221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманистическое воспитание учащихся

Гуманистическое воспитание

Самые значительные изменения в отношении родителей и детей произошли в двадцатом веке. Пришло время международных соглашений, деклараций, конвенций и манифестов. Людей стали интересовать вопросы защиты прав человека, женского равноправия, прав ребенка и др. Наступила эпоха современного гуманизма, гуманизма очень своеобразного. С движением гуманизма, возникшего в эпоху Возрождения, современный гуманизм имеет мало общего.

Как произошло, что в 20 веке взрослые стали уделять больше внимания детским проблемам? Вспомним историю. Обе мировые войны оставили огромное количество детей-сирот. Многие из них впоследствии оказались связаны криминальным миром. Тяжелые времена родили педагогов-героев, таких как А.С. Макаренко и Януш Корчак. Для решения проблемы требовались активные действия на государственном уровне.

В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. Смысл декларации был в том, что детям нужно предоставлять условия для нормального развития, защищать от эксплуатации, оказывать поддержку в тяжелое время испытаний. В 1946 г. был создан детский фонд ООН — организация ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. Позже, организация взяла на себя решение задач по оказанию помощи детям во всем мире. В 1959 году ООН приняла новую Декларацию прав ребенка. По сравнению с Женевской декларацией, в ней более жестко указывалось, что общество должно защищать ребенка, его честь и достоинство. Общество должно предоставить ребенку все условия для его развития, включая питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ребенок должен воспитываться в условиях любви, понимании дружбы на благо обществу. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. С этого времени весь мир ежегодно отмечает 20 ноября, как Всемирный день ребенка.

Декларации, принятые до этого, имели рекомендательный характер. Другое дело конвенция, которая является правовым стандартом. В конвенции впервые заявлено, что ребенок имеет право, а родители и государство отвечают за то, чтобы это право соблюдалось. В конвенции особо подчеркивается, что решать проблемы ребенка нужно в семье.

Конечно же, декларации и конвенции ничего бы не стоили, если бы у людей не менялись представления о детях и их воспитании. Эти представления нашли отражение в литературе. Вспомните добрые детские книжки: «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл, 1864), ««Приключениях Тома Сойера» (Марк Твен, 1876) «Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове.» (Януш Корчак, 1923), «Мэри Поппинс» (Памела Трэверс, 1934), «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери, 1945), «Пеппи длинный чулок» (Астрид Линдгрен, 1945), «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен, 1955). Это ведь не только книги для детей, но и книги взрослым о детях! С середины двадцатого века, к книгам подключилось и телевидение: фильмы, мультфильмы, детские передачи.

Учителя, психологи и даже детские врачи начали разрабатывать новые концепции обучения, воспитания и развития ребенка. Именно сейчас, трудами этих людей, практическая педагогика обретает свой облик.

Издержки гуманистического воспитания

Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Тем не менее, гуманизм оказался палкой о двух концах. Некоторые современные гуманисты в своих убеждениях доходят до абсурда.

«В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: «Бастуют родители». Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться», — передает Би-би-си.

Забавная ситуация? Только не для американских родителей, связанных по рукам и ногам множеством запретов. Речь идет не только о физических наказаниях (кстати, если вздумаете шлепать ребенка, пока находитесь в западных странах, рискуете оказаться за решеткой). Но, даже такие наказания как лишение карманных денег, сладкого или возможности играть со своими игрушками, может быть сочтено слишком жестоким. Американские дети знают свои права. В этой стране считается нормальным, когда дети доносят на своих родителей. Нужно ли говорить, что воспитание детей во многих семьях превращается в проблему?

Но некоторые родители пошли даже дальше. Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Ученик может выбить школьное окно и его не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.

Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной, обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму. Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители:

  1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
  2. Строго запрещаются любые наказания.
  3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
  4. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им «спасибо» и «пожалуйста».
  5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение — это скрытая форма принуждения.
  6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

Заметьте, гуманистическое воспитание содержит множество запретов, просто все эти запреты — против родителей. По сути, запреты свелись к следующему: «Если взрослые не будут мешать, из ребенка обязательно вырастет талантливый творческий человек!» Вот воспоминания одной из учениц:

Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита.

Не обучение, а сказка. Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Воспоминания той же самой ученицы:

Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности. Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении. Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке.

Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных наук.

И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили.

Гуманистическое воспитание детей и подростков

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Читать еще:  Духовно нравственное воспитание дошкольников

Помогает проект «Инфоурок»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно — воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции; от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного

развития, позволяющего использовать усвоенное.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

На современном этапе развития нашего общества, в условиях недостаточной востребованности накопленных веками ценностей, отсутствия общепризнанных ориентиров воспитательной работе должно быть уделено серьезное внимание как средству формирования стабильного общества. Причем эта работа должна явиться объектом проектирования как в масштабах образовательной системы и всего будущего образовательного общества, так и в рамках реализации отдельных форм образовательной деятельности и образовательных технологий.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.

Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.

Г уманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности, и предполагаемый гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин “гуманное воспитание ”. Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Развитие человека — результат долго длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие личности.

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих Знаний Умений Навыков представляют сферу эстетических и нравственных качеств.

Эстетическое воспитание — это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы — приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на по ним ании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти — свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает

как субъект своего собственного формирования и развития. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель — идеал дает статичную характеристику личности, динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение потребностям. Свобода личности есть уход от власти низших потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации. В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но, прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентаций, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (системные качества) обусловливают именно ценностные ориентации

Читать еще:  Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и, прежде всего в образовании.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо. Выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности.

Учреждения культуры располагают огромным арсеналом средств интеллектуально — эмоционального воздействия, имеющих общечеловеческий характер.

Мы знаем, что главной целью воспитания является выработка отношений (выражение определенных связей между личностью и другими людьми, окружающим миром, которые затрагивают сферу ее потребностей, знаний, убеждений и.д.).

Одной из основ нравственности является способность понять и принять иную, отличную позицию и связанные с ней проявления другой личности. Для нашего времени ключевым является вопрос о взаимопонимании людей, наций, культур.

Сложившаяся на сегодняшний день обстановка, когда телевидение и другие средства массовой информации захлестнули нашу жизнь и жизнь наших детей кровавыми сценами жестокости и насилия, преимущества западной цивилизации, праздной жизни, нам очень важно не растерять своего национального богатства.

Огромная роль в этом деле отводится школе. Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только шк ола русской культуры в состоянии формировать в других молодого поколения те качества, которые все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание,

благородство, благочестие. Главным результатом воспитания (в идеале) будет личность, способная строить жизнь, достойную жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Социальный характер состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями Реализация идей отечественной теории культуры, позволяет достичь главное цели — воспитать человека — творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота и доброта идут всегда рядом. Надо научить детей не только воспринимать прекрасное и доброе, но и самим творить добро, в силу своих возможностей.

Воспитание в гуманистической педагогике

Воспитание – это целенаправленный процесс, который направлен на передачу опыта подрастающему поколению.

Сущность гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.

Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.

Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Гуманистическое воспитание должно обеспечивать положительную мотивацию к процессу преодоления возможных жизненных трудностей. Основой полноценного и эффективного воспитания является формирование самооценки собственной личности каждым ребенком, осознанием своего «Я», его роли и месте в обществе.

Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.

Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.

Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.

Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.

Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.

Компоненты гуманистического воспитания

По своей сути гуманистическое воспитание состоит из трех основных элементов.

Первым элементом выступает культура, которая имеет все признаки национального воспитания, являющегося основным источником воспитания в целом.

Вторым немаловажным элементом является культура личности каждого отдельного человека.

Третий элемент – это способность к саморазвитию личности человека.

Основными компонентами гуманистического воспитания являются:

  1. Воспитание свободной личности. Данный компонент гуманистического воспитания, заключается в развитии у ребенка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность и т.п.
  2. Воспитание гуманной личности. Основой данного компонента является воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживанию, стремлению делать добрые дела, оказывать помощь ближним и т.п.
  3. Воспитание духовной личности. Предполагает воспитание у ребенка стремления в познании и самопознании, поиска смысла жизни, рефлексии. А так же потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни.
  4. Воспитание творческой личности. Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а так же умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. Творческая личность обладает развитым интеллектом, разнообразными творческими способностями и умениями.
  5. Воспитание практической личности. Данный компонент гуманистического воспитания подразумевает овладение знаниями, в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т.п.). Помимо обладания данными знаниями, необходимо научить ребенка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности.

Методы воспитания в гуманистической педагогике

Метод воспитания – это упорядоченная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на достижение целей воспитательного процесса.

Читать еще:  К задачам нравственного воспитания относят

Методология воспитания в гуманистической педагогике находится во взаимосвязи с передачей накопленного жизненного опыта между поколениями.

Основными методами воспитания, основанного на гуманизме, являются:

  • Воспитание доверием, заботой и уважением. Во время воспитательного процесса вокруг ребенка создается комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребенок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. Не допускается применение насилия (физического или морального) в отношении ребенка.
  • Воспитание ответственностью. В процессе воспитания педагог учит ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Понимать и осознавать последствия своих действий.
  • Воспитание творчеством. Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развития личности, в том числе и его творческого потенциала. Воспитательный процесс организован с использованием различных творческих заданий и упражнений, которые способствуют развитию у ребенка нестандартного решения различного рода ситуаций, креативности и т.п.
  • Воспитание через здравомыслие. Основой данного метода выступает развитие у ребенка здравого смысла, которым он руководствуется во время принятия решений в повседневной жизни.
  • Воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя находящимся в атмосфере любви и благожелательности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

Гуманистическая основа воспитания — путь к личностному росту ребенка. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».

В 80-х годах XX в. гуманно-личностный подход у воспитанников обосновал и практически реализовал в «Школе жизни» известный грузинский психолог и педагог ШО Амонашвили.

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, воспитание все еще тяготеет к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает пассивным, безынициативным исполнителем.

Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями . Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников: от состояния «Я должен» — к состоянию «Я хочу».

Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом состоянии.

Только учитель и воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, — словом, в реальных жизненных ситуациях. Они ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, могут составить наиболее правильное и целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия – любовь. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно.

Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

1. Постараться понять, что они — дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле — с «плюсами» и «минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя , только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель.

Вывод: авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему. Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой. Наша задача – научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами. Относясь уважительно ко всему тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает воспитаннику, что любит и уважает его. Актуально в этой связи звучат слова Л.Н.Толстого: «С грехом ссорься — с грешником мирись».

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) — главная задача школы, а становление индивидуальности личности — ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector