221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование нравственного воспитания детей

Нравственное воспитание: как формируются основы морали у дошкольников

Родители редко поднимают вопросы воспитания нравственных качеств детей, пока их возраст соответствует дошкольному. Это упущение, поскольку постепенное включение в социальные отношения происходит с первых лет жизни. Закладываются моральные и этические ценности, перенимаются модели поведения, формируется детская субкультура. Нравственное воспитание дошкольников происходит как непрерывный процесс в повседневной жизни.

Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте

Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.

Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.

Принятие правил общения и поведения начинается с научения бережному отношению: не бросать чашку, которая может разбиться, не срывать цветочки на клумбе, не пинать кошку. Малыш должен подождать, если мама занята. Игрушку нужно попросить у сверстника, а не хватать, что понравилось.

Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем. Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать.

В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств. Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников.

Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.

В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.

Цели и методы нравственного воспитания

Нравственное развитие личности ребенка подразумевает трехсторонний подход, который обязаны обеспечить взрослые:

  1. Дать детям знания о моральных понятиях и критериях. Что считать добром, а что злом; где правда, а где ложь; почему есть обязанности и зачем их выполнять и пр.
  2. Привить дошкольнику потребность следовать нравственным нормам и общепринятым правилам.
  3. Воспитать моральные чувства, благодаря которым ребенок осознает ценность других людей, сможет регулировать свои поступки.

Высшей целью в воспитании нравственности дошкольника можно считать развитие эмпатии – свойства сочувствовать, переживать успехи и неудачи других, как свои собственные.

К сожалению, эмпатией обладает далеко не каждый взрослый человек. Возможно, это упущение происходит еще в детстве. Образуется брешь, временами заполняемая завистью при виде успехов других людей. Прививая гуманный подход, снижая естественный детский эгоцентризм, есть надежда воспитать Человека, искренне переживающего и радующегося за других.

Какие нравственные качества прививать дошкольникам

Спросите дошкольника, каким нужно быть, как следует себя вести, и он своими словами перечислит важные для этого возраста моральные качества.

В свой перечень ребенок обязательно включит: слушаться взрослых, помогать маме, защищать младших, делиться игрушками, не драться, не обзываться, не хулиганить, не обижать животных.

Соответственно, конкретные задачи нравственного воспитания направлены на формирование у детишек доброты, уважения к окружающим, потребности поступать хорошо с точки зрения общественных норм, проявлять доброжелательность.

Воспитание младших дошкольников

До 5-ти лет нравственные мотивы еще не проявляются, и дети опираются на одобрение взрослых. Они понимают, что за одни действия их похвалят, а за другие поругают. Усвоение правил поведения, касающихся повседневных отношений со сверстниками, часто основывается на жалобах родителям или воспитателю.

Когда младшего дошкольника обидел другой ребенок, он обязательно пожалуется. За этой жалобой стоит желание, чтобы взрослый донес до обидчика мнение, что так поступать нельзя. Оказавшись в роли обиженного, ребенок усваивает эту нормы и как ориентир собственного поведения.

Младший дошкольник ранее начинает проявлять милосердие, чем честность, правдивость. Чувство жалости, желание утешить пробуждается еще в раннем возрасте по отношению к самым близким. Тем более что взрослые часто проговаривают «нельзя… будет больно».

Понимание правдивости и честности связано с формированием чувства вины и стыда. Это более сложные категории, которые открываются ребенку после пяти лет.

Формирование нравственных качеств у старших детей

В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Развивается социальный интеллект, проявляются нравственно-волевые качества:

  • Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
  • Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
  • Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).

Развиваются нравственные мотивы. Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования.

Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает малыш, вспоминая наставления Катиной мамы.

Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.

Помощь сказки в нравственном воспитании дошкольников

Взрослые являются образцом моральных принципов для малышей. Но нравственное воспитание детей дошкольного возраста и принятие духовных ценностей реализуется также с помощью художественных и сказочных метафор.

Научно доказано, что сказки задействуют механизмы бессознательного. Нравственный смысл поступков в сказочном контексте детям гораздо понятнее. Другими словами, волшебные истории и поступки сказочных героев на подсознательном уровне усваиваются ребенком и расширяют его опыт. В этом их особая ценность.

Для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок можно использовать несколько способов:

  1. Рассказывать или читать сказку, как полезную метафору, показывающую пример «как бывает», «как следует поступать» и пр.
  2. Обсуждать, почему герой поступил именно так. Данный способ дает ребенку представление о хороших и плохих мотивах.
  3. Проигрывать по ролям некоторые эмоциональные эпизоды, что раскрепощает детей, развивает их эмоциональность, позволяет пропустить чувства через себя.
  4. Изображать в рисунках сказочные сюжеты, фантазии возможного развития событий.
Читать еще:  Что такое нравственное воспитание определение

Акцентируем внимание на русских народных сказках, потому что среди них много коротеньких и поучительных. Они просты и понятны малышам. «Колобок», «Репка», «Теремок» — нет таких детей, у которых бы возникли сложности восприятия этих чудесных произведений. Но не менее полезны авторские сказки: популярные «Золушка», «Красная Шапочка», «Конек-Горбунок» и т. д.

Каков бы метод работы со сказкой ни был выбран, он поможет дошкольнику неосознанно примерить происходящие сказочные события к своей жизни и прочувствовать эмоционально-значимые ситуации. Такая вовлеченность способствует лучшему пониманию, что есть хорошо, а что неприемлемо в реальной жизни.

Прививание нравственных ценностей в дошкольном детстве – профилактика проблем воспитания детей в дальнейшем.

Нравственное воспитание дошкольников

Дата публикации: 17.12.2018 2018-12-17

Статья просмотрена: 2464 раза

Библиографическое описание:

Борзиева З. М. Нравственное воспитание дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания дошкольников. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, нравственное воспитание, направления и средства нравственного воспитания.

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества.

Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие.

С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие.

Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения.

Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д.

Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны.

Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
  2. Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
  3. Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;
  4. Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка

Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития.

Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 248 с.
  2. Логинова В. И., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Изд-во Просвещение, 1983 г.
  3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для высш. учеб. заведений: В2 кн. /И. П. Подласый — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 387 с.

Нравственное воспитание детей

По мнению большинства детских психологов именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания. На нравственное воспитание детей дошкольного возраста сильно влияет отношения в семье, так сказать “ погода” в доме. Именно в возрасте до 7 лет формируются моральные качества человека. Многие родители задаются вопросами:

С какого возраста начинать духовное развитие?
Какова роль правильного воспитания моральных качеств?
Можно ли изменить нравственное воспитание подростков?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подразумевает под собой создание благоприятных условий воспитания в семье и вне дома. Конечно, основную роль играют отношения в семье. Ребенок видит как общаются родители, и для него такие взаимоотношения принимаются как норма. Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста лучше начинать с раннего детства. В возрасте до 5-6 лет у ребенка формируется моральные качества, он расширяет круг общения. Помимо формирования нравственных качеств, задачей нравственного воспитание является привитие малышу гуманности, умение общаться в коллективе, уважение к окружающему миру, патриотизм, милосердие.
Можно выделить основные методы нравственного воспитания дошкольников:

  • разговоры, приведение примеров (положительных и отрицательных);
    провокация на действия;
  • побуждение к сопереживанию, милосердию;
  • награждение;
  • наказание.
Читать еще:  Выделите задачу трудового воспитания

Младшие дошколята плохо разделяют правильное поведение от неудовлетворительного. Часто родители поощряют детей материальными благами, а наказание носит физический характер. Такой метод крайне негативно отразится на развитии нравственной личности. Возникшие проблемы нравственного воспитания необходимо решать без промедления.

Нравственное воспитание детей в семье должно основываться на существовании ценностей, приучении к добрым поступкам. Малышу, который может сопереживать, предложить помощь, проявить милосердие, будет проще общаться со сверстниками. Для нравственного воспитания ребенка в семье необходимо следовать четкими средствами. Чтобы малыш понял, что такое доброта, честность, милосердие, красота, любовь, благодарность и другие моральные ценности, они должны быть представлены в простой понятной форме. Например в:

  • игре;
  • творческих занятиях;
  • чтении добрых сказок;
  • общении с людьми разного возраста;
  • познание природы;
  • умении находится в коллективе.

Про важность коллектива в жизни ребенка можно поговорить отдельно. Так как человек живет в социуме, то приходится учиться общаться с разными людьми. В раннем возрасте малыш общается с близкими, подрастая его круг общения расширяется все больше и больше. Иногда происходят противоречия в коллективе, это помогает научиться придерживаться норм и правил социума.
Во время развития моральных качеств у ребенка, родитель должен учесть некоторые принципы нравственного воспитания:

  • брать в расчет возраст, физическое и индивидуальное развитие малыша. Каждый человек индивидуален и нельзя применять один и тот же метод одинаково для всех;
  • уважение личности ребенка и требовательность. Требовательность рождает у крохи веру в свои возможности. Также необходимо создать условия для выполнения задач;
  • последовательность действий взрослых. Следует организованно требовать от малыша выполнения действий. Последовательные, систематические требования приведут к положительному результату;
  • развитие моральных качеств в обществе. Очень важно, чтобы дети играли, занимались в коллективе. Организовывается деятельность, в которой требуется слаженность, согласованность, общение с участниками;
  • концентрирование внимания на нравственные поступки. Побуждая малыша на оказание помощи нуждающемуся (имеется ввиду помочь подняться, найти потерянную игрушку и т.д.), проявление доброты взрослые закрепляют морально положительные стороны подрастающей личности.

Можно использовать все средства и методы нравственного воспитания дошкольника, однако они принесут положительный результат только благодаря примеру родителей и близких людей. Маленький наблюдатель берет за основу Ваши слова, отношение друг к другу и к окружающим. Чтобы Вам, родителям, не пришлось краснеть за высказывания или действия своего чада, следите за своими словами, суждениями и поведением. Важно проявлять уважение к мнению, проявлению инициативы, к личности в целом.

Также на положительный результат влияет условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Давайте выделим главные условия:

  • грамотные постановка задач взрослых, слаженная работа в коллективе;
  • развития принципов воздействия на воспитание моральной личности;
  • равномерное развитие моральных качеств у ребенка;
  • система воспитания должна быть последовательной, по мере взросления и умственного развития;

В дошкольном возрасте ребенок не только знакомится с моральными ценностями, еще оценивает важность их, пробует применять в поступках и наблюдает за окружающими. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.

Игра — самое масштабное условие для принятия нравственных правил в коллективе. Маленький человек играет с друзьями и принимает условия игры. Ежели правила игры участником не выполняются, приходится выслушивать мнение (обычно недовольное) остальных. Так дошкольники учатся выполнять правила и считаться с мнением коллектива. Во время сюжетно-ролевых игр можно увидеть у малыша его увлечения, достижения, недостатки, уровень моральных знаний. Сюжетно-ролевые игры в “ Школу”, “ Детский сад”, “ Повара” и тому подобные помогают разжечь интерес к профессии, познакомится с деятельностью.

Играя в подвижные игры дошкольники приучаются к наблюдательности, сообразительности, решимости, коллективному принятию решения.

Нравственное воспитание школьников

Ученики начальных классов переживают изменения в нравственной сфере. Первоклашки должны следовать нормам и правилам, установленным и контролируемым постоянно. Младшие школьники готовы к осознанию всех правил и норм, они постоянно применяют навыки общения с одноклассниками, учителями, товарищами. В этом возрасте дети не готовы к выработке своих нравственных устоев, это обусловлено возрастными изменениями. Авторитет родителей, учителей, более старших товарищей пока играет большую роль. Поэтому ребенок воспринимает как положительную так и отрицательную позицию.

На нравственное воспитание в подростковом возрасте оказывает большое влияние взросление и общественное мнение.
В современном мире школьников средних и старших классов больше интересуют не походы с палатками, а гаджеты, игры (порой несущие жестокость и насилие). Нравственное воспитание подростков является показателем всесторонне развитого человека. Морально адекватные люди с уважением относятся к Родине, чтят родителей и пожилых людей, достаточно уверенные в себе.

В старшем школьном возрасте у учеников возникают нравственные убеждения, которые придают больше уверенности, покладистости в поведении.

Нравственное воспитание заключается в умении проявлять эмоции, усваивать правила и нормы коллектива, дружелюбно общаться с людьми разного возраста. В начальной стадии в помощь родителям приходят разнообразные игры. Дети сами того не ведая познают навыки общения, проявляют доброту, заботу, сопереживают, учатся играть в коллективе. Полученные знания плавно переносятся в жизнь и применяются относительно окружающего мира.

Наказания не должны быть физическими, они могут быть вообще исключены. Однако, если наказаниям имеет место быть , то они должны выражаться в лишении каких-то удовольствий, занятием любимым делом, отказом в прогулке с друзьями и тому подобное.

Для родителей важно найти подход к своему ребенку и стараться вложить максимум знаний направленных на нравственное воспитание малыша. Относитесь к ребенку с уважением и пониманием, делитесь своими эмоциями и интересуйтесь его мнением.

Ваш малыш обязательно вырастет добрым, отзывчивым, заботливым, целеустремленным, самодостаточным когда перед ним будет подобный пример. Запомните все зависит от Вас. Дети не рождаются нравственными или безнравственными, эти качества приобретаются по мере взросления. Любите своих детей и будьте счастливы.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
nravstvennoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

Нравственное воспитание — это:

— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

— целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

— формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. [1]

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. [2] Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом — формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

Особенности нравственного воспитания дошкольников .

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Таким образом, нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является; и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности; Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

[1] См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. – С. 46 – 48.

[2] См.: Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984. – С. 124 – 128.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×