221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гражданско правовое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши

Консультация для педагогов на тему:

«Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Дети – наше будущее. И от того, какие стандарты нравственного поведения мы вложим в них сегодня, напрямую зависит наше общее завтра. Информированность ребенка о своих правах благоприятно способствует формированию полноценной, культурной, самодостаточной личности.

Гражданско-правовое воспитание дошкольников

Гражданско-правовые нормы подробно изложены в следующих документах:

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция о правах ребенка ООН (1989 г.).

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Очень важно изложить информацию о данных законах в доступной форме для детей дошкольного возраста.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Целесообразно вводить правовое воспитание детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма обучения должна быть в виде непринужденной беседы, игры или с помощью взаимодействия педагога с ребенком.

Нужно помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои возможности и их допустимые границы. Научить нравственному поведению, этике общения. Объяснить, кто такой гражданин, что такое государство, ознакомить с историей и традициями его родной страны и других государств и национальностей.

Правовое воспитание младших дошкольников

В младшем возрасте главный упор должен быть направлен на нравственное воспитание. Закладывание в сознание ребенка основ поведенческой линии, объяснение того, что можно делать, а что нельзя и почему. Какие действия малыша причиняют вред ему самому и окружающим его людям.

Нравственно-правовое воспитание дошкольников

Нравственно-правовое воспитание заключается в донесении детям их прав с пояснением того, какие действия являются хорошими и полезными обществу, а какие наоборот, приносят вред окружающим его людям. Важно объяснить малышу, что он часть социума и многие его поступки отражаются на развитии всей страны.

Расскажите ребенку о его правах:

Право на любовь и заботу в семье.

Право на получение образования.

Право на медицинскую помощь.

Право на получение информации.

Право на индивидуальность.

Право на выражение своих мыслей и интересов.

Право на защиту от всех видов насилия.

Право на полноценное питание.

Право на комфортные условия проживания.

Поясните значение каждого права.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Правовое воспитание дошкольников — игры

Занятия по правовому воспитанию дошкольников должны проводиться ежедневно, на протяжении всего года обучения. Заучивание детьми прав не допустимо. Ребенок не обязательно должен знать точную формулировку его прав, но он должен четко понимать их значение и уметь практически их применять.

Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.

Вот несколько примеров игр:

После серии рассказов о символике стран, попросите детей нарисовать свой флаг и герб. Покажите картинку с гербом и спросите, чего на нем не хватает. Герб должен быть неверно изображен.

Попросите детей придумать короткий рассказ о школе своей мечты. В ней могут отсутствовать правила и законы. После рассказа одних малышей, попросите остальных рассказать, к чему может привести подобное поведение и в чем достоинство общепринятых правил общения.

Предложите деткам закрыть глаза и представить, что они маленькие букашечки. Моделируйте жизнь букашки и ее беззащитность. Пусть малыши расскажут о том, что они чувствовали, когда представляли себя насекомым. И как нужно себя вести с окружающими, чтоб они были уверены в том, что их никто не обидит.

Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Правовое образование дошкольников поможет им стать полноценными членами общества и обеспечит позитивную динамику становления личности.

Правовое воспитание детей в дошкольных учреждениях

Дети, рожденные и растущие сегодня, – это опора, положение и развитие страны в будущем, и деятельность граждан в полной мере зависит от тех знаний и пониманий, что будут заложены в их сознание родителями, педагогами и обществом в целом. Огромную роль играют разные аспекты образования (история и культура страны, знание общества, социальных законов и так далее), в числе которых и правовое воспитание дошкольников.

Ошибочно мнение, что детям дошкольного возраста сложно привить «взрослые» моральные принципы – честность, правдивость, взаимоуважение, взаимопомощь, доброту и другие, а также объяснить смысл «взрослых» поступков, таких как самопожертвование, защита слабых и так далее. На самом деле детские умы открыты для познания и понимания, нужно только найти соответствующий подход и объяснять сложные вещи понятным ребенку языком – играми, сказками, примерами, инсценировками и прочими эффективными методами дошкольного воспитания.

Именно в детском саду, где ребенок находится среди себе подобных, проще всего активизировать его интерес к познанию нового, воспитать внутреннюю уверенность, помочь побороть страхи, научить добропорядочности, правильному, основанному на доброте, жалости, уважении и любви, отношению к людям, животным и окружающей среде, помочь почувствовать себя маленькой частью большого целого – гражданином своей страны.

Значение дошкольного правового воспитания

Только что родившийся ребенок – это чистый лист или губка. Со временем он записывает и впитывает в свое сознание принципы сначала своей семьи, затем и общества в целом. Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности. Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении.

Эти знания облегчат жизнь, выбор и поиск решений в различных ситуациях самому ребенку, так как в правовых нормах четко прописаны разрешения и запреты, требования и условия, правомерность тех или иных действий со стороны других членов общества. Результат – уверенность в себе, слаженность действий, возможность самозащиты и соблюдение прав других людей как в детстве, так и во взрослой жизни.

Почему именно дошкольники? Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка. Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума.

Читать еще:  Содержание социально нравственного воспитания дошкольников

Документы и принципы работы

Теория ничто без практики. Это справедливо и при разработке наиболее эффективной системы правового воспитания. Нельзя банально заучить все пункты статей или перечисление конкретных прав – важно дать ребенку прочувствовать каждое понятие, опробовать его на себе и применить на практике. Только пройдя через все эти рабочие моменты обучения, дошкольник сможет в полной мере усвоить ту информацию, которую хочет донести до него педагог, и сопоставить понятие права с окружающей действительностью и своей жизнью.

Задачи

Основные задачи правового воспитания – научить ребенка ощущать ценность каждой жизни, сопоставить собственное «Я» с личностями себе подобных индивидуумов, научиться уважать себя и проявлять уважение, толерантное отношение к интересам и мнениям других членов общества.

В качестве рабочей может быть выбрана тема «Знакомство дошкольников и их родителей с правами ребенка, общепринятыми международным обществом».

Документы

Работа по правовому воспитанию должна основываться и ссылаться на следующие документы:

  1. Составленная и принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Две декларации – одна от 1959 года о правах ребенка, вторая от 1990 года об обеспечении защиты, выживания и развития детей.

Принципы, цели и задачи

Наибольшая эффективность работ, направленных на правовое воспитание детей дошкольного возраста, может быть достигнута только при одновременном освоении двух направлений – работы с родителями и их детьми.

Цели проведения работы с родителями:

  1. формирование правовой базы знаний и культуры;
  2. повышение гуманности по отношению к ребенку;
  3. призыв обеспечивать защиту прав своего и других детей в обществе.

Цели и задачи проведения работы с дошкольниками:

  1. нравственное воспитание;
  2. формирование доброжелательного отношения к себе и окружающим;
  3. формирования коммуникативных навыков в социуме (умение строить общение и взаимодействие);
  4. донесение в доступной форме (на основе литературных произведений) понятия «права человека» и формирование базы знаний о собственных правах;
  5. определение понятия «Здоровый образ жизни» и обоснование его значения для человека;
  6. создание условий для восприятия своей индивидуальности и формирования положительного отношения к самому себе;
  7. закладка в сознание понимания ценности каждой человеческой (и не только) жизни, вне зависимости от расы, происхождения, цвета кожи, статуса в обществе, мировоззрения, пола, облика и умственных способностей;
  8. помощь в формировании важных чувств – собственного достоинства, свободы и всесторонней ответственности (относительно других людей, обещаний и начатых дел);
  9. помощь в понимании равноправия среди себе подобных, обучение уважению достоинства других людей и принятию их прав наравне со своими;
  10. разъяснение существующих в обществе социальных и поведенческих норм;
  11. доступное знакомство с обозначенными выше документами, регламентирующими права ребенка.

Виды и формы работ по организации правового воспитания

Дети могут понять и принять все что угодно, но при условии подачи информации на понятном им языке. Для дошкольников это два основных вида деятельности:

  1. игровая – в форме игр, соревнований, заданий и прочих развлечений;
  2. художественно-продуктивная – включает в себя творческое самовыражение в виде лепки, рисования, аппликации, создания поделок и так далее.

Поэтому процесс правового воспитания рекомендуется строить, основываясь на проведении следующих мероприятий (выбираются и планируются непосредственно педагогам, ниже приведены только вероятные примеры):

  1. Всевозможные игры, преимущественно ролевые, в виде театрализованных представлений и с наличием строгих правил (дидактические).
  2. Опросы на тему выбора поступка в той или иной ситуации («Как бы в этой ситуации поступил ты?»).
  3. Упражнения и тренировочные игры на развитие эмоциональных ощущений, проявления чувств.
  4. Закладывание в игровой форме навыков построения общения и дружеских отношений друг с другом.
  5. Занятия, направленные на обозначение профессии мамы и папы, понимания их важности и толерантности по отношению к работе родителей сверстников.
  6. Подготовка и демонстрация тематических плакатов, листовок и презентаций.
  7. Включение в работу сказок, стихов, песен, поговорок в качестве иллюстраций.
  8. Построение знакомства со структурой государства и основными процессами, протекающими в нем, на основе модели выборов – дежурных, президента в стране кукол, главного капитана среди мальчиков.
  9. Проведение анкетирования среди родителей для выявления имеющихся знаний о правах ребенка.
  10. Проведение праздников, направленных на закрепление понятий основных детских прав.

Право на здоровье и медицинское обслуживание

Закрепление возможно посредством следующих приемов:

  • рассказов о человеческом организме и возможных сбоях в его работе;
  • построения представления о важности поддержания здоровья и доступных для этого методах (здоровый образ, спорт, витамины);
  • акцентирования внимания на заботе о детском здоровье со стороны родителей;
  • знакомства со «Скорой помощью»;
  • проведения экскурсий в медицинский кабинет детского сада, в поликлиники и больницы.

Право на безопасность

Для закрепления данного права пригодятся:

  • реализация постановок, моделирование нестандартных ситуаций и предложение совместной групповой работы дошкольникам для поиска оптимальных и безопасных решений («Остался один в незнаком месте – что делать?» и так далее);
  • разработка совместных проектов при участии воспитателя, направленных на организацию собственной безопасности ребенка.

Право на имя

Право на имя закрепляется проведением соответствующих игр – «Угадай, чья игрушка», «Какое имя хотел бы ты?», «Назови куклу», «Что значит твое имя?» и других.

Право на гражданство

В рамках знакомства с правом на гражданство можно:

  • рассказать о стране, республике, городе, их истории и символике (название, герб, флаг);
  • провести экскурсии в соответствующие музеи, посвященные городу;
  • показать детям главные достопримечательности города;
  • вовлечь детей в общегородские мероприятия, подходящие по тематике, – конкурсы рисунков на асфальте, помощь в озеленении, субботники и так далее;
  • познакомить детей с главными документами человека – свидетельством о рождении и паспортом.

Право быть самим собой

Для закрепления данного права можно провести беседы на темы «Мой любимый цвет», «Что я люблю есть», «Мне не нравится, когда», в процессе которых продемонстрировать детям, что все люди разные, и дать понять каждому малышу, что он индивидуален, уникален и прекрасен – такой, какой есть.

Право на образование

Данное право легко можно закрепить экскурсией в школу и рассказами о важности получения знаний, о том, что когда-то давно не все люди были грамотными, и о трудностях, связанных с неумением читать, считать или писать.

Работа с детьми

Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:

  1. определиться со списком прав, особенно важных для закрепления;
  2. придумать доступные методы донесения смысла каждого права;
  3. изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов;
  4. составить оптимальный и перспективный план подачи информации;
  5. определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме).

При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:

  • Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки.
  • Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие).
  • Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»).
  • Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним.
  • При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс — спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах.

Работа с родителями

Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:

  1. Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
  2. Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
  3. Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
  4. Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
  5. Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
  6. Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
  7. Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.
Читать еще:  Воспитание эстетического вкуса это

Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.

Итоги

Чтобы правильно организовать работу по осуществлению правового воспитания у детей дошкольного возраста, рекомендуется условно разделить все права на смысловые группы:

  1. Охрана здоровья, его поддержание и укрепление.
  2. Индивидуальность и личностные качества.
  3. Оптимальное развитие посредством игр и других доступных форм деятельности.
  4. Образование.
  5. Защита и безопасность.

Подавать информацию детям нужно дозировано, в соответствии с выделенными группами.

Дети неотрывно связаны с такими понятиями, как «семья» и «игра», и это важно учесть при построении планов мероприятий. Правильная организация рабочих процессов является залогом эффективного и адекватного правового воспитания. Оценить эффект педагогических усилий можно, проанализировав изменения в поведении детей – проявление доброжелательности друг к другу, внимательности, открытости, коммуникабельности и смелости.

Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента» (Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Класс: д/с

Цель занятия: углублять знания детей о правах человека.

Программное содержание:

  • Упражнять детей в умении выходить из затруднительной ситуации, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.
  • Развивать воображение, речь, умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать сопереживание, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, умение договариваться.
  • Оборудование: д/игры: «Имею право», «Найди право», «Права и правила», «Собери и угадай» (по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Айболит», «Колосок»), цветная бумага, клей, салфетки, клеенки, карандаши, листочки бумаг размером 10 на 10, листочки бумаги разной формы.

    Предварительная работа: чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении; разучивание пословиц, стихов о труде, доме, семье, здоровье; беседа о президентах России и Удмуртии, о символиках разных стран; дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений; формулирование совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.

    Воспитатель: — Ребятки, я сегодня пришла в группу и на столе у меня лежит листок бумаги, на нем нарисована какая-то фигура. Я долго смотрела на нее, на что же походит, но так и не смогла понять. Спросить было не у кого, помочь мне — не кому. (На листочке наклеено государство, вырезанное из контурной карты, но не закрашенное).

    Дети — А покажите нам, мы поможем.

    Воспитатель: — Точно, поможете? Давайте посмотрим вместе.

    Дети: — Это походит на какое-то государство, а может это какая-то республика или страна.

    Воспитатель: да, действительно походит на государство. В этом государстве жили-поживали люди. Они ходили на работу, детишки ходили в школу, в детский сад. Дети часто огорчали своих родителей, шалили, не слушались, без взрослых ничего не моги делать. И в один прекрасный день все взрослые из этого государства исчезли. Они решили проверить своих детей, как они смогут жить без взрослых.

    Закройте глаза. Представьте, что вы оказались жителями этого государства.

    Воспитатель: — Тогда откройте свои глаза. Вот это ваше государство. (Наклеить настоящее государство, вырезанное из физической карты.)

    Воспитатель: — Как бы вы назвали свое государство?

    Воспитатель: — А какое вам название больше нравится?

    Выбрать название государства совместно с детьми.

    Воспитатель: — Как назвали бы столицу вашего государства?

    Воспитатель: — А какое вам название больше нравится? (Выбрать)

    Воспитатель: — В вашем государстве вы остались одни без взрослых. Теперь вам не к кому обратиться за помощью, за советом, даже пожаловаться теперь не кому. Вашим государством теперь не кому управлять.

    -Что же будете делать?

    Дети: — Выберем президента.

    Воспитатель: — А кто такой президент?

    Дети: — Это тот, кто управляет страной, государством.

    Воспитатель: — А кто выбирает президента?

    Дети: — Люди, которые живут в этом государстве.

    Воспитатель: — Какими качествами должен обладать президент?

    Дети: — Он должен быть справедливым, честным, добрым, трудолюбивым, умным, знающим все права и правила.

    Воспитатель: — А может ли быть президентом женщина? (Ответы-предположения детей).

    — Президентом может быть и женщина и мужчина, поэтому в вашем государстве президентом может быть и мальчик, и девочка.

    Воспитатель: — А среди вас мальчиков кто бы мог быть президентом? (Ответы-предположения детей).

    Воспитатель: — Девочки, а среди вас? (Ответы-предположения детей).

    — Сейчас мальчики встаньте в один круг, а девочки в другой. Посоветуйтесь и предложите, кого бы вы выбрали президентом.

    (Дети советуются и предлагают одного человека из девочек и одного из мальчиков).

    Воспитатель: — Вот у вас два кандидата — так зовут тех, кто хочет быть президентом.

    Воспитатель: — Как вы думаете, могут ли сразу быть два президента в государстве?

    Воспитатель: — Для того, чтобы выбрать одного из двух желающих, необходимо провести конкурсы, чтобы проверить их знания, умения. Чтобы узнать кто их них более достойный, потому, что руководить государством это трудное дело.

    «Оформление символики своего государства»

    Воспитатель: — У каждого государства есть своя символика. А что это такое?

    Дети: — Это флаг, герб.

    Воспитатель: — Конечно, я согласна с вами. Сейчас вы для своего государства должны придумать свой герб и флаг и сделать аппликацию. Все необходимое за этими столами. Далее кандидаты расскажут нам, что обозначают их флаг и герб.

    На столах лежат задания.

    Воспитатель: Есть трудное и легкое. Вы сейчас командой посовещайтесь и решите, какое задание будите выполнять — легкое или трудное?

    Легкое —

    1. подобрать картинки к символу с правом на труд.
    2. подобрать картинки к символу с правом на жилье.

    Трудное —

    1. подобрать карточки-правила к символу с правом на жизнь.
    2. подобрать карточки-правила к символу с правом на семью.

    Далее идет взаимопроверка заданий и обсуждение.

    Игра «Собери и угадай»

    Воспитатель: Вот в этой волшебной коробочке лежат шарики с номерами. Здесь есть 2 трудных задания и 2 легких.

    Детям предлагаются варианты выбора заданий:

    можете взять трудное или легкое задания.

    шарики перемешать и кому, какой попадет.

    Дети решают со своей командой.

    После того как дети определились с заданиями, объясняю им задание:

    Вспомнить название сказки.

    Угадать о каком праве говорится в сказке.

    Найти символ этого права.

    Вспомнить пословицы и стихи об этом праве.

    Кандидатам предлагается высказать свое мнение на тему: «Если я буду президентом, то я для своего государства сделаю:»

    Выступление кандидатов со своей программой.

    Воспитатель: — Вот вы и послушали, что обещают вам будущие президенты, теперь вам необходимо проголосовать за того, кого считаете наиболее достойным. Девочки и мальчики могут теперь проголосовать за (имя мальчика президента) или (имя девочки президента). Подумайте хорошо.

    — На столе лежат карандаши и бумага, вам необходимо написать одну букву, с которой начинается имя. Только никому не показывайте. Затем согните бумагу и положите в урну для голосования.

    Подсчет голосов. Подведение итогов.

    Воспитатель: — Вашим президентом стал(а) : (имя ребенка), а (Имя другого ребенка) будет вице президентом, так как у президента очень много дел и ему нужны помощники.

    Теперь ваш президент сам решит, какой флаг, и какой герб будет у него в государстве. (Выбирает)

    Воспитатель: — Вы справились с выбором президента?

    — Какое задание показалось вам самым трудным? (Ответы детей).

    — Какое задание показалось самым легким? (Ответы детей).

    — Какое задание показалось самым интересным? (Ответы детей).

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Родители, конечно, будут довольны вами. А теперь закройте глаза, и мы возвращаемся обратно в группу.

    Конспект занятия в подготовительной группе «Я имею право на имя». (Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    в подготовительной группе

    «Я ИМЕЮ ПРАВО НА ИМЯ».

    (Гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста).

    воспитатель МДОУ детский сад «Тополек»,

    Читать еще:  Эстетическое воспитание дошкольников это

    вторая квалифицированная категория.

    Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка.

    ( «Право на имя» статья 7).

    Интеграция образовательных областей:

    познание, коммуникация, социализация.

    Виды детской деятельности:

    познавательная, коммуникативная, игровая.

    1. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя;

    2. Помочь детям в познании и принятии собственного имени;

    3. Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени;

    4. Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать;

    5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять.

    Оборудование: видеозапись, ноутбук, 3 ключа, замок, рисунок с тенью одного ключа, лучи с начальной буквой имени, клубочек, кукла Правик, книжки – сказки, карточка, на которой написаны имена, конверты с заданиями.

    Предварительная работа: украшение начальной буквы имени, беседа разговор «Как обращаться вежливо друг к другу», «Что обозначают наши имена», знакомство детей с «Конвенцией о правах ребенка»

    Словарная работа: «Конвенция», «Право», « Право на имя».

    Звучит муз. клип «В каждом маленьком ребенке»-слайд

    Дети заходят и садятся.

    Воспитатель: Ребята, вы растете быстро. Вам многое хочется узнать, увидеть, потрогать, побегать, пообщаться. Если вам все запрещать, ругать вас, то это принесет только плохое. В каждой стране есть законы. В нашей стране России законы находятся в книге, которая называется Конституция.

    А для всех стран есть общие законы – это конвенция.

    Показ слайда (право на имя)

    — Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

    Лишь появится ребенок
    И дышать начнет едва.
    У него уже с пеленок
    Появляются права.

    — Одно из этих прав — право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется «Конвенция о правах ребенка». Это очень важный документ. Здесь записано: ст.7 «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя».

    — Ребята, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Таня, Виктория, Катя, Андрей, Никита, Маша.

    — Что обозначают эти слова? (имена)

    Хорошо там и тут,

    где по имени зовут.

    Нас не было — оно было,

    нас не будет — оно будет;

    никто ни у кого его не видел,

    а у каждого оно есть.

    — А у вас есть имя?

    — Кто дал вам имя? (родители)

    Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

    — А когда дают ребенку имя? (когда рождается)

    — Значит какое есть у вас право? (право на имя)

    -Вот об этом праве мы сегодня поговорим. А поможет мне наш Правик. А где же он? Куда мог уйти?

    Слайд – видео. Говорит Шапокляк

    «Ха – ха – ха! Потеряли Правика? Не укараулили своего верного друга? Так вам и надо! Решили узнать о своих правах? Стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела делаете. Мне это не нравится, поэтому вашего друга я закрыла в спальню. Пусть там сидит, может без него, вы снова станете плохими, как я! Ну, а если все-таки он вам нужен, то пройдите испытания на моих полянках. Если мне ваши ответы понравятся, то получите ключи. Соберите 3 ключа. Один из них подойдет к замку. Пока, пока, Шапокляк».

    — Вы, ребятки, поняли, где наш Правик? (высказывания детей)

    — Что же будем делать? (спасать Правика)

    -Вы запомнили, что необходимо сделать, чтобы спасти Правика? (дети воспроизводят услышанное).

    (идем под музыку «Если с другом вышел путь»)

    — А вот и первая полянка.

    Присаживайтесь. Что же приготовила нам шапокляк? (открываю конверт и читаю вопросы)

    1. У вас у всех есть имя. А для чего оно вам?

    2. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

    Происхождение имен слайды

    До введения христианства на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай (грабитель), другие отражали отношение к родившемуся ребенку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец (единственный). Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например имена: Горе, Захворай. Отголоски имен-прозвищ сохранились в русских фамилиях: Зайцев, Горяев, Нежданов и т. п.

    Христианские имена пришли в X веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, а имена давались по месяцесловам (святцам), в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, который получал имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: «По имени — и «житие».

    3. Имя нам дает отраду, дарит счастье и удачу.

    4. Оттого узнать бы надо, что же имя ваше значит.

    (дети называют значение своего имени).

    Катя –(чистая, непорочная — др.-греч.); Маша — любимая, желанная — древне-еврейское.; Таня — (устроительница — др.-греч.); Валерия –(сильная, крепкая — лат.); Никита – победитель — древне-греческое; Даниил – мой Бог судья; Глеб –(представленный Богу — др.-герм.) ; Вадим –(спорщик — др.-рус.); Роман – римский, римлянин — латинское; Алексей – защитник — др. греч.); Виктория – победа — латинское.

    Андрей -(человек мужества — др.-греч.)Ксения— гостеприимство — греческое.

    Молодцы, как думаете, мы заработали первый ключик? (да)

    Тогда дальше в путь. ( Звучит музыка.)

    — Вот мы дошли до второй поляны. Слайд 2 полянки

    На этой поляне шапокляк приготовила два задания.

    1. По обложкам книг узнать название произведения и назвать имена героев. Рассказать, какие права здесь нарушены.

    2. Разгадать ребусы и прочитать, какие здесь спрятались имена. слайды

    Молодцы, и с этим заданием справились. Мы получаем второй ключ.

    — А чтобы добраться до 3 поляны, нам необходимо пройти через препятствие — широкий ров. Как нам это лучше сделать, ведь не все дети смогут перепрыгнут через ров? (решение проблемной ситуации) (Один ребенок перепрыгивает через ров, кладет через него доску, которая лежит на другом берегу, и все дети переходят по доске на другую сторону). Молодцы, какие вы дружные дети!

    Слайд грустное солнышко.

    — Ребятки, на полянку заглянуло солнышко, но оно очень грустное. Как, вы думаете, почему? (ответы-предположения детей)

    — Солнышко сказало мне, что оно не может запомнить имена детей из нашей группы, поэтому оно грустное.

    — А вы хотите, чтобы оно было всегда веселое? Давайте подарим солнышку наши маленькие солнышки-лучики с начальной буквой нашего имени. (Заранее в группе дети наклеивают первую букву из пластилина на маленькое солнышко. Воспитатель поворачивает мольберт к солнышку).

    — Какое стало солнышко? (дети называют прилагательные) слайд веселое солнышко

    — Теперь солнышко будет к нам заглядывать чаще, оно очень обрадовалось и подарило вам такой золотой клубочек. Он откроет вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. А вы хотели бы, чтобы вас называли ласково? (да)

    Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласковым именем

    — Посмотрите, какая паутина ласковых имен у нас получилась.

    А я для вас сочинила веселые стишки. Послушайте их.

    У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

    · Не придумывать клички;

    · Обращаться друг к другу вежливо, ласково;

    · К взрослым обращаться по имени, отчеству;

    · Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

    · Молодцы, еще один ключик наш.

    — Сколько ключей собрали? Сколько надо было? Чтобы быстрее открыть замок, у вас есть подсказка-тень ключа, который подойдет к замку.

    (дети находят по тени ключ и открывают замок, находят Правика)

    — Какое доброе дело сделали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права?

    А Правик остается с нами. Ведь нам много еще надо узнать.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector