221madou.ru

Мама и Я
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманистический подход к воспитанию в рб

Гуманистический подход к воспитанию

Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. ХХ в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству. Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции (рис. 10), К. Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть.

  • Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:
    1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.
    2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.
    3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.
    4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
    5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Это интересно!

Вальдорфская педагогика — совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов (Российская…, 1993-1996, Т. 2).
Методологические и дидактико-методические основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером. Применяется она в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория»; отсюда название), вальдорфских детских садах и в лечебно-педагогических учреждениях «Кемпхилл». В 1933-1945 гг. на территории фашистского рейха вальдорфские воспитательные учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ возобновилось после Второй мировой войны, особенно после 60-х гг. ХХ в., охватив многие страны. К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в разных странах — от 30 до 80 %). Вальдорфские школы дают полное среднее образование (12 лет обучения; для поступающих в университеты есть 13-й, так называемый абитуриентский, класс).
Задача вальдорфской педагогики определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу. Сторонники вальдорфской педагогики видят в ней не систематическую и нормативную научную дисциплину, а «искусство пробуждать» скрытые в человек природные задатки. В основе этого искусства многосторонняя разработка Штейнером эстетических идей И.В. Гете и Ф. Шиллера, которые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемых в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд основных принципов педагогической деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.
Главное действующее лицо в вальдорфской педагогике — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (наполняемость класса — около 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учителями и учащимися, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому графику: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-методические подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель вальдорфской педагогики.
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессионально художественной деятельности. Искусство рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях. Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой предмет. Учебники как таковые не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе которого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практическими навыками от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Не исключается и собственно профессиональная подготовка. Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го класса и выпускные (в присутствии государственного школьного инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитательного процесса и другие решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
(http://www.redline.ru/education/valdorfru.html; сервер по вальдорфской педагогике),
(http://www.steinerwaldorf.org.uk/ — сервер Ассоциации вальдорфских школ Великобритании и Ирландии (Steiner Schools Fellowship)).

Читать еще:  Консультации для родителей по трудовому воспитанию дошкольников

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8782 — | 8312 — или читать все.

ВОСПИТАНИЕ В АСПЕКТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В воспитании, построенном на основе гуманистического подхода, становят­ся доминирующими процессы самовоспитания, саморазвития, самоактуализа­ции, самоопределения и т. д Понимание воспитания как процесса создания ус­ловий для самоактуализации личности отвечает требованиям новой социальной практики.

Признание себя личностью в собственной жизни является необходимым ус­ловием, обеспечивающим готовность человека к субъектной деятельности, к развитию стремления к осмысленным действиям, к сознательным экзистенци­альным выборам и ответственности за них.

Гуманистическое воспитание несовместимо с попытками навязать личности извне определенные цели, образцы, стандарты, какими бы хорошими, с точки зрения государственных и педагогических структур, они не были.

Если логика самого процесса воспитания определена сущностными смыслами самой личности (даже при условии влияния на них реальных жизненных об­стоятельств), и источник этого процесса носит личностный характер, то, следо­вательно, целью воспитания будет являться развитие самосознания личности, оказание помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении. В гуманистической парадигме человек становится не средством, а целью и само­целью. Для педагога становится важным не процесс формирования личности извне», а процесс саморазвития и самоактуализации личности учащегося.

Наиболее важной идеей гуманистического воспитания является признание самоценности детской жизни.

Детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь. Это утверждение отличается от негласного постулата авторитарной педагогики о приоритетной ценности взрослого по отношению к ребенку, который вследствие своей несоциализиро- ванности, непрофессионализированности (с позиции максимальной обществен­ной полезности) в качестве самостоятельной ценности не рассматривается.

Идея гуманистической педагогики об абсолютной ценности детской жизни стала предпосылкой утверждения педагогики прав детей. Анализ наследия педа­гогов-гуманистов позволяет вскрыть систему прав, которыми обладают дети: социальная, физическая, личностная подсистемы прав.

Основными принципами воспитания гуманистической концепции являются следующие:

  • принцип духовности (признание определяющего значения духовных, обще­человеческих ценностей);
  • принцип личностно-центрированного подхода (признание личности центром собственного развития, определяющим цель, траекторию роста);
  • принцип фасилитации (определение позиции педагога, как специалиста, со­действующего личностному росту ребенка);
  • принцип диалогичности (предполагающий создание равноправных межлич­ностных отношений между всеми участниками воспитательного взаимодей­ствия);
  • принцип элективности воспитательного пространства (заключающийся в обеспечении возможности выбора ребенком индивидуального пути самореа­лизации).

Гуманистический подход к воспитанию связан, прежде всего, с разрешением проблемы свободы ребенка в воспитательном процессе. Свобода — возможность, обеспечивающая ребенку реализацию собственных интересов (включающих в себя, в том числе, потребности в общении, самоутверждении, творческой дея­тельности и т. д.). Таким образом, мы рассматриваем свободу как возможность творческой самореализации ребенка в образовательном пространстве школы, а мерой свободы — меру раскрытия человеческой природы. Ответственная свобода ребенка в воспитательном процессе предполагает соотнесение его потребностей

с интересами других людей и их свободой. Это означает осознание ребенком не­обходимости реализовать свои потребности и творческую индивидуальность с учетом реальностей жизни, природы, в соответствии с правовыми и нравствен­ными нормами, принятыми в детском обществе.

В воспитательном процессе, основанном на идеях гуманистически- ориентированных педагогических теорий, определяются следующие факторы, обусловливающие личностную самореализацию:

  • личности, участвующие в воспитательном взаимодействии;
  • социальное, диалогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника как равных партнеров;
  • активная образовательная среда и разнообразные виды деятельности.

Раскрытие личностного потенциала воспитанника во многом детерминиро­вано проявлением таких качеств, как: самоуважение, признание своей самоцен­ности, самопознание посредством вовлечения в различные виды деятельности и общения, самоопределение, нахождение смысла жизни.

Преодоление авторитаризма в воспитании органически связано с личностью учителя (воспитателя). Гуманистическая педагогика основной упор делает на те качества, которые необходимы для установления диалогических отношений в диаде «воспитатель-воспитанник», «учитель-ученик» во избежание противо­стояния субъектов воспитательного процесса. В гуманистическом подходе опре­делены следующие требования к личностно-профессионапьным качествам вос­питателя.

  • наличие гуманистического мировоззрения, признающего в качестве главной ценности человеческую личность;
  • обладание высокими профессиональными знаниями и основными педагоги­ческими способностями ( коммуникативные, перцептивные, конструктивные, креативные, прогностические, саморегулирующие, научно-исследовательские и т.д.);
  • владение основами педагогической техники (умение управлять собственным эмоционапьным состоянием, элементы ораторского и актерского мастерства, техника речи, владение мимикой и пантомимикой, техника контактного взаимодействия и т.д.);
  • творчество как способность оказать помощь в развитии творческого потен- циата учащихся;
  • толерантность по отношению к проявлению творческой активности со сторо­ны других участников педагогического процесса;
  • обладание личностными и педагогическими особенностями, способствую- щими созданию активной образовательной среды;
  • способность к высокому уровню эмпатии и рефлексии.

Гуманизация воспитания касается не только структуры и содержания этого процесса, но и характера взаимоотношений воспитателей и воспитанников В связи с этим социальное взаимодействие воспитателя и воспитанника как рав­ных партнеров строится на диалогических принципах. Диалог трактуется не в обыденном понимании (как разговор между двумя людьми), а в исходном (греч.

dia — сквозь + logos — слово, учение, отношение) — симметричные, равнозначные межличностные отношения, утверждающие право каждого быть понятым и по­нимать другого; право на взаимопринятие и взаимоуважение.

С принципом диалогичности взаимосвязывается принцип элективности вос­питательного пространства, реализация которого предполагает организацию и функционирование системы дополнительного образования, общественных дет­ских организаций, развитие общешкольных традиций и так далее.

Во многом определяет процесс саморазвития разнообразная деятельность и активная воспитательная среда, которая помогает развивать ребенка как цело­стный организм через выбор личностно значимых видов деятельности, осозна­ние своей роли и социальных прав в детском сообществе, благоприятные об­стоятельства окружающей среды.

Гуманизацию воспитательного процесса можно представить как процесс поддержания оптимального для развития личности состояния среды через раз­решение противоречий между личностью ребенка и детским сообществом, стремление к утверждению психического здоровья и равновесия, защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее эффективной средой для самоопределения личности является детское сообщество.

Концепция воспитания содержит такое направление, как: организация и дея­тельность детских сообществ.

В гуманистическом воспитании выделяются следующие условия становления гуманистических отношений в детском сообществе:

  • самореализация ребенка в разнообразной деятельности;

— самопознание детей-членов сообщества,

— наполнение деятельности детского сообщества гуманистическим содержани­ем;

— систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития;

— введение гласности в жизнь детского сообщества,

  • формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоцио­нального климата;

— обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каж­дому ребенку;

— организация жизни детского учреждения на законах равноправия.

Необходимым условием самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства явля­ется открытие перед ним как можно более широкого спектра культурных, науч­ных и иных общечеловеческих ценностей.

Читать еще:  Вальдорфская система дошкольного воспитания

Основным методом, обеспечивающим гуманистические отношения в детской среде, является самоуправление, которое помогает строить межличностные от­ношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности. При этом необ­ходимо отметить, что самоуправление не должно быть навязано детям, а должно возникнуть естественным путем, вытекать из необходимости, которую осознали сами воспитанники. Органы самоуправления должны быть динамичными и из­меняться в соответствии с потребностями детей и воспитательными задачами.

Важным средством гуманизации воспитания является организация активной жизнедеятельности детей, постепенное превращение их деятельности в самодея­тельность, а дисциплины • в самодисциплину. Следует отмстить, что деятель­ность сама по себе не обеспечивает ни самореализацию ребенка, ни развитие личностного потенциала. Становление личности в большей степени зависит от характера межличностных отношений, складывающихся в процессе этой дея­тельности.

Для воспитательной практики несомненное значение могут иметь следующие педагогические условия организации жизнедеятельности детей:

— вовлечение ребенка в разнообразную деятельность, раздвигающую возмож­ности его самоопределения и самоутверждения;

— наполнение деятельности гуманистическим содержанием: обеспечение лич­ностного смысла деятельности, элективности для ребенка пространства дея­тельности и так далее;

— разумная и праксиологически организованная деятельность;

— эмоциональная насыщенность деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве условий реализации гуманистического воспитания выступают:

— постоянное и глубокое изучение поведенческих проявлений внутреннего ми­ра, индивидуальных свойств и способностей детей; анализ и учет результа­тов диагностических исследований в организации воспитательного процесса

— соотношен !е позиций участников социального взаимодействия: позиции воспитателя и воспитанника максимально сближаются, становясь диалогич­ными, симметричными и равноценными;

— ведущая активность ребенка как субъекта самоактуализации (воспитатель здесь рассматривается как субъект фасилитации);

— модальность воспитательного процесса состоит в возникновении личностно­го смысла воспитания — самовоспитания, самостоятельного развития себя как личности, совершенствование гармонии своего внутреннего мира. Развитие у ребенка потребности и способности к самовоспитанию, саморазви­тию рассматривается как главный результат гуманистического воспитания.

Гуманистический подход к воспитанию

Гуманизм-термин, введенный древнеримским философом и оратором Цицероном и обозначающий человечность-мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Подход-совокупность приёмов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблем. Воспитание-в широком смысле-система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле- целенаправленная деятельность по формировании у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения Воспитание— относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Гуманизм-признание ценности человека как личности,его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Воспитание-в широком смысле-функция общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством .В узком смысле-социально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Гуманизм-совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права а свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-х гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, С. Франк, К. Роджерс, Дж. Келли, А. Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

Самоактуализация— это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике К. Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», К. Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только такое оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.

1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно. Иначе говоря, проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Подходы к воспитанию

Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последователь-нос отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной па идее единства сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания.

Читать еще:  Роль родителей в экологическом воспитании детей

Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки возникающих в совместной деятельности и общении детей отношений, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций.

Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.

Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.

Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих (отсюда и терминология «буржуазное воспитание», «советское воспитание»).

Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл -включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система.

Выделяют методы социально-активного воспитания:

— создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры;

— свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества;

— моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры.

В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право:

— иметь авторскую воспитательную программу;

— использовать различные способы коррекции развития детей;

— помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка;

— с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Гуманистическая концепция воспитания

Сущность и целевое назначение гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это воспитание, которое основывается на идеях гуманизма. Гуманизм – это особая мировоззренческая позиция, при которой личность признается высшей ценностью, составляющей основу жизни на земле.

Организация гуманистического воспитания и его продуктивность определяются гуманистическими позициями педагога, его компетентностью в этом вопросе, характеризующей его взгляды и отношение к личности, как к особой ценности. Это представляется достаточно трудоемким процессом и сложным в практической реализации. Для его осуществления требуется кардинальная перестройка мировоззрения педагога, управленческого состава учебного заведения, всей образовательной системы и государства в целом.

Организуя гуманистическое воспитание, требуется сформировать гуманную направленность взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Иными словами, воспитание должно носить гуманный характер, что предполагает усиление государственной и общественной заботы по отношению к образовательным структурам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Концепции гуманистического воспитания рассматривают развитие личности, как процесс взаимосвязанных и взаимозависимых изменений, происходящих в осмысленной и чувственной ее области, отождествляющих степень ее гармонии ее самостоятельности и общественности. Создание условий для достижения этой гармонии в развитии является стратегическим направлением гуманистической концепции воспитания.

Самостоятельность личности проявляется в ее внутреннем психическом и физическом развитии, отражая индивидуальность ее развития. Это обуславливает развитие личности от простого способа ее жизнедеятельности до становления сложных состояний психического характера, осуществляемых посредством развития процессов самопознания, самоорганизации и саморегуляции.

Общественность личности характеризует ее внешнее развитие, а именно формирование навыков, способов общественного взаимодействия, выработку линии поведения, принятие социальных норм, усвоение социальных ценностей и соответствующий им уровень развития основных нравственных и духовных свойств личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Целевое назначение гуманистического воспитания характеризуется двусторонней направленностью т.е. оно призвано сформировать разносторонне и гармонично развитую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, посредством сохранения гармонии с внутренним устройством и общественными нормами. Это целевое назначение характеризует сбор гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и ее будущему развитию. Это открывает возможности осмысления личности, в качестве исключительного природного феномена, признавая авторитет ее субъектности, на развитие которой нацелен весь процесс жизнедеятельности.

Исходя из целевого назначения воспитания, открываются возможности формирования нового взгляда на воздействие личности на свою жизнь, свои права и свободы, несение ответственности за свое поведение, деятельность, поступки, выбор, раскрытие природных задатков, а также стороннее, социальное воздействие общества на личность и ее перспективное развитие.

Уровни реализации гуманистического воспитания

Практическая реализация концепции гуманистического воспитания осуществляется на трех основных уровнях:

  1. Макроуровень – масштабные мероприятия, организуемые на государственном уровне, определяющие направления политики в сфере образования и воспитания, права и свободы граждан, их поддержание и защиту, направления социальной политики в отношении самых слабых и незащищенных слоев населения – детей.
  2. Мезоуровень – мероприятия промежуточного характера, которые осуществляются различными министерствами, ведомствами и социальными институтами. Их деятельность связана с разработкой программ, включающих мероприятия по улучшению качества и условий жизни населения.
  3. Микроуровень – мероприятия, малого объема и охвата, производящиеся отдельными учреждениями воспитания и образования. Они организуют воспитательную деятельность на основе составления программ, включающих гуманистические концепции развития.

Принципы гуманистического воспитания и современные тенденции его развития

Современный этап общественного развития определяет ориентацию функционирования образовательной системы на реализацию концепции гуманистического воспитания.

В первую очередь, ее реализация связана с построением воспитательных программ на основе ориентирования на личностное развитие. Все направления воспитания – общекультурное, социальное, нравственное, профессиональное должны быть гармоничными, чтобы обеспечить свободное и творческое становление личности, и выполнение ею культурно-гуманистической функции.

Еще одной современной тенденцией является направленность на развитие личности в гармонии с культурными ценностями. Такое развитие и его эффективность зависит от степени освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи, при построении учебно-воспитательных программ применяется культурологический подход к отбору их содержания. Для этого, в приоритете стоит повышение статуса гуманитарных дисциплин, их постоянное обновление, совершенствование и развитие, отвечающее условиям социального развития. Планирование образовательных программ и построение методических концепций работы должно осуществляться на основе учета культурного наследия, обычаев и традиций народа, единства общечеловеческой культуры.

Основными принципами гуманистического воспитания являются:

  1. Принцип непрерывности общего и профессионального личностного развития. Он относится к ведущим принципам гуманистической концепции воспитания, подчиняя себе все остальные принципы и направления развития. Гуманизация образовательного процесса является фактором гармоничного развития личности.
  2. Принцип единства реализации деятельностного и личностного подходов в воспитании. В учебно-воспитательном процессе учащийся рассматривается в качестве ведущего субъекта. Каждый учащийся должен воспринимать себя и окружающих людей, как личности, являющиеся ведущими ценностями общества.
  3. Принцип диалогического подхода. Для реализации гармоничного развития личности требуется построения равноправных субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.
  4. Принцип индивидуально-творческого подхода. Мотивация учащихся к учебной и иным видам деятельности, самопродвижение к конечному результату.
  5. Принцип профессионально-этической взаимной ответственности. Учащиеся развиваются и у них складывается готовность к принятию на себя ответственности за общественное развитие, судьбы людей, положение страны на мировой арене. Это предполагает соблюдение основных моральных норм, следование этическим принципам деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×