221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественно эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора

Страна образования

Автор: Козелкова Олеся Александровна
Должность: студент 2 курса магистратуры
Учебное заведение: СГСПУ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Художественно–эстетическое воспитание старших дошкольников средствами фольклора
Дата публикации: 02.12.2018
Раздел: дошкольное образование

«Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме – художественно-

уделяется вопросу применения фольклора для художественно-эстетического

воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Возраст от рождения до 6-7 лет является сензитивным периодом для

накопления и развития творческого и личностного потенциала человека.

художественно-эстетического и креативного развития детей. Понятно, что от

того, насколько правильными будут подходы к решению этой проблемы и

успешность маленьких воспитанников в дальнейшей жизни.

П р и н ц и п и а л ь н о е

н а ко п л е н и е

художественного опыта. В словесном творчестве на первый план выступает

восприятие произведений художественной литературы, устного народного

(пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), в единстве содержания и

художественной формы (А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, О.Н. Никифорова,

Е.А. Флерина, Н. М. Якобсон).

воспитания старших дошкольников при помощи фольклора.

прекрасного в искусстве и действительности; способность к творческому

с о з н ат е л ь н о го ,

целеустремленного, планомерного и систематического развития личности.

специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно:

небольшой объем текста, доступность содержания, увлекательный игровой

сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка.

Ф ол ь к л о р н ы е

п р о и з вед е н и я

от м еч а ют с я

к р а с о ч н о с т ь ю ,

функционирующих в детской среде или выполняемых специально для детей

духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней

потребности субъекта в непрерывном совершенствовании и в реализации

своих художественных способностей и творческих возможностей.

забавлянок, невольно, подсознательно проходит воспитание детей с самого

раннего возраста. В процессе игровой деятельности создаются условия для

естественного развития художественных способностей, которые становятся

расширяется определенный круг их представлений об окружающем мире,

накапливается жизненный опыт, увеличивается словарный запас, развивается

фантастические (волшебные) сказки, сказки о животных, социально-бытовые

сказки и небылицы, кумулятивные сказки.

Термин «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке и означает

виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический

органично сочетая репродуктивные, стандартные, традиционные элементы с

Как показал опыт, выразительные рассказы, беседы о героях сказок, о

преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – значительно

развивают эстетическое восприятие детей, возбуждают их воображение.

Содержание пословиц не надумано. Оно очень тесно связано с бытом, с

жизнью человека, она концентрированно передаёт от поколения к поколению

народный опыт, правила человеческого общежития.

художественное изречение, яркое, образное, афористичное.

Подчеркивая художественные особенности поговорки как жанра, Т.А.

Конышева писала: «По своей сущности поговорки — это поэтическая форма

слова: метафора, сравнение, эпитет, определение» [2, с.112].

прочитай пословицу. Объясни значение этих пословиц. На какую тему эти

1) поймаешь, не, вылетит, Слово, воробей, не.

2) познать, человека, птицу, по, перьям, а, по, языку.

3) слова, теплого, и, лед, от, размораживается.

4) слов, больше, где, мало, там правды.

Примеры метафор: Медведь на ухо наступил; повесил голову; заморил

Сравнение: сидит как на иголках; глуп как пробка.

Эпитеты: больной вопрос; горькая истина.

Загадки являются малыми формами устного народного творчества, в которых

признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы

Примером русских народных загадок могут быть такие: «Осенью не

увядает, зимой не умирает» (елка), «Наскакался, наплясался, под печкой

(подсолнечник) и многие другие.

В произведениях этого жанра дети воплощают юмор, задор, живость,

ритмичный характер, так как рассказывают о нереальных событиях. Очень

понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы

быстрому запоминанию текста.

С помощью скороговорок и других малых форм детского фольклора

дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку,

удивление, предупреждение и тому подобное.

оригинальных средствах слов, произношение которых требует определенных

усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции, что в

свою очередь, повышает уровень культуры всего вещания. Например:

1. Хитрую сороку

А на сорок сорок

2. На печи, на печи

Вкусные и горячие

Хочешь есть калачи,

Не сиди на печи.

эстетическом, эмоциональном и художественном [5, с.492].

сенсорными задачами. Цель игровых действий заключается в том, чтобы

звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и

действия, систематически проводимые во время музыкально-дидактических

игр помогают планомерно и систематически развивать музыкальный слух,

вырабатывают умение не просто слушать музыкальные произведения, но и

вслушиваться в них, различать изменение регистра, динамики, ритма в одном

среднего регистра — второго, на звучание низкого регистра реагируют дети

третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее

реагировали на изменение звучания.

Педагогическими принципами эффективного использования фольклора

дошкольников, по моему мнению, выступают: использование в деятельности

подходящего материала, представленного различными видами и формами

ознакомление детей с русскими фольклорными традициями через создание

творческими компонентами, с использованием соответствующих забав, игр,

русском фольклоре в процессе музыкально-рече-ритмической двигательной

Учитывая то, что детям дошкольного возраста присуща потребность в

движениях, желание участвовать в подвижных играх, познавать и разучивать

новые движения, необходимой частью работы должно быть использование

различных видов русских хороводов («Со вьюном я хожу», «Сиди, Яша»),

бытовых и сюжетных танцев («Ладушки, ладушки, поссорились бабушки»,

фольклора образцы, так и импровизационные компоненты.

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
folklor.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей ̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора

«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».

Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость. Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:

Как у котика усы

Выйдет котя в огород –

Всполошится весь народ,

И петух и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,

Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:

От топыта копыт пыль по полю летит.

«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь — не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Шапка да шубка – вот и весь мишутка.

Баран — буян залез в бурьян.

У осы не усы, а усики.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Соломы воз возница вёз.

На возу коза. Под возом лоза.

Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка. ». Использую мирилки:

И больше не дерись,

— А если будешь драться,

— Я буду кусаться,

— А кусаться ни почём,

— Буду драться — кирпичом,

— А кирпич сломается,

— Скоро дружба — начинается»!

В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы.

Предлагаемая мною программа. «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с хохломской росписью» — одно из педагогических условий р.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольног возраста средствами народной игры.

Духовно-нравственное воспитание как неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребёнка.

Презентация проекта » Воспитание детей средствами народной культуры и традициями&quot.

Эстетическое воспитание детей в русских народных праздниках и фольклоре»

Нельзя быть равнодушным к истокам –
Национальной культуре, особенно к
русской культуре, пребывающей в
некоторой степени в кризисе

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и её надо воспитывать с раннего детства. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 5 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле.

Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко усваивает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, звуковые, смысловые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, а также к слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. А музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Поэтому мы поставили перед собой ряд задач:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости даёт возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определённой системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительные навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах, развивать элементарную музыкальную грамотность. Всё это позволит детям действовать осознанно, непринуждённо, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений, так как в этом возрасте если ребёнка обучают и приобщают к активной деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.
  6. Развивать творческое отношение к музыке в доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает появлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, петь, танцевать.

Затем составили перспективный план поквартально, где учли и знакомство с русскими народными мелодиями «Со вьюном я хожу», «Ладушки», «Поедем сыночек в деревню», и многие другие. Эти и другие мелодии, музыкально-ритмические движения, русские народные игры использовали на праздниках и развлечениях.

Часто использую народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, Беру игрушку кошечки и читаю малышам потешку:

Киска, брысь, киска, брысь,
На дорожку не садись,
А то Машенька пойдёт,
Через киску упадёт.

Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица
С деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.

Использую потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышко-колоколнышко.»

Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Когда обыгрываем действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пою колыбельные песенки, читаю потешку «Водичка, водичка. »

Провожу с детьми небольшие театрализованные представления в сказках «Репка», «Колобок», «Курочка-ряба», где дети надевают элементы русских костюмов (сарафаны, косоворотки, кокошники или ленты на голову) дети ещё не совсем до конца понимают смысл всего происходящего, но им нравится переодеваться, играть в эти игры, подпевать взрослым песни. А как они пляшут, когда слышат русские плясовые мелодии! Конечно, со временем они поймут всю прелесть народного творчества и поэтому эта работа требует продолжения.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Дата публикации: 09.07.2016 2016-07-09

Статья просмотрена: 2124 раза

Библиографическое описание:

Кусукина Л. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/archive/117/32418/ (дата обращения: 23.03.2020).

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара

Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном уровне к качеству и результативности воспитания и развития детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) и определяет содержание и формы художественно-эстетического развития детей.

Согласно ФГОС ДО, область художественно-эстетического развития дошкольников ставит задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений об искусстве и его видах; восприятие произведений искусства, в том числе фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений; организацию продуктивной самостоятельной творческой деятельности детей [3, с. 492–497].

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится одно из ведущих мест. Оно предполагает: эстетическое развитие; ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки; изобразительная деятельность; развитие музыкальности. Под эстетическим воспитанием понимается организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к окружающей действительности [1].

Согласно возрастным особенностям, развитию дошкольников в художественно-эстетическом плане активно способствуют все виды продуктивной деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др. Соответственно, в процессе работы с произведениями искусства и над созданием собственных художественных образов у детей формируются эстетические интересы, потребности, воспитывается этетический вкус, развиваются соответствующие способности [4, с. 113]. Эстетическое воспитание детей осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой ДОО.

Художественно-эстетическая деятельность — деятельность, возникающая у ребенка в результате восприятия литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. Восприятие как психический процесс предполагает осознанное, личностное, эмоциональное осмысление художественного произведения. Ребенок субъективно и согласно возрастным особенностям воспринимает художественные образы, дополняет их с помощью воображения, осмысливает в контексте своего опыта. Одна из главных задач педагога в этом случае — способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости: сопереживая, соучаствуя, «входя в образ», ребенок осваивает основы художественно-эстетической культуры.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Принципиальное значение имеет накопление ребенком художественного опыта. В словесном творчестве на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы), в единстве содержания и художественной формы (А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, О. Н. Никифорова, Е. А. Флерина, Н. М. Якобсон).

Направление работы по освоению дошкольниками специальных средств литературно-речевой деятельности предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими грамматической культурой, развитием диалогической и монологической связной речи.

В решении развивающих задач актуально и оправдано обращение к народной культуре, поскольку этнокультура каждого народа как обладающая собственным уникальным пластом материальных и духовных ценностей может служить, как показывает многолетний опыт, воспитательным средством для развития и формирования полноценной личности [2, с. 117–119]. Кроме того, ребенок формируется в многонациональном пространстве и в этом случае воспитательные возможности фольклора умножаются. Сказки разных народов, пословицы, поговорки, загадки народные песни — эти замечательные «жемчужины», в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно и для самых маленьких, сегодня стали активными «помощниками» в педагогической деятельности воспитателей и педагогов ДОО. При этом учитывается специфика жанра, которая диктует выбор приемов работы.

Особенность фольклора для детей — объединение в себе стихотворных форм, песен, игровых приемов. С его помощью педагог или родитель может быстро и легко наладить эмоциональное общение с ребенком.

Детский фольклор богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарный детский фольклор, игровые приемы, жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, дразнилки, загадки, былины, народные сказки.

Так, очень популярны колыбельные песни, которые еще называютбайками, что значит баять, баить — «говорить», уходя корнями к пониманию их значения как «шептать, заговаривать». Причина в том, что они были частью заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к засыпающему ребенку.

В центре пестушек и потешек авторы-сочинители помещали образ подрастающего ребенка. Их назначение становится понятным, когда раскрывается смысл слова «пестовать» — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни, они построены с опорой на ритм, с отчетливым скандированием стихотворных строк, внушая оптимизм ребенку. Пестушки сопровождают игры ребенка — с пальчиками, ручками и ножками («Ладушки», «Сорока»). Здесь обязательно содержится определенный смысл, заключен урок, наставление («Сорока-белобока»).

Прибаутки скорее маленькие сказочки в стихотворной форме, которые уже относительно самостоятельны и не сопровождают движения или игры. К числу прибауток относят, например, небылицы-перевертыши — песни-стишки, провоцирующие смех у слушателей смещением реальных связей и отношений.

Еще одна большая группа — календарный детский фольклор. Прежде он «обитал» во взрослой среде, постепенно в виде закличек, игровых приемов и приговоров «перешел» и в детскую область. Заклички (закликать — звать, просить, приглашать, обращаться) прежде были формой обращения к солнцу, радуге, птицам и т. д. с конкретными просьбами: к мышке — заменить выпавший зуб новым; к ястребу — не кружить над домом, не высматривать цыплят; к кукушке — о количестве лет жизни и т. д.

Игровые припевы — всегда начало или финал игры, иногда они содержат информацию об условиях игры, определяют последствия при нарушении этих условий.

Считалка (счет, сосчиталочки, ворожитки и т. д.) — рифмованный стишок из слов и созвучий, с четко продуманным ритмом для определения распределения участников игры. В их основе лежит счет, сопровождаются «нагромождением» бессмысленных слов и созвучий.

Загадка — один из самых богатых источников ценностных представлений, которые усваивает ребенок в процессе их отгадывания, составления собственных. Иносказание переносит предмет в иную область вещественного мира. Загадка указывает на специфические признаки и свойства загадываемого предмета. Она строится на сходстве между предметами и его отрицании, что вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, об особенностях каждого из них, помогая ему открывать поэзию действительности.

Пословицы содержат определенную мораль в краткой, емкой форме, приобщают ребенка к мудрости жизни образными средствами — именно в этом заключается их большое педагогическое значение. Пословица представлена в краткой ритмической форме с четким композиционным членением суждения на части.

Активно применяются в практике детских садов народные поговорки — образные выражения, которые «точечно» определяют жизненные явления. В них нет поучительного смысла, но есть иносказание.

Былины — один из распространенных видов фольклора, который наряду с песнями служит педагогическим средством в воспитательной работе в с дошкольниками. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

Универсальное средство — народные сказки, они давно «включены в список» предпочитаемых средств работы с детьми. Они дают элементарные, но и самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности, оказывая влияние на нормы поведения. Обязательно счастливый финал приключений героев сказки соответствует жизнерадостности ребенка, его уверенности в победе добра над злом. В сказках о животных много действия, движения, энергии, юмора, ярких, как и детские эмоции, чувств. Песенки в сказках о животных очень выразительны и порой начинают жить отдельно от сказок. Волшебная сказка обладает стройной композицией, определенной логикой изложения, события в ней разворачиваются в определенной последовательности, сюжет динамичен. Волшебные сказки передают тонкости переживаний героев, волнуют воображение детей. Сказки, как образно характеризует их Т. А. Конышева, заполнены «солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома» [1]. Филологи активно используют богатые разнообразной необыкновенно красивой лексикой волшебные сказки, они — образец национального искусства слова

В процессе использования фольклорных жанров в художественно-эстетическом развитии детей необходим системный подход, умение педагога выходить за пределы стереотипного мышления, умение создавать определенный эмоциональный настрой, понимания глубины содержания фольклора, способности видеть в нем не «модное» средство, а раскрывать его педагогический потенциал.

Читать еще:  Этапы нравственного воспитания ребенка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector