221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главная цель гуманистического воспитания это

Цели и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7394 — или читать все.

Цели и задачи гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Читать еще:  Консультация трудовое воспитание ребенка в семье

Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

• развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

• развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Воспитание в гуманистической педагогике

Воспитание – это целенаправленный процесс, который направлен на передачу опыта подрастающему поколению.

Сущность гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.

Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.

Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.

Читать еще:  Социально нравственное воспитание дошкольников в старшей группе

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Гуманистическое воспитание должно обеспечивать положительную мотивацию к процессу преодоления возможных жизненных трудностей. Основой полноценного и эффективного воспитания является формирование самооценки собственной личности каждым ребенком, осознанием своего «Я», его роли и месте в обществе.

Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.

Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.

Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.

Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.

Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.

Компоненты гуманистического воспитания

По своей сути гуманистическое воспитание состоит из трех основных элементов.

Первым элементом выступает культура, которая имеет все признаки национального воспитания, являющегося основным источником воспитания в целом.

Вторым немаловажным элементом является культура личности каждого отдельного человека.

Третий элемент – это способность к саморазвитию личности человека.

Основными компонентами гуманистического воспитания являются:

  1. Воспитание свободной личности. Данный компонент гуманистического воспитания, заключается в развитии у ребенка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность и т.п.
  2. Воспитание гуманной личности. Основой данного компонента является воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживанию, стремлению делать добрые дела, оказывать помощь ближним и т.п.
  3. Воспитание духовной личности. Предполагает воспитание у ребенка стремления в познании и самопознании, поиска смысла жизни, рефлексии. А так же потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни.
  4. Воспитание творческой личности. Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а так же умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. Творческая личность обладает развитым интеллектом, разнообразными творческими способностями и умениями.
  5. Воспитание практической личности. Данный компонент гуманистического воспитания подразумевает овладение знаниями, в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т.п.). Помимо обладания данными знаниями, необходимо научить ребенка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности.

Методы воспитания в гуманистической педагогике

Метод воспитания – это упорядоченная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на достижение целей воспитательного процесса.

Методология воспитания в гуманистической педагогике находится во взаимосвязи с передачей накопленного жизненного опыта между поколениями.

Основными методами воспитания, основанного на гуманизме, являются:

  • Воспитание доверием, заботой и уважением. Во время воспитательного процесса вокруг ребенка создается комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребенок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. Не допускается применение насилия (физического или морального) в отношении ребенка.
  • Воспитание ответственностью. В процессе воспитания педагог учит ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Понимать и осознавать последствия своих действий.
  • Воспитание творчеством. Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развития личности, в том числе и его творческого потенциала. Воспитательный процесс организован с использованием различных творческих заданий и упражнений, которые способствуют развитию у ребенка нестандартного решения различного рода ситуаций, креативности и т.п.
  • Воспитание через здравомыслие. Основой данного метода выступает развитие у ребенка здравого смысла, которым он руководствуется во время принятия решений в повседневной жизни.
  • Воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Читать еще:  Трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя находящимся в атмосфере любви и благожелательности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

§ 2. Цель и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отноше­ний между участниками педагогического процесса. Для обозна­чения таких отношений употребляется термин «гуманное воспи­тание». Последний предполагает особую заботу общества об об­разовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривает­ся как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмо­циональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее само­сти и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соот­ветственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индиви­дуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных пси­хических состояний, которые осуществляются с помощью само­познания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как ши­рота и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приоб­ретенных на их основе личностных качеств. Социумность дости­гается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее «Я», которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гумани­стического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореа­лизации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для само­развития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уни­кальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулиров­ке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влия­ние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за рас­крытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в са­моразвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гу­манистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано.

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей.

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого.

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педагогика«.

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными.

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Педагогика гуманизма, реализуемая им и его многочисленными последователями с помощью методики опорных сигналов, — это подлинное творческое сотрудничество с учащимися.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector