но каждый

доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие добрые чувства и мысли, на

понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными

убеждениями с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать прекрасное

не приходит само собой, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к

этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует

В чём же заключаются задачи эстетического воспитания? В том ,чтобы средствами

способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Эстетическое воспитание дошкольников проводится на занятиях чтения, русского

языка, музыки, изобразительного искусства,, в кружках (изобразительного искусства, в

музыкальных школах, актёрского мастерства).

Но и родители не должны оставаться в стороне от решения этих важных задач. В

семьях, где это хорошо понимают, эстетическое воспитание детей начинается задолго до

того, как они становятся школьниками.

Известный скульптор Конёнков писал: «Я никогда не вступил бы на путь искусства,

если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во многом определяют

будущее каждого человека. Это та чаша, из которой мы пьём самый благодатный и

живительный напиток. Впечатления детства, так же как и годы учения, — фундамент

сознательной жизни и память об этих чистых и светлых днях, — как кладовая, в которой

хранится всё незабываемое».

Эстетическое воспитание книгой начинается в семье уже тогда, когда ребёнок,

затаив дыхание, слушает первые сказки о репке, о козлятах, о красной шапочке. Сказочные

поступкам, любовь к животным, к природе, отвращение к злобному, низкому, прививает

любовь к художественному слову. Чем старше становятся дети, тем большее значение

знакомят с самим творчеством художников, композиторов, писателей, с их лучшими

произведениями искусства о которых они прочитали. Эстетическому воспитанию детей

помогает музыка. Без музыки, песни жизнь не проходит ни в одном доме. Но что и как

слушают, поют, танцуют? Вот что важно для воспитания хорошего музыкального вкуса».

Если ты хочешь полюбить и понять музыку, — слушай её внимательно. И ты её обязательно

полюбишь, постепенно ты научишься как бы незаметно для себя отличать хорошее от

плохого. Так у тебя и появится хороший вкус».(Шостакович)

Нужно воспитывать любовь к прекрасному и через изобразительное искусство.

Потребность рисовать проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте дети

муки», испытывают все маленькие рисовальщики, особенно когда видят, что на бумаге у

них получается совсем не то, что подсказывает воображение. Даже самые неудачные

детские рисунки нельзя называть «мазнёй», доказывать ребёнку, что его изображение ни

на что не похоже. Старшие дошкольники с карандашом в руках учатся не только рисовать,

любовался ею, рассматривал оттенок цветов, вдыхая аромат. И это самое важное. Ведь

художниками станут единицы. А вот людьми, которым доступна красота, должны быть

Эстетические чувства у ребёнка просыпаются в минуты, когда он переживает

радость открытия, когда он радуется и пушистому снегу, и первому листочку на дереве,

когда он счастливыми глазами следит за полётом птиц. Чем чаще он будет переживать

такие минуты, тем восторженнее станет ко всему прекрасному. Возможность воспитывать

у детей чувство прекрасного на лоне природы имеют все родители. Наблюдения в природе

обостряют глаз, обогащают чувства юных рисовальщиков. У них возникает желание

изобразить то, что они увидели и пережили. Некоторые родители не могут дать совет

изобразительному искусству (В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина) изд. «Дрофа». Она адресована

дошкольникам. Нельзя согласиться с теми родителями, которые говорят, что эстетическим

развитием детей должен заниматься детский сад . Воспитывать в детях эстетические

чувства, зажечь у них искру любви к прекрасному, может любая семья, где взрослые сами

интересуются искусством, любят его.

Кино и театр любят все дети уже с дошкольного возраста. Здесь родителям нужно

педагогически правильно использовать их для воспитания. Хорошие спектакли и фильмы

не только расширяют познания детей, но и учат их вглядываться в жизнь, заставляют

осуждать недостойное в людях, окружающей действительности, показывают зрителям

увлечение кино и театром приносит вред, поскольку обилие впечатлений утомляет их

деятельности. Стремление к такой деятельности у детей появляется с ранних лет. Уже в

дошкольном возрасте они начинают рисовать, лепить из пластилина, делают игрушки,

заучивают наизусть стихи, танцуют, поют. Большинство детских игр связано с богатым

творческим воображением. Дети с удовольствием принимают участие в классных часах,

утренниках, посвященных народным традициям, родной природе в разные времена года,

Тематические работы разнообразны по форме — это беседы и устные журналы, шоу и

КВНы, викторины и игры и.т.д.

Занимаясь пением, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальные

произведения, отличать плохую музыку от хорошей. Художественное чтение развивает

речь дошкольника, обогащает его память, прививает вкус к чтению. В процессе занятий

рисованием, лепкой, изготовлением игрушек дошкольники начинают чувствовать и лучше

понимать красоту линий, гармонию красок. Если ребёнок увлекается каким-либо видом

творчества, то родителям нужно поддерживать его. В искусстве нет дороги без знаний, а

поэтому нельзя забрасывать учебных занятий, увлекаясь первыми успешными шагами в

кружке. И очень важно родителям найти ту меру похвалы одобрения, чтобы не вскружить

ребёнку голову и не убить в нём интерес к художественной самодеятельности.

«Человек творит по законам красоты»,- говорил К.Маркс. Помните об этих словах,

когда наблюдаете за работой детей, дайте им совет.

Таким образом, средства, методы и приёмы эстетического воспитания, которые

определённого уровня эстетического развития, правильного отношения к искусству и от

Сегодня очень важно учитывать положительный опыт использования народного

искусства, для того чтобы поставить «надежный заслон проникновению в молодежную

среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции».

Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Дата публикации: 18.04.2018 2018-04-18

Статья просмотрена: 3189 раз

Библиографическое описание:

Гречко Г. П., Туниева И. Н. Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №13.1. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/archive/199/49145/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Через красивое к человечному – такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский

В статье рассматривается проблема значения музыки в развитии эстетических чувств у детей дошкольного возраста, формирования системы ориентаций в мире эстетических и художественных ценностей.

Наше динамичное, переходно-кризисное время, характеризуется необходимостью пересмотра отношений человека с миром: нужна смена приоритетов, переоценка ценностей, выработка новой парадигмы поведения в мире. Развитие и прогресс, направление деятельности, должны быть перенесены с развития внешнего (т. е. направленного на внешний мир, его подчинение и потребление), на развитие внутреннее, личностное, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование собственных ресурсов.

Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию и, как следствие, появляется потребность – выразить себя! Ещё древние мудрецы советовали окружать ребёнка красотой и добром.

Процесс формирования будущей личности ребёнка, характеризуется не только получением новых знаний и умений, но и на выработку определённых ценностных ориентаций человека, составляющий базис личностной культуры и эстетического самосознания. Эстетическое развитие ребёнка – основа для формирования будущей личности. В настоящее время, с развитием новых технологий, появляется много новых компьютерных игр и забав. И они не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. Виртуальная реальность поглощает психофизические функции человека, подменяя творческую фантазию на простое оперирование готовыми шаблонами в игре. А ведь в ходе формирования своего отношения к тому или иному явлению действительности, в раннем детстве у ребёнка закладываются первые ростки эстетического восприятия, на основе первых впечатлений и ответного эмоционального отклика. Какой эмоциональный отклик может быть в виртуальной реальности? Поэтому, важнейшей задачей на сегодняшний день является приобщение детей к истинным ценностям, к истокам родной культуры. Феномен музыкального искусства заключается в способности, вызывать эмоциональные реакции, переживания, побуждает давать оценки, сравнивать. Выдающийся русский учёный – педагог Б. М. Теплов, исследуя художественные способности детей, установил, что в основе восприятия всех видов искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения.

Читать еще:  Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Чтобы понять музыкальное произведение, нужно эмоционально пропустить его через себя, а затем поразмыслить над ним. Н. А. Ветлугина, также подчёркивает эстетическую природу эмоциональной отзывчивости. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нём выражено. Но, именно важно, чтобы ребёнок пережил эстетическое переживание при слушании классики, потому что поразмыслить можно над тем, что имеет содержание, т.е. музыкальный образ. Классическую музыку создавали гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Чайковский, в совершенстве владеющие всеми выразительными средствами музыки, нужными для создания того или иного образа, настроения, созданными по всем законам гармонии.

Музыка, это в первую очередь звуковые колебания, различной частоты. Огромное значение имеет ритм музыки. Пульсация низкочастотных басов, в определённом темпе, резкие, скачкообразные ритмы, с бесцветной мелодией – это может крайне негативно подействовать на психику взрослого человека, а тем более на неокрепшую психику ребёнка. А эти характеристики преобладают в молодёжной клубной музыке. Ребёнок, воспитанный на образцах высокохудожественной музыки, впитавший в себя мелодии родного края, никогда подобную музыку слушать не будет! Это, как прививка, на всю жизнь. Язык современной популярной музыки (эстетически примитивный и физиологически вредный), не соответствует целям и задачам истинного искусства, а наносит огромный вред психике ребёнка. Противостоять этому может возрождение системы любви и понимания к ценностям высокохудожественной музыки, а также к фольклору. То, что увидит и услышит ребёнок в раннем детстве, станет ориентиром для него, эталоном, поэтому так важны уроки красоты.

Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, искусстве, стремление участвовать в преобразовании мира по законам красоты. Одна из главных задач современной педагогики, научить видеть прекрасное, находить и создавать гармонию во всём: в природе, труде, поступках. В ходе работы с детьми дошкольного возраста, мы поставили следующие задачи художественно-эстетического воспитания:

– развивать эмоциональную сферу детей, учить чувствовать, сопереживать произведениям искусства;

– дать детям представление о видах искусства, обогащать словарный и интеллектуальный запас детей;

– формировать навыки творческой деятельности, интерес к поиску, исследованию;

– формировать осознанное восприятие музыкальных и художественных произведений.

Понятие «эстетики» и «этики» неразрывно связаны в педагогическом процессе. «Прекрасное, по своему содержанию, тождественно с добрым», писал в своих работах Н. Г. Чернышевский. Величайший русский учёный и мыслитель, знаток человеческой души В. М. Бехтерев, в своей работе «О значении музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его жизни» отмечал, что работа по музыкальному воспитанию детей с раннего возраста, даёт хорошую основу для эстетического, а, следовательно, нравственного воспитания ребёнка.

«Красота и добро – это две родные сестры» писал в своём письме Ф.Дзержинский. Невозможно научить ребёнка добру, без формирования у него понятия «красивое» и «некрасивое». Что же такое есть красивое и некрасивое в музыке?

«Некрасивое – это тоже эстетическое понятие, категория эстетики, противоположная красоте. «Некрасивое» есть антипод «красивому», также как гармония и хаос. Гармония, мера, духовная составляющая,- вот что делает музыкальное произведение «шедевром». Построение музыкальной композиции имеет свои законы, сродни математическим, и имеет свои принципы. В первую очередь – это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но, главное, в мелодической фразе, должна содержаться мысль, которая в свою очередь, с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп, и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Это всё есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять. Одним словом «классика» музыкального искусства. Видный отечественный учёный, психолог Г.С. Тарасов отмечал, что высокое искусство, в частности музыкальная классика выполняет «множество жизненно важных задач». Использование шедевров мировой классики имеет огромное значение в становлении гармоничной личности ребёнка. Видный педагог О. П. Радынова отмечает, что «экспериментальная работа в дошкольных учреждениях показывает, что, при создании условий для самовыражения ребёнка, в результате слушания и оценки произведений высокого искусства, как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально – творческого и общего развития детей».

Эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на личность, имеющее поступательное движение по возрастанию сложности, требующее многократного повторения и закрепления, в различных формах и вариациях. Изменение ситуаций, заставляет ребёнка, пользуясь усвоенными навыками, применять их по ситуации, в новом для него задании, творческом поиске. Особое место здесь занимает формирование эстетических чувств, которые возникают, как эмоциональный отклик на музыкальное произведение. Яркий эмоциональный отклик возможен при наличии у детей культуры слушания музыки, развитого умения понимать выразительные средства в музыке, т. е. осознанного восприятия музыки. В дальнейшем, в процессе восприятия художественных произведений, дети способны осуществлять выбор (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его, с помощью эстетической оценки. В результате этого у детей появляется потребность выразить полученные эстетические переживания в продуктивной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными, дети могут изобразить задуманное: замысел ведёт за собой действие, изображение.

Как показала практика, один из лучших методов развития эстетического восприятия музыки, это метод моделирования художественно – творческого процесса. Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций. Танцевальное искусство очень близко детям, они с удовольствием берутся за воплощение того или иного образа в пластическом выражении. Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе театрально – игрового творчества, непосредственно-образовательную деятельность, а также фольклорные праздники. Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края. В нашем саду, мы поём казачьи песни.

На конкурсе «Дерзайте, вы талантливы», с песней «Ах, пчёлочка златая», наши дети стали лауреатами первой степени. Лауреатами третьей степени наши дети стали с песней «Я на печке молотила». Эти песни – эталон народного искусства. Здесь очень важно: правильно выйти, обыграть песню, найти нужную интонацию и выговор, свойственный данной песенной культуре.

Работу по эстетическому воспитанию, мы проводим в тесном взаимодействии с воспитателями и специалистами ДОУ, а также при участии и поддержке родителей воспитанников. Создание и развитие окружающей среды, способствующей эстетическому воспитанию детей, музыкальному просвещению родителей и повышению профессиональной компетенции воспитателей (в области музыкального искусства), является хорошей основой для эстетического воспитания дошкольников. Воспитатель продолжает педагогическую линию музыкального руководителя и является образцом, в сфере музыкального восприятия и музыкального творчества.

Работа по эстетическому воспитанию требует от педагогов владения современными технологиями, ИКТ, умения свободно ориентироваться в предметной области: знать лучшие образцы классической музыки и уметь применить знания в непосредственно – образовательной деятельности. Эмоциональный фактор, в виде заинтересованности, должен культивироваться воспитателем различными способами, прежде всего, через собственную эмоциональную активность. Эстетика в оформлении группы, эстетика в быту – такой должна быть характеристика среды, которая окружает ребёнка, большую часть времени.

Результатом работы по эстетическому воспитанию дошкольников, является увеличение интереса к слушанию классической музыки на музыкальном занятии у всех, без исключения детей; заметен живой, эмоциональный отклик на музыку, желание высказаться, проявить себя творчески: в рассказе, танце, рисунке. По нашим наблюдениям, дошкольники начинают проявлять больший интерес к посещению театров, концертов, понимать ценность искусства в целом, испытывать потребность в общении с музыкой. В свободной деятельности дети с удовольствием играют в игры: «Концерт», «Музыкальное занятие», «Придумай танец», с удовольствием рассматривают журналы и альбомы с иллюстрациями по искусству. В целом, отмечается повышение уровня музыкальной грамотности, расширение знаний о жизни и творчестве великих композиторов. В непосредственной образовательной деятельности воспитатели используют на занятиях по художественному творчеству музыкальный материал, по рекомендации музыкального руководителя «Карнавал животных» Сен-Санса, «Времена года» П. И.Чайковского. Яркие, образные пьесы: «Аквариум», «Лебедь» из «Карнавала животных» вызывают живой отклик, рисуют яркие картины в воображении ребёнка, которые выливаются в цветовом изображении, пластическом изображении, и, наконец, синтезируются в создание целостного художественного образа. Чтобы правдиво передать образ «Лебедя», нужно «стать» им! Вжиться в образ, прочувствовать нежнейшую, льющуюся мелодию, передать в движении развитие фразы к кульминации, точно рассчитать количество движений, выделить движением акценты, нарастание звучания, в размахе «крыльев». Показать плавное движение ног, скользящих, как бы, по поверхности водной глади. Гениальная, по красоте музыка, выраженная в движении ребёнком, вот лучшее воспитание красотой. Результатом работы по совершенствованию форм, методов по эстетическому воспитанию, является разработка цикла тематических занятий, с использованием ИКТ: «Сказка», «Осенний бал», «Зимняя мозаика».

Фото 1. «Разноцветная Осень к нам пришла»

В ходе работы методического объединения музыкальных руководителей нашего города, постоянно и целенаправленно ведётся работа по самообразованию, повышению квалификации, где музыкальные руководители делятся с коллегами опытом своей работы, интересными находками. Обсуждение актуальных тем, способствует поиску новых педагогических идей, формированию современных педагогических концепций. В результате дискуссий и обменом опыта, происходит толчок к самообразованию, поиску инновационных решений, в нашей работе.

  1. Бабаева В. В. Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1982.
  2. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985.
  3. Теплов Б. М. Вопросы художественного воспитания. – М., 1947.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector