221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эстетическое воспитание эстетический вкус

Система воспитания эстетического вкуса

Эстетическое воспитание является одним из направлений педагогики, суть которого состоит в воспитании у человека любви к прекрасному.

Воспитание эстетического вкуса – это неотъемлемая часть эстетического воспитания, оказывающая большое влияние на формирование всесторонне развитой личности.

Современная педагогика предусматривает воспитание эстетического вкуса, а именно умение понимать и чувствовать прекрасное в окружающем, в повседневной жизни, в людях. Процесс воспитания эстетического вкуса необходимо начинать сразу после появления ребенка на свет.

Сущность системы воспитания эстетического вкуса

Цель системы воспитания эстетического вкуса состоит в формировании и развитии у человека эстетической культуры.

Выделяют следующие компоненты эстетического вкуса:

  1. Восприятие. Заключается в умении видеть прекрасное во всех его возможных проявлениях.
  2. Чувства. Умение эмоциональной оценки прекрасного.
  3. Потребности. Состоит в потребности созерцания прекрасного, его восприятия, эстетических переживаниях.
  4. Вкусы. Заключается в умении оценивать и анализировать окружающее с эстетической точки зрения.
  5. Идеалы. Состоит в личностных представлениях о прекрасном в окружающем вокруг.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задачи системы воспитания эстетического вкуса:

  • формирование и развитие гармонично развитой личности;
  • развитие способности находить и ценить прекрасное в повседневной жизни;
  • формирование идеалов прекрасного, выработка эстетического вкуса;
  • развитие творческих способностей.

Направления системы воспитания эстетического вкуса:

  1. Формирование эстетической потребности в произведениях искусства (художественные произведения, музыка и т.д.). Данное направление предусматривает практическое ознакомление с видами искусств, различными произведениями и т.д. Большое значение имеет эстетический вкус педагога и его проявление перед воспитанниками.
  2. Развитие художественного восприятия осуществляется путем ознакомления с различными художественными произведениями и последующего обсуждения их с педагогом.
  3. Овладение необходимыми знаниями в области понимания произведений искусства, а также умения высказывать свои суждения и взгляды по его восприятию.
  4. Формирование художественного вкуса, который связан с восприятием и последующим переживанием прекрасного.
  5. Приобщение к художественному творчеству, развитию природных склонностей и задатков.
  6. Воспитание эстетического вкуса должно быть направлено на осознание и осмысление значения искусства в жизни общества и государства.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принципы, средства и методы воспитания эстетического вкуса

Принципы воспитания эстетического вкуса:

  1. Принцип взаимосвязи воспитания эстетического вкуса и художественного образования (педагогический принцип взаимосвязи воспитания и обучения).
  2. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
  3. Принцип систематического и последовательного воспитания.
  4. Принцип наглядности.

Средствами воспитания эстетического вкуса являются:

  • изобразительное искусство (скульптура, живопись и т.п.);
  • драматургия (разные виды театров и т.п.);
  • архитектура (разных исторических периодов);
  • литература (различные литературные произведения: стихи, поэмы, романы, рассказы и т.д.);
  • телевидение, СМИ (сегодня представляет большое количество различных проектов, направленных на воспитание эстетического вкуса и на удовлетворение эстетических потребностей);
  • музыка (различные музыкальные жанры и произведения);
  • природа (во все времена природа признавалась нерукотворно созданными элементами прекрасного).

К методам воспитания эстетического вкуса относятся:

  • личный пример педагога;
  • вербальные методы (беседы, обсуждения, выступления и т.д.);
  • внеурочная и дополнительная деятельность (кружки, дополнительные занятия и т.д.);
  • походы, экскурсии, прогулки и т.д.;
  • посещение «храмов» искусства (театры, музеи и т.п.);
  • проведение в рамках учебного заведения тематических утренников, вечеров, праздников и т.д.

Пути воспитания эстетического вкуса

Воспитание эстетического вкуса не только в рамках специально организованной деятельности, но и на иных занятиях и уроках. Например, развитие культуры чтения, письма и т.д., то есть приобщение к прекрасному во всех сферах жизни.

Введение элементов эстетики во все учебные предметы. В данном случае большая ответственность ложиться на педагога, который в процессе преподавания предмета собственным примером должен подавать детям пример того, что прекрасное есть во всем, учить его видеть и ценить.

Эстетизация среды жизнедеятельности школьников. Необходимо донести до детей, что соблюдение этических норм, эстетики в речи и внешнем виде должно быть не только тогда, когда человек выходить в общество, но и в бытовой, повседневной жизни. Педагог своим внешним видом, речью, поведением и т.п. должен подавать детям пример.

Эстетическое восприятие природы. Воспитание эстетического вкуса должно основываться не только, на созданных человеком произведениях искусств, но и на примере природы. Воспитатель во время прогулки может обращать внимание детей на красивые цветы, восход солнца и т.п., тем самым показывая им прекрасное в природе.

Эстетика общения. Эстетический вкус проявляется и воспитывается не только путем изучения произведений искусства, но и в умении выражать свои взгляды, мысли и т.п. До каждого ребенка необходимо донести, что красота речи должна быть не только в определенном месте и в определенное время. Красиво выражать свои мысли, грамотно и правильно говорить дети должны и между собой, и в семье. Только в этом случае можно говорить об эстетики речи.

Таким образом, система воспитания эстетического вкуса основана на приобщении к прекрасному, умении его видеть в обыденном и повседневном, оценить и описать чувства, которые оно вызывает.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Что такое эстетическое воспитание?

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного. Молодые люди со временем должны не только уметь оценивать красоту природы, человеческих отношений, но и испытывать необходимость эстетической деятельности.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание имеет личностную направленность и должно охватывать такие стороны развития детей:

  1. Формирование потребностей в области искусства и художественных ценностей.
  2. Воспитание способности к художественному восприятию, которое охватывало бы многие области эстетических явлений.
  3. Освоение знаний для понимания искусства, развитие умения выражать собственные суждения, взгляды по поводу художественного воплощения действительности.

Понятие эстетического воспитания

Развивается эстетический вкус не вдруг, а на протяжении многих лет. Он возникает в процессе работы над эстетическим ростом личности ребенка, когда родители и педагоги стараются развить в нем творческие способности.

Эта сфера воспитания имеет комплексное воздействие на личность, пронизывает все области деятельности, влияет на глубину мышления и чувств, жизненные установки, избирательность. Она тесно взаимосвязана со всеми сферами воспитания, особенно нравственной, поскольку имеет эмоциональное воздействие, заставляет испытывать гамму сложных чувств, выступает организатором духовного роста, регулятором поведения.

Детям не только необходимо иметь потребность в эстетической деятельности, но и активно применять усвоенную систему знаний и навыков в повседневной жизни. Детское творчество тренирует память, формирует мыслительные реакции, учит планированию. Самые первые уроки эстетики на примерах явлений природы и родного края зарождают основы патриотизма, любви к близким, Родине.

Читать еще:  Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Значение эстетического воспитания

Его актуальность человечество начало понимать еще со времен древности. Многие мыслители и поэты утверждали, что с его помощью можно установить общество гармонии и справедливости что «красота спасет мир».

Воспитательная сила искусства заключена в том, что с его помощью человек способен переживать такие насыщенные чувства как радость и грусть, любовь и ненависть, восхищение и разочарование. Испытанные однажды по прочтении сказки или театральной постановки, они переносятся ребенком на реальные жизненные явления.

Культура, литература играют в духовной жизни общества роль не меньшую, чем наука. С их помощью молодежь тоже познает мир, развивает свое сознание, укрепляется во взглядах и убеждениях.

Потенциал природных эстетических возможностей не всегда реализуется, если чувства не « очеловечиваются » воспитанием. Имея безукоризненный слух, можно не понимать красоты музыкального произведения, обладая замечательным зрением, не быть способным оценить шедевр изобразительного искусства или великолепие природы.

Задачей воспитателей является формирование у обучающихся способности воспринять и оценить прекрасное в окружающей природе, труде и даже быту.

Эстетическое воспитание в семье

Задача родителей – научить ребенка видеть, слышать и понимать все то, что его окружает. Развивать художественный вкус, научиться определять красоту вокруг необходимо с раннего детства. Нужно постараться заинтересовать ребенка лепкой и рисованием, попробовать свои силы в пении или музыке.

Способность к восприятию красоты, наслаждению произведениями искусства, а позднее к самостоятельному творчеству рождается постепенно. Одни дети обнаруживают тягу к рисованию, другие – к музыке, таланты проявляются по мере того, как ребята становятся способны воспринять и понять прекрасное.

В условиях семьи важно продуманно организовать эстетическое воспитание. Художественным способностям ребенка может навредить чрезмерное тщеславие родителей, которые на все лады расхваливают свое чадо. Раздутое самомнение становится препятствием для учебы, заглушает талант. Результатом становится то, что более скромные, но настойчивые ровесники со временем достигают больших творческих успехов.

Родителям необходимо вдумчиво выбирать материал для осмысления. Часами работающее радио, телевизор дают поверхностные впечатления, не заставляют размышлять. Художественная литература предоставляет яркие образы, демонстрирует логику сюжета. Дошкольники жадно слушают сказки и мировую классику, умению выразительно читать учатся на примерах художественного чтения известных артистов.

Место эстетической культуры воспитания в социуме

Эстетическая культура – один из элементов общественной культуры, одна из самых старых ее форм, которая возникла еще в эпоху первобытного человека. Лишь со временем она приобрела несколько самостоятельное значение, но и сейчас выступает в форме некоей философии, отражающей богатое отношение человека к миру, его стремление к совершенству, идеалу.

Издавна представление о красоте трактовалось довольно широко: красивым признавалось здоровье, богатство, все то, что было полезно. Красоту рассматривали не только с точки зрения эстетики, но и этики, экономики, признавали красивым совершенный предмет или состояние.

В нашем обществе хорошо заметен разрыв между социальной значимостью эстетической культуры и реальным ее состоянием. Традиционные культурные и нравственные ценности подменяются рационально-логическими, что приводит к дефициту эмоциональности в отношениях, грубости и цинизму, примитивизации жизненных ориентиров.

В зависимости от конкретной жизненной эпохи, представления о прекрасном могут меняться. Понятие красоты присуще, скорее, внешней форме. Прекрасное же не зависит от времени и несет в себе гармонию, совершенство, гуманистические духовные составляющие.

Современный занятой перенаселенный мир в воспитательном плане несостоятелен. Он производит только образованных потребителей, а принцип эстетического воспитания предполагает создание условий для развития, творческое раскрытие каждой индивидуальности.

Задачи эстетического воспитания

Способность замечать то, что людей окружает, будь то веточка, жучок, шум водопада или пение птички, – это основа воспитания эстетических чувств, что не ограничивается искусством. Если ребенок любит природу, гармония которой несравнима с созданным человеком, он сможет получить удовольствие от произведения музыки или живописи.

Эстетическое воспитание проявляется и в быту. На личность ребенка оказывает впечатление дом, в котором он живет, то, как едят, одеваются, общаются его родители. Грамотная речь, красиво сервированный стол, аккуратно одетые и причесанные родители – все это составляющие воспитания, которое не является простой суммой знаний. Умение рисовать, играть на скрипке тоже важно, но главное – видеть гармонию вокруг, участвовать в ее созидании.

Цель развития культуры личности – взрастить в ней:

  • восприятие, способность находить прекрасное в явлениях природы, искусстве, отношениях;
  • чувства, дающие эмоциональную оценку всего, что окружает;
  • потребности, необходимость эстетических переживаний, созерцания и анализа прекрасного, участие в его создании;
  • вкусы, умение анализировать все, что окружает на предмет соответствия эстетическим эталонам;
  • идеалы, представления о красоте природы, прекрасного в человеке, искусстве.

Методы приобщения к прекрасному

Самым действенным приемом эстетического воспитания признается личный пример. Воспитатели, родители закладывают основу, передают воспитанникам самые важные критерии художественного сознания. Наряду с личным примером, который включает в себя стиль поведения, манеру общаться, набор моральных качеств, внешний облик, к методам относятся:

  • беседы;
  • уроки и дополнительные занятия в кружках, студиях;
  • участие в экскурсиях;
  • походы в театры, музеи, на выставки, работа на фестивалях и конкурсах, утренниках, вечерах;
  • творческие домашние задания.

Средства и способы эстетического развития

В основе познавательной мотивации ребенка, его этических установок, отношения к окружающим и Родине лежит его активная практика. Продуктивность эстетического воспитания зависит от степени связи с ним предметной деятельности. Развитие личности происходит тем успешнее, чем раньше она будет включена в творчество.

Игра – наиболее продуктивный способ развития творческого потенциала. Посредством игровой деятельности ребенок включается в общение, овладевает элементами культуры, накапливает эстетические впечатления. В процессе игры происходит подготовка к тому, чтобы войти в мир искусства, превратить его в средство познания всего, что окружает.

Занятия по развитию речи формируют представления о многообразии языков и культур родной страны, пробуждают любовь к чтению, дают навыки культуры общения. Особое место занимают походы в театр, кружки выразительного чтения.

На занятиях по окружающему миру воспитывают любовь к природе, патриотизм. Особая роль отводится школьному музею, внимания требует формирование традиций учебного заведения.

Внеурочная деятельность по изучению культуры народов России, проведение совместно с родителями мероприятий, праздников, участие в народных играх и театрализованных представлениях, обрядах дает возможность комплексного решения задачи эстетического развития детей и одновременно их духовно-нравственного воспитания.

Планирование уроков по искусству приобретает особенно важную роль. Они органично продолжаются во время внеклассной деятельности. Приобретенные на уроках по искусству знания ребята с успехом применяют в реальной творческой практике на занятиях в драматических кружках, группах изобразительного искусства.

С этой воспитательной областью тесно связаны походы в театры и кино, экскурсионные поездки, общение с деятелями культуры, искусства.

Читать еще:  Понятие эстетического воспитания дошкольников

Здоровье общества и эстетическое воспитание

Нынешняя образовательная система несостоятельна. В интересах государства заменить ее на такую, которая позволит максимально раскрыться каждой индивидуальности, поможет детям определить свои пристрастия в искусстве, науке, выбрать любимое ремесло.

Кружки и группы развития должны включать не более 5-7 человек, начиная лет с 5. Находясь вдали от тусовок, подрастающее поколение будет развиваться в культурной среде, учиться чувствовать и думать.

Мышление, речь многих современных детей неразвиты, они не способны выразить свои чувства, переживания. Самым маленьким необходимо начать с музыки и танцев, освоить чтение стихов. Детям постарше нужны занятия в балетных, театральных, художественных студиях, знакомство с риторикой, шахматами, астрономией, изучение биологии, археологии, антропологии.

Откуда возникает творческое общество, грамотные наставники, способные воспитать нравственную личность, имеющую широкий гуманитарный кругозор? Нужны энтузиасты, вооруженные не только теорией, с разработанными программами, имеющие четкие представления о целях эстетического воспитания. Процесс длительный, но неизбежный, иначе обществу грозит вырождение.

Как нельзя заставить любить, так понимать красоту тоже невозможно принудительно. Эрмитаж с Русским музеем, книги по искусству не должны быть в планах каждого воскресенья. Детей можно «наполнить» знаниями. Но целью эстетического воспитания не может быть набор знаний. Это понятие предполагает, прежде всего, способность видеть, создавать вокруг себя красоту.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства

Дата публикации: 06.06.2017 2017-06-06

Статья просмотрена: 521 раз

Библиографическое описание:

Волкова А. В., Цвелюх И. П. Воспитание эстетического вкуса студентов педагогического вуза средствами изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 296-300. — URL https://moluch.ru/archive/157/44269/ (дата обращения: 23.03.2020).

Большие изменения последнего десятилетия в социальной, экономической и политической жизни страны оказали значительное влияние на процессы в образовательной сфере. Подверглись изменению ценностные ориентации студентов, их умонастроения, мотивы получения образования, отношение к окружающему миру, собственному призванию.

Педагогический вуз является социальным институтом, который приобщает всех без исключения студентов к искусству через предметы эстетического цикла, выступает главным звеном в системе развития эстетического вкуса. В то же время, уровень профессионализма и качественные характеристики современного педагога: эстетическая культура, эстетический вкус, — не всегда отвечают потребностям современного общества, требованиям высшей школы.

Следствием недостаточно эффективной передачи педагогом эмоционально-художественного опыта учащимся является не только стихийное формирование эстетического вкуса школьников, но и определенная деформация духовного потенциала его личности. Поэтому одним из главных качеств, необходимых выпускнику педагогического вуза, является эстетический вкус в его профессионально-деятельностном проявлении.

Воспитание вкуса является составной частью эстетического воспитания. Формирование вкуса происходит под общей системой искусств в целом: театром, живописью, литературой, кино, прикладными художественными формами, музыкой, так и всем эстетически организованным окружением человека. Из средств, которые воздействуют на воспитание вкуса, наиболее эффективными являются визуальные объекты. Специально гармонизированным визуальным структурам задача воспитания эстетического вкуса наиболее соответствует изобразительному искусству. Его огромный воспитательный потенциал имеет возможность быть основой эстетического воспитания, а также усиливать любой другой воспитательный процесс [11, с. 36].

В рамках магистерской диссертации было проведено эмпирическое исследование эстетического вкуса у студентов педагогического вуза. Исследование проводилось на базе института психолого-педагогического образования Красноярского государственного педагогического университета, в опытно-экспериментальной работе участвовал 21 человек, все студенты I курса очного отделения. Возраст респондентов находится в диапазоне от 18 до 20 лет. Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап — констатирующий — первичная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса.

2 этап — формирующий — разработана и реализована программа воспитания эстетического вкуса у студентов педагогического вуза в процессе знакомства с пейзажем.

3 этап — контрольный — повторная диагностика уровня сформированности эстетического вкуса, проведен анализ полученных результатов.

Для диагностики эстетического вкуса нами использовалась групповая и индивидуальная форма работы. На начальном этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование «Диагностика реального состояния эстетического вкуса», затем была применена модифицированная методика Афонькиной Ю. А., Урунтаевой Г. А., «Эстетическая оценка картины».

В качестве первой методики для диагностики реального состояния эстетического вкуса в контрольной и экспериментальной группах нами была подготовлена анкета, состоящая из 17 вопросов, делящихся на 2 части с вариантами ответов (вопросы 3–8) и подразумевающими свободный и полный ответ (вопросы 9–19).

На основе ответов было подсчитано количество балов:

а. кол-во баллов за ответ 3;

б. кол-во баллов за ответ 1;

в. кол-во баллов за ответ 2.

На основе ответов второй части было подсчитано количество балов:

3 балла — полный, эмоционально окрашенный ответ, речь яркая, достаточный словарный запас.

2 балла — недостаточно испытывают переживания, отвечая на вопросы, не могут или не хотят подробно и красочно описывать свои эмоции в ответах на вопросы, не хотят делиться впечатлениями.

1 балл — не проявляли никаких чувств, отвечали односложно и невыразительно.

Полученное общее количество баллов (сумма баллов) анализируется в соответствии с указанными уровнями:

3,6–0 баллов — низкий уровень;

3,7–5,5 баллов — средний уровень;

5,6–6 баллов — высокий уровень.

Высокий уровень: студент выразил яркое позитивное отношение к красоте и искусству. На вопросы отвечал живо, речь яркая, имеет достаточный словарный запас. В ответах просматриваются ярко выраженные эмоциональные состояния (радость, удивление, восторг).

Средний уровень: студент не выразил эмоционального отношения и не проявил интереса. Отвечая на вопросы, не может или не хочет подробно и красочно описывать свои эмоции в ответах на вопросы, не хочет делиться впечатлениями.

Низкий уровень: студент не интересуются или мало интересуются природой и искусством. Не проявляет никаких чувств, отвечает односложно и невыразительно, просто опираясь на общепринятые понятия, не раскрывая их значение. Примеры таких ответов: красивый, милый, нравится, тепло, интересно и т. д.

В соответствии со второй модифицированной методикой, студентам предоставляются незнакомые три репродукции картин разных жанров: сюжетная картина Э. С. Адлера «Мои модели и я», пейзаж И. И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», портрет матери «Анна Ивановна Сычкова» Ф. В. Сычкова.

Основная задача — обсудить репродукции по следующей схеме: особенности смыслового центра (дать ей «своё» название и кратко передать содержание); главные и второстепенные предметы (перечислить все); причинные связи между предметами (указать все).

Критерии оценки уровня сформированности эстетического вкуса у студентов педагогического вуза

Как воспитывать эстетический вкус учащихся

ВВЕДЕНИЕ

“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер

Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.
Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу. Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
Задача активного приобщения всех детей к сокровищнице мировой культуры, эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение. Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на учащуюся молодежь, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные; где нет владычества искусства, там люди не добродетельны, а только благоразумны, не нравственны, а только осторожны; они не борются со злом, а избегают его не по ненависти к злу, а из расчета. Сегодня нет школы, техникума, профессионально-технического училища, общественной детской и юношеской организаций, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт школ, ведущих работу по эстетическому воспитанию учащихся, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в каждой школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня, как важнейший элемент целостной системы формирования личности.

Читать еще:  Гуманистическое воспитание учащихся

Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребёнка.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?

Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день — это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.

Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?

Считаю, что если школа выпустит не идеально грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.

Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.

Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей.

На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.

Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.

Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.

Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:

  • Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
  • Помочь каждому ученику найти свою “нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, — оценить себя и стать увереннее.

*продолжение в работе*

Просмотр содержимого документа
«Как воспитывать эстетический вкус учащихся »

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector