221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идея свободного воспитания

Принцип свободного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Карина Пчелинцева
Принцип свободного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Родоначальником свободной педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа, который, по мнению исследователей — предтеча свободного воспитания,сформулировал ключевой постулат этой идеи: «В каждом человеке Солнце». Диоген (греческий философ, размышляя о воспитании,сказал: «Основа всякого государства в воспитании юношества». Высказывание Цицерона (римский философ)гласит: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы обучать и образовывать юношество».

Римская философия и политическая мысль достигли своего расцвета в I-II веках нашей эры. Яркой фигурой педагогической мысли этого периода является адвокат, политик и оратор Квинтилиан. Он полагал, что воспитание должно формировать свободного человека. Для этого необходимо обращаться с ребенком бережно и уважительно, ибо ребенок, по его выражению, «подобен драгоценному сосуду».

Следующие за античностью эпохи по-своему обогатили идею свободного воспитания. Начиная с эпохи Возрождения, свободное воспитание развивалось в русле педагогического гуманизма. Представители эпохи Просвещения сформулировали механизм воспитания гармонически развитой личности.

Отечественные и зарубежные педагоги конца XIX — начала ХХ в. выработали оригинальную и целостную теорию свободного воспитания, синтезировала в себе основные достижения гуманистической педагогики. Ее роль определялся достижениями антропологических наук, педологии, формировавших новые представления о человеке как активного автономного субъекта, связанного с социальным окружением.

Цель реферативной работы – рассмотреть принципы свободного обучения в исследованиях зарубежных и отечественных педагогов.

Цель работы обусловила выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть проблему принципов свободного обучения в истории русской педагогики.

2. Проанализировать исследования зарубежных педагогов в изучении принципов свободного воспитания.

Человеческое общество, развиваясь, постоянно обращается к идеям гуманизма и свободы в воспитании. История педагогики свидетельствует, что дошедший до нас из глубины веков гуманистический идеал гармонически развитой личности, способной к позитивному самовыражению, стремящейся к совершенствованию личной и общественной жизни, является одним из определяющих направлений развития.

Идея свободного воспитания занимает особое место в истории педагогической мысли. На протяжении веков теоретики и практики воспитания искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Мысли о воспитании свободного, самодостаточного, сильного духом человека зародились еще в недрах античной философии.

Итак, идея свободного воспитания личности, которая является содержательным стержнем современных альтернатив, приобретает в творчестве разных мыслителей новые грани. Сегодня, идея привлекает к себе внимание тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества, формирует отношение к ребенку как к самоценности, детству — как важного самостоятельного периода в жизни человека; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия.

Сравнительный анализ педагогических идей основоположников теории свободного воспитания свидетельствует, что теоретическая составляющая этого течения представляла собой совокупность определенной степени автономных концепций, объединенных идейным инвариантом. Каждая из них характеризовалась своими особенностями и различной степенью разработанности, однако в своей основе основывалась на фундаментальных принципах свободного воспитания.

Однако все педагоги всех мировых учений едины в одном – система воспитания гибкая и нуждается в постоянном пересмотре, индивидуальный подход к воспитанию дает наиболее хороший результат, по сравнению с четкими, едиными для всех правилами. Взаимодействие воспитателя и воспитанника должно быть тесным и основываться на принципах взаимной помощи, обмене опытом, понимания и внимания.

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Мультимедийное пособие для детей 6-7 лет «По следам сказочных.

Доклад на педсовете «Досуг-обучение способам проведения свободного времени» Доклад на педсовете 29.12.2016г. воспитатель: Рохвадзе Н. Н. 1 слайд: Тема: Досуг– обучение способам проведения свободного времени Досуг.

Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте. При обучении детей анализу слов, учитель или учитель-логопед использует кружочки или квадратики нужного цвета. А в школе учат по разному:.

Конспект занятия (НОД) по истории русской культуры с элементами фольклора «В гостях у тётушки Арины» Цель. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Задачи. 1. Познакомить детей.

Консультация «Комплексно-тематический принцип как основа организации образовательного процесса ДОУ» Проблема планирования является актуальной и сложной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением. Планирование в нашем МКДОУ «Детский сад.

Макет русской избы для зоны патриотического воспитания Одна из форм ознакомления детей с родным краем –создание в средней группе, макета «Русская изба». Мы используем его в качестве методического.

Принципы управления качеством образования. Размышления об одном из них — «Принцип ориентации на потребителя» Организация напрямую зависит от своих потребителей, и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования.

Развитие свободного общения ребенка со взрослыми и детьми. Общение — взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения.

Развитие свободного общения детей подготовительной группы Со старшего возраста нужно стараться привлекать детей к общению со взрослыми с целью получения новых знаний. Поэтому нужно стараться совершенствовать.

Идея свободного воспитания

ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Особое место в истории отечественной педагогики занимает идея свободного воспитания. На протяжении многих веков педагоги, философы, общественные деятели искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение. Эту идею в разное время обосновывали и развивали К.Н. Венцель, М. Монтессори, Ж.-Ж.Руссо, Толстой Л.Н. и др. В России одним из основоположников теории свободного воспитания является Л.Н.Толстой. Он рассматривал воспитание как стремление одного человека сделать другого таким, каков он есть сам, как действие насильственное, а потому незаконное и несправедливое, и образование как действие свободное, а потому законное и справедливое. Л.Н. Толстой писал: «Идеал наш сзади, а не впереди. Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы». По мнению Толстого, ребенка нужно лишь обеспечить материалом, необходимым для гармоничного развития, предоставив полную свободу для работы с ним [1, с. 6-7].

Читать еще:  Понятие экологическое воспитание дошкольников

Цель воспитания, сформулированная Л. Н. Толстым, складывались из философских представлений автора о предназначении человека, его места в обществе. Педагогическая модель Л. Н. Толстого ориентирована на достижение идеала – совершенного человека, цели воспитания, сформулированной писателем как «… формирование само сознательной личности…». Идеал Л. Н. Толстого сложен, многогранен, динамичен и складывается из размышлений о воспитании, образовании и развитии ребенка. Результатом этих размышлений стало убеждение, что «… воспитывая, образовывая, развивая или как хотите действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра» [117-119]. Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка. Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста. «Здоровый ребенок, — писал Л.Н. Толстой, — родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе… Родившись, человек представляет собой прообраз гармонии, правды, красоты и добра» [2]. Духовная жизнь каждого человека, по убеждению Л.Н. Толстого, начинается с того момента, когда у него возникает стремление уяснить цель и смысл окружающего мира и назначение человека. Л. Н. Толстой провозглашал свободу критерием педагогики, считая, что свобода должна быть положена в основу воспитания как педагогический принцип. Свобода не может быть дана человеку, человек только сам может освободить себя. Причину несвободы Л.Н. Толстой предлагал искать в себе. Он утверждал, что ребенок рождаясь на свет бывает совершенно свободен от каких – либо греховных черт, пороков, отрицательных качеств, хотя душа его не представляет «чистой доски», на которой можно писать все, что захочется. Свобода в воспитании, по Л.Н. Толстому, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности. Писатель приходит к отрицанию права воспитания и делает парадоксальный вывод: воспитатели потому с таким жаром берутся воспитывать ребенка, что в основе их стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя. Поэтому Л.Н. Толстой провозгласил право ребенка на свободу, называя свободу и просвещение лучшими благами человека и условием истинного образования. Кроме того писатель рассматривал свободу как одно из главных условий проявления любви, а в воспитании и образовании – как отсутствие принуждения, насилия, угнетения ребенка. Идея свободного воспитания Л.Н.Толстого была реализована им в Яснополянской школе, где он стремился добиться свободы детей учиться: учиться тому, что пожелают или не учиться. В выборе занятий для детей Л.Н. Толстой исходил из детских потребностей и нужд, в этом он видел успех своей школы. В своей статье Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Л.Н. Толстой считал, что « …внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. О выгодах этого устройства мне часто придется говорить, о мнимых же неудобствах скажу следующее. Во- Первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны. Во- вторых, в этом, как и во многих подобных случаях, насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе»[95-100] .

Таким образом, характеризуя идею свободного воспитания в интерпретации Л.Н. Толстого можно сделать вывод, что основой ее является любовь к ребенку, внимание к его интересам, потребностям, жизни. Ключевым принципом теории свободного воспитания Л.Н. Толстого выступает свобода, понимаемая мыслителем, как отсутствие насилия, всяческого принуждения, реализация естественного права ребенка в воспитательном общении.

1. Корнетов Г.Б. Идея свободы ребенка // Новые ценности образования. Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. – 2003. – Вып. 3 (14). – С.2-11

2. Толстой Л.Н.Воспитание в свободе: Избранные педагогические статьи /Составители, вступительная статья М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный – М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. – 240 с, илл

Педагогическое творчество Ж.Ж.Руссо. Идея свободного воспитания личности

Жан-Жак Руссо (1712—1778)—глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. “Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы,— писал он,— обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей”. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все. то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

Читать еще:  Воспитание детей природой

По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных послед-ствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей,

и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя “Без сомнения. —писал Руссо,—он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать”. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль. ”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период —от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период—от 2 до 12 лет—Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства. Третий период—от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период—от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или О воспитании”.

В первой книге “Эмиля. Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка! — восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо— противник изнежи-вания детей. “Приучайте,— писал он,— детей к испытаниям. Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости”.

Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Руссо, “начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить”.

С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств. — писал он.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге “Эмиля. Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению,. а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают

Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.

Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть “Робинзон Крузо Д. Дефо — книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо.

Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным”.

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).

Читать еще:  Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. “Пусть он,— говорил Руссо,— достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам”. Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

В 12—15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут.

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, — возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. (Эмиль должен работать, как крестьянин, а думать, как философ, говорил Руссо.) Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Наиболее подходящим в данном случае, говорил он, является столярное ремесло: оно достаточно упражняет тело, требует ловкости и изобретательности, столяр делает полезные для всех вещи, а не предметы роскоши. Научившись столярному ремеслу как основному, ребенок может затем познакомиться и с другими ремеслами. Делать это следует в естественной трудовой обстановке, в мастерской ремесленника, приобщаясь к жизни трудового народа, сближаясь с ним.

15 лет — это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным Средствами “воспитания сердца у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим орём и несчастьем, а также хорошие примеры.

Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 1461 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Свободное воспитание

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Смотреть что такое «Свободное воспитание» в других словарях:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира. Предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в педагогике 2 й пол. 19 нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания… … Большой Энциклопедический словарь

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ, направление в педагогике 2 й половины 19 начала 20 вв., отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ребенка. Сторонники свободного воспитания Э. Кей … Современная энциклопедия

Свободное воспитание — СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ, направление в педагогике 2–й половины 19 начала 20 вв., отрицавшее необходимость систематического воспитания и обучения детей и отстаивавшее ничем не ограниченное саморазвитие ребенка. Сторонники свободного воспитания Э. Кей … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие… … Российская педагогическая энциклопедия

Свободное воспитание — концепция в буржуазной педагогике 2 й половины 19 начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка,… … Большая советская энциклопедия

свободное воспитание — направление в педагогике второй половины XIX начала XX вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивавшее саморазвитие ребёнка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного… … Энциклопедический словарь

свободное воспитание — laisvasis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Auklėjimo kryptis, grindžiama vaiko laisve veikti ir tikėjimu įgimtais gerais jo pradais, savarankiškumu. Šios auklėjimo krypties pradininkas – Ž. Ž. Ruso (XVIII a.). Rusijoje ją plėtojo … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Свободное воспитание — опирающееся на принцип педоцентризма направление в педагогике, выступающее с позиций критики систем авторитарного воспитания и с требованием предоставить учителю и учащемуся право на творчество, на свободное выражение своей индивидуальности.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему нужны лишь благоприятные условия для развития. Ошибочна по своему исходному положению, т. к. игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых … Профессиональное образование. Словарь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector