221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы нравственного воспитания

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

О некоторых категориях и правилах нравственного воспитания детей

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Что такое нравственное воспитание – определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания “что такое хорошо, и что такое плохо”, создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Цели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Непрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

Нравственное воспитание детей

На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации, которая не всегда способствует правильному нравственному развитию малыша, а наоборот размывает четкие границы норм его поведения и правила взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание собственного малыша в активном современном мире.

Суть нравственного воспитания детей

Перед тем, как освоить методы нравственного воспитания детей, важно разобраться с основными понятиями – воспитание, нравственность и мораль. Если заглянуть в знаменитый «Словарь русского языка», составленный С.И. Ожеговым, то можно прочитать следующие разъяснения:

  1. Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
  2. Нравственность – правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
  3. Мораль – это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами.

Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверенны, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и ребенком.

Родители часто задают педагогам вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»

Квалифицированные специалисты утверждают, что нравственность личности основывается на трех уровнях.

Рассмотрим их более детально:

  1. Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности. Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру. Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы малыш проявлял самостоятельность и активность в собственном нравственном развитии.
  2. Эмоционально-чувственный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо правильно развивать и воспитывать. Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживания прямо связаны с эмоциями ребенка. Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
  3. Рациональный уровень. Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения.

Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.

Стадии нравственного воспитания детей

Каждый человек проходит пять основных стадий нравственного развития, которые помогают преобразиться в нравственно устойчивую личность. Дети не могут полноценно пройти через все стадии без постоянной помощи и любви родителей, выполняющие определенную роль на каждой стадии.

Рассмотрим данные стадии более детально:

  1. Стадия младенчества. В данный период кроха ощущает себя центром Вселенной, так как на любое требование он получает чувствительный и внимательный отклик у родителей. Они носят его на руках, кормят и заботятся о нем. При этом у малыша развиваются и формируются первые чувства, которые становятся его собственной «нормой» поведения.
  2. Стадия ползункового возраста. На этой стадии ребенок понимает, что кроме родителей существуют и другие люди, которые имеют собственные потребности и права. Малыш также узнает, что в доме есть свои правила, которые нужно изучить и выполнять. Иногда это его расстраивает. При этом ребенок поступает так, как ему говорят близкие люди. Малыш еще не может определить самостоятельно, что такое «хорошо» или «плохо».
  3. Стадия дошкольника. Данная стадия характерна для малыша в период от трех до семи лет и является поворотной в его нравственном воспитании, так как он начинает усваивать и понимать семейные ценности. То, что является актуальным для его родителей, становится автоматически актуальным для него. Ребенок начинает осознавать концепцию «золотого правила», а также стремится быть внимательными к другим детям и взрослым.
  4. Стадия от семи до десяти лет. В этот период дети верят, что они должны обязательно слушаться взрослых и родителей. У них начинает формироваться чувство справедливости. Кроме этого, дети данного возраста уже понимают необходимость правил и стремятся самостоятельно их создавать. У ребенка вырабатывается собственное мнение, которое не всегда аналогично с точкой зрения взрослого. Дети уважают чувство справедливости и не любят когда ущемляют их права.
  5. Стадия от десяти лет до подросткового возраста. В данный период ребенок стремится быть популярным, поэтому легко поддается влиянию окружающих его людей и может перенимать их ценности. Он проверяет разнообразные системы ценностей и определяет наиболее актуальные для себя. Важно, чтобы родители в данной ситуации являлись для ребенка в роли советчика, а не авторитарного начальника. Подростки уже могут абстрактно рассуждать о нравственных понятиях и ценностях, а также проявлять интерес к общественному мнению.

Таким образом, нравственное развитие проходит этапы от понятия «Я», через «Мы» и завершается этапом рассуждения о категориях нравственности.

Как воспитать у ребенка нравственность?

В концепцию нравственного воспитания ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств:

  • воспитание нравственного облика;
  • воспитание нравственных чувств;
  • воспитание собственной жизненной позиции.

Если в ваших семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от малыша в будущем высокого уровня нравственности. Ведь вашу модель поведения ребенок обязательно воплотит в собственной жизни. В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать миролюбивую атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а также в сложных ситуациях идти на компромисс.

Педагоги условно методы нравственного воспитания разделили на три группы

В первую группу вошли методы, которые способствуют формированию нравственного поведения: воспитывающие ситуации, показ действий и прочие аналогичные методы.

Вторая группа включает в себя методы, развивающие нравственное сознание: беседы, разъяснения, сказки, убеждения.

Третья группа методов способствует стимулированию нравственного воспитания: наказание, поощрение и личный пример.

Цели и задачи нравственного воспитания

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

Содержание воспитания

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание – это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление – движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения

Дисциплинированность – характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения – категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:

  • культуру речи и общения;
  • бытовую культуру;
  • культуру внешнего вида.

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

  • каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
  • метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
  • для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
  • метод не должен быть шаблонным;
  • применение метода должно быть тактично и опосредованно;
  • при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
  • важно предвидеть ожидаемые результаты;
  • все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Нравственность в дошкольном возрасте

Ранее мы уже писали о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

  • формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;
  • привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;
  • закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

При осуществлении воспитания в дошкольных учреждениях для решения поставленных задач важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности, формирование у дошкольников положительных реакций на все положительные моменты жизни воспитательного учреждения.

Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьей и коллективом. Если в учреждении образования ребенку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то скорее всего ребенок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Условия нравственного воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector