221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественно эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

художественно-эстетического воспитание детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) по теме

художественно- эстетическое воспитание- часть всестороннего развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
khudozhestvenno_estet._razv.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Для реализации цели выдвигается следующая гипотеза: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

ѕ обеспечение программно-дидактическим материалом;

ѕ создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;

ѕ разработка технологии обучения детей ручному творчеству.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов — к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Пути и средства художественно-эстетического воспитания

· ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

· доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

· знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.);

— знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

— работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

Задачами занятий по ручному творчеству являются:

1. Осознание художественно-эстетического вкуса.

2. Развитие образного мышления.

3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.

5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества

Можно сказать, что процесс детского творчества приобретает характер творческой деятельности. Очень важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы. Наличие хороших качественных художественных материалов (бумага, краска, глина, наборы цветных карандашей, кисти) обеспечит развитие творческой деятельности дошкольников.

Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка:

* организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

* общение с искусством, материальное обеспечение;

* учет индивидуальных особенностей ребенка;

* бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

* организация атмосферы творчества и мотивация задания.

основой художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:

· личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

· развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

· создание художественного образа — личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

· изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Анализ научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка;

· разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц;

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Страна образования

Автор: Козелкова Олеся Александровна
Должность: студент 2 курса магистратуры
Учебное заведение: СГСПУ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Художественно–эстетическое воспитание старших дошкольников средствами фольклора
Дата публикации: 02.12.2018
Раздел: дошкольное образование

«Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – художественно-

уделяется вопросу применения фольклора для художественно-эстетического

воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Возраст от рождения до 6-7 лет является сензитивным периодом для

накопления и развития творческого и личностного потенциала человека.

художественно-эстетического и креативного развития детей. Понятно, что от

того, насколько правильными будут подходы к решению этой проблемы и

успешность маленьких воспитанников в дальнейшей жизни.

П р и н ц и п и а л ь н о е

н а ко п л е н и е

художественного опыта. В словесном творчестве на первый план выступает

восприятие произведений художественной литературы, устного народного

(пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), в единстве содержания и

художественной формы (А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.Н. Никифорова,

Е.А. Флерина, Н. М. Якобсон).

воспитания старших дошкольников при помощи фольклора.

прекрасного в искусстве и действительности; способность к творческому

с о з н ат е л ь н о го ,

целеустремленного, планомерного и систематического развития личности.

специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно:

небольшой объем текста, доступность содержания, увлекательный игровой

сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка.

Ф ол ь к л о р н ы е

п р о и з вед е н и я

от м еч а ют с я

к р а с о ч н о с т ь ю ,

функционирующих в детской среде или выполняемых специально для детей

духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней

потребности субъекта в непрерывном совершенствовании и в реализации

своих художественных способностей и творческих возможностей.

забавлянок, невольно, подсознательно проходит воспитание детей с самого

раннего возраста. В процессе игровой деятельности создаются условия для

естественного развития художественных способностей, которые становятся

расширяется определенный круг их представлений об окружающем мире,

накапливается жизненный опыт, увеличивается словарный запас, развивается

фантастические (волшебные) сказки, сказки о животных, социально-бытовые

сказки и небылицы, кумулятивные сказки.

Термин «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке и означает

виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический

органично сочетая репродуктивные, стандартные, традиционные элементы с

Как показал опыт, выразительные рассказы, беседы о героях сказок, о

преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – значительно

развивают эстетическое восприятие детей, возбуждают их воображение.

Содержание пословиц не надумано. Оно очень тесно связано с бытом, с

жизнью человека, она концентрированно передаёт от поколения к поколению

народный опыт, правила человеческого общежития.

художественное изречение, яркое, образное, афористичное.

Подчеркивая художественные особенности поговорки как жанра, Т.А.

Конышева писала: «По своей сущности поговорки — это поэтическая форма

слова: метафора, сравнение, эпитет, определение» [2, с.112].

прочитай пословицу. Объясни значение этих пословиц. На какую тему эти

1) поймаешь, не, вылетит, Слово, воробей, не.

2) познать, человека, птицу, по, перьям, а, по, языку.

3) слова, теплого, и, лед, от, размораживается.

4) слов, больше, где, мало, там правды.

Примеры метафор: Медведь на ухо наступил; повесил голову; заморил

Сравнение: сидит как на иголках; глуп как пробка.

Эпитеты: больной вопрос; горькая истина.

Загадки являются малыми формами устного народного творчества, в которых

признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы

Примером русских народных загадок могут быть такие: «Осенью не

увядает, зимой не умирает» (елка), «Наскакался, наплясался, под печкой

(подсолнечник) и многие другие.

В произведениях этого жанра дети воплощают юмор, задор, живость,

ритмичный характер, так как рассказывают о нереальных событиях. Очень

понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы

быстрому запоминанию текста.

С помощью скороговорок и других малых форм детского фольклора

дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку,

удивление, предупреждение и тому подобное.

оригинальных средствах слов, произношение которых требует определенных

усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции, что в

свою очередь, повышает уровень культуры всего вещания. Например:

1. Хитрую сороку

А на сорок сорок

2. На печи, на печи

Вкусные и горячие

Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

эстетическом, эмоциональном и художественном [5, с.492].

сенсорными задачами. Цель игровых действий заключается в том, чтобы

звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и

действия, систематически проводимые во время музыкально-дидактических

игр помогают планомерно и систематически развивать музыкальный слух,

вырабатывают умение не просто слушать музыкальные произведения, но и

вслушиваться в них, различать изменение регистра, динамики, ритма в одном

среднего регистра — второго, на звучание низкого регистра реагируют дети

третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее

реагировали на изменение звучания.

Педагогическими принципами эффективного использования фольклора

дошкольников, по моему мнению, выступают: использование в деятельности

подходящего материала, представленного различными видами и формами

ознакомление детей с русскими фольклорными традициями через создание

творческими компонентами, с использованием соответствующих забав, игр,

русском фольклоре в процессе музыкально-рече-ритмической двигательной

Учитывая то, что детям дошкольного возраста присуща потребность в

движениях, желание участвовать в подвижных играх, познавать и разучивать

новые движения, необходимой частью работы должно быть использование

различных видов русских хороводов («Со вьюном я хожу», «Сиди, Яша»),

бытовых и сюжетных танцев («Ладушки, ладушки, поссорились бабушки»,

фольклора образцы, так и импровизационные компоненты.

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 26.11.2018 2018-11-26

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Туребекова Г. А., Юсупова М. С. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 383-385. — URL https://moluch.ru/archive/233/54205/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматриваются на основе анализа педагогической литературы раскрывается содержание и определяются методы хореографической деятельности, на основе которых осуществляется эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на гуманистических основах. Освещаются задания гуманистической педагогики, которые могут решаться в ходе танцевальной деятельности, сориентированной на развитие эмоциональной творческой сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, гуманистическая педагогика, хореографическая деятельность.

Модернизация образовательной системы на современном этапе становления предусматривает целостный, гармоничный, эстетически-художественное развитие личности ребенка. Именно поэтому все звенья области, в том числе дошкольного, направляют свои усилия на формирование художественно-культурных ценностей личности ребенка, основанное на изучении индивидуальных возможностей, условий для самореализации и самоопределения на всех этапах жизнедеятельности. Такой подход предполагает осуществление процесса эстетического воспитания на гуманистических началах.

Поэтому воспитательный процесс строится с учетом его потребностей, интересов, мотивов, возможностей и тому подобное. Рассматривая направления гуманистической педагогики, ученые определили основные задачи личностно-ориентированной образовательной системы, в частности:

– развитие гармонично развитой, духовно обогащенной ребенка, основой жизнетворчества которой является культурно-духовные ценности человечества;

– формирование эстетических понятий и взглядов детей старшего дошкольного возраста, на основе которых происходит восприятие прекрасного в жизни и искусстве;

– развитие творческого потенциала детей.

Во время хореографической деятельности создаются условия, при которых ребенок является субъектом процесса обучения и воспитания, а его личность понимается как высшая ценность, как самоцель педагогического воздействия. Формы и методы хореографической работы на таких занятиях направляются на развитие индивидуальных качеств каждого ребенка, самобытности и неповторимости, стимулируют их дальнейшее поэтапное эстетическое развитие.

К сожалению, сегодня не все дети старшего дошкольного возраста имеют хорошее состояние здоровья, поэтому предлагаем исключить из процесса танцевальной деятельности методы, которые могут повредить физическому состоянию воспитанников: метод многократного повторения упражнений и метод силовой нагрузки на организм детей.

Кроме того, не все дети имеют мягкие, эластичные мышцы тела, легкий прыжок, стройную осанку и тому подобное. То есть те параметры, которые важны для профессионального хореографического искусства. Поэтому на занятиях по хореографии в дошкольных учебных заведениях необходимо изучать движения, которыми может овладеть каждый ребенок. Для каждого воспитанника образные темы, роли в игровых задачах, ассоциативные упражнения подбираются индивидуально, в соответствии с ее психологическими, физически пластичными, творческими возможностями. Это даст детям возможность осознать свою роль в процессе обучения и воспитания.

Именно поэтому следует наполнять содержание хореографической деятельности элементами, которые соответствуют физическим возможностям детей. К таким относим:

  1. Элементарные и упрощенные движения классического танца. Их усвоение будет эффективным при условии включения в специальных танцевально-ассоциативных игр.
  2. Элементарные движения народного танца. Предлагаем изучать не только движения зарубежного танца, но и простейшие элементы белорусского, молдавского, эстонского, грузинского танцев. Для успешного овладения ими уместно внедрять в содержание хореографической деятельности детей старшего дошкольного возраста танцевально-театрализованные композиции.
  3. Элементарные движения современного танца. Учитывая потребности детей, важно вводить в воспитательный процесс по хореографии элементы популярных эстрадных стилей, овладение которыми будет осуществляться при применении имитационно-игровых комбинаций.

Важным для эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является создание благоприятного морально-психологического климата на занятиях хореографии, что обеспечит сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников.

Важным для эстетического развития детей старшего дошкольного возраста является создание благоприятного морально-психологического климата на занятиях хореографии, что обеспечит сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников. Для этого в содержание хореографической деятельности надо внедрять танцевально-творческие игры и задания с учетом особенностей темперамента каждой личности ребенка. Например, наиболее активные из них могут реализовывать эмоции, создавая танцы под зажигательную, быструю современную музыку, уравновешенным детям надо предлагать спокойный музыкальный материал. Также считаем целесообразным внедрение самостоятельного распределения между детьми танцевально-образных ролей в танцевальных композициях, композициях, играх соответствии с их темперамента. Использование на занятиях по хореографии указанных форм работы развивать эстетико-оценочные способности детей старшего дошкольного возраста, формировать в них эстетические суждения, потребности и ценности.

Вывод. Считаем необходимым исследовать влияние хореографической деятельности на формирование мотивации на эстетическое воплощение телесных проявлений детей старшего дошкольного возраста, что будет способствовать повышению уровня их эстетической воспитанности.

  1. Макаренко А. С. О воспитании: / Макаренко Антон Семенович; — 2-е изд., перераб. и доп. — М. 1990.
  2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Педагогика. — 2007.

Художественно эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хабибуллина Эльвира Рифатовна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

— максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

— взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

— интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

— уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

— организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

— вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака — лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Читать еще:  История трудового воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector