221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественно эстетическое воспитание личности

Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста
статья

Художественно — эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

Скачать:

ВложениеРазмер
znachenie_hud.est_._razvit.2019.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

СП «Детский сад № 35»

Тема «Значение художественно – эстетического развития

детей дошкольного возраста»

Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно — эстетическое развитие детей с раннего возраста. Дети должны выступать не только в роле созерцателей и слушателей, но и активными творцами красоты. Художественно — эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.

Художественно — эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Воздействие на личность ребенка должно быть целенаправленным и систематичным. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок. Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста. Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

В формировании художественно — эстетического вкуса, формировании органов чувств у детей большую роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы , музыкальными произведениями, живописью.

Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация , конструирование.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.

Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций.

Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове. Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности. Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа. Задача воспитателя и родителей увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать все, доступные для понимания дошкольников, материалы. Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями. Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Получить в детстве начало художественно — эстетического воспитания –

значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

На этапе дошкольного воспитания целью художественно — эстетического воспитания является: научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг.

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии»

Статья просмотрена: 761 раз

Библиографическое описание:

Павлов Д. Н. Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии» // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 469-471. — URL https://moluch.ru/archive/46/5602/ (дата обращения: 23.03.2020).

Художественно-эстетическое воспитание является частью системы музыкального образования. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества, о различных видах искусств, в частности музыки, – т.е. о художественно-эстетических ценностях. Это воспитание призвано обеспечить развитие максимально творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей использовать и ценить духовные и материальные богатства общества, а на основе этого – развивать и продвигать искусство нового времени.

Учитывая значение художественно-эстетического воспитания личности и возможности современной педагогической технологии как – метод проектов , в Колледже Русской культуры им. А.С. Знаменского г. Сургута, мною был разработан и в настоящее время проводится проект «Уроки детской филармонии» для учащихся младших и старших классов музыкально-исполнительских отделений. Этот проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, выявление их личной инициативы, и реализуется в форме уроков-концертов, музыкально-литературных вечеров с применением различных методов обучения. Одним из них является метод свободных ассоциаций, свойственный в целом искусствоведению, что даёт возможность проведения параллелей между различными видами искусств, связанных в определённом контексте с музыкой. А также исследовательские методы – «мозговой атаки», «круглого стола» с целью выдвижения гипотез решения поставленных задач, анализа полученных данных, подведения итогов.

Филармония (от греч. phileo и harmonia) в переводе обозначает «люблю гармонию». В Музыкальной энциклопедии (гл. ред. Ю.В. Келдыш) понятие имеет значение организации, в задачу которой входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также других видов искусства (танец, художественное чтение). Филармония способствует выдвижению и художественному росту молодых исполнителей, организуя концертную работу в специальных стационарных залах [5, с. 806].

Филармонические общества появились в ХIX веке в городах Европы и Америки (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и другие), и они пропагандировали главным образом симфоническую музыку. В ХХ веке в странах Европы – филармонии стали государственными организациями, а в 1976 году в России насчитывалось уже 136 филармоний.

Учитывая, что в задачу филармонии входит пропаганда лучших музыкальных произведений русской и зарубежной классики, а также современных композиторов, – в проекте «Уроки детской филармонии» соединяются две важные функции. Во-первых, такая форма проекта дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая с исполнением произведений на уроках-концертах. Во-вторых, воспитывает у детей интерес к классической музыке, подготавливая их к большому искусству. «Уроки детской филармонии» зарождают интерес, а затем и духовную потребность в классической музыке, начиная знакомством с яркими музыкальными произведениями, с инструментами симфонического оркестра и их техническими возможностями. Для исполнения произведений разных жанров, кроме юных музыкантов, приглашаются также преподаватели Колледжа русской культуры, и профессиональные музыканты, актеры, художники г. Сургута.

Известно, что одной из главных задач художественно-эстетического воспитания является формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов на основе выявления эстетического начала в каждом музыкальном произведении и осмысление этой музыки. Воздействие же через «Уроки детской филармонии» на духовный мир обучающегося способствует формированию целостного представления о возможных путях и перспективах развития современной музыки и современного искусства.

Известный отечественный музыкальный педагог и композитор – Д.Б. Кабалевский считал, что искусство в воспитании играет особую, ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало. В искусстве же, в частности в музыке, нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества [3].

Музыка, обладая большой художественной силой, является эффективным средством художественно-эстетического воспитания личности в условиях современного мира. Мы живём в мире технологий – число прорывов в науке растёт прогрессивно. Настолько быстро, что порой сложно за ними успевать. Принципиально меняется и содержание современной академической музыки, поскольку меняется поле информации, круг интересов и принцип мышления у современных композиторов. Спокойная и мелодичная, энергичная и тревожная, музыка отображает волнения души и характер человека. Каждый для себя определяет, какая музыка ему нравится, а что вызывает отрицательные эмоции. В образовательном процессе музыкальные пристрастия могут формироваться с самого начала, а иногда увлечение той или иной музыкой может меняться на протяжении всей жизни. Ведь все зависит не только от личных ощущений обучающихся, но и от окружения, которое мощно воздействует на отношение к музыке или моду на определенные музыкальные стили, тенденции, коллективы.

Основными целями деятельности в рамках проекта «Уроки детской филармонии» являются следующие:


показ классических, или создание новых сочинений музыкального искусства для детей, а также видео-показ хореографических и оперных произведений в целях формирования эстетического и художественного вкуса, пробуждения творческих способностей подрастающего поколения;

просветительская деятельность, реализующая одновременно духовные потребности зрителей-слушателей;

образовательная деятельность, осуществляемая в результате изучения, исполнения учащимися лучших образцов русской и зарубежной музыки, способствующая профессиональной подготовке детей-артистов (музыкантов, вокалистов), и создающая условия для развития творческих способностей обучающихся;

создание необходимых условий для роста профессионального мастерства учащихся;

укрепление внутренних и внешних творческих связей между музыкантами, посредством обмена творческими идеями на «Уроках детской филармонии».

Музыка является и всегда являлась отражением эпохи. Слова, которые хотели услышать все, сливались с определенным ритмом и отражались в музыке. Примечательно в этом смысле высказывание крупнейшего отечественного композитора ХХ столетия Д.Д. Шостаковича: «Каждое большое музыкальное произведение – это свидетельство дум и чувств не только одного человека, но множества людей. Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и дает им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода» [14, с. 11]. В некоторых произведениях звучала пропаганда, а в некоторых – протест, одни были наполнены любовью, а другие – печалью и недовольством. И каждый для себя определял, что ему интересно в данный момент. При этом одни мелодии звучали везде, а другие, чтобы послушать, приходилось искать.

Современная академическая музыка, звучащая на уроках «Детской филармонии», знакомит учащихся с разнообразными инновационными композиторскими находками, приёмами отображения окружающей действительности через определённые звуковысотные организации музыкальной ткани, разнообразными фактурными сочетаниями. В ней уже нет запретов и ограничений. Но она имеет свои ответвления и направления, которых придерживаются музыканты и композиторы, слушатели и художественные руководители самых разных творческих коллективов.

В рамках проекта «Уроки детской филармонии» осуществляются следующие виды деятельности:


организация и проведение концертной, просветительской деятельности;

осуществление образовательной деятельности через знакомство с жанрами и формами музыки, музыкальными инструментами и их возможностями, создателями произведений музыкального и других видов искусств;

подготовка концертных мероприятий для показа на сцене или для записи на видео-носители;

организация творческих встреч с музыкантами, художниками, актерами;

осуществление методического обеспечения творческой деятельности юных музыкантов.

Приобщение к академической музыке на уроках «Детской филармонии» способствует формированию музыкальной и общей грамотности обучающихся, а именно:


способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с нею связанное;

особого «чувства музыки», позволяющего воспринимать её эмоционально, отличая в ней подлинное от деланного;

умения на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;

способности на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Таким образом, проект «Уроки детской филармонии» способствуют формированию основных навыков и умений обучающихся:


понимания современного языка искусства, как средства коммуникации между людьми;

расшифровки и передачи информации через доступные средства выразительности искусства современной музыкальной композиции;

перевода информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства (например, литературы) в выражение посредством другого вида искусства, в конкретном случае, музыки;

эстетического восприятия явлений окружающего мира и передачи своего восприятия мира через художественный образ в дальнейшей исполнительской и другой творческой деятельности.

В заключении хотелось бы отметить значение «Уроков детской филармонии» как средства художественно-эстетического воспитания личности. В рамках этого проекта осуществляется процесс формирования у учащихся образного мышления, способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности в качестве юного композитора, музыканта-исполнителя или грамотного слушателя. «Уроки детской филармонии» являются необходимым дополнением к учебной деятельности, развивающей логическое и творческое мышление будущих музыкантов-профессионалов на основе участия в совместном творческом проекте.

Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке: Исследование. – М.: Музыка, 2009. – 256 с.

Кабалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963. – 364 с.

Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.

Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников; под ред. Э.Б. Абдуллина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.

Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. т. 5. Симон – Хейлер. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 с.

Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М.: Академия, 2006. – 228 с.

Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 333 с.

Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. – №5. – С. 16 – 21.

Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

Стравинский И.Ф. Диалоги. – Л.: Музыка, 1971. – 416 с.

Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П.Мусоргского. – Екатеринбург, 2007. – 206 с.

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 16 с.

Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.

Художественно-эстетическое формирование личности дошкольников

Елена
Художественно-эстетическое формирование личности дошкольников

«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически»

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека.

Эстетическая культура личности – это единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения.

В целом эстетической культуре присущи следующие функции:

информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;

— ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;

— деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;

— коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

Формирование эстетической культуры подрастающего поколения,определяется всеми условиями жизни: трудовой деятельностью людей, социальными принципами и условиями бытия, нравственными отношениями, атмосферой быта, общения, духовной культурой общества.

Эстетическая культура способна развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях.

По отношению к детям дошкольного возраста можно выделить одну главную для нас задачу, это – закладывать первоначальные основы эстетической культуры, подводить детей к оценке наиболее доступных явлений.

Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. В. Ветлугина и др.) [12, с. 76].

Н. К.Крупская отмечала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать» [22, с. 56].

Е. А. Флерина, опираясь на материалы отечественных исследователей и свою экспериментальную работу, утверждает, что ребенок, несомненно, способен к восприятию прекрасного, но прекрасное должно быть простым, доступным и вызывать положительную эстетическую оценку [4, с. 36].

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие, очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности.

Художественно-эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой,являются следующие:

– организация восприятия ребенка;

– организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;

– профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;

– интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, «вести за собой развитие». В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. «Пусть поезд, – писала Н. К. Крупская, – на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том,что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя в одну из любимейших игр – в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий русский режиссер К. С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним,как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Формирование правовой культуры старших дошкольников как фактор развития личности Дошкольная образовательная организация способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Значение образовательного пространства в творческой социализации дошкольников Доклад для воспитателей доо на тему «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Значение образовательного пространства.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности: театр оригами «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством мини-музеев Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством мини-музеев. Для приобщения детей к истокам отечественной народной.

Консультация для воспитателей: «Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие» Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности Материал для статьи в сборник Статья в сборник. Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Формирование эстетического воспитания и его развитие

Эстетическое воспитание – направление воспитания, задачей которого является обучение человека пониманию, навыкам оценки прекрасного, окружающего его.

Что значит “прекрасное”? Оно отличается от понятий “красота”, “красивый”. “Прекрасное” – описание, включающее тонкие понятия. Такие как гуманизм, духовность, совершенство, гармония, мораль. “Красота” – описывает внешнюю форму, которая способна изменяться в зависимости от исторического времени, моды, предпочтений конкретного общества.

Формирование эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.

Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.

Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.

Цели, задачи

Роль эстетического воспитания в развитии личности любого человека крайне важна. Оно ставит перед собой цель – развить у человека возможность воспринимать красоту в повседневной жизни и художественном искусстве, сформировать культуру личности, состоящую из компонентов:

  • Восприятие – способность замечать внутреннюю красоту;
  • Чувства – особенности эмоциональной оценки;
  • Потребности – желание “общения” с прекрасным;
  • Вкус – способность оценивать;
  • Идеалы – сформированные представления о прекрасном.

  • формировать гармоничную личность;
  • формировать способность видеть, оценивать прекрасное;
  • вырабатывать эстетические чувства, чувства вкуса;
  • развивать способности к творчеству.

Содержание воспитания

При правильном воспитании у детей должно произойти:

  • формирование знаний о прекрасном;
  • освоение основных критериев: “возвышенное”, “низменное”;
  • освоение навыков оценки;
  • освоение категорий смешного, серьезного, комического;
  • формирование знаний элементарной художественной культуры;
  • приобретение первоначальных знаний и навыков (слушания музыки, наблюдения за явлениями, отделения индивидуальных, общих свойств, особенностей);
  • развитие стремления к творчеству, инициативности.

Средства, критерии

Эстетическое воспитания включает организацию разнообразной деятельности (художественной, трудовой, эмоциональной, оценочной, природоохранной).

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);
  • Природа;
  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;
  • Средства массовой информации;
  • Народные традиции.

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;
  • знание основ искусства, культурных традиций;
  • стремление созидания искусства, общению с природой;
  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;
  • потребность самовыражения;
  • эстетизация отношений, труда.

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов:

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;
  • осуществление воспитания в труде, деятельности;
  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;
  • занятия художественной деятельностью;
  • теоретическое воспитание.

Развитие эстетического воспитания

Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.

Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Произведения искусства сочетают трагедию и комедию, низменное и возвышенное, красивое и прекрасное. Они – основной фактор эстетического воспитания.

Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.

Важные способы формирования – теоретические формы: уроки, лекции, посещение музеев, галерей, концертов, формирующих запас знаний о культуре.

Формирование правильного отношения к прекрасному невозможно только посредством красоты природы, приобщения к произведениям искусства. Обретая свободу в деятельности, человек соприкасается с источниками прекрасного в обществе. Эстетическое воспитание трудом – направление необходимое для формирования культуры личности как части общества.

Особое значение приобретает мода – сложное, многостороннее явление сознания.

Средства массовой информации вносят свой вклад в развитие чувства прекрасного. В них заложены неограниченные возможности воспитания.

Факторы, влияющие на формирование эстетических качеств неразрывно связаны друг с другом. Особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

Эстетическое воспитание и семья

Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима. Для ребенка мать, отец являются идеалами. Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.

Факторы влияния семьи:

  • внешний вид членов семьи;
  • семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
  • эмоциональность;
  • формы воздействия;
  • умение родителей выражать чувства;
  • эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).

Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.

Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.

Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.

Воспитание в дошкольном учреждении

Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным. Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству. Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.

Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.

Наиболее применимым средством является природа – источник разнообразных качеств. Прогулки, экскурсии учат замечать прекрасное в окружающем. Пение птиц, животные, цветы, шум деревьев – дают воспитанникам положительные эмоции от пребывания на улице. Важно также создание специализированных “уголков природы”.

Первые эмоционально – эстетические качества зависит от игры. Влияние художественно оформленных игрушек на ребенка доказано. Игрушки, выполненные в народном стиле, – отличное средство для развития уважения к народным традициям.

Воспитание и школа

Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы. Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.

Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.

Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа. Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности. Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Вальдорфская система дошкольного воспитания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×