221madou.ru

Мама и Я
36 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этапы трудового воспитания

Статья «Основные этапы в процессе трудового воспитания»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

«Основные этапы в процессе трудового воспитания».

Основные этапы в процессе трудового воспитания.

Молодому поколению, которое вступает в самостоятельную жизнь, приходится сталкиваться с огромными трудностями и в учебе, и в трудоустройстве. Очень важно воспитать в каждом юноше и девушке потребность в труде, добиваться, чтобы они полюбили труд смолоду, ибо от того, как они будут работать, зависит как общественное их признание, так и личное благосостояние.

Одной из основных задач школы является подготовка учащихся в школе к активной трудовой деятельности и к сознательному выбору профессии. Но потребность к труду не возникает сразу, стихийно. Поэтому учителя с первых дней пребывания ребенка в школе, формируют у него представление о труде, учат его бережно относиться к результатам труда людей, организуют коллективное выполнение различных трудовых заданий, воспитывают чувство ответственности общественного долга за выполнение порученного дела.

В связи с тем, что трудовая подготовка школьников осуществляется на протяжении всего времени обучения, полезно выделить этапы этого процесса. Они примерно соответствуют 1-4-ым, 5-7-ым, 8-11-ым годам обучения.

Целью трудового обучения и воспитания учащихся 1-4 классов, как и на других прцессах обучения, выступает поддержание и развитие у них ответственного отношения к учебной работе. В этот период дети вовлекаются в трудовую деятельность. Для формирования у них общетрудовых, не специализированных умений и навыков, для предварительного ознакомления их с функциями работников разных профессий, для воспитания уважения к результатам труда других. Школьники младших классов знакомятся с миром разнообразных профессий, на уроках чтения, русского языка, природоведения, труда, рисования.

На втором этапе (5-8 классы) содержание и характер трудового воспитания школьников обогащаются и усложняются.

В первую очередь это определяется тем, что подростковый возраст связан с активной перестройкой организма, что требует разнообразия видов трудовой деятельности учащихся.

Не менее важно и то, что расширяется их кругозор, возникают новые интересы. Изучение опыта работы ряда школ показывает, что к числу наиболее значительных факторов, определяющих существо второго этапа трудового воспитания школьников, относится коллективность труда. В этот период появляется возможность перехода к освоению школьниками более сложных навыков, то есть к работе на механизмах. Именно в это время учащиеся впервые заинтересованно знакомятся с работой, например, сельскохозяйственной техники, примеряя ее на себя.

Трудовое воспитание учащихся 9-11, то есть 3 этап, направлен на завершение их подготовке к работе в сфере материального производства. Они получают общетехнические знания, изучают основы организации и экономики производства, техники безопасности. Школьники узнают об отраслевом разделении общественного труда, получают достаточно широкое образование.

В современных условиях педагоги-ученые и практики все чаще говорят о необходимости перевода на хозрасчет наших средних школ. Опыт некоторых из них показывает, что школьные коллективы в состоянии получать средства, причем немалые, не от шефов или госбюджета, а за производительный труд самих членов. Подчеркнем, не школьников, а именно членов школьного коллектива: лучше всего если ребята работают не просто под руководством, а совместно с педагогами.

Читать еще:  Религиозное и нравственное воспитание детей

В ходе трудовой подготовки школьников важно создать такие условия, чтобы они были максимально приближены к реальному труду взрослых.

Необходимо, чтобы подросток выполнял взрослую работу по-взрослому, а не играя в труд. Воспитать любовь к труду — значит воспитать всего человека. Поэтому воспитание подрастающего поколения в духе нормального отношения к труду становится ведущим началом деятельности всех учебно-воспитательных учреждений. Больше возможности для воспитания у старшеклассников трудолюбия имеют молодежные организации сельских школ.

Известно, что труд-главная магистраль, условие и средство формирования человеческой личности. Но воспитатель-потенциал труда, может быть определен и использован лишь в единстве с теми общественными формами и отношениями, в который он осуществляется, что особенно важно иметь в виду при организации воспитания школьников. Труд воспитывает человека не только своим функциональным содержанием, своей умственной насыщенностью, хотя это и чрезвычайно важно, ценность труда не только в том, что он преобразуют природу в интересах человека, создают необходимую предметную среду его существования и развития, а прежде всего в том, что это, образно говоря, мастерская человеческой души, школа человеческого общения.

Труд — основная форма социальных связей между людьми, и именно характер общественных отношений, складывающихся в трудовой деятельности, преобразует самого человека и является одним из главных условий формирования его социальной сущности. Гибкость приемов воспитания во многом определяется условиями деятельности школьного коллектива и учителя.

Воспитание учащихся — всегда творчество, всегда поиск, ибо ничего интересного в мире нет, чем человек.

Методы и формы трудового воспитания

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

Главная цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций. Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы. Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов. Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания. Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.
Читать еще:  Вальдорфская система дошкольного воспитания

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.
Читать еще:  Трудовое воспитание дошкольников

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

  • Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
  • Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
  • Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector