Художественно эстетическое воспитание дошкольников по фгос
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного , музыкального , изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика — «Музыкальное развитие».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Дата публикации: 23.11.2018 2018-11-23
Статья просмотрена: 1686 раз
Библиографическое описание:
Кайсаканова Т. А., Зуйкова Г. В., Бернацкая А. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2018. №47. С. 357-358. URL https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 23.03.2020).
Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.
В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.
Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.
В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:
– поддержка специфики и разнообразия детства;
– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:
Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.
У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.
В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.
Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.
Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.
- Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
- Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
- Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
- Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
- Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованием ФГОС ДО »
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованием ФГОС ДО » Выполнила — Никитина Любовь Сергеевна, старший воспитатель филиала МАДОУ д/с Сказка» с. Карлыханово «Д/с «Тополёк»с. Емаши»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.(В.А. Сухомлинский)
Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
ФГОС ДО одной их приоритетных задач художественно-эстетического направления считает формирование общей культуры дошкольников, в том числе формирование ценностных ориентаций, а также развития нравственных, эстетических качеств личности детей. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в воплощении художественного замысла.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.
Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий: — обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности; — организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры; — предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла; — поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
В пункте 3.4.2. ФГОС ДО говорится, что педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
К педагогу предъявляются определенные требования: -Поддержка индивидуальности и инициативы детей; — Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; — Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; -Организация сотрудничества с родителями воспитанников
В учреждении должна быть создана такая образовательная среда, которая предоставляет возможность самореализоваться каждому ребенку, выявить подлинную индивидуальность, развить творческие способности в естественных условиях его жизнедеятельности. Задачей педагогов является умение создать ситуации успеха для каждого ребенка, создать условия реализации и развитие творческих способностей детей.
Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Каждый ребёнок по своей природе –творец.
Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет: -Тесная связь с искусством; -Индивидуальный и дифференцированный подход к детям; -Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности; -Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности; -Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей; -Создание эстетической предметно-пространственной развивающей среды.
Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности, возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.
В настоящее время существует значительное количество разнообразных инновационных образовательных технологий: — Игровая технология; — Технология уровневой дифференциации; — Проектная технология; — Компьютерная технология; — Коррекционная технология и др. Использование инновационных педагогических технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают возможность повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом, а также сделать образовательный процесс более доступным и интересным.
- Никитина Любовь СергеевнаНаписать 66 11.03.2020
Номер материала: ДБ-1046287
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- 11.03.2020 10
- 11.03.2020 8
- 11.03.2020 8
- 11.03.2020 16
- 11.03.2020 12
- 11.03.2020 15
- 11.03.2020 10
- 11.03.2020 21
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Проект по художественно-эстетическому развитию по ФГОС в ДОУ
Художественно эстетическое развитие по ФГОС в ДОУ — это обязательная часть образовательного процесса. Детям важно сформировать чувство прекрасного, их нужно научить пониманию произведений искусства, приобщить к творческому процессу, ведь образование в современном мире должно быть всесторонним.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС — действия по формированию у ребят способности воспринимать действительность через художественно-эстетическую призму, а также направленные на то, чтобы активизировать творческую деятельность детей в соответствии со стандартами красоты.
Малыши должны быть всесторонне развитыми
Смысл этой деятельности сводится к следующему:
- Обучающиеся приобретают определенный уровень благородства.
- У детей оказываются сформированы определенные нравственные установки.
- Стимулируются процессы самопознания и самосознания.
- Происходит формирование эстетического вкуса.
К сведению! Художественно-эстетическое развитие затрагивает огромное количество сфер: творческую, поведенческую, бытовую, трудовую, социальную.
Познание через художество полезно для общего развития
Задачи
В соответствии с ФГОС, в ДОУ выделяется четыре группы задач в области художественно-эстетического развития учащихся:
- Работа в эмоциональной сфере: развитие чувства эстетики, формирование личностных приоритетов, коллекционирование своей галереи образов. Это способствует добавлению насыщенности и содержательности в детскую жизнь.
- Формирование багажа знаний и суждений: ребенок в результате соответствующих занятий должен накопить определенные базовые знания, опыт и переживания. Именно этот багаж пробуждает в малыше интерес к миру с эстетической точки зрения. Детей с этой целью нужно ввести в мир оптимумов красоты, эстетики, эмоциональной составляющей и т. д.
- Формирование социально-психологического портрета личности. Ребенок должен научиться получать эмоциональное удовлетворение от эстетики вокруг него. К тому же, он должен овладеть навыками анализа, критической и аргументированной оценки какого-либо произведения искусства.
- Работа в созидательной сфере: дети должны начать сначала проявлять, а затем оттачивать свои художественные, музыкальные, пластические и другие способности.
При реализации соответствующих задач необходимо придерживаться ряда условий и принципов:
- индивидуального подхода;
- сохранения единства процессов воспитания и образования;
- поддержание глубокой связи реальной жизни и творчества;
- интеграции всех видов искусства, народности, культуросообразности, преемственности.
Приоритетные направления
Процесс художественно-эстетического воспитания в детском саду довольно сложен. Именно в этот момент происходит приобщение малышей к искусству, они обогащаются своими первыми художественными впечатлениями. Также происходит овладение различными видами творческой деятельности.
Федеральный государственный стандарт предполагает, что реализация этой деятельности происходит по следующим направлениям:
- изобразительное искусство (дети занимаются рисованием, лепкой, делают аппликации);
- основы конструирования и ручного труда (специализированные уголки в группах);
- музыкальная деятельность;
- сфера культуры и досуга;
- самостоятельная творческая активность.
Программа доп. образования
Такая область деятельности в ДОУ реализуется и регламентируется посредством установленной программы. За принятие таковой отвечает педсовет. Программа должна учитывать все требования ФГОС. Ее целью служит развитие личности, которая способна самовыражаться посредством осуществления творческой деятельности.
Программа содержит в себе несколько блоков:
- Образовательный (ребенок учится работать с разными материалами, у него формируется определенная система знаний по каждому из направлений программы художественно-эстетического воспитания, а также у него формируется навык коллективного труда).
- Развивающий (этот блок подразумевает совершенствование мелкой моторики, развитие внимания, плоскостного ориентирования, а также формирование способности исполнять по образцу, пользоваться инструкцией).
- Воспитательный (направлен на формирование у ребенка интереса к художественному творчеству, а также на то, чтобы развить детский творческий потенциал).
Малыш должен уметь самовыражаться через творческую деятельность
Программа должна содержать следующие компоненты:
- срок;
- место проведение;
- календарно-тематическое планирование;
- описание методов, средств и форм обучения, желаемых результатов.
Народное творчество в детском саду
Картотека занятий по художественно-эстетическому развитию в ДОУ предусматривает изучение народного творчества. Это объясняется тем, что посредством народных песен, сказок ребенок совершенствует родной язык, приобщается к традициям и обычаям своего народа. Иными словами, именно в течение этих занятий происходит получение ребенком базовых знаний и представлений о национальной идентичности и культуре народа.
К сведению! После введения ФГОС, был расширен дидактический материал, применяющийся на занятиях. В том числе появились лэпбуки — это специальные книги-раскладушки, в которых есть много кармашков, вкладок, подвижных деталей, посвященных конкретной тематике. Считается, если в лэпбук народное творчество для дошкольников загружено, то это эффективный метод обучения.
Пример лэпбука для занятий по народному творчеству
Тематика — «Народные промыслы».
Первая страница включает в себя тематическое лото, книжку-самоделку и дидактическую игру «Найди лишнего».
Вторая страница содержит дидактическую игру с одноименным названием, еще одну игру «Составь картину».
На третьей странице помещена творческая доска вместе с дидактической игрой «Угадай, что за народный промысел».
Четвертая страница содержит игры «Сделай матрешку», «Вычеркни лишнее», «Установи соответствие между узором и народным промыслом».
На обороте собраны тематические загадки, пословицы, поговорки и дидактическая игра «Сделай свою игрушку».
В качестве альтернативных тем можно предложить русский народный костюм или русские народные сказки.
Тематический контроль
Проведение тематического контроля — неотъемлемая часть работы ДОУ. В ходе него для работников учреждения проводятся специальные консультации по корректной работе в этой области. В свою очередь преподаватели проводят открытые мероприятия соответствующей тематики. Эти мероприятия организуются для детей всех возрастных групп и их родителей.
Знакомство малышей с натюрмортом станет полезным в воспитании
Примеры мероприятий тематического контроля:
- знакомство детей трех лет с творчеством Васнецова;
- знакомство детей четырех лет с натюрмортом;
- знакомство детей пяти лет с пейзажем;
- знакомство детей шести лет с портретом.
Проект по художественно-эстетическому развитию в ДОУ
Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ разрабатываются специальные проекты с учетом возрастных особенностей детей.
К сведению! Возможно совместное участие детей разных возрастов в проектах, например, объединять младший и старший возраст ребят в детском саду.
В средней группе
Для детей этого возраста можно сделать проект «Матрешка». Посредством проекта у детей сформируются представления о русских народных игрушках, они овладеют малыми формами фольклора. Есть 3 этапа проекта:
- Подготовительный (изучение потешек, загадки о матрешке, дидактическая игра «Собери матрешку»).
- Практический (презентация «Знакомство с матрешкой», беседа на тему народных игрушек, НОД аппликация «Укрась сарафан», танец «Мы матрешки», исполнение песни «Русская матрешка).
- Заключительный (открытый фольклорный праздник).
В старшей группе
Хорошим вариантом будет проект «Нетрадиционные техники рисования», в ходе которого произойдет как теоретическое, так и практическое знакомство ребят с нетрадиционными техниками рисования.
Рисование позволяет выразить чувства на бумаге
Проект реализуется в несколько этапов:
- Организационно-подготовительный (выяснение уровня развития творческих способностей детей, подбор заданий).
- Основной (проведение пальчиковой гимнастики, рассказ о существующих нестандартных методах рисования, практическое занятие — пальчиковая живопись, рисование картофелем, кляксами).
- Заключительный (выставка «Удивительное рядом», консультация родителям по вопросам развития творческого потенциала детей).
К сведению! Такой формат проекта обеспечит определенную непринужденность и открытость в группе. Это будет способствовать развитию инициативности и появлению у детей большего интереса к занятию.
В подготовительной группе
Подготовительная группа подразумевает более серьезную тематику проектов. Например, «Защитники Родины». Это позволит совместить развитие творческих способностей с патриотическим воспитанием.
Проект реализуется в несколько этапов:
- Подготовительный (подбор материала).
- Основной (презентация, посвященная защитникам Отечества, беседа о военных конфликтах, заучивание стихов патриотической тематики, просмотр видеофильма, рисунок на тему войны).
- Заключительный (проведение выставки детских работ, оформление лэпбука).
Консультация для родителей
Родителям важно получать профессиональные советы относительно воспитания их детей. В ходе таких консультаций по художественно-эстетическому развитию детей необходимо сделать акцент на том, что детское творчество нужно поощрять всеми возможными способами. Целесообразно дать несколько советов:
- ребенка надо заинтересовать процессом рисования;
- не стоит ограничивать малыша в его творчестве;
- нельзя бояться экспериментов.
Время, проведенное ребенком в ДОУ, должно включать в себя занятия по художественно-эстетическому развитию. Детская личность во многом формируется через творческую активность. Задача педагогов и родителей в этой сфере — не только сформировать определенные творческие навыки, но и привить вкус, развить понятие эстетики, приобщить ребенка к культуре. Важно соблюдать баланс: творческая направленность должна идти рука об руку с развитием когнитивных способностей, получением новых знаний и представлений о мире, а также развитием навыков коллективного и индивидуального труда. К тому же важно, чтобы родитель и воспитатель «работали» в этой сфере сообща, поддерживая и стимулируя ребенка к творчеству.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.