221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманистическая система воспитания

Гуманистические воспитательные системы

Основанием для определения типа воспитательной системы может служить характер целевых ориентиров.

«Если система ориентированна на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества,- разъясняет коллектив авторов монографии «Теория и практика воспитательных систем», — такая система является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требования, на воспитание послушания, а дисциплина является целью, и главным воспитательным средством, то такая система авторитарна и антигуманна.»

Принцип гуманизма в образовательно-воспитательной системе предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели. Безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе — права на ошибку; веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет морального стимулирования в педагогическом процессе.

Ключевым звеном, основной личностно-ориентированных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку.

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной систему развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов-разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

· Взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я-концепции.

«Я-концепция» — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение, это отношение к самому себе.

Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К.Селевко, необходимо:

· видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» — вот убеждение педагога);

· создавать личности ситуацию успеха, ободрения, поддержки, доброжелательности, чтобы виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;

· Исключить прямое принуждение, а так же акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

· Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности « В каждом ребенке-чудо; ожидай его!» ( Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. — М.,1998).

Е.Н.Степанов называет следующие признаки гуманистических воспитательных систем:

цели воспитательной системы являются личностно значимыми как для взрослых, так и для детей;

совместная жизнедеятельность педагогов, учащихся и родителей, строиться на основе гуманистических ценностей, межсубъектного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности;

Педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка;

взрослые и дети испытывают чувства защищенности, комфортности, удовлетворенности.

Признаки гуманистических воспитательных систем

·Наличие разделяемого и принимае­мого как взрослыми, так и детьми це­лостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоя­щем и будущем, ее месте в окружаю­щем мире, ее специфических особен­ностях.

·Реализация защитной функции шко­лы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизне­деятельность которой строится на осно­ве гуманистических ценностей.

·Формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, по­зитивные ценности, мажорный тон, динамизм че­редования различных жизненных фаз (событий­ность и повседневность, праздники и будни).

·Событийный характер в органи­зации жизнедеятельности детей, взрослых; интеграция воспитатель­ных воздействий через включение их в коллективные творческие дела.

·Педагогически целесообразная организация вну­тренней среды учебного заведения (предметно-эстетической, пространственной, духовной); использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектур­ной) среды и участие в ее педагогизации.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 6985 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Гуманистическая система воспитания

Во все времена мыслителей-гуманистов объединяет одно — ценностное отношение к ребёнку и его природе. Признавая многогранность человеческой натуры, они отдавали предпочтения разным её сторонам: активности, социальности, культурному началу, способности меняться во времени. Европейская гуманистическая педагогика пыталась найти такие средства, которые помогли бы ребёнку стать членом социального сообщества (гражданином) сохранив при этом его индивидуальность.

Позитивный опыт европейской гуманистической педагогики был воспринят русскими мыслителями, интерпретирован и обогащен за счет русской культуры и истории. В период средневековья педагогика была интерпретирована в жизненную практику человека и не обладала самостоятельностью. Её характер определялся направлением в развитии общества. Историко-культурные константы (государственность — православие) способствовали выдвижению трех видов образовательной практики: образование семейно-бытовое, образование книжное и образование сакральное. Становление личности шло в свете ценностей высокого порядка: Отечество, вера, любовь, милосердие, — в духе покорности светскому и религиозному авторитету. Так вырабатывался образ жизни, ведущий к Богу, душевному совершенству и нравственной чистоте. Механизмом воспитания было прямое влияние на воспитанника, а средством — научение, слово, обращение к сердцу, личный пример, зарождающее влияние личности Наставника.

Педагогическое содержание общественной мысли XVIII века, культура мышления людей данного периода обогатились учениями И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Г.Н. Теплова и др. В разработке педагогических воззрений мыслители эпохи Просвещения «отталкивались» от представлений о человеке в его онтологической и социальной сущности, раздумывали о путях его становления. Признание добродетелей критерием человека стало отправной точкой для уяснения его социальной и гражданской сущности. По мнению философов XVIII века, человек может состояться только в обществе людей, что определено его человеческой природой: рождаясь беспомощным, он не может выжить без опеки и «доставить себе выгод», пока не научиться от других. Для данного периода характерен и ярко выраженный антропоцентризм: убеждение, что человек, его потребности, интересы и цели — это то, что определяет развитие не только человеческого общества, но, в значительной мере, и природы. Мотив человека все сильнее звучит в творчестве И.И.Бецкого, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева. Каждый из них по-своему истолковывает смысл и цель человеческой жизни, способы воспитания человека. Н.И. Новиков, введший в оборот термин «педагог», написавший трактат по педагогике «О воспитании и наставлении детей», в своих размышлениях о воспитании так формулирует основную цель воспитания: «Главный предмет воспитания . есть тот, чтобы образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Для того, чтобы человек был счастлив, он должен быть хорошо развит физически, умственно и нравственно. Причем умственное и нравственное воспитание Н.И.Новиков связывает с воспитанием сердца и образованием духа. Одной из особенностей российского Просвещения конца XVIII — начала XIX является идея человека как существа разумного, чувствующего, цель жизни которого — достижение счастья и принесение пользы обществу.

Читать еще:  Правовое воспитание в детском саду

Середина XIX века — это период проникновения демократических идеалов в отечественную педагогическую мысль. Так, главным тезисом, выдвинутым В.Г.Белинским, стал следующий: воспитание есть условие достижения человеком совершенства. В достижении совершенства человеку сможет помочь хорошее воспитание. Оно определено культурой отечества и «частными» условиями общества. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — «человечность». Публицисты (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) пытались примерить общественно значимые и личностно значимые цели, усматривали необходимость развития природных сил ребенка, что выступало бы основанием и условием его социализации. Собственно педагогическая составляющая воспитания усматривалась в помощи ребенку со стороны взрослого в становлении «внутреннего человека» (Н.И.Пирогов, Н.А.Добролюбов). К.Д.Ушинский, имея большой педагогический опыт и обширные познания в области современной ему философии, психологии, физиологии, пришел к идее необходимости соединения всесторонних научных знаний о ребёнке. Эта идея была успешно осуществлена в беспрецедентном по объёме и глубине труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Само название работы указывает на влияние идей Н.И.Пирогова, который прямо говорил о человеке как предмете и цели воспитания.

К началу ХХ века педагогические ценности гуманистической традиции обрели демократическое звучание. В ряду этико-педагогических ценностей произошло замещение доминант: единство «человек и его жизнь» было вытеснено диадой «человек — общество». Человек рубежа веков воспринимал себя и как некий итог, и как начало; как единство физической реальности, духовного опыта, интуитивной веры. Лучшие представители русской культуры данного периода обратили своё внимание на воспитание детей. Так, например, Л.Н.Толстой много писал о том, что нужно для воспитания ребенка. Прежде всего, это изменение образа жизни взрослых, которые так или иначе влияют своими поступками, отношением к другим, убеждением на ребёнка. То, как живут его родители, относятся к жизни и другим людям, усваивается ребёнком бессознательно и наиболее прочно. Проповеди и нотации не действенны в воспитании, если их содержание расходится с поступками воспитателей. «Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос: как надо самому жить». Эта идея Л.Н.Толстого не потеряла своего практического значения до сегодняшнего дня. Современная психология и педагогика признает, что на ребёнка гораздо большее внимание оказывает образ жизни семьи и поведение педагога, нежели словесные указания и предписания: воспитывает поступок взрослого, а не его слово, хотя последнее также играет определенную роль. В связи с этим следует помнить: воспитание других включает воспитание себя.

Во второй половине XIX — начале ХХ веков в России возник своеобразный «педагогический бум»: общество осознало социальную значимость педагогической деятельности, политические преобразования, ускорение социально-экономического развития привели к реформам в теории и практике воспитания и обучения. Господствующей становится идея необходимости всестороннего изучения ребёнка и его жизнедеятельности, исследований его физического, психического и нравственного развития как основы педагогической деятельности. В.П. Вахтерев-педагог утверждал, что воспитатели могут строить свою деятельность, только опираясь на знание закономерностей развития ребёнка, формирующееся во множестве естественных и гуманитарных наук. «Цель педагога будет состоять не в том, чтобы преобразовать ребёнка во взрослого человека, сообразно с заранее данными нормами, а в том, чтобы изучить ребёнка, определить направление его стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретенные свойства и силы, помочь их развитию и создать благоприятную обстановку для развития всех его здоровых стремлений».

Русская дошкольная педагогика, как и вся общественная мысль, неизменно была социально ориентирована. С той или иной степенью полноты идея общественной активности, служения прогрессивным идеалам общественного развития присутствует в трудах всех русских педагогов XIX-ХХ веков. Проблемам социального воспитания свою первую педагогическую работу «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918 г.) посвятил В.В. Зеньковский. Исходя из аксиомы, что личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях, он в следующих словах определяет задачу социального воспитания, которая «заключается в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами». Так понимаемое социальное воспитание, естественно, должно быть национальным, т.е. опираться на национальные традиции, приобщать человека к исторической работе его Родины, развивать любовь к своей Родине, чувство долга перед ней. Общая задача социального воспитания как развития активности в ребёнке требует применения различных средств для её выполнения. Одно из таких средств — освобождение и развитие эмоциональной жизни ребёнка, противостоящей общей инертности, индифферентизму (безучастности). Социальные навыки общежития и общения — внешняя дисциплина. Еще большее значение для социального воспитания имеет семья, дошкольная организация, школа и, наконец, внешкольная работа с детьми. Каждая из них по-своему социализирует жизнь ребёнка, воспитывает его активность, самодеятельность, чувство сотрудничества и солидарность. Для социального развития ребёнка необходим и рост духовного богатства его личности. Это связано с тем, что «человек никогда не бывает только дан, он никогда не закончен, он всегда «задан», перед ним всегда раскрыта бесконечная перспектива духовного развития. Дитя . живет только тем, что поднимается из глубины души; лишь позднее начинается процесс рационализации личности, сознательной работы над собой, и это меняет многое в человеке, во всяком случае создает глубокий перелом в человеческой душе». Педагог-философ всей своей деятельностью утверждал, что русской педагогике в начале ХХ века необходим новый подход в воспитании детей, когда при выборе педагогических целесообразных технологий будут применяться общечеловеческие ценности, что мы и можем наблюдать в работе детских дошкольных учреждений последующих лет. Следует отметить, что для советского периода (начало ХХ века — 80-е годы ХХ века) развитие дошкольного образования характеризовалось как государственно-партийное, и основной задачей управления было единение детского сада, семьи и среды в решении социальных и педагогических проблем.

Особенностью третьего периода развития дошкольного образования (80-е гг. ХХ столетия — по наше время) можно рассматривать вариативность дошкольного образования. Приоритетом в управлении становится самоопределение дошкольного образовательного учреждения, обоснованный выбор образовательных программ и формирование миссии учреждения. В этот период повышается активность педагогических работников в поиске новых целей, содержания, средств и методов работы, форм организации жизни детей в детском саду. С 90-х годов во многих детских садах активно ведется экспериментальная работа, наблюдается сближение науки и практики, часто практика опережает научные разработки.

Мы можем наблюдать, что в конце двадцатого столетия в жизненном укладе страны произошли значительные перемены. Подверглось реформированию народное образование. Общее в тенденциях развития всей системы народного образования и дошкольной отрасли, в частности, выражено в переходе к личностно-ориентированному образованию. Можно выделить документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования — «Концепцию дошкольного воспитания» (авт. В. В. Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада. Эти принципы легли в основу законодательных актов в области образования, нормативно-инструктивных и программно-методических документах последующего времени.

Читать еще:  Что такое нравственное воспитание детей

Ключевыми позициями современного дошкольного образования можно считать следующие. 1. Охрана психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, создание максимально комфортных условий пребывания детей в дошкольных учреждениях и обеспечение эмоционального благополучия. 2. Гуманизация идей и принципов воспитательно-образовательной работы с детьми, выраженная в принципиально ином подходе к организации учебой деятельности в детском саду, основанной на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Раскрепощение условий жизни и деятельности детей и работы воспитателей, деидеологизация содержания работы с детьми. 3. Изменение условий функционирования и финансирования дошкольных учреждений. Внедрение инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников, создание психологической службы в системе общественного дошкольного воспитания, расширение ассортимента и улучшение качества предоставляемых образовательных услуг. Изменение характера подготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях различного типа. На современном этапе происходящие изменения в дошкольных образовательных учреждениях обусловлены их вариативностью в широком смысле, направленностью на удовлетворение разных образовательных потребностей различных социальных слоев, государства, общества, выживанием в условиях конкуренции. Можно констатировать, что дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. На современном этапе развития дошкольной отрасли системы народного образования основной целью работы дошкольных учреждений является повышение качества предоставляемых образовательных услуг и создание наиболее оптимальных условий для развития каждого ребёнка, раскрытия его потенциальных возможностей, закладки основ полноценной личности.

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

Гуманистическая основа воспитания — путь к личностному росту ребенка. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».

В 80-х годах XX в. гуманно-личностный подход у воспитанников обосновал и практически реализовал в «Школе жизни» известный грузинский психолог и педагог ШО Амонашвили.

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, воспитание все еще тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает пассивным, безынициативным исполнителем.

Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями . Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников: от состояния «Я должен» — к состоянию «Я хочу».

Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом состоянии.

Только воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, — словом, в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только воспитатель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия – любовь. Любящий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, т.к. он действует не только умом, но и сердцем. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

1. Постараться понять, что они — дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле — с «плюсами» и «минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

Читать еще:  Трудовое воспитание ребенка в семье

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения. Стремится быть таким учителю очень важно. Учитель – это посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений . Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя , только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель.

Вывод: авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему. Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой. Наша задача – научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами . Относясь уважительно ко всему тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает воспитаннику, что любит и уважает его. Актуально в этой связи звучат слова Л.Н.Толстого: «С грехом ссорься — с грешником мирись».

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) — главная задача школы, а становление индивидуальности личности — ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

Гуманистическая система воспитания

ГУО «Богушевская санаторная школа-интернат Сенненского района»

Гуманистическая система
воспитания ГУО
«Богушевская санаторная
школа-интернат
Сенненского района»

Рекомендовано педагогическим, советом ГУО «Богушевская санаторная школа-интернат Сенненского района»

Протокол №2 от 05.01.2016 г.

Синица Т.А. заместитель

директора по УВР

Гуманистическая система воспитания
ГУО «Богушевская санаторная школа-интернат Сенненского района»

«Создание воспитательной системы школы — это «клич», который может помочь педагогическому кол­лективу школы и родителям в решении основной воспи­тательной цели образовательного учреждения — макси­мальное развитие личности в разумно организованном обществе»

  • В педагогической практике определение понятия «система» есть регулярность тех или иных воздействий.
  • Воспитательная система школы — это такой способ организации ее жизнедея­тельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспита­тельного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педа­гогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы.
  • Вопросам теории и практики воспитательных систем посвящено большое ко­личество работ в России: Л.И.Новикова, А.Т.Куракин, В.А.Караковский и др., в Республике Беларусь: В.Т.Кабуш, А.И.Кочетов, Р.И.Таран, И.А.Карпюк, М.Б.Чернова и др.
  • В основу нашей воспитательной системы были положены концептуальные ос­новы (идеи) гуманистической системы воспитания Владимира Трофимовича Кабуша.
  • Гуманистическая воспитательная система предполагает упорядочение дидак­тического и воспитательного процессов в школе, их соответствие прогрессив­ным педагогическим идеям, которые реализуются средствами новых воспита­тельных и образовательных технологий с целью создания условий для разви­тия личности школьника.
  • Ведущая идея гуманистической системы воспитания современной общеобра­зовательной школы — ориентация на личность человека, на развитие его спо­собностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфе­ре защищенности, помогающего поведения педагога.

Цель гуманистической системы воспитания: воспитание человека, личности, гражданина.

  • Всестороннее воспитание и развитие личности через формирование гуманистического мировоззрения, ценностного отношения к собственной жизни, готовности к постоянному самосовершенствованию.
  • Содействие воспитанию чувства собственного достоинства, моральной стойкости, умения проявлять силу воли, любви, сострадания, милосердия, миролюбия, терпимости по отношению к людям через активную жизненную позицию; готовность жить среди людей, действовать в рамках общечеловеческих норм.
  • Создание условий для формирования любви к своему родному краю, языку, культуре через уважение прав других людей и народов.
  • Формирование культуры поведения, навыков бытовой культуры, культуры пола, здорового образа жизни, эстетического вкуса, экологического сознания через реализацию школьных программ и проектов.
  • Организация коллективного досуга учащихся через активные формы работы при участии ученического Совета школы, детские организации и объединения, через педагогику сотрудничества.
  • Расширение и углубление связей школы, семьи и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса.

В основу воспитательной системы также положены принципы: открытости, свободы выбора содержания и форм, научности, ненасилия, вариативности, толерантности, персонификации, гармонизации, рационализации.

Содержание гуманистического воспитания

Основное содержание воспитания — освоение, усвоение, присвоение общечеловече­ских, личностных и гражданских ценностей.

Формирование навыков культуры:

  • бытовой; пола;
  • социальной;
  • здорового образа жизни;
  • национальной;
  • гражданской;
  • мира.

Средства гуманистической системы воспитания:

Основные требования технологии гуманистического воспитания:

  • позитивное восприятие ребенка педагогом;
  • воспитание без принуждения и насилия;
  • обращение личности к самой себе;
  • свобода и творчество.
  • воспитывающие ситуации;
  • игра, игровая деятельность;
  • творческие дела;
  • ситуации выбора;
  • партнерство в выполнении учебных и нравственных задач;
  • «мозговой штурм»;
  • брифинг;
  • научная и пресс-конференции;
  • «круглый стол»;
  • интеллектуальный марафон;
  • «корзина грецких орехов»;
  • волшебный стул;
  • предметный ринг;
  • интервью с исторической личностью;
  • защита идеи, проекта и т.д.
  • технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П.Иванова;
  • технология личностно-ориентированного КТД С.Д.Полякова;
  • технология педагогической поддержки О.Г.Гаумана;
  • технологии, разработанные Н.Е.Щурковой;
  • групповые технологии;
  • шоу-технологии;
  • деловая игра;
  • тренинг общения.

Особенно эффективна технология КТД. В ходе КТД проявляется стремлении детей к самоутверждению, самовыражению.

Управление гуманистической системой воспитания:

Управление должно быть направлено на устойчивое развитие системы и включать:

  • анализ;
  • корректировку;
  • создание условий для развития всех компонентов системы.

Деятельность взрослых и детей через:

Только демократический стиль управления позволяет сформировать гуманистиче­ские отношения в воспитательном коллективе и при высоком уровне дисциплины. В последнее время рекомендуется диалогический стиль в работе с детским коллекти­вом, чтобы ребенок почувствовал себя не объектом, а субъектом воспитания.

Основным показателем эффективности воспитательной системы является форми­рование личности школьника: ее самочувствии среди других, включенность в дея­тельность, ее ценности, уровень образованности и культуры, способы самореализа­ции. И если на вопрос: «Кто тебя любит в школе?» подавляющее большинство обу­чающихся отвечают «Никто», это должно настораживать педагогов, родителей, обще­ство.

Воспитательная система школы в настоящее время находится на этапе совершен­ствования (моделирование — становление — совершенствование — перестройка).

Создавая воспитательную систему, изучается воспитательный потенциал школы, семей, профессиональный уровень воспитателей, особенности контингента обучаю­щихся, намечается цель на каждом этапе развития системы, учитываются коллектив­ные потребности и возможности их реализации, делается правильный выбор системо­образующей деятельности.

Учитывается и такой фактор, как активность и согласованность субъектов воспи­тания, поддержка школы отделом образования, местной властью, шефами, спонсора­ми. Воспитательная система школы должна отражать социальную ситуацию своего времени, прогрессивные черты общественной жизни.

Гуманистическая система воспитания поможет реализовать важнейший подход «от воспитания всех детей к воспитанию каждого ребенка».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector