221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эстетическое воспитание примеры

Цели и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Содержание

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Что такое ↑

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Цели и задачи ↑

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

  1. Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
  2. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.
  3. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
  4. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
  5. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Средства ↑

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Эстетическое воспитание ↑

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

На чем строятся беседы по половому воспитанию? Читай далее.

В семье

Содержание эстетического развития в семье включает:

  • личный пример родителей;
  • пение песен и колыбельных;
  • рисование;
  • чтение книг, рассказывание сказок;
  • беседы;
  • эстетика быта.

Как уже упоминалось, самым важным методом здесь является личный пример родителя. Народная мудрость подчеркнула это пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает».

Первое, что видит ребенок в семье – это мама и папа. Они являются его первыми эстетическими идеалами. В этом деле нет мелочей, важными являются и внешний вид родителей, и их манера общения, разговора, и семейные критерии прекрасного и безобразного.

Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

  1. Опрятно одетые члены семьи, атмосфера взаимного уважения, искренние эмоции, умение выражать свои чувства словом, наличие дисциплины и правил поведения – вот те основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребенка.
  2. Воспитание музыкального вкуса начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком.
  3. Умение ценить произведения искусства, тягу к созиданию развивает рисование. Употребление различных техник: карандаш, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, помогает ребенку знакомиться с цветами, их сочетаниями, развивает способность видеть форму и содержание.
  4. Чтение книг, рассказывание сказок помогает ребенку освоить все богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве инструмента выражения эмоций.
  5. Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.
  6. Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота. Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет свое выражение в эстетическом сознании.

В школе

Хотя основоположник педагоги К.Д. Ушинский писал, что каждый школьный предмет содержит эстетические элементы, все-таки наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки:

  • Русского языка и литературы. Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики.
  • Музыки. Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения.
  • Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.

Мероприятия в библиотеке

Библиотека всегда ассоциировалась с сокровищницей знаний. Это уважительное отношение к книгам можно использовать для эстетического воспитания школьников младших и средних классов школы.

Среди мероприятий, проводимых в библиотеке можно выделить:

  • ознакомительные беседы, рассказывающие о ценности книг, бережном отношении к ним;
  • тематические книжные выставки, посвященные, например, старинным книгам, литературе о войне, защите окружающей среды;
  • дни «приведи друга», направленные на побуждение детей записаться в библиотеку;
  • литературные и поэтические вечера, посвященные творчеству конкретного писателя или поэта, со знакомством с его биографией, выдающимися произведениями, чтение отрывков из них или декламация стихов наизусть.

Открытый урок

Открытый урок отличается от обычного тем, что методику работы учителя (преподавателя) в классе могут видеть и перенимать его коллеги. Поскольку право давать открытые уроки имеют только педагоги с высоким уровнем научно-методической подготовки, использующие оригинальные обучающие методики.

Этот вид учебного процесса может использоваться как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании учащихся. Особенной ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку и литературе.

Беседы

Как и на уровне, семьи формат беседы в процессе обучения в школе являются неотъемлемой частью формирования художественного сознания учащихся.

Они могут проводиться в форме:

  • классных часов;
  • свободных уроков.

Классный час учитель может использовать не только для организационной работы с детьми, но и как инструмент эстетического воспитания. Например, приурочивая его к дню рождения писателя, поэта, композитора или международному дню музыки (музеев).

Свободные уроки – это уроки, которые посвящены обсуждению того или иного произведения (урок литературы), события (урок истории, обществознания). При этом учитель не только побуждает учеников к дискуссии, но и сам направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности ↑

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

О ведущем методе экологического воспитания читай далее.

Как проходит внеклассное мероприятие по гендерному воспитанию? Узнай из статьи.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Видео: Так ли оно важно?

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Эстетическое воспитание и развитие школьников средствами искусства

Эстетическое воспитание – процесс формирования творческой личности, которая может воспринимать, чувствовать прекрасное в искусстве; воспитание у школьника стремления к самостоятельному участию в изучении искусств, приобщение к творческой деятельности. Эстетическое воспитание организовывает обогащение эмоциональной сферы личности, чувственного опыта, влияет на познание действительности, повышает творческую, познавательную активность, развивает способности. Осуществляется оно в различных видах творческой деятельности: литературной, изобразительной, музыкальной и др. В процессе воспитания происходит эстетическое развитие ребенка. Эстетическое воспитание современного ребенка сегодня происходит в условиях динамичного развития экономики, демократизации жизни общества, его информатизации. Современные ученики, с которыми мы общаемся каждый день, это те мальчики и девочки, для которых главным другом становится компьютер, а информацию они все больше черпают не из книг в библиотеке, а из Интернета. Поэтому нам, современным учителям, совсем не просто заинтересовать учеников искусством, организовать «чудо», превратить процесс воспитания и обучения в увлекательное занятие.
Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. Детям просто необходимы экскурсии и прогулки в лесу, парке, где они увидят всю красоту окружающего мира.

Читать еще:  Задачи трудового воспитания в доу

Рисунок 1. Детская анимационная студия «Стрекоза». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководители Кузнецова М.В., Зайцев А.Я.

Конечно, все педагоги в будущем хотят видеть своих учеников обладающими высоким эстетическим вкусом, творческими, культурно образованными людьми. Развитие ребенка будет более эффективным, если рядом будет педагог, который сам искренне увлечен музыкой, театром, изобразительным искусством, который чувствует красоту природы, окружающего мира, человеческих взаимоотношений. Воспитание школьников посредством искусства начинается с раннего возраста в процессе изучения литературных и музыкальных произведений, на уроках изобразительного искусства, ритмики. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и эстетическим суждениям. Одна из задач педагога – стремиться сделать процесс познания привлекательным. Поэтому для педагога важны слова К.Д.Ушинского: «Ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению».
Мы давно усвоили, что хороший учитель – учит, а талантливый – вдохновляет! Только учитель в процессе творческого взаимодействия помогает раскрыть и развить творческий потенциал ученика. Показателем результативности эстетического воспитания выступает уровень развития эстетического сознания воспитанников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. Мы верим в ребенка, в его творческий потенциал и всегда перед своими уроками проговариваем сами себе: «Я люблю ребенка талантливого и не очень, я люблю его, потому что ребенок – это праздник, который пока еще со мной».

Рисунок 2. Занятие в студии «Художественная фотография». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель Зайцев А.Я.

Существуют определенные этапы эстетического воспитания. Условно их можно разбить на группы. Первая группа направлена на приобщение детей к искусству, то есть первичное восприятие, творческое воссоздание в сознании художественных образов. Основными методами для решения этих задач являются: наблюдение, объяснение, показ, пример взрослого, анализ. С самого начала при знакомстве детей с искусством необходимо развивать комплекс способностей и восприятия: талант слушателя, талант зрителя, а так же соучастия в творчестве.
Вторая группа направлена на формирование навыков в творческой деятельности. Получения педагогом обратной информации о глубине усвоения воспитанниками материала, развития интеллектуальных и художественных способностей. Педагогом могут использоваться практические методы: моделирование, показ, объяснение, упражнение, совместная или индивидуальная деятельность. Третья группа – это этап достижения результата в творческой деятельности. В качестве главных методов выступают методы теоретического художественного и научного анализа.
Выбор форм, методов эстетического воспитания определяется, прежде всего, индивидуальными особенностями детей, целями, задачами.

К основным целям воспитания можно отнести: готовность развития личности к освоению, восприятию, оценке эстетических моментов в искусстве; совершенствование эстетических взглядов, гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области искусства. Исходя из целей можно выделить задачи воспитания школьника: развитие эстетических эмоций, чувств, суждений, идеалов, отношений и интересов; формирование эстетического сознания; формирование творческо-эстетической деятельности через приобщение к различным видам искусства; развитие творческо-эстетических способностей. Задачи творческо-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка, что позволяет нам поговорить об эстетике детской жизни.

Рисунок 3. Занятие в детской анимационной студии «Стрекоза». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководители Кузнецова М.В., Зайцев А.Я.

Художественная литература – самый эффективный, доступный вид искусства для формирования эстетической культуры ребенка школьника. Художественная литература развивает восприимчивость, эмоциональность, воздействует на чувства и разум ребенка. Красота слова является важнейшим шагом в мир искусства. Одна из важнейших педагогических задач состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной красотой, стало неисчерпаемым источником познания прекрасного, внутренним духовным богатством, и в то же время средством выражения этого богатства. Возможности художественного отображения явлений жизни в литературе особенно широки, и язык является главным средством общения людей. Только слово обретает удвоенную художественную силу и является средством выразительности в литературном произведении. Словесный образ воспринимается, в первую очередь, умом. Поэтому именно литература является важнейшим средством развития интеллекта учащихся. Выбирая литературное произведение для ребенка, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие произведения зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В свое время В.Г. Белинский предъявил два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Он достаточно резко выступал против назойливого морализирования. «Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою». Одним из важных средств воспитания литературного вкуса является развитие культуры чтения. На уроках литературы школьники учатся воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, анализировать и мотивировать поступки главных героев, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц. Если ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления, значит, он овладел культурой чтения.

Музыка –яркое средство развития творческой индивидуальности личности. Она тесно связана с лирической поэзией и является следующим этапом в эстетическом воспитании ребенка. Гармоничное сочетание эстетического отношения, нравственной чистоты к жизни и искусству в целом – основные условия формирования личности. В эстетическом воспитании детей музыка играет очень важную роль. Музыка в себе объединяет эстетическую, эмоциональную сферы человека. Музыка – это язык чувств. С помощью мелодии можно передать оттенки переживаний, которые недоступны слову. Музыка отражает действительность в мелодиях, тембрах, интонациях, оркестровке. Музыка и пение в школах не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Важен сам процесс творчества: особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое развивает музыкальный слух, вокальные навыки, художественный вкус. Важное место в музыкальном воспитании школьника отводится прослушиванию в записи музыкальных произведений, ознакомление с основами музыкальной грамоты. Школьники знакомятся с жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, узнают о творчестве композиторов. Образы искусства, вызывают отклик в душе ребенка, формируют его представление о добре, духовных ценностях и красоте.

Преподавание изобразительного искусства является одним из методов приобщения детей к искусству. Изобразительная деятельность имеет большое значение развития ребенка. Изобразительная деятельность позволяет ребенку передать то, что он видит в окружающей его действительности, то, что его волнует, вызывает положительные, а возможно и отрицательные эмоции. Основами изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности как фактура материала, форма, композиция. Произведения изобразительного искусства помогают ребенку познавать жизнь, развивают творческую фантазию. В живописной картине запечатлено мгновение, один момент в цепи событий. А ребенок с помощью своего воображения «оживляет» картину, видит за ней образы, события, характеры. Рассматривание картин является таким же сложным методом эстетического воспитания, как и музыка или литература; это углубленное познание вещей, и что особенно важно – познание мира чувств.

Рассматривание картин развивает эмоциональную память, влияет на восприятие красоты. Благодаря восприятию изобразительное искусство входит в духовную жизнь ребенка, поэтому с каждым новым периодом эстетического развития в воспитание включаются все новые произведения живописи. Важно обеспечить ознакомление детей с выдающимися произведениями зарубежного, русского изобразительного искусства и архитектуры. Нужно научить детей понимать неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. В процессе изучения изобразительной деятельности у детей воспитывается потребность доводить начатое дело до конца. В коллективной работе у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, развиваются стремления помочь друг другу. Таким образом, обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение.

Рисунок 4. Занятие в студии «Художественная фотография». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель Зайцев А.Я.

Синтезирующие виды искусства. Театр, цирк, кино (анимация), эстрада обладают большой популярностью, в том числе, и как виды искусства. Они объединяют в себе элементы многих искусств: литературы, живописи, музыки, хореографии. Огромную радость доставляет детям театральное творчество и цирк, их таинственная атмосфера.

Дети очень восприимчивы, и поэтому легко поддаются эмоциональному влиянию – сочувствуют добрым героям, переживают за победу добра над злом.

Большой эстетически-эмоциональной силой воздействия обладает Театр. Атмосферу восприятия спектакля создают: сценическая выразительность в сочетании художественного чтения, пантомимы, художественно-декоративного оформления, а также музыкального сопровождения постановки. Во время спектаклей в театре или цирке устанавливается творческий контакт актеров со зрителями, создаются наиболее благоприятные условия для сопереживания. Поэтому столь непосредственной бывает реакция детей на события, происходящие на сцене. Необходимо предварительно подготовить детей к восприятию театрального действа, создать условия, при которых дети были бы способны принять игру актеров на сцене. Сегодня очень важно формировать театральную деятельность у детей. Знакомить их не только с театральными постановками, но и знакомить с историей возникновения театра, обучать их технологиям детского театрального творчества.

Рисунок 5. Шоу-театр «Столица». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель коллектива: Карамушка Е.В.

Эстетическое воспитание детей должно быть адекватным современной социокультурной ситуации, поэтому необходимо готовить подрастающее поколение не только к общению с театральной деятельностью, но и к общению с экранной культурой. Самыми массовыми видами экранного искусства являются кино и телевидение, впитавшие в себя возможности всех искусств и новейшие достижения научно-технического прогресса.

Читать еще:  Средства правового воспитания дошкольников

Экранные искусства обладают развивающим потенциалом, способны развивать у детей эмоциональную отзывчивость, аналитические и творческие способности, речь, коммуникабельность и многие другие качества. Важно отметить, что ни один вид искусства не может охватить такую широкую детскую аудиторию, как телевидение и кино. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве.

Рисунок 6. Шоу-театр «Столица». ГБОУДО ЦДТ «Свиблово». Руководитель коллектива: Карамушка Е.В.

Подлинное эстетическое воспитание детей средствами искусства – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве. Творческая среда школы – это не только уроки рисования, музыки и различные студии. Это – общая обстановка, которая позволяет создать образовательную среду, направленную на развитие творческого потенциала учащихся. Эстетическое воспитание формирует у ребенка отношение к труду, способствует развитию навыка самореализации в творчестве. Детство – период становления человека, когда он находится под влиянием школы и семьи. Именно в этом возрасте могут быть созданы все условия для развития его нравственно-эстетических потребностей.

Эстетическое воспитание примеры

· учебную деятельность учащихся,

· внеклассную и внешкольную работу

Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть целостного процесса эстетического воспитания.

С видами и жанрами искусства учащиеся знакомятся в процессе овладения искусством. В школах нашей страны введены новые программы по музыке, разработанные под руководством композитора Д. Б. Кабалевского. Они обеспечивают подлинное единство обучения и воспитания. Построение их тематическое. Песня, танец, марш познаются детьми как три основные сферы музыки. В литературе и живописи раскрываются внутренние связи.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Программа по изобразительному искусству для средней школы разработана под руководством художника Б. М. Неменского. Ее основной идеей является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании именно этих связей. С точки зрения формирования художественной культуры учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы: 1. Основы художественных представлений, основы художественного мышления (знаний) и основы художественного сознания (культуры). Реальные связи искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Учащиеся отдают предпочтения разным видам искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к искусству, чем мальчики и юноши. Исследователи пришли к выводу, что полезнее развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства, углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех видов искусства.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного.
Многое для художественного образования и воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе, фактами деградации искусства в условиях капитализма. Учитель имеет возможность конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в поведении людей.

Колоссальные возможности для эстетического развития детей таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и процессов. Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под эстетическим углом зрения. Сколько раз они любовались крупными снежинками и ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают детей, пробуждают интерес. Изучение фактов, явлений, законов науки много выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых, открывших эти законы природы. Высокие нравственные и эстетические качества ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического самовоспитания учащихся.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт. Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение,

2) развитие эстетических чувств

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др. Наиболее эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных направлений и жанров искусства. В средних классах необходима продуманная система бесед по эстетике. Неоценимое значение для художественного образования старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с учащимися. При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного потребления лекционной информации вне школы. Лекции по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве. Ценимой учащимися формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить.
Известную искусствоведческую информацию школьники получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое приобщение учащихся к литературе и искусству.
В процессе художественного просвещения учащиеся должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у школьников интерес к высокохудожественным произведениям.

Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных лекториев, вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное — позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего свободного времени отдают телевидению и кинематографу.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное — создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Формами обогащения художественного опыта учащихся во внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др. Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую активность учащихся.

Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или каком-либо другом творчестве. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных произведений. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и мелодию.

Особенно большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии учащихся. Согласно открытому Л. С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной психологической основе.

Школьная художественная самодеятельность не ставит своей целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности. Через искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности. Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.

Читать еще:  Трудности в воспитании сына

Правильно поставленное эстетическое воспитание направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

Эстетическое воспитание школьников

Дата публикации: 03.02.2014 2014-02-03

Статья просмотрена: 15018 раз

Библиографическое описание:

Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792. — URL https://moluch.ru/archive/61/9060/ (дата обращения: 23.03.2020).

Проблема эстетического воспитания в школе это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Наше современное общество пресыщено различного рода источниками древнего и современного искусства, причем особой разницы между ними оно не замечает. Единственный критерий, которым сейчас определяется ценность какого-либо художественного произведения, является его цена на аукционах. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности. Но, говоря это, ни в коем случае нельзя обобщать, нельзя говорить о том, что все общество больно. Есть и среди молодежи настоящие ценители прекрасного.

Поэтому главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить. трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда. вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека. К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих учеников. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике.

Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту. Если, например, кабинет литературы украсить цитатами великих поэтов-классиков, кабинет географии фотографиями красивых пейзажей, кабинет истории фотографиями картин старины, то школьники рано или поздно начнут вчитываться и вглядываться в то, что их окружает. Соответственно и научатся ценить искусство со временем.

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание школьников еще с начальных классов приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов.

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание школьников подразумевает под собой следующие составляющие:

— чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

— знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

— умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности.

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты. Эстетическое воспитание младших школьников в обязательном порядке предусматривает посещение краеведческих и художественных музеев, выставок скульптур и различных миниатюр. Вследствие всего этого дети учатся не только ценить прекрасное, но и творить что-либо своими руками. По этой причине во всех детских садиках и кружках существуют выставки художественной самодеятельности, на которых представлено то, что дети сделали собственными руками.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание школьников включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим.

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка школьного возраста. Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ученика, но и формирует полное восприятие мира маленького человека.

Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка.

Задачи эстетического воспитания школьников можно разделить на 2 группы: К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество.

Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:

— эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

— эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.

— эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

— эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом.

1. Касумзаде Ф. Ф. Воспитание Эстетического вкуса. Баку, 1991

2. Мустафаев М. Эстетическое воспитание в школе. Баку, 1992

3. Мамедов З. И. Эстетика и воспитание нового человека. Баку, 1988

4. Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Москва, 2000

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector