221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы эстетического воспитания

Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе,
  • поступках, искусстве, понимать прекрасное;
  • воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

  • обучение детей рисованию, лепке, конструированию;
  • пению, движениям под музыку;
  • развитие словесного творчества.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять.

Методы эстетического воспитания

Ведущими методами для решения этих задач являются

  • показ
  • наблюдение
  • объяснение
  • анализ
  • пример взрослого

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства — подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы:

  • показ
  • упражнение
  • объяснение
  • метод поисковых ситуаций

Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения:

  • показ
  • упражнение
  • обследование предметов
  • описание

В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей.

Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей:

  • сделать подарок маме,
  • «написать письмо» бабушке,
  • смастерить игрушку для игры и др.

Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное — создать условия для самостоятельной деятельности:

  • дети должны знать, где взять необходимые материалы,
  • где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п.

Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятияпо

  • развитию речи,
  • изобразительной деятельности,
  • музыке.

Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии

  • в природу,
  • к памятникам,
  • в музей (эта форма работы с детьми может осуществляться и родителями),
  • на празднично украшенную улицу и т. д.

Задача педагога — продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить

  • место проведения экскурсии
  • способ размещения детей вокруг объекта наблюдения

— поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игрыиигры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздникииразвлечения.

Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал — и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например «Поет зима — аукает…». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.

Читать еще:  Работа с родителями по трудовому воспитанию дошкольников

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учрежде­нии осуществляется в разных формах в зависимости от прин­ципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности, Воспитатель управляет процессом развития детей.

Дети и сами любят художественную дея­тельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная де­ятельность полностью осуществляется без руководства взрос­лого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоя­тельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятель­ности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке, смастерить иг­рушку для игры и др. Очень часто такая деятельность но­сит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное — создать условия для самостоятельной деятельности: дети должны знать, где взять необходимые материалы, где имен­но можно, не мешая другим, рисовать, строить, музициро­вать и т.п. Воспитатель развивает самостоятельность де­тей, используя подсказку, привлечение внимания к пред­мету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуаль­ный характер, а иногда дети объединяются по два, три чело­века и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, масте­рят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно свя­зана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организован­ные занятия по развитию речи, изобразительной деятельно­сти, музыке. Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработан­ному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памят­никам, в музей (эта форма работы с детьми может осуще­ствляться и родителями), на празднично украшенную ули­цу и т. д. Задача педагога — продумать содержание экскур­сии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место прове­дения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетичес­кие чувства. А чувства, как известно, очень легко разруша­ются. Приведем такой пример. Не продумав заранее, как расположить детей у памятника И. Е. Репину, воспитатель размещает их таким образом, что в поле зрения попадает и река. А на ней сделаны красивые фонтаны. И внимание де­тей переключается на более сильный по эмоциональному воздействию объект. А целесообразнее было бы разместить детей так, чтобы сначала они увидели только памятник, рас­смотрели его и послушали рассказ воспитателя. Потом мож­но было бы предложить экскурсантам повернуться к реке и связать новый объект наблюдения с предыдущим.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игры и игры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя (см. главу «Театрализованные игры» настоя­щего пособия).

Значительное место в педагогическом процессе до­школьного учреждения и в жизни детей занимают праздни­ки и развлечения.

Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера. Например, виктори­на по сказкам К.Чуковского (материал для организации викторин и других развлечений см. в кн.:Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. — М., 1997; Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька — будет. песенка. — М., 1997).

Полезны для эстетического развития развлечения, соче­тающие разные виды искусств. Подбирается разнообраз­ный материал — и литературный, и музыкальный, и изобра­зительный на одну тему, например «Поет зима — аукает. ». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспиты­вают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на празд­ники, связанные с общественной жизнью (23 февраля — День защитника Родины, 9 Мая — День Победы, 12 июня — День независимости России), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть и праздники, отражающие собы­тия местного значения (День города), а также свои, детса­довские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и др.). При проведении праздников решается комп­лекс воспитательных задач — нравственных, интеллектуальных, а также задач физического развития. И конечно, реа­лизуются задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее при­поднятое настроение — все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят уча­ствовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возмож­ность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать фор­му проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

Нельзя никого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

В программу для дошкольного учреждения «Истоки» (Базисная программа развития ребенка-дошкольника. — М., 1997) впервые введен раздел «Художественная декоратив­ная деятельность. Детский дизайн». Новое направление педагогической работы предусматривает воспитание эмо­ционального отношения к природному окружению, к ди­зайну быта. Формы реализации этой части программы раз­нообразны. Наиболее типична — совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного воз­раста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классифика­цию. Обобщим их в единой таблице.

По принципу управ­ления деятельностью детейПод прямым руковод­ством взрослогоПод косвенным руко­водством взрослого
По способу объеди­нения детейСовместная деятель­ность детей и взрос­лого: — фронтальная, — подгруппами, — с одним ребенкомИндивидуальная, подгруппами
По видам деятельностиЗанятия, экскурсии, праздники, развлече­ния, игры, трудТеатрализованные игры, повторение занятий, праздников

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7394 — или читать все.

Читать еще:  Свобода ребенка ведущий принцип обучения и воспитания

Формы эстетического воспитания

Формы эстетического воспитания совпадают с формами деятельности человека, с ее типами. В философской литературе обычно выделяют следующие типы деятельности: практическая, практически-духовная, духовная (теоретическая), игровая. Соответственно этому выделяют и формы эстетического воспитания, такие, как организованный соответствующим образом трудовой процесс, искусство и – шире – вся эстетическая предметная деятельность, научно-познавательная деятельность и основанные на ней эстетическое образование и, наконец, разные типы игровой деятельности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

1) эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

3) воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. В среднем школьном возрасте все эти компоненты закладываются и только предполагают свое усовершенствование.

Значительное воздействие на формирование человека оказывают и средства массовой информации – телевидение, радио, книги, массовая печать, причем не всегда они вносят положительную лепту. Поэтому в современном мире юный человек сталкивается с необходимостью оценки конкретной информации и явлений. При этом он руководствуется своей культурой, эрудицией, тактом и вкусом. Если у человека сильны основы эстетической культуры, то не возникает радикального изменения личности, она лишь совершенствуется, обогащая свой внутренний мир знакомством и познаванием новых литературных жанров, новых музыкальных течений, пусть даже в чем-то авангардистских, отличающихся от общепринятых классических канонов.

В процессе эстетического воспитания учащихся должны сформироваться такие качества личности, как:

– стремление иметь определенную начитанность, широкий круг интересов и знаний;

– владение культурой речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли;

– обладание развитым эстетическим вкусом в выборе предметов потребления;

– соблюдение культуры быта, правил поведения и гигиены;

– участие в созидательной, преобразующей деятельности;

– стремление к жизнетворчеству;

– постоянное пополнение, расширение и совершенствование своих интеллектуальных знаний, практических умений, навыков, социальных действий;

– умение в обычном увидеть необычное;

– желание развить интуицию и умение совершенствовать свои способности.

Формирование и развитие эстетической культуры учащихся в современном учреждении образования предполагает наличие постоянного, системного мониторинга качества воспитательной работы в этом направлении. Обладание педагогом текущей информацией, достижение эффективности работы по эстетическому воспитанию невозможно без повседневных сведений об успехах и неудачах учащихся в формировании взглядов и убеждений, нравственных и эстетических отношений, личностных качеств.

Осведомленность дает педагогу реальную возможность доходить до каждого учащегося, вносить коррективы в его отношения к жизни, людям, самому себе, профессиональному становлению, вносить коррективы в планирование воспитательных ситуаций, структуру и содержание отдельных форм, методов воспитания.

Я считаю, необходимо остановиться на музыкальном воспитании. В широком смысле музыка – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Но недостаточно просто объединить все формы деятельности. Успех в создании единого пространства возможен лишь при деятельностном подходе к этой проблеме, так как только деятельностный подход дает возможность приобрести навык самостоятельно считывать ценностную информацию, заложенную в произведениях искусства, и выражать свои чувства и настроения.

Методы эстетического воспитания

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

Существует несколько категорий методов эстетического воспитания, определяющими из которых считаются основные и дополнительные методы.

1. Методы организации деятельности и формирования опыта эстетического поведения:

– создание воспитывающих институций.

2. Методы формирования эстетического сознания:

Формы и методы эстетического воспитания
материал на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
mo_esteticheskoe_vospitanie.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

В кратком словаре по эстетике, эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Рассмотрим некоторые методы эстетического воспитания:

— метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

— метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».

— метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

— метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д., тем самым приучая к видению прекрасного.

В.И.Логинова, П. Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

— методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

— методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;

— методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Классификация методов определена Н. А.Ветлугиной:

— в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые). К этим методам предъявляется следующее требование: воспроизведение музыкальных и литературных сочинений обязано быть эмоциональным, художественно выразительным, иметь эстетическую ценность для детей. Чтобы им было понятно содержание стихотворения, картины, песни и суть задания, было пережито настроение персонажей, опять же необходимо добиваться яркой образности, – в противном случае встреча с искусством будет несущественной и не принесет пользы ребенку ;

— в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

— в зависимости от задач развития художественно-творческих способностей;

— в зависимости от возрастных особенностей детей. Например приобщая малышей к прекрасному, воспитатель обращает его внимание на то, какие листья осенью, как хорошо, если в комнате порядок, чистота. Перед старшими ставится иная задача — посильного, но активного «преобразования» окружающего мира под руководством взрослого. Они должны не только наблюдать и оценивать, но уметь оформить уголок для игр, сделать гербарий и т. д. Таким образом, на практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

— в зависимости от индивидуальных особенностей детей;

— в зависимости от этапов художественных занятий.

Для целенаправленного получения эстетической информации также очень важен метод целостного восприятия. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.

Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам и классификациям:

по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;

по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

Одна из форм — самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой.

Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла. В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек, оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию.

Следующая форма деятельности – совместная (взрослый и ребенок).Это совместные:

— праздники и развлечения;

— театрализованные игры и игры-драматизации.

Все это занимает значительное место в процессе эстетического воспитания.

В эстетическом воспитании также широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Использование методов и приемов зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка.

В одном случае необходимо развить инициативу и самостоятельность, которые нужны при выполнении любой деятельности, в другом — специальные способности, связанные с музыкальной, изобразительной, словесно-художественной практикой.

Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания цели и самостоятельных действий.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

Ученики школы VIII вида весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они не различают светотени, слабо дифференцируют цвета и оттенки, ошибаются при узнавании сходных по начертанию объектов.

Учащиеся совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.

Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

Эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку умственно отсталых детей к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни. Под влиянием эстетических средств заметно активизируются познавательные процессы, повышающие качество восприятия, расширяется круг представлений об окружающей действительности. Более устойчивым и целенаправленным становится внимание, обогащается воображение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×