221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманистические принципы современного воспитания

Основные принципы гуманистического воспитания

В отличие от закономерностей воспитания принципы практической педагогической деятельности устанавливаются сознательно. Они служат руководством к действию, помогают работать эффективнее, добиваться оптимальных результатов в воспитательной работе.

1. Принцип связи воспитания с жизнью и социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самодеятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон воспитания и развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. Принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимается и как организация различных видов труда школьников.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе. Один из классических принципов отечественной педагогики, предполагает организацию воспитательных воздействий коллективистских отношений на личность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 1323 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека с взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.

Главная закономерность воспитания – ориентация на развитие личности.При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.

Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип гуманистического воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития».

Закономерностью воспитания обусловлен и такой принцип, как природосообразность воспитания. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой принцип воспитания – принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Личностный подход как принцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностный подход органично связан с принципом персонализациипедагогического взаимодействия, который требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Принцип индивидуально-творческого подхода предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это даёт возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Принцип профессионально-этической взаимоответственностипредполагает готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за её пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых компаниях.

Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А.С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачёвым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему.А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью. Условия осуществления этого принципа: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

Принцип увлечениядетей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребёнком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога – помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далёкие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

Принципы воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10280 — | 7951 — или читать все.

Гуманистическая концепция воспитания

Сущность и целевое назначение гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это воспитание, которое основывается на идеях гуманизма. Гуманизм – это особая мировоззренческая позиция, при которой личность признается высшей ценностью, составляющей основу жизни на земле.

Организация гуманистического воспитания и его продуктивность определяются гуманистическими позициями педагога, его компетентностью в этом вопросе, характеризующей его взгляды и отношение к личности, как к особой ценности. Это представляется достаточно трудоемким процессом и сложным в практической реализации. Для его осуществления требуется кардинальная перестройка мировоззрения педагога, управленческого состава учебного заведения, всей образовательной системы и государства в целом.

Организуя гуманистическое воспитание, требуется сформировать гуманную направленность взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Иными словами, воспитание должно носить гуманный характер, что предполагает усиление государственной и общественной заботы по отношению к образовательным структурам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Концепции гуманистического воспитания рассматривают развитие личности, как процесс взаимосвязанных и взаимозависимых изменений, происходящих в осмысленной и чувственной ее области, отождествляющих степень ее гармонии ее самостоятельности и общественности. Создание условий для достижения этой гармонии в развитии является стратегическим направлением гуманистической концепции воспитания.

Самостоятельность личности проявляется в ее внутреннем психическом и физическом развитии, отражая индивидуальность ее развития. Это обуславливает развитие личности от простого способа ее жизнедеятельности до становления сложных состояний психического характера, осуществляемых посредством развития процессов самопознания, самоорганизации и саморегуляции.

Читать еще:  Воспитание моральных и нравственных качеств ребенка

Общественность личности характеризует ее внешнее развитие, а именно формирование навыков, способов общественного взаимодействия, выработку линии поведения, принятие социальных норм, усвоение социальных ценностей и соответствующий им уровень развития основных нравственных и духовных свойств личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Целевое назначение гуманистического воспитания характеризуется двусторонней направленностью т.е. оно призвано сформировать разносторонне и гармонично развитую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, посредством сохранения гармонии с внутренним устройством и общественными нормами. Это целевое назначение характеризует сбор гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и ее будущему развитию. Это открывает возможности осмысления личности, в качестве исключительного природного феномена, признавая авторитет ее субъектности, на развитие которой нацелен весь процесс жизнедеятельности.

Исходя из целевого назначения воспитания, открываются возможности формирования нового взгляда на воздействие личности на свою жизнь, свои права и свободы, несение ответственности за свое поведение, деятельность, поступки, выбор, раскрытие природных задатков, а также стороннее, социальное воздействие общества на личность и ее перспективное развитие.

Уровни реализации гуманистического воспитания

Практическая реализация концепции гуманистического воспитания осуществляется на трех основных уровнях:

  1. Макроуровень – масштабные мероприятия, организуемые на государственном уровне, определяющие направления политики в сфере образования и воспитания, права и свободы граждан, их поддержание и защиту, направления социальной политики в отношении самых слабых и незащищенных слоев населения – детей.
  2. Мезоуровень – мероприятия промежуточного характера, которые осуществляются различными министерствами, ведомствами и социальными институтами. Их деятельность связана с разработкой программ, включающих мероприятия по улучшению качества и условий жизни населения.
  3. Микроуровень – мероприятия, малого объема и охвата, производящиеся отдельными учреждениями воспитания и образования. Они организуют воспитательную деятельность на основе составления программ, включающих гуманистические концепции развития.

Принципы гуманистического воспитания и современные тенденции его развития

Современный этап общественного развития определяет ориентацию функционирования образовательной системы на реализацию концепции гуманистического воспитания.

В первую очередь, ее реализация связана с построением воспитательных программ на основе ориентирования на личностное развитие. Все направления воспитания – общекультурное, социальное, нравственное, профессиональное должны быть гармоничными, чтобы обеспечить свободное и творческое становление личности, и выполнение ею культурно-гуманистической функции.

Еще одной современной тенденцией является направленность на развитие личности в гармонии с культурными ценностями. Такое развитие и его эффективность зависит от степени освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи, при построении учебно-воспитательных программ применяется культурологический подход к отбору их содержания. Для этого, в приоритете стоит повышение статуса гуманитарных дисциплин, их постоянное обновление, совершенствование и развитие, отвечающее условиям социального развития. Планирование образовательных программ и построение методических концепций работы должно осуществляться на основе учета культурного наследия, обычаев и традиций народа, единства общечеловеческой культуры.

Основными принципами гуманистического воспитания являются:

  1. Принцип непрерывности общего и профессионального личностного развития. Он относится к ведущим принципам гуманистической концепции воспитания, подчиняя себе все остальные принципы и направления развития. Гуманизация образовательного процесса является фактором гармоничного развития личности.
  2. Принцип единства реализации деятельностного и личностного подходов в воспитании. В учебно-воспитательном процессе учащийся рассматривается в качестве ведущего субъекта. Каждый учащийся должен воспринимать себя и окружающих людей, как личности, являющиеся ведущими ценностями общества.
  3. Принцип диалогического подхода. Для реализации гармоничного развития личности требуется построения равноправных субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.
  4. Принцип индивидуально-творческого подхода. Мотивация учащихся к учебной и иным видам деятельности, самопродвижение к конечному результату.
  5. Принцип профессионально-этической взаимной ответственности. Учащиеся развиваются и у них складывается готовность к принятию на себя ответственности за общественное развитие, судьбы людей, положение страны на мировой арене. Это предполагает соблюдение основных моральных норм, следование этическим принципам деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека с взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.

Главная закономерность воспитания – ориентация на развитие личности.При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.

Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип гуманистического воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития».

Закономерностью воспитания обусловлен и такой принцип, как природосообразность воспитания. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой принцип воспитания – принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учётом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

Читать еще:  Базовые ценности определяют цели воспитания

Личностный подход как принцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностный подход органично связан с принципом персонализациипедагогического взаимодействия, который требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Принцип индивидуально-творческого подхода предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это даёт возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Принцип профессионально-этической взаимоответственностипредполагает готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

В реальной педагогической практике, кроме указанных выше закономерностей и метапринципов воспитания, важно учитывать более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель, воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность как в школе, так и за её пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых компаниях.

Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако, как неоднократно подчеркивал А.С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачёвым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему.А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью. Условия осуществления этого принципа: обеспечение системы в предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

Принцип увлечениядетей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребёнком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога – помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далёкие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

Принципы воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9188 — | 7394 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector