221madou.ru

Мама и Я
212 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманизация процесса воспитания проблемы и противоречия

Доклад «Гуманизация процесса воспитания»

Гуманизация процесса воспитания

Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему нравственно – духовного воспитания.
Наша задача — вместе с родителями воспитать человека как «индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я», помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, нравственно – духовного общения между людьми.
Восточная мудрость гласит: «Человек должен знать свое «Я» и знать, что ведет его к величию или низости, к стыду или честности, к богатству или бедности». Самое главное — научить человека делать добро и уметь его принимать, уметь понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти ему на помощь, над этим постоянно работает педагогический коллектив школы — гимназии.

Цели данного педсовета: выявление и определение педагогических позиций по проблеме гуманизации и гуманитаризации образования, как мировоззренческое и социокультурное самоопределение школьников.

Каковы же задачи гуманистического воспитания?
1.Формирование у ребёнка правильного представления о том, кто такой нормальный, хороший человек, какими он наделён качествами.
2.Развитие у ребёнка правильной жизненной ориентации, то есть того, к чему прежде всего должен стремиться человек, что является главными жизненными ценностями.
3.Развитие способности видеть в себе свои недостатки, пороки и бороться с ними.
4.Формирование способности различать полезное и вредное для себя и противостоять последнему.
В воспитании гуманизма нет мелочей! Всё воспитывает ребёнка и духовно, и нравственно! Это и ваш внешний вид, и интерьер, который вы создаете в своем кабинете и возле него, и режим, и организация досуга, даже правильный подбор учебников, и традиции, и дополнительное образование, и праздники, и нравственно – духовное просвещение педагогов и родителей.
В наши дни идея гуманизации обучения и воспитания является стержнем нового педагогического мышления. Реализация идеи гуманизации требует пересмотра, переоценки основных компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции.

Источник общечеловеческих приоритетов — это источник гуманного мышления, антология гуманной, или, как ее называют сегодня, «экологически чистой» педагогики. Процесс целенаправленного формирования общечеловеческих ценностей лежит в плоскости гуманной педагогики, аккумулирующей в себе всю жизнь ребенка. И сам ребенок в этом процессе рассматривается в трех ипостасях: как явление, как носитель своей судьбы и как носитель энергетики духа. С позиций утверждения общечеловеческих приоритетов в педагогике, он есть высшая социальная ценность общества и должен стать эпицентром всего учебно-воспитательного процесса.

На вопрос, что такое гуманизация образования, в педагогической литературе мы нашли следующие ответы:

гуманизация образования – это признание ценности конкретного ученика;

гуманизация образования – это создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию;

гуманизация образования – это обретение учащимися целостной смысловой картины современного мира;

гуманизация образования – это нравственная и духовная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность.

Гуманизация воспитания (как в широком социальном, так и в узком, педагогическом смысле) представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. По своим целевым функциям она выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Гуманизация воспитания составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников. И, наконец, гуманизация воспитания – ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть педагогического процесса, в котором и педагог, и воспитанники выступают как субъекты развития своей творческой индивидуальности

Гуманная педагогика, одним из родоначальников которой является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей гуманистическому способу освоения мира, очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью.
Дети должны уметь и любить мечтать, а мы, взрослые – учителя, воспитатели, – должны уметь развивать в них способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям.
Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и в тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников.

Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому мы видим нежелание детей учиться, отсутствие интереса, активности на уроках. Очень часто бывает так: все хорошо — и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим — нет контакта с классом.
Гуманизация образования – это введение в учебно-воспитательный процесс критериев моральности, духовности и красоты. Основная составляющая гуманизации учебно-воспитательного процесса – новый подход к определению целей обучения и воспитания школьников.
Таким образом, для демократизации и гуманизации обучения, в первую очередь необходимо на уроке создать следующие условия:
1. необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.
2. учесть возрастные и психологические особенности учащихся.
3. выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.
Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:

Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка.

Читать еще:  Трудовое воспитание дошкольников

Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать

собственными ценностями и нормами.

Деятельный подход в воспитании: ребёнок не готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.

Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.

Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Комплексный подход предполагает воспитание и развитие, каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Перечисленные выше принципы составляют основу нашей воспитательной системы.

Во 2 четверти была проведена диагностика нравственной воспитанности учащихся 5-7 классов и гуманистической нормы жизнедеятельности (нравственности) учащихся 9-11 классов. Из диаграмм видно, нравственная воспитанность учащихся находится на уровне выше среднего.

Диагностика нравственной воспитанности учащихся 5-7 классов

Гуманистическая норма жизнедеятельности (нравственности)

ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации).

Российское общество находится на переломном этапе своего развития.

Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для развития каждого человека.

Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей;

считающая благо человека критерием оценки социальных институтов,

а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.

Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.

Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА /в противовес авторитарной педагогике/ воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целосная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Отличительные признаки гуманистической педагогики.

а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.

б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это самоценность.

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

4. Ориентация на лучшие качества личности.

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».

Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности.

«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!».

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.

Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.

8. Отсутствие прямого принуждения.

/Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/.

Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.

Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.

9. Приоритет положительного стимулирования.

Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

Уравнивание ученика и педагога в правах.

Соблюдение Конвенции о правах ребенка.

Общение, основанное на взаимопонимании.

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор.

При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.

Читать еще:  Трудовое воспитание старших дошкольников

Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

16. Принятие ребенка таким, каков он есть.

Терпимость к детским недостаткам.

Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

Индивидуальный подход.

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.

Конструирование индивидуальных программ развития.

Отказ от ориентирования на среднего ученика.

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9908 — | 7690 — или читать все.

Противоречия и закономерности воспитания

Противоречия воспитательного процесса

Формирование всесторонне развитой личности в ходе воспитания представляет собой такой процесс, при котором происходят как количественные, так и качественные изменения, движущей силой которых считается разрешение противоречий между многообразными воздействиями на ученика и целостным становлением его личности.

В системе педагогических противоречий выделяют как правило внешние и внутренние противоречия. Они проявляются на всех этапах развития личности и противопоставляют чаще всего новые образующиеся потребности человека имеющимся у него возможностям для их удовлетворения. Данное расхождение вдохновляет человека энергично пополнять свои знания, расширять опыт, получать определенные навыки, усваивать нормы и правила поведения в обществе.

В группе внешних противоречий можно выделить объективные и субъективные. К объективным относятся противоречия, порожденные масштабными политическими, финансовыми, экологическими, информационными процессами, происходящими во всем мире. Также весьма часто возникают противоречия по некоторым вопросам между представителями разных поколений в силу отличающегося опыта у каждого из них. К субъективным относятся зачастую противоречия между бурным подъемом знаний и ограниченными возможностями воспитателей и образовательных учреждений в их передаче.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внутренними считаются противоречия между имеющимся у человека уровнем развития и постоянно появляющимися новыми, более высокими, требованиями к нему. Также это могут быть противоречия между целями, которые ставит перед собой человек и теми методами, которые он выбирает для их достижения; между активно-деятельной природой ребёнка и социально-педагогическими условиями его жизни.

Каждое противоречие способно стать движущей силой воспитания при следующих условиях:

  • противоречие обязано осмысливаться как что-то актуальное, а его преодоление – как жизненная необходимость;
  • преодоление противоречия обязано быть посильным для участника воспитательного процесса;
  • противоречия обязаны преодолеваться со временем, шаг за шагом, с опорой на предшествующий опыт.

Для достижения положительных результатов воспитательного процесса необходимо целостное согласие внешних и внутренних противоречий в сознании личности. В связи с этим воспитатель должен заниматься всесторонним изучением личности воспитанника, умело проектировать различные возможности становления и превращать их в конкретные воспитательные задачи.

Понятие закономерностей воспитания

Эффективность педагогического процесса во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания.

Так как человек в силу своей природы подчинен системе естественных законов, действующих в конкретных условиях, можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием именно этих законов, а не вопреки им, что позволяет избегать своебразных ошибок в воспитательной деятельности. Результативную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей. Всё это обуславливает значимость закономерностей в педагогике.

Закономерности воспитания обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих в воспитательном процессе связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на воспитательный процесс. Таким образом, закономерности воспитания можно определить как зависимости эффективности воспитания от некоторых факторов, условий.

Во многом эффективность воспитания будет зависеть от сложившихся воспитательных отношений между педагогом и воспитанником, от соответствия цели и действий для ее достижения, от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников, от интенсивности воспитания и самовоспитания, от активности самих участников педагогического взаимодействия, от эффективности сопутствующих воспитанию процессов: развития и обучения, от качества воспитательного воздействия, от интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.

Основные закономерности воспитания

В воспитательном процессе среди многих закономерностей вполне можно выделить несколько основных:

  1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими, правовыми нормами и ориентирами. Главные направления воспитательной работы должны обязательно исходить от муниципальных и государственных структур.
  2. Зависимость результатов воспитания не исключительно от воспитательной работы, но и от настоящих условий, в которых эта работа осуществляется. В согласовании с этой закономерностью руководитель воспитательного процесса обязан обеспечивать надлежащие условия жизни и деятельности воспитанников.
  3. Процесс становления личности приобретает большую эффективность, когда учащийся выступает субъектом педагогического процесса. Исключительно в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. В таком случае наставник не воспитывает, а актуализирует, поддерживает стремление учащегося к саморазвитию, что в свою очередь обеспечивает условия для его личного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется на основе некоторых принципов. Важно обеспечить мудрое сочетание традиционных основ воспитания с инновационными методами и технологиями в рамках существующих закономерностей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Гуманизация воспитания

5. Гуманизация воспитания

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

Читать еще:  Нравственное воспитание виды деятельности

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

6. Личностный подход

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости синзетивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры,

должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector