221madou.ru

Мама и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественно эстетическое воспитание 2 класс

Программа по эстетическому воспитанию младших школьников «Красота. Культура. Творчество»
материал (2 класс) на тему

В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_kkt.rar21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства … Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В. А. Сухомлинский

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной проблемы современного мира – эстетизации личности ребенка.

Умение эстетически правильно оценивать предметы и явления при непосредственном контакте с ними, умение творить красоту вокруг себя, умение наполнять свой «детский» мир эмоциональными переживаниями, ярко окрашенными представлениями – все это качества, которые необходимо сформировать у младшего школьника.

В основу программы положены различные средства эстетического воспитания: природа, музыка, литература, живопись. Использование вышеназванных средств в формировании эстетической культуры младших школьников дает возможность им не только почувствовать многомерную красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.

Программа состоит из отдельных блоков, включающих в себя определенные темы занятий. Содержание занятий предоставляет детям возможность почувствовать мир красоты в целом, позволяет развивать их творческие способности, дать оценку предметам и явлениям окружающей действительности. Содержание каждого блока можно реализовывать отдельно от остальных, однако для решения поставленной цели необходимо вести систематическую работу по всем шести блокам.

Кроме того, в программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы по эстетическому развитию личности ребенка. Это беседы, практические занятия, творческие мастерские, экскурсии, походы в музеи и галереи… Местом проведения воспитательных дел может быть классная комната, лес, парк, музей, картинная галерея.

Целенаправленная работа в выбранном направлении позволит подвести детей к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, а это в свою очередь будет способствовать успешному решению задач программы.

Цель программы : воспитание эстетической культуры младших школьников.

Цель реализуется через задачи :

— формирование общей культуры учащихся;

— развитие эстетических чувств младших школьников, творческих

— формирование активного интереса к произведениям искусства;

— формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

— воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

Дата публикации: 08.01.2018 2018-01-08

Статья просмотрена: 1954 раза

Библиографическое описание:

Симонова П. С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 142-146. — URL https://moluch.ru/archive/188/47684/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.

Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

The article presents the results of the research of artistic development in primary school.

Key words: artistic development, primary school, training activities.

Начальной школе принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, потребностей и предпочтений. На основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу начального образования в нашей стране, установлено, что задача художественно-эстетического развития детей является наиболее актуальной в массовой практике общественного воспитания. Содержание, цели такого развития обусловлены историческими и культурными особенностями общества, его актуальным состоянием, тенденциями общественного развития, глобальными мировыми процессами. В Программе развития воспитательной компоненты образовательной организации для учителя предусмотрен комплекс мер в сфере культуротворческого и эстетического воспитания: организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

развитие эстетического воспитания;

создание условий для посещения экскурсий, организации встреч с известными людьми, приглашении гостей, которые могут поделиться с детьми своими навыками, умениями и опытом.

Обозначено особое направление: культуротворческое и эстетическое воспитание — формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития. По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

По словам Т. С. Комаровой, художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников. Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить. К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей. Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом.

Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов.

Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом (рис. 1).

Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников.

Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания (табл.№ 2). Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности.

Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников.

Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что художественно-эстетическое развитие младших будет эффективно, если:

‒ определены приоритетные направления реализации художественно-эстетического развития младших школьников путем общения детей с произведениями литературного чтения;

‒ использование дидактических средств будут соответствовать возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников;

‒ организована творческая деятельность на уроках литературного чтения, ориентированная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам.

Для использования дидактических средств, соответствующих возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников, нам помогла имеющаяся рабочая программа к урокам литературного чтения УМК «Перспектива». Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра. Это помогало детям в формировании умения мыслить аналитически, а не поверхностно. При знакомстве с «прекрасным» на уроках, мы научили детей любоваться красотой слов, умением авторов излагать мысли в стихотворной форме, а также анализировать и рассуждать о смысле прочитанной в учебнике пословицы или поговорки и подводить итоги о прочитанном.

Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках.

Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников, достигнута. Педагогическими условиями выступили: проведение диагностики класса методами наблюдения и беседы, составление экспертной оценки, измерение уровня художественно-эстетического развития 1 «М» класса в начале и конце нашего исследования. А средствами, направленными на художественно-эстетическое развитие, стали проведенные нами уроки литературного чтения, а также запланированные мероприятия, подробно описанные во второй главе нашего исследования.

Подтвержденная гипотеза и достигнутая цель способствовали решению основных задач, а именно:

1) нами был выполнен анализ литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания;

2) мы изучили особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;

3) провели анализ педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках.

Таким образом, нашу работу можно считать успешно организованной и завершенной, а результаты эксперимента — грамотно сформулированными.

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова. Литературное чтение: самое великое чудо на свете. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  2. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983 (304 тр
  3. Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
  4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Российская академия наук, 1999.
  6. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
  7. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976.
  8. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.

Программа эстетического воспитания в школе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Директор школы _________

Программа эстетического воспитания в школе

Для успешного развития российского общества, формирования чувства гражданственности, преодоления негативных явлений в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры учащихся школы, уровень эстетических понятий, представлений, эстетических потребностей и интересов.

Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу учащихся, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения людей.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Каким должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

Эстетическое воспитание должно осуществляться на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. В процессе эстетического воспитания происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутренне духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность учащихся к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и представление об идеале.

Эстетическое образование, приобщение учащихся к сокровищнице мировой культуры и искусства являются необходимыми условиями для достижения главной цели эстетического воспитания.

Цель: Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.

-формирование основ эстетической культуры личности,

-формирование художественной культуры личности,

-воспитание творческих потребностей и способностей.

Принципы эстетического воспитания:

-возрастное соответствие – содержание, формы, и методы должны соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей;

-опережающее воздействие – чем раньше личность попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на результативность эстетического воспитания;

— комплексность — формирование основ эстетической культуры личности, художественной культуры личности, воспитание творческих потребностей и способностей;

альтернативность – эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированное на самосовершенствование личности.

Механизм реализации программы.

Организационное сопровождение Программы осуществляет администрация школы.

Исполнители Программы: педагоги и учащиеся школы.

Администрация школы осуществляет руководство и контроль.

Администрация школы обеспечивает финансирование мероприятий за счет средств внебюджетных источников.

Исполнители Программы: педагоги и учащиеся.

Оценка эффективности программы:

-выявление степени приобщения учащихся к ценностям эстетического воспитания;

-повышение эстетической культуры учащихся.

Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре села, Отечества и к мировой культуре; умение найти свое место в творчестве.

Основные методы и формы проведения занятий:

игра, беседа, рассказ, дни театра, музыкальные вечера, олимпиады, выставки, экскурсии, посещение театров, музеев

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

(культурно-эстетическое воспитание. Система мероприятий по нравственно-эстетическому воспитанию, направленных на познание истории этикета, ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях);

(социально-нравственное воспитание. Ориентировано на изучение правил взаимодействия в коллективе, обучение практическим приемам поведения в различных жизненны ситуациях, формирование умений вести себя в школьном коллективе);

(духовно-нравственное воспитание. Направлено на развитие и активизацию творческих качеств личности, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, милосердия, заботы о людях);

Нормы этики в отношениях с окружающими

(социально-нравственное воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование нравственной культуры, формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения, готовности к социализации в обществе).

Формы организации деятельности учащихся

уроки этикета, классные часы, беседы, викторины, творческие конкурсы, занятия в кружках по интересам, коррекционные занятия, психологические практикумы, выставки, экскурсии, внеклассные мероприятия, необходимые для создания условий для выражения личностной позиции учащихся, развития творческих способностей, формирования культуры поведения и общения обучающихся.

Основные направления и их реализация

1. Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.

2. Приобщение к духовным ценностям.

(Проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов…)

1. Выявление и развитие у учащихся творческих способностей.

2. Создание условий для творческой самореализации учащихся.

(Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания. Привлечение учащихся в кружки и факультативы. Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность)

Цель: знакомство обучающихся с историей этикета, основными правилами этикета, формирование основ взаимоотношений с окружающим миром.

— воспитывать любовь и уважение к людям, животному и растительному миру;

— рассказать о необходимости доброты, радости в жизни человека, способствовать созданию благоприятной атмосферы для взаимоотношения детей.

Художественно эстетическое воспитание 2 класс

· учебную деятельность учащихся,

· внеклассную и внешкольную работу

Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть целостного процесса эстетического воспитания.

С видами и жанрами искусства учащиеся знакомятся в процессе овладения искусством. В школах нашей страны введены новые программы по музыке, разработанные под руководством композитора Д. Б. Кабалевского. Они обеспечивают подлинное единство обучения и воспитания. Построение их тематическое. Песня, танец, марш познаются детьми как три основные сферы музыки. В литературе и живописи раскрываются внутренние связи.

Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Программа по изобразительному искусству для средней школы разработана под руководством художника Б. М. Неменского. Ее основной идеей является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании именно этих связей. С точки зрения формирования художественной культуры учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы: 1. Основы художественных представлений, основы художественного мышления (знаний) и основы художественного сознания (культуры). Реальные связи искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Учащиеся отдают предпочтения разным видам искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к искусству, чем мальчики и юноши. Исследователи пришли к выводу, что полезнее развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства, углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех видов искусства.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного.
Многое для художественного образования и воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе, фактами деградации искусства в условиях капитализма. Учитель имеет возможность конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в поведении людей.

Колоссальные возможности для эстетического развития детей таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и процессов. Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под эстетическим углом зрения. Сколько раз они любовались крупными снежинками и ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают детей, пробуждают интерес. Изучение фактов, явлений, законов науки много выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых, открывших эти законы природы. Высокие нравственные и эстетические качества ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического самовоспитания учащихся.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт. Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение,

2) развитие эстетических чувств

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др. Наиболее эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных направлений и жанров искусства. В средних классах необходима продуманная система бесед по эстетике. Неоценимое значение для художественного образования старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с учащимися. При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного потребления лекционной информации вне школы. Лекции по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве. Ценимой учащимися формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить.
Известную искусствоведческую информацию школьники получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое приобщение учащихся к литературе и искусству.
В процессе художественного просвещения учащиеся должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у школьников интерес к высокохудожественным произведениям.

Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных лекториев, вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное — позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего свободного времени отдают телевидению и кинематографу.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное — создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Формами обогащения художественного опыта учащихся во внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др. Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую активность учащихся.

Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или каком-либо другом творчестве. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных произведений. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и мелодию.

Особенно большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии учащихся. Согласно открытому Л. С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной психологической основе.

Школьная художественная самодеятельность не ставит своей целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности. Через искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности. Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.

Правильно поставленное эстетическое воспитание направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

Читать еще:  Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×