221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественная деятельность эстетического воспитания

Понятие и сущность художественно-эстетического воспитания и эстетического развития детей

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Понятие и сущность художественно-эстетического воспитания и

эстетического развития детей

Первая глава нашего исследования посвящена изучению теоретических основ развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в процессе художественно-эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – понятие распространенное. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к работе, окружающему миру, обиходу, обществу, искусству. Исследование видов эстетического воспитания обозначили в своих трудах современные учёные, такие как А.А. Беляев, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.Л. Радугин и др [Каган 1974: 328]. Другие исследователи видят эстетическое воспитание как метаморфизм развития эстетического искусства личности. Тем самым направляя внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Иное суждение высказывали А.Л. Радугина, А.А.Беляев и др., которые рассуждают, что этот факт как телеологическое формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Цель эстетического воспитания – выявление природных задатков человека и развитие творческих способностей, укоренение гармонии между всеми сторонами личности: умом, чувствами, волей. Процесс эстетического воспитания дает возможность формировать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, развивать сущность эстетического вкуса. Одной из главных задач эстетического воспитания содержится в снабжении и формировании выразительного мышления и демонстрирование творческих способностей в искусстве [Акулова 2017: 12].

В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать. Эффективность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд) [ Микляева 2013: 85].

Другие виды искусств, обладая неординарностью и имея свои выразительно-изобразительные средства, обладают направленностью к объединению и слиянию, т.е. к единству. Автором Т.С.Комаровой акцентируется, что потребность синхронного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста определяется в свою очередь тем, что согласно ко всем видам художественно-эстетической деятельности можно акцентировать общие психические процессы, которые представляют собой формирование художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

1.Понимание, определяющееся отдельными различиями, способами восприятия, приумножаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития всех видов способностей, в том числе художественных и интеллектуальных. Благодаря пониманию и восприятию развиваются представления. Когда виды восприятия эстетически окрашены, тогда развивающиеся на их основе представления так же станут эстетическими. Этому содействует общее применение всех видов искусства и проведение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими и музыкальными параметрами;

2. Наглядно-образное мышление, опирающееся на визуальные представления и их преобразование на орудие решения мыслительной задачи;

3. Воображение. В процессе формирования художественно-творческой деятельности воображение необходимо для успешного осуществления деятельности. Необходимость возникает тогда, когда деятельность оказывает удовольствие потребности детей, первоначально в познании, стремлении и содержательной беседе не только со взрослыми, но и сверстниками.

Перечисленные психические процессы служат основой всех видов художественно-эстетической деятельности. Основываясь на это, следует указать следующие группы задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Первая группа задач ориентирована на формирование эстетического восприятия, познания, воображения, эстетического отношения. Воспитатель определить формирование умения видеть и понимать великолепие природы и окружающего мира; развивает эстетический вкус, необходимость в познании прекрасного.

Следующая группа задач направлена на развитие творческо-художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, выразительным движениям, развитию устного творчества. Воспитатели решают задачи, адресованные, на обеспечение самореализации детей: готовность импровизировать, экспериментировать с цветом, фантазировать, овладению разнообразных художественных техник.

Для осуществления задач должны быть созданы педагогические условия: среда (эстетика быта), наличие программы художественно-эстетического развития детей; создание личной художественной деятельности ребенка, применение различных форм, средств, методов, разнообразных видов искусств.

Каждый вид искусства дорог для формирования личности, потому что производит в себе возможности соединять различные искусства при решении одной задачи.

Как писала в своей статье Т.С.Комарова «О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей» раскрываются основы интеграции разных видов деятельности – тематические блоки вариативного характера: «Волшебный сад». «Наши друзья животные», «Моя любимая игрушка». «Кем ты хочешь быть», «Сказочный город». «Моя любимая сказка». В тематических блоках одно содержание осваивается в разных видах деятельности (чтение художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, музыка и т.д.) [Комарова 2008: 16].

Другой подход дается в программе «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Леонова Н. Основой такой программы является синтез трех видов искусства: живописи, музыки, литературы.

Целью ее программы является развитие субкультуры ребенка, воспринимаемой как совпадение эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательное развитие и т.д. Задачи программы Н. Леонова определяет так:

— организовать условия для формирования личности ребенка и осуществления его «Я»;

— приобщать детей к человеческим ценностям культуры, воспроизводимые в произведениях разных видов искусств;

— оказать помощь ребенку узнавать оригинальность и единство «языка» разных видов искусства;

— развивать способности и речь ребенка;

— формировать его эмоциональную сферу и культуру чувств, обучить воспринимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать;

— развивать необходимость в общении с взрослыми и сверстниками, а так же учить культуре общения;

— научить ребенка познавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека [Леонова 2016: 62].

Коротко изложим условия и средства эстетического развития детей дошкольного возраста.

Для воплощения задач эстетического воспитания дошкольников требуются конкретные условия. В первую очередь это среда, где ребенок живет и развивается. Когда обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит великодушные отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., тогда он будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него отвержение. Эстетика быта содержит обилие деталей.

Условием и средством эстетического развития является художественная деятельность детей, как стимулируемая педагогом, так и возникающая по инициативе детей. Творческо-художественная деятельность, так же непосредственно связана с видами искусств, в которой дети, овладевая языковыми средствами, предоставляют образ, чувства, настроения персонажей. Словесно-художественное творчество, изобразительная и декоративно-прикладная практика, художественно-продуктивный труд, дизайн, объединились с видами искусств. Свободная художественная деятельность связана с занятиями, с обучением. Приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театра) способствует для актуализации у ребенка художественно-творческих способностей [Пономарев 2006: 134].

Эмоциональная восприимчивость детей должна поддерживаться в будни, приемом разных средств, материалов в предметно-развивающей среде, а так же активной позицией взрослого.

В современных условия в ДОО обращают внимание на следующие задачи эстетического воспитания:

— постоянное формирование восприятия прекрасного, эстетического чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

— приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

— развивать основы эстетического ощущения детей и умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

— формировать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, должна быть натуральной, яркой, активной. Когда эстетически развит ребенок, тогда крепче его художественные умения и навыки, и полностью формируется его творческая деятельность [Усова 2005: 72].

Абсолютно, главное место в реализации эстетического воспитания отводится детскому саду, а так же огромна и роль семьи. Только при взаимном сотрудничестве детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не все дети станут музыкантами или художниками, но у всех можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Педагог оказывает помощь семье организовать нужные условия для верного эстетического воспитания детей. Воспитатель передает важность эстетики быта, наставляет ребенка, добивается, чтобы у него в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги [Новлянская 2016: 37].

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых развиваются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать, наслаждаться и способность творить в искусстве. А эстетическое развитие это процесс становления, улучшения эстетического отношения, эстетической деятельности личности. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание владеет активной и творческой направленностью, которая обязана не ограничиваться только пассивной задачей, а должна развивать талант, способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание 2 класс

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через различные содержание, средства, формы, программы. Главное создать педагогические условия для организации художественно-эстетической деятельности детей.

Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях реализации Стандарта

Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.

Художественно-эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению. Б.Т Лихачев, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их чувствительную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.

Художественно-эстетическое воспитание – направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Основы художественно-эстетического развития:

— Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);

— связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);

— объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);

— художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);

— индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).

В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:

— эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);

— природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)

— oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);

— самостоятельная художественная деятельность детей;

Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или – театрализованная игра.

Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.

Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.

Театрализованные игры делятся на:

1. Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).

2. Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные виды театра и каждый будет по-своему интерес ребенку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8773 — | 7582 — или читать все.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья на тему

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки — потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 — 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

С самого раннего детства ребенок обращает внимание на красивые, яркие предметы вокруг него, по-разному реагирует на различную музыку. Чтение стихов или сказок, рассматривание картинок подсознательно порождают в нем множество приятных эмоций. По мере роста и развития ребенка подсознательное становится все более осознанным, формируется художественно-эстетический вкус, стремление к творческой деятельности. Однако происходит это не само по себе, а в процессе воспитания. Развивая эстетические чувства малыша, родители закладывают фундамент его богатого духовного мира. Поэтому значимость художественно-эстетического воспитания нельзя недооценивать.

Чем это полезно?

Художественно-эстетическое воспитание – процесс сложный, кропотливый, поскольку неразрывно связан с эмоциональной, творческой составляющей детской психики.

Что это дает ребенку?

  • Развивает способность видеть красоту в окружающем мире, искусстве, отношениях людей, быту, природе.
  • Воспитывает чувства, ум ребенка.
  • Обогащает эмоциональную сферу.
  • Помогает развивать фантазию, воображение.
  • Стимулирует желание создавать собственные творческие работы.
  • Ориентирует на получение навыков художественной, а также другой творческой деятельности.
  • Формирует представления о видах искусства.
  • Учит понимать художественную и практическую ценность произведений искусства (музыки, живописи, фольклора, литературы).
  • Учит сопереживать персонажам литературных произведений.
  • Дает представление о понятиях «прекрасное», «безобразное», «гармония», «дисгармония», «трагическое», «комическое».
  • Обогащает чувственный опыт.
  • Формирует эстетический вкус.
  • Учит нравственности.
  • Стимулирует познавательную активность.
  • Обогащает духовную сферу.

Маленький ребенок с раннего возраста учится на примере родителей и того окружения, в котором он растет. Поэтому создавайте для него благоприятные условия, которые будут способствовать формированию чувства прекрасного. Пример должен быть правильным. Ваша одежда, речь, поведение, игрушки для малыша – все это должно закладывать в крохе первые эстетические чувства.

Красота и искусство

Любая методика художественно-эстетического развития дошкольников состоит из художественной части (умение понимать и ценить искусство, творить самому) и эстетической (формирование основ вкуса, гармонии, чувства прекрасного). Осознанным развитием этих сфер можно заниматься с раннего дошкольного возраста, постепенно обогащая опыт ребенка.

Создавая благоприятную среду для эстетического развития, родителям важно позаботиться о том, чтобы дом был чистым, уютным, в нем присутствовали художественные элементы (картины, статуэтки). Если во всем этом чувствуется вкус, со временем ребенок научится его понимать, а затем – развивать это качество в себе.

Научить чувствовать прекрасное лучше всего может природа. Поэтому необходимо дать ребенку представление об этой красоте. Для этого важны частые выезды на природу, рассказы родителей о том, как гармонично в ней все устроено, какие красивые линии, формы, цвета у растений, животных, какая гармония присутствует в цветовой палитре природных ландшафтов в разные времена года. При этом очень важно объяснять и показывать на своем примере, что к природе нужно относиться бережно – не ломать ветки, не убивать просто так насекомых, не бросать мусор в водоем, а увозить его с собой в пакете.

Кроме прочего, выезды на природу будут способствовать гармонизации семейных отношений, расширению кругозора, развитию речи ребенка.

Для развития художественной составляющей интеллекта у детей дошкольного возраста надо постепенно погружать их в мир искусства. Примерно с 2 лет можно знакомить кроху с репродукциями известных картин, изображения на которых будут ему понятны (персонажи или сюжеты сказок, изображения животных, натюрморты с фруктами, цветами). Полезна будет классическая музыка, которую дома включают периодически. В этом возрасте уже можно посещать кукольный театр.

Примерно с 3–4 лет можно начинать обсуждать с крохой услышанное или увиденное, делиться впечатлениями, рассказывать о музыкальных инструментах.

С 4–5 лет полезно посещать с малышом детские музеи или выставки. Немного позже можно познакомить ребенка с детской филармонией или балетом, посещая с ним представления, соответствующие возрасту.

В качестве развивающих наглядных пособий для воспитания чувства прекрасного могут выступать предметы окружения (картины, портреты писателей, постеры с пейзажами), а также плакаты, знакомящие с разными видами ремесел (гжель, хохлома, палех, жостово, дымково), альбомы репродукций, пособия по лепке из глины или пластилина, конструированию из природных материалов, готовые наборы для детского творчества.

Само собой, в детской библиотеке должны быть соответствующие книги. Какие? Прежде всего, сборники русских народных сказок – кладезь народной мудрости. Персонажи этих сказок могут научить ребенка ценить добро, осуждать зло, не совершать плохих поступков, быть трудолюбивым, помогать друзьям – то есть дать дошкольнику нравственную основу для эстетического развития. Из классических произведений в эту категорию можно отнести, в первую очередь, сказки А. Пушкина, сказки и рассказы Н. Носова.

Произведения Ф. Тютчева, А. Фета, И. Бунина помогут малышу воспринимать и ценить красоту родной природы.

Что еще могут сделать родители?

Роль родителей в процессе воспитания художественно-эстетических чувств огромна. Они могут не только с раннего возраста подавать ребенку пример, но и создавать необходимые условия для развития в своем крохе «прекрасного, доброго, вечного». Для этого важно:

  • ограничить время слушания радиостанций, просмотра телевизора, игр за компьютером;
  • выбирать для малыша «старые и добрые» мультфильмы, сказки, развивающие передачи;
  • обсуждая, помогать дошкольнику осмысливать впечатления от произведений искусства;
  • подбирать и выразительно читать лучшие произведения художественной литературы (стихи и сказки классиков, произведения фольклора);
  • часто устраивать живое общение с природой (ходить в парк, выезжать в лес, к пруду, посещать зоопарк);
  • заниматься с ребенком творчеством: петь, рисовать, лепить, танцевать, конструировать, собирать мозаику, клеить панно, инсценировать. Будет прекрасно, если ребенок отразит в своих творениях чувства, вызванные в нем произведениями искусства (посещением картинной галереи, прослушиванием музыкального или литературного произведения) либо общением с живой природой.

Творческие занятия способствуют воспитанию у дошкольников художественно-эстетических качеств, формированию важных навыков:

  • умения составлять композицию;
  • гармонично сочетать цвета и формы;
  • осваивать принципы построения узоров и орнаментов;
  • использовать воображение;
  • развивать терпение, упорство, усидчивость;
  • тренировать мелкую моторику, глазомер;
  • мыслить образно.

Игровое художественное творчество

Известно, что основной вид деятельности ребенка – игра. Один из способов наиболее легко, но при этом глубоко погрузить малыша в творческую, художественную деятельность – предлагать ему сюжетно-ролевые игры. Они помогают познавать межличностные отношения и демонстрировать свои способности. В таких играх дети пользуются своими личными средствами выразительности: речью, интонациями, пением, мимикой, пластикой. Даже самые простые из таких игр развивают эстетическое начало в малышах. Например, играя в «дочки-матери», девочка учится проявлять нежность, ласку, заботу, любовь; играя в доктора, малыш учится сопереживать, помогать другим.

Истинно художественными можно назвать такие виды сюжетных игр, как, скажем, «музыкальный концерт» (особенно для мамы или бабушки, ко дню рождения или к 8 Марта), «праздник» (малыши учатся организовывать и проводить праздник, который порадует гостей), «театр» (многим детям нравится проявлять свои актерские способности, а деткам скромным и стеснительным это помогает раскрепоститься и поверить в себя). Кроме всего прочего, такие виды игр способствуют возникновению между детьми дружбы, основанной на совместных эстетических переживаниях.

Организуя и проводя такие игровые занятия с детьми, взрослые, прежде всего, должны научить детей чувствовать образ того героя, который они хотят воплотить, понимать и уметь передавать его характер.

Также важно всемерно поощрять инициативу детей, их творческое, художественное начало.

Полезные занятия

Кроме всего перечисленного развитию художественно-эстетического начала у дошкольников способствуют и другие игры. В том числе – групповые.

  • «Ищу тебя». Тот, кому выпала роль ведущего, ищет детей по определенным признакам (с серыми глазами, в одежде красного цвета, с именем на гласную букву). Те, кто соответствует заданному параметру, должны подбежать к ведущему. Тот, кто не успел или ошибся, становится ведущим.
  • «Под звуки музыки». Детям предлагается классическое музыкальное произведение (например, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» Чайковского) и несколько репродукций пейзажей с разными временами года («Золотая осень» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Рожь» И. Шишкина). Дети должны прослушать музыку и решить, какая из картин соответствует тому настроению, которое мелодия передает («Золотая осень»).
  • «Весна пришла». Детям показывают несколько изображений времен года. Если на картине присутствуют признаки весны, дети подают знак (топают, хлопают, подпрыгивают). Подобную игру можно проводить и по другим временам года. Важно, чтобы дошкольники научились правильно определять признаки любого из них.
  • «Чудеса красок». Каждый ребенок получает набор карточек, на каждой из которых изображено по три воздушных шарика. Два окрашены основными цветами (красным и желтым, или синим и желтым, или красным и синим), а третий – не окрашен вовсе. Задача малышей – смешать присутствующие цвета на палитре и выяснить, какой цвет при этом получится, чтобы затем раскрасить им прозрачный шарик (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Победит тот, кто быстрее и аккуратнее справится с работой.

Итак, художественно-эстетическое воспитание – важная часть гармоничного развития маленькой личности. Чтобы этого добиться, взрослые должны сами во всем быть примером, создать соответствующую развивающую среду, организовать активное общение малыша с природой и искусством, предложить ему разнообразную творческую деятельность и всеми способами поощрять его творческие порывы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector