221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы духовно нравственного воспитания дошкольников

Методы и формы нравственного воспитания

Основной опыт, приобретаемый ребенком еще до школы, состоит в усвоении общественных моральных норм.

Формы и методы нравственного воспитания, к которым прибегают воспитатели, направлены на формирование:

  1. Основы гуманных отношений между сверстниками и старшими, выработки понятий о правилах общежития, желания заботиться о близких.
  2. Коллективистских взаимоотношений, любви к Отечеству, уважения к представителям разных национальностей.
  3. Привычки к труду, желания применить себя в определенном виде деятельности.

Основные звенья системы нравственного воспитания

Развитие нравственных чувств у дошкольников происходит во время общения со взрослыми. Тесное взаимодействие с близкими, воспитателями учат чувству привязанности, вырабатывают желание поступать так, чтобы не огорчать родных. Огорчение взрослых неправильным поступком, одобрение положительного поведения становятся основным рычагом воспитания.

Дошкольники, видя реакцию взрослых, сами получают удовлетворение от хороших поступков, переживают, видя неудовольствие. Сочувствие, отзывчивость, умение радоваться за других, чувство собственного достоинства, справедливости зарождаются в раннем возрасте.

Нравственность воспитывается ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.

Формы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственные знания в воспитании детей не менее важны, чем овладение какими-то навыками, конкретными учебными предметами. В раннем возрасте важно развивать не только коллективизм, но и личностные качества. Следование по этому пути формирует собственную значимость, укрепляет самооценку.

Наблюдая за детьми, воспитатели прослеживают динамику изменений, проводят необходимую коррекцию. Самой хорошей формой работы с младшими воспитанниками признается игра, творчество, пример старших, обучение через труд, знакомство с литературными произведениями.

У дошкольников применяются такие основные направления воспитания:

  • развитие личностных качеств;
  • выработка поведения по отношению к другим людям;
  • упрочнение базовых духовных ценностей;
  • привитие понятий об этикете;
  • взращивание патриотических чувств.

Воспитание нравственности у маленьких детей проходит максимально эффективно, если авторитет учителя, родителей на высоте. Воспитанники детсадовского возраста, первых лет обучения в школе подсознательно перенимают поведение взрослого окружения. Процесс обучения должен мягко стимулировать восхождение к новым победам, а не порицать или унижать достоинство ребенка.

Методы нравственного воспитания школьников

Никакой метод не является универсальным. В работе возникают ситуации, требующие сочетания способов педагогического влияния, которые учитывают особенности возраста, индивидуальности, уровень воспитанности отдельных детей, всего класса в целом.

Младшим школьникам необходимы конкретные указания, рекомендации, как поступить в том или ином случае. Воспитатель старается задействовать опыт, уже имеющийся у детей, стимулирует самостоятельность, хвалит за проявление инициативы. По отношению к подросткам старшие становятся более требовательными, учитывают возросшую самостоятельность, вовлекают детей к оценке последствий своего поведения.

Действенность нравственного воспитания целиком зависит от компетентности и профессионализма педагога. Воспитание не достигнет цели, если, провозглашая высокие принципы, учитель придерживается иных правил жизни, его слова расходятся с делами. Требования от уважаемого педагога подростки воспринимают как целесообразные. Иначе, даже подчиняясь выдвинутым правилам под нажимом, дети будут оказывать внутреннее сопротивление диктуемым нормам, воспитательный процесс приобретет противоположный знак.

Формы работы

Во время обучения происходит одновременное ознакомление с нравственными установками. Один из источников их накопления – экскурсии на производство, на природу. У ребят воспитывается бережное отношение к природному и трудовому достоянию.

Чтобы расширить разрозненные жизненные наблюдения воспитанников, со школьниками проводятся беседы. Они обычно строятся на примерах из жизни, обсуждении событий и героев из художественной литературы, кинофильмов, затрагивают этические темы. Чтение, последующий разбор прочитанного помогает понять различия между нравственными и безнравственными поступками. В доступной для детей форме поднимаются вопросы гуманности и справедливости, честности, товарищества, патриотизма.

Еще одно из действенных средств воспитания нравственности – собственная практика подростков: игры, учебные и трудовые занятия, художественная деятельность. Упомянутые виды действий необходимы для воспитания нравственного поведения. Окружающая ребенка доброжелательная и гуманная атмосфера делает воспитательный механизм более активным.

Углубляет и расширяет нравственный опыт школьников приобщение их к искусству. Музыка, театр, живопись знакомят детей с нравственными ситуациями, с которыми в повседневной жизни они могут не столкнуться. Искусство помогает накапливать опыт сопереживания, дает прочувствовать то, что в силу ограниченности детского опыта недоступно. Нравственные уроки из художественных произведений дают возможность самому открыть истину, делают эмоционально богаче.

Классификация методов

Средства, которые используются в воспитании, зависят от возраста, уровня воспитанников, задачи, которую перед собой ставит педагог. Условно методы воздействия бывают трёх групп:

  1. Те, что формируют нравственное поведение (учитель руководит, дает упражнения, наставляет).
  2. Формирующие нравственное сознание (с воспитанниками беседуют, их убеждают, разъясняют сложное для понимания).
  3. Методы, которые затрагивают чувства и отношения (личный пример или поощрение).

Какой бы метод ни выбрал воспитатель, он будет эффективен лишь при соблюдении условий:

  • не унижать ребенка, не наступать на его права;
  • применение метода должно быть осуществимо, иметь логическое завершение;
  • условия для него готовят заблаговременно;
  • недопустимы однотипность, шаблонность;
  • от педагога требуется такт, ребенку нельзя чувствовать себя объектом воспитания;
  • выбирая метод, ориентируются на степень сложности того качества, которое предстоит сформировать;
  • мудрость учителя в предвидении, как может повлиять его воздействие на конкретного воспитанника;
  • нравственное воспитание опирается не только на сознание, во главе должны идти практические методы;
  • ждать моментального результата не стоит, он также может не совпадать с планируемым, поэтому методы используются комплексно, меняются в зависимости от воспитательных задач, индивидуальности ученика.

Дисциплина и культура поведения

В любой деятельности важно наличие дисциплины, особенно это относится к коллективу. Для ребенка дисциплинированность – это проявление уважения к правилам общества, где он существует, к людям, с которыми он живет или общается в саду, школе. Педагоги стремятся к тому, чтобы способы правильного поведения становились осознанными, проявлялись не только под наблюдением, но и в ситуациях, когда таковое отсутствует. В итоге ребенок сам должен прийти к пониманию того, что можно и чего нельзя, несмотря на наличие желания сделать что-либо против правил.

В детском саду малышей учат уважать старших и чужой труд, сочувствовать товарищу. От старших школьников требуется более сознательное отношение к поручению, умение взаимодействовать с коллективом, договариваться, самостоятельно помогать воспитателю, однокласснику.

Соблюдение режимных моментов формирует привычку к дисциплине. Процесс одевания, умывания развивает культуру поведения в коллективе. Дети учатся вежливо обращаться с просьбой пройти или посторониться, предлагают помощь товарищу.

Проблемы с дисциплиной возникают при неправильной организации обстановки. Разнообразные материалы, мебель, оборудование для игры и обучения – вся обстановка должна быть удобной и соответствовать объединению детей. Важно сохранять атмосферу доброжелательности, это способствует формированию дисциплины, навыков культуры поведения.

Единство общественных институтов и семьи в нравственном воспитании

Для достижения успеха важно, чтобы семья, детский сад, школа действовали в едином направлении. Отсутствие консенсуса между ними приводит к раздвоению личности воспитуемого, т.к. ему приходится приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых.

Родителям не только необходимо иметь представление о программе и методике нравственного воспитания, но и адекватно оценивать уровень морального развития своих чад, видеть их положительные, отрицательные качества, осознавать причины и пути исправления негативных сторон личности.

Работа педагога с родителями заключается в педагогическом просвещении, изучении педагогической семейной системы, выявлении трудностей и промахов родителей. Учителя оказывают необходимую поддержку, дают советы и рекомендации, акцентируют внимание родителей на роли личного примера и семейных традиций.

Каждая семья должна прийти к пониманию необходимости требовательной любви, уважения к детям. Похвалы и наказания нужно использовать с соблюдением разумной меры. В кругу семьи полезны семейные чтения, совместное прослушивание любимой музыки, организация игр и развлечений не только для своих чад, но и их друзей.

Необходимость нравственного воспитания осознают не только воспитатели. Родители также заинтересованы, чтобы их дети стали достойными гражданами страны.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему

сообщение из опыта работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
soobshchenie.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

«Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному — вы не достигли цели воспитания». К. Д. Ушинский

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И то, что сейчас происходит в современном обществе, заставляют нас подумать о будущем России, о её молодёжи.

Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Ясно, что процесс становления этой стороны личности ребёнка начинается задолго до школы. Вероятно, он начинается с рождения ребёнка (а, возможно, и до его рождения), но именно в дошкольном детстве (а далее и в школе) этот процесс может приобрести устойчивые очертания и стать целенаправленным.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте.

Суть духовно-нравственное воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

Что может заинтересовать ребёнка? Это наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию на ряду с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой использую и дополнительные программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию:

Н.Г. Зеленова «Мы живем в России»

Воспитание гуманной, духовно-развитой личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Воспитание любви к Родине через воспитание нравственных качеств: любовь к близким людям, привязанность к родному городу, чувство гордости за свою страну, чувство уважения к людям труда.

Шевченко Л.Л. «Добрый мир»

Заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить доброе от злого, но и противостоять злу.

Вера Васильевна Малова Конспекты Занятий По Духовно-Нравственному Воспитанию Дошкольников

Цель этой книги – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, а задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.

Халикова Эльмира Алексеевна, Колебошина Наталья Викторовна

Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря

Воспитание интереса к традициям и обычаям своего народа — один из основных компонентов в процессе формирования нравственности дошкольников в свете реализации ФГТ к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Воспитательная работа построена по следующим направлениям :

Над выполнением этих задач, я использую различные формы и методы.

На каждом занятии предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прослушанной песни, рассказа, связанной с темой занятия. На занятии используются сюжетно — ролевые игры, театрализованные, дидактические.

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Миша уступил игрушку Кириллу, Варя отняла игрушку у Арины, Ника помогла завязать бантик Серёже, Артём ударил Диму и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим и индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

  • Следующая форма работы – сюжетная игра . Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью», «русская изба» . Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Также мной использовались дидактические игры («Я и мое поведение», «Наши чувства и эмоции» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет

  • труд в группе, на прогулке. В течение полугода я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Катя и Артём хорошо расчистили от снега тропинку к веранде; или дежурные очень хорошо ухаживают за комнатными растениями).

Мной ведётся ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

  • Экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества.

В нашей группе я веду кружок по духовно-нравственному воспитанию «Лучик Добра» и 14 декабря была организована экскурсия в Мироносицкий храм Истры . Детей встретил настоятель храма, священник Павел Малкин. Он рассказал ребятам об устройстве православного храма, познакомил с некоторыми предметами церковной утвари, показал напрестольные Евангелие и Крест, а также объяснил значение некоторых икон.

Затем все дети учились самим зажигать и ставить свечки. На память о встрече, юные гости получили в подарок иконки покровителей семьи — святых благоверных Петра и Февронии, а также подкрепили свои силы вкусными и свежими просфорами.

  • Тематические и творческие вечера, посиделки. Досуги и праздники. Проведение календарно-обрядовых праздников.

В зимние новогодние праздники были организованы «Рождественские посиделки» . В нашей группе — есть традиция все православные праздники проводятся с участием родителей. Дети от этого просто в восторге. Настоятель Мироносицкого храма священник Павел Малкин также был в числе гостей. Дети приготовили стихи, танцы, загадки и вместе с родителями поиграли в старинные русские игры. А по окончании всех гостей угостили чаем с баранками и вареньем.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.

Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Таким образом, народные традиции должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

  • Консультации.
  • Просмотр презентаций, мультфильмов.
  • Народные промыслы.
  • Продуктивная и проектная деятельность : оформление уголка вместе с детьми «Русская изба» ; изготовление тряпичной куклы.
  • Проект «Художественно-эстетическое развитие через ознакомление детей с живописью», «Народная игрушка»
  • Организация выставок.

показ сказок (педагогом, детьми) ;

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведение дидактических игр;

экскурсии по поселку, в музей, целевые прогулки

чтение, рассказывание литературных произведений (стихи, сказки, загадки) воспитателем, детьми, родителями;

рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ;

разбор житейских ситуаций;

проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

организация продуктивной деятельности;

проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

изготовление кукол к сказкам;

организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

проведение экскурсий различной направленности;

организация вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовление с детьми наглядных пособий к занятиям.

Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сода, даёт положительные результаты. Хочется отметить, что успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон : с желанием научиться и с желанием измениться.

Древняя мудрость гласит. Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей

«Как создать гармонию отношений в семье»

Помочь родителям в решении педагогических и жизненных ситуаций. Сплотить родительский коллектив, почувствовать радость общения.

Практикум для родителей

«Праздники в детском саду как средство помощи

во взаимоотношениях родителей и ребенка»

Поиск новых форм взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями воспитанников; повышение педагогической культуры родителей; способствовать установлению эмоционального контакта между детьми и их родителями.

«Нравственные отношения в семье и в детском саду»

Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.

«Толерантность в разрешении конфликтов»

Познакомить родителей с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.

Участие родителей в жизни детского сада. Организация совместных вечеров досуга. Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости. Воспитание духовно — нравственных ценностей у детей: доброты, отзывчивости, сопереживания за общий результат, гордости за членов своей семьи.

Участие родителей в жизни детского сада. Организация совместных вечеров досуга. Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости. Воспитание духовно — нравственных ценностей у детей: доброты, отзывчивости, сопереживания за общий результат, гордости за членов своей семьи.

«Все начинается с любви»

Приобщение родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях. Знакомство с семейными традициями. Воспитание у детей гордости за свою фамилию.

«Национальные обряды и традиции в духовно-нравственном воспитании».

Оценивание позитивного влияния зоны ближайшего развития на совершенствование коммуникативных отношений дошкольников, способных к решению поставленных задач.

Оценивание уровня свободного времени общения средствами эстетического восприятия на духовно-нравственное воспитание дошкольников.

«У семейного огонька»

Помочь родителям педагогическими советами в нравственном воспитании детей.

Дни открытых дверей

«Соберем своих друзей»

Знакомство родителей с основными направлениями воспитательно-образовательного процесса. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Выставки семейных коллекций

«Идем дорогою добра»

Участие родителей и детей в совместном создании композиций, посвященных нравственно-духовным ценностям, используя экологически чистые материалы.

Способствовать развитию общения между родителями, знакомить с семейными традициями.

Выставка работ, изготовленных вместе с родителями

«Моя семья», «Мой любимый город», «Волшебный мир сказок»

Привлечь родителей к участию в выставках, конкурсах. Способствовать совместному времяпровождения с детьми. Развитие эстетического вкуса, творческого потенциала.

«Необычный дорожный знак»

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей. Пропаганда ДТП.

Проектная деятельность родителей с воспитателями

«Самая лучшая -мамочка моя»

«Новый год -семейный праздник»

Помощь родителей в подготовке и проведении праздников и досугов. Способствовать сплочению д/с и семьи в нравственно-духовном воспитании детей.

«Папа, мама, я – спортивная семья», «Отдыхаем всей семьей», «Мылыши – крепыши»

Способствовать активному участию родителей в спортивных мероприятиях детского сада. Пропагандировать ЗОЖ

Оформление родительских уголков

«Чем и как занять ребенка дома»,

Проводить просветительную работу среди родительских масс о жизнедеятельности детей в стенах д/с, заинтересовывать в активном участии в педагогическом процессе.

Выпуск семейных газет»

«Мир красоты и духовного богатства»,

«Нам в семье совсем не скучно»,

«Вот такой помощник я!»

Делиться опытом семейного воспитания. Способствовать укреплению детско-родительских отношений. Воспитывать у детей гордость за свою семью.

Консультации для родителей

«Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками»,

«Роль дедушек и бабушек в семейном воспитании».

«Капризы и их предупреждения»

Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений со сверстниками, помощь в организации детского досуга в семье.

Показать положительные и отрицательные стороны воздействия на детей старшего поколения.

Помощь родителям в воспитании гипер активных детей. Предложить советы по устранению нежелательного поведения детей.

Участие родителей в жизни детского сада. Организация совместных вечеров досуга. Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости. Воспитание духовно — нравственных ценностей у детей: доброты, отзывчивости, сопереживания за общий результат, гордости за членов своей семьи.

  • Калашникова Людмила ИвановнаНаписать 999 30.10.2018

Номер материала: ДБ-185699

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    30.10.2018 254
    30.10.2018 98
    30.10.2018 99
    30.10.2018 691
    30.10.2018 227
    30.10.2018 126
    30.10.2018 119
    30.10.2018 102

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста

Любовь Карпова
Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу)

Воспитание ребёнка должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических, и эстетических ценностей. Поэтому уже два года мы с воспитателем Натальей Ивановной работаем в этом направлении, ориентируясь на методические пособия «Добрый мир» Л. Л. Шевченко и программы О. М. Потаповской. Для того, чтобы работа по духовно-нравственному воспитанию прочно вошла в жизнь детей, мне и Натальи Ивановне необходимо было выстроить взаимодействия не только с некоторыми педагогами дополнительного образования, но и с родителями детей старшей группы. Родители должны понимать, какие цели и задачи ставили мы с воспитателем в деле формирования духовно-нравственных основ и общей культуры ребёнка. Поэтому вначале была организованна беседа с родителями детей. Был задан вопрос родителям, как они относятся к православию и приобщению детей духовному миру. Ответ родителей был положительный, все родители были православными, других религий среди родителей нет. С родителями проводилась определённая работа. Стараясь разнообразить работу с родителями, кроме традиционных групповых родительских собраний и индивидуальных консультаций с родителями проводились совместные творческие работы детей и родителей, оформляли с семьями воспитанников фотовыставки «Здоровый образ жизни» «Любимое место отдыха нашей семьи» «Выставки рисунков на разные темы» Была организована семейная проектная деятельность поделки детей вместе с родителями: Проект «Народная игрушка»

Досуги и праздники, поручения родителям. По инициативе родителей была организована экскурсия в городской краеведческий музей, в результате дети узнали много нового и интересного о прошлом города и его жителях. В зимние новогодние праздники были организованы «Рождественские посиделки». Родителям была предложена «Викторина» все родители с удовольствием и интересом участвовали в ней. В детском саду- есть традиция все православные праздники проводятся с участием родителей. Дети от этого просто в восторге. Родители вместе с детьми активно принимают участие в организации выставки поделок из природного материала или просто выставка мягких игрушек сделанных детьми с родителями, выполняют пасхальные композиции, поделки к рождественским праздникам. В работепридерживаемся следующих принципов: системность, целенаправленность, доброжелательность, открытость. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сода, даёт положительные результаты. Хочется отметить,что успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон: с желанием научиться и с желанием измениться. Древняя мудрость гласит. Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам. Воспитательная работапостроена по следующим направлениям:

Знать о родословной своей семьи. Знать об обязанностях детей по отношению к родителям, учить заботиться о близких, проявлять любовь к отцу, матери, детям по отношению друг другу.

Труд в жизни человека:

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности, прививать чувства благодарности людям за труд. Воспитывать уважения к труду людей.

Православный храм в жизни христиан:

Знакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.

Расширять представление о родной стране, как стране православной культурной традиции, православных праздниках.

Мы живём в замечательной стране, имя её — Российская Федерация, или просто Россия. Когда произносишь это слово вслух, сразу чувствуешь в его звучании свет, простор, одухотворённость. Беседуя с детьми мы называем нашу страну Отечество- отцы, наши деды, прадеды и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы с большой любовью называем нашу страну Родина, потому что родились и живём в ней.

Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир. Духовный мир – это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, это отношения между людьми, отношение к миру. В детском саду дети знакомятся с этим миром, на занятиях по развитию речи, по изо деятельности, на музыкальных занятиях. Этот мир ещё называют миром культуры. В духовном мире есть свои дороги, они называются традициями. По ним и шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, милосердие, справедливость. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, знает, как сделать свой мир чистым, светлым и радостным. Детские воспоминания самые яркие, чем больше ребёнок с детства будет знать о Родине, тем ближе и роднее будет она ему. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, о родном крае. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам.

Расширять и углублять знания детей о православном празднике Рождества Христова, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, желание дарить людям радость. Предварительно дети знакомятся с Рождественским Тропарём, с Библейским сюжетом Рождества Христова, учат стихи, колядки, песни, игры.

Формирование у детей первоначальных представлений о событиях Страстной седмицы и Воскресения Христова. Учить заботиться о родных и друзьях, готовя для них праздничные подарки.

Знакомить с праздником Святой Троицы, с особенности его празднования. Закреплять стремление жить в соответствии с православным календарём, узнавать и осваивать традиции православной культуры.

Игры народные, пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарию, позволяющие каждому стать «свидетелем» основных событий праздника.

Творческие задания, как введение в народную декоративно-прикладную культуру, знакомство с ремёслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов.

(Раскрашивания пасхальных яиц, лепка жаворонков из теста к празднику 40 святых, лепка из глины и роспись дымковских игрушек, лепка из глины матрёшек).

Курс занятий по программе «Духовно-нравственного воспитания средствами художественно-продуктивной деятельности» О. М. Потаповской предполагает восстановление традиционных форм и методов семейного воспитания и их использования в работе с детьми в условиях образовательного учреждения. Основным средством в развития ребёнка данной программы, является художественно-продуктивная деятельность, как одна из наиболее доступных, для детей дошкольного возраста. Известно, что ручной труд имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на способности ребёнка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонизируя общее развитие. На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, которые носят индивидуальный и коллективный характер.

Формы работы:

Досуги и праздники.

Просмотр презентаций, мультфильмов.

«Познание» Народные промыслы.

Посещение краеведческого музея «Народная изба»

Оформление уголка вместе с детьми «Русская изба»

Сюжетно-ролевая игра «Русская изба»

(Экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества).

Тематические и творческие вечера, посиделки.

Проектная деятельность: изготовление тряпичной куклы.

Поделки детей вместе с родителями:

Проект «Народная игрушка»

Проведение календарно-обрядовых и семейно-бытовых праздников.

На каждом занятии предшествует вступительная беседа, носящая характер поискового диалога. Чаще всего беседа строится на обсуждении прослушанной песни, рассказа, связанной с темой занятия. На занятии используются сюжетно — ролевые игры, театрализованные, дидактические.

Игры народные, пальчиковые, сюжетные, авторские тематические по заранее созданному сценарию, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника,приобщая к самобытным особенностям русского праздника: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Вербное воскресение, Пасха, Широкая масленица, Троица.

. Внедряя инновационные технологии, развивающие методы обучения (приёмы экспериментирования, поисковых ситуаций, проектной деятельности, а также наличие предметно-развивающей среды, специально оборудованных зон в групповых помещениях, стимулирующих разнообразную деятельность дошкольников в старших и подготовительных группах организованны (центр общения, уголок уединения, уголок настроения, мини музей, полочка умных книг, уголок России, уголок природы и другие).

Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашем детском саду – это активный, целенаправленный процесс формирования морального сознания нравственности в системе воспитания, оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Актуальность проблемы воспитания дошкольника это необходимость подготовки специалистов по духовно-нравственному воспитанию, обладающих не только хорошими знаниями, но и прекрасными чертами личности, наладить работу с родителями и вместе противостоять воздействию на детей негативных факторов. Педагогу следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания детей. Нам взрослым надо помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о друзьях, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей.

«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только.

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте» Как добиться того, чтобы молодое поколение росло преданным Родине, готовым, когда потребуется, защитить ее мужественно и умело, с достоинством.

Из опыта работы МДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Мы знаем из Евангелия, как Господь любил детей. Он повелел своим апостолам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо,.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Картотека «Добрые игры» Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вам свой опыт работы по духовно нравственному воспитанию. Это подборка самых интересных,.

Перспективное планирование работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Дорогою добра» Перспективное планирование работы кружка «Дорогою Добра» по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе (на основе православной.

Перспективный план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Ладушки» Сентябрь 1 неделя. Тема. «Во саду ли, в огороде». Содержание. 1. Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде». 2. Загадывание загадок.

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей Месяцы Содержание работы Возраст детей Ответственные Программные задачи сентябрь Осенины Старшая группа Воспитатели, ст. воспитатель Закреплять.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Оглавление 1. Паспорт проекта 2. Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина» 3. Цели и задачи 4. Ожидаемые результаты.

Читать еще:  Средства экологического воспитания детей дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector