221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста

Формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста выполнила: Онищенко Т.А

социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности; отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества. недостаточно широкое применение инновационных форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, в частности, моделирования причинно-следственных связей (исключение одного звена в экологической цепи и прогнозирование дальнейших последствий). Актуальность предлагаемого проекта определяется рядом факторов, среди которых: Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологической культуры у всех людей, повышения их экологической грамотности и понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Цели и задачи проекта Цель проекта – осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста через знакомство с природой на единых подходах и принципах. Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе через моделирование причинно-следственных связей с исключением одного из звеньев экологической цепи в окружающем мире и прогнозированием дальнейших событий; Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них; Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране; Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Повышение экологического сознания родителей; Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности. Задачи проекта:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап — аналитический Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности. 2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. Задачи этапа: колонизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в КГКП, в группах, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического мировоззрения. 3 этап – практическая деятельность Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений дошкольников, через исследования и опыты. 4 этап – итоговый, диагностический Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

Алгоритм подготовки педагога к экологическому образованию Экологическая цель Отбор экологического содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами Интеграция экологического образования Совместная деятельность педагога и детей Специально организованная деятельность Самостоятельная деятельность детей Диагностика изменений в развитии ребенка

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Дети Музыкальный руководитель Воспитатели Методист Директор

Модель предметно-развивающей среды по экологическому образованию в КГКП КГКП Развивающие и дидактические игры Модель солнечной системы Зимний сад Модели экологических цепочек Модель «Природа Земли» Живой уголок Календарь природы Модели климатических зон Зона коллекций Модель особенности ухода за растениями Глобус Карты Зона библиотеки Лаборатория природы

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА моделирование экологических цепочек с исключением одного из звеньев цепи, выявлением причинно-следственных связей и дальнейшим прогнозированием последствий; экологические, поисково-познавательные занятия; наблюдения, экологические экскурсии; конкуры, викторины, экологический КВН; природоохранные акции; продуктивная деятельность; экологическая лаборатория; экологические выставки и экспозиции; День (неделя) экологического творчества “Волшебная экология души” Эколого-познавательные праздники, развлечения. экологические сказки; познавательное чтение; “Уроки доброты”

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Кабинет экологии. Зимний сад Модели «Солнечная система», «Карта звездного неба северного полушария», «Природа на планете Земля» Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.) Библиотека юного эколога. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”. Картотека опытов и экспериментов. Сотрудничество со школой:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для детей: Сформированность глубоких знаний о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям, катаклизмам. Сформированность созидательных начал в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей. Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью. Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности Для педагога: Повышение теоретического уровня и профессионализма. Внедрение современных форм и методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников. Личностный и профессиональный рост. Самореализация. Для родителей: Повышение уровня экологического сознания. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований: Анкетирования («Давайте познакомимся», «Семья и природа», «Взаимодействие родителей и педагогов в вопросах воспитания дошкольников», «Общаемся с природой по правилам» и др.); Тестирования с детьми («Животные», «Растения», «Неживая природа», «Времена года», «Человек») и с взрослыми («Отношение к миру природы», «Экология и жилище»); блиц опросы («Кто где живет?», «Что где растет?», «Кто лишний?», «Чей это дом?», и т.п.); интервьюирование родителей «Проблемы экологии: как вы к ним относитесь?»; мониторинг (сбор, анализ информации, материалов для сравнения, состояние работы с родителями) беседы «Наш дом природа», «Земля наш общий дом», «Волшебница вода» и т.д. наблюдений. В результате реализации проекта на территории детского сада появилась экологическая тропа, метеоплощадка, огород лекарственных трав. В детском саду создана модель климатических зон, уголок релаксации, фитобар в группах, метеопрогноз, жалобная книга природы. У детей сформировался запас глубоких знаний о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям, катаклизмам Результаты работы оценины Директором КГКП «Детский сад ясли № 17 «Ручеек» Онищенко Татьяна Александровна, Воспитатель Спиридонова Наталья Александровна, педагогами детского сада и родителями детей, посещающих детский сад.

Результативность Результаты диагностики

Вывод Реализация данного проекта с детьми дошкольного возраста способствует формированию экологического мировоззрения ребенка, что является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека. В дальнейшем эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивное накопление личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приведет к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры, основ нравственно-экологической позиции личности.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА Апробация и внедрение этого проекта потребовало определенных организационно – методических усилий и особых подходов к решению поставленных задач. Но мы на этом не собираемся останавливаться и уже разработали следующие направления для дальнейшей реализации проекта: создание необходимых условий для жизни и воспитания детей; создание благоприятной атмосферы и внедрение принципов личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми; освоение педагогами методов экологического воспитания и инновационных технологий в работе с детьми разного возраста; разработка новых форм взаимодействия с родителями и их экологическое просвещение; установление связей с различными организациями соответствующего профиля оснащение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, литературой и др. Организация эколого-оздоровительной работы является дальнейшим направлением нашей экспериментальной деятельности. Перед нами стоит задача изучить построение комплекса эколого-оздоровительных мероприятий, ориентированных на индивидуальные физические возможности каждого ребенка. В теоретическом плане этот вопрос недостаточно изучен, но условия для реализации данного направления постепенно создаются. Традиционно экологическая культура будет рассматриваться как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организованные – воспитание, образование.

Читать еще:  Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Внимание! Акция до 27 марта!

Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Винникова Татьяна Романовна

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» .

В. А. Сухомлинский.

Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании» — этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo любoвь к poдным мeстaм, гopдoсть зa свoй нapoд, oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.

Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени:

· Сложная экологическая обстановка в мире

· ее тяжелые последствия

· экология родного края

· засоренность среды обитания

· чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы

· теряют плодородие почвы

· обедняются флора и фауна.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

· лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

· сoстaвлeниe экологических карт;

· экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

· дни экoлoгичeскoгo творчества;

· экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Читать еще:  Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

Одна из форм работы по экологическому воспитанию, которая вызывает живой интерес – экскурсии. Дети знакомятся с растительным и животным миром в условиях его обитания. Во время экскурсий у ребят развивается наблюдательность, они собирают различный материал для последующей работы и обсуждения в группе. Красота зимней, летней природы заставляет детей переживать, воспитывает эстетические чувства.

У ребят старших групп большой интерес вызывает проведение различных опытов. Они помогают установить причины и связи между отдельными явлениями, предметами. Поскольку они проводятся в процессе наблюдений и трудовой деятельности, это развивает мыслительные способности, наблюдательность, формирует детский познавательный интерес. Каждый опыт показывает причины того или иного явления, дети учатся самостоятельным выводам, суждениям.

На групповых занятиях часто используется известная художественная литература. Произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Пришвина , других классиков способны глубоко задеть чувства малышей. При последующем общении они выражают восторг, сопереживание, задают вопросы о том, можно ли спасти героев, жалеют или радуются за них.

С малышами проводят тематические занятия, на которых дети рисуют, лепят, слушают пение птиц, звуки леса в записи. Им всегда нравится заниматься различными поделками из природного материала, собранного собственноручно.

Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, – праздники. Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию.

Рисунок «Загрязнение окружающей среды»

С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Проблемы экологического воспитания затронуты в работах Коломиной Н.В., Горошенко В.П. О наиболее эффективных и интересных формах работы с детьми дошкольного возраста говорится в трудах С.Н. Николаевой . Автор подчеркивает, что игры не только дают возможность детям порадоваться, они содействуют их всестороннему развитию.

Во время игры детям предоставлена свобода действий, они чувствуют себя раскованно, имеют возможность проявить инициативу. Игры можно проводить с участием сказочных персонажей, которые делают обстановку менее наукообразной и более живой, запоминающейся.

ДОУ используют сюжетные игры, практикумы по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные, дидактические. Их целью является не только развлечение. У детей зарождаются гуманные чувства, желание помочь животному или растениям, решить создавшуюся проблемную ситуацию.

Проблемы экологического воспитания

С учетом ФГОС , конечная задача, которую решает дошкольная педагогика – формирование воспитанника как целостной, высоконравственной личности. Истинным патриотом станет только тот, кто по-настоящему любит свою землю, предан родному краю.

Сейчас несколько изменился подход к экологическому образованию. Оно оформилось в обособленную сферу дошкольной педагогики, биологический подход, или простое ознакомлении детей с природными явлениями, сменился на экологический. По ФГОС , экологическое воспитание дошкольников – одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эрудиции, эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности в целом.

При экологическом воспитании акцентируется внимание на внимательном отношении к природе, эмоциональных и нравственных реакциях на все живое. Дети ближе знакомятся с животными, растениями, учатся ухаживать за ними. Но только этого недостаточно. Малыши должны располагать минимумом знаний, позволяющим поступать экологически грамотно.

Контакт с родителями

В системе экологического воспитания большую актуальность имеет совместная деятельность воспитанников ДОУ и их родителей. Популярные формы работы:

  • консультации;
  • КВН, конкурсы, викторины, собрания, имеющие экологическую направленность;
  • привлечение родителей к участию в походах, где они обеспечивают безопасность, поддерживают игровую деятельность;
  • задействование родителей на этапе подготовки, при проведении праздников «эко» направленности;
  • совместная работа по благоустройству, озеленению территории ДОУ ;
  • подготовка тематических выставок рисунков и поделок, принесенных из дома, размещение настенных газет семейного выпуска.

Такой подход не только способствует экологическому просвещению детей и взрослых, но ведет к их психологическому сближению, укреплению семейных связей, доверия . Взаимодействие сотрудников детского сада с семьей повышает родительскую педагогическую культуру, помогает создать более здоровую домашнюю обстановку.

Создание благоприятной экологической среды

Одним из воспитательных аспектов, который принимает участие в формировании экологической культуры малышей – создание в ДОУ благоприятной экологической среды. Этот процесс подразумевает организацию такого пространства, где есть все необходимые условия для живой природы.

К наиболее популярным формам работы можно отнести устроение «живого уголка», уход за комнатными цветами, создание клумбы. Должный воспитательный эффект достигается при условии непосредственного участия детей в процессе, а не только наблюдений со стороны.

Экологические проблемы получают сейчас большую актуальность. Дошкольное учреждение выполняет для общества важную функцию – помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, научить ценить ее и оберегать.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Читать еще:  Процесс художественно эстетического воспитания

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Ирина Нестерова ✔ 03.12.2016

Нестерова И.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста // Энциклопедия Нестеровых

В 2016 году в России взят новый вектор развития экологической грамотности населения. Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у населения.

Экологическое воспитание: понятие и функции

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян. Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы.

Из-за плохой экологии ухудшается здоровье взрослых и детей. В магазинах нам продают некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и промышленности.

2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В.В. Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий поставил следующее: «привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю» [4].

В Год экологии в России пройдут более 600 мероприятий. Отдельное внимание будет уделено экологическому образованию.Совершенствование экологической ситуации в России зависит от того насколько грамотно будут воспитаны грядущие поколения. Какой опыт мы им передадим.

Экологическое воспитание являет собой важный элемент современного образовательного процесса. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

  1. формирование первичных представлений о живой и неживой природе
  2. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина экологическое воспитание», широко был распространен термин как «экологическое просвещение». Он насчитывает несколько веков. Еще Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам [3]. В то время «экологическое просвещение» приравнивалось к природосообразности и получило в тот период свое признание в педагогике.

Ж.-Ж. Руссо и Песталоции считали, что человек – это существо совершенное, развитие которого должно протекать в условиях, максимально приближенных к природе [2].

Что касается русских мыслителей, то без сомнения, интерес представляет точка зрения Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой в природной среде видел идеальные условия для решения проблемы естественного воспитания ребенка, а естественный трудовой цикл взаимодействия человека с природой рассматривал как идеал образа жизни.

Значительный вклад в становление современной системы экологического просвещения внесли советские и российские педагоги. Период 1975 – 2005 годов характеризуется целым рядом важных исследований в области экологического воспитания и образования студентов и школьников в курсах различных учебных предметов и на разных этапах непрерывного экологического образования [1].

В настоящее время общенаучным определением термина «экологическое воспитание» можно считать следующее.

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Немаловажную роль играют функции экологического воспитания детей. Функции экологического воспитания заложены в современных образовательных стандартах РФ. К ним относится следующее:

  1. Развитие кругозора у детей;
  2. Формирования экологического сознания;
  3. Стимулирование развития интуиции и наблюдательности;
  4. Развитие навыков общения.

Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитания, будучи полноценным элементом образовательного процесса, наделено определенными целями и задачами. В качестве целей экологического образования современные педагоги чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

К задачам экологического воспитания относят:

  1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  2. развитие познавательного интереса к миру природы;
  3. формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  4. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  5. развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  6. формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
  7. формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
  8. освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  9. формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;
  10. формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [2].

Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Работа по экологическому воспитанию детей в условиях ДОУ

Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного заведения приобретает особую ценность.

В современных дошкольных учреждениях работа по экологическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

  1. работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
  2. работа с педагогами;
  3. работа с родителями;
  4. работа в социуме.

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

В условиях современных ДОУ существует широкий спектр всевозможных методов и методик по работе с детьми, направленной на повышение уровня экологического сознания. Самые распространенные методы представлены на рисунке ниже.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из шишек, сухих листьев, сухих коряг и т.д.

В дошкольных учреждениях могут быть организованы мероприятия со следующими названиями:

  1. «Зеленый город»
  2. «Животные – наши друзья»
  3. «Столовая для бездомных кошек»
  4. «Чистый берег, чистая река-здоровье на века»

Проведение серьезной развивающей работы в условиях ДОУ являет собой залог воспитания будущего поколения, способного не только защитить свою природу, но и прочувствовать её проблемы и стать не просто «человеком потребляющим», но и «человеком дающим».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector