К задачам нравственного воспитания относят
Задачи нравственного воспитания
Нравственное воспитание выступает истинной основой всех основ, и в полной зависимости от того, что именно вложил педагог в душу ребенка в маленьком возрасте, будет зависеть то, что возведет ребенок в дальнейшем сам, как будет строить свои взаимоотношения со своим окружением. Полнота человеческого счастья состоит именно в развитии всех творческих задатков и сил человека, в духовной жизни, в осознании того, чему отдаешь собственные силы. Задачи нравственного воспитания прежде всего в том, чтобы не просто сформулировать нравственные чувства, моральное сознание, но включить младшего школьника в самые разные виды деятельности, где собственно смогут раскрыться их нравственные отношения.
Цели нравственного воспитания:
1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
2. Формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач, формирование персонального отношения к жизни. Становление нравственных основ личности.
3. Формирование гуманизма к миру который окружает человека.
4. Детальное изучение приоритетов на которые ориентируются учащие и их нравственные ценности. Формирование потребности к самосовершенствованию.
5. Расширение культурного кругозора, формирование культуры этического мышления, способности морального суждения, обучение самостоятельному принятию решений в ситуациях нравственного выбора.
Задачи нравственного воспитания ставят своей целью целостное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и формирование навыков и привычек поведения цивилизованного человека в социуме. В целостной системе воспитания нравственное воспитание обладает ведущим значением, выделяются определенные задачи нравственного воспитания.
Задачи нравственного воспитания заключаются в следующем:
Задачи нравственного воспитания № 1. Формирование сознания ( нравственные понятия, взгляды, суждения, оценки), идейная убежденность и мотивы деятельности, согласующиеся со всеми нормами высокой морали;
Задачи нравственного воспитания № 2. Формирование нравственных чувств (уважения к собственной Родине, гуманизма, дружбы, чувства коллективизма, чувства непримиримости к нарушениям норм нравственности);
Задачи нравственного воспитания № 3. Формирование важных нравственных качеств, привычек соблюдения норм этики, навыков оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной, а так же материальной культуры, уважения к старшим, скромности, честности, добросовестности и многого иного);
Задачи нравственного воспитания № 4. Воспитание волевых качеств и свойств личности (решительности, смелости, мужества, воли к победе, самообладания и т.д.).
Так же к средствам воспитания относят: содержание и организация учебно-тренировочных занятий, режим (спортивный), соревнования (строгое следование их правилам), работа преподавателя (тренера) и т. д. Задачи нравственного воспитания обязан знать каждый педагог, ведь соблюдение их способствует созданию здорового общества.
Вопрос 32: Раскрыть сущность и задачи нравственного воспитания. Определить пути реализации задач нравственного воспитания школьников
Будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, люди должны быть определенным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количество разнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является регуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные постановления государственных органов, разные уставы и инструкции, указания и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность.
Нравственность человека — совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.
Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.
В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельност 1 личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т. д. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:
♦ отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
♦ отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее
и личное благо, дисциплина труда);
♦ отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
♦ отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, куль
тура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);
♦ отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципиальность и т. д.).
Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычаями и традициями. Для этого в этике существуют две моральные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствий с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие.
Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержательной и педагогической действенности.
Таким образом, нравственное воспитание (НВ)— это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.
Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
Высший уровень сформированности нравственного сознания — убеждения. Сознание — наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача— формирование сознания и организация контроля над ним. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:
1) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).
2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).
3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что
такое плохо).
4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).
2. Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие
учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития
у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие,
ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются
методы: личный пример, внушение, совет и т. д.
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений
культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической
деятельности, а также в специально организованных видах деятельности
по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений ,необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.
Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества и отражается в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.
Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:
♦ анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;
♦ включение их в морально-гностическую деятельность по осмыслению сущности формируемых качеств и способов их проявления;
♦ выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;
♦ формирование соответствующих навыков и привычек поведения;
♦ развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении
норм и правил морали.
НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.
К средствам НВ относятся общие и специфические методыи формывоспитания:
♦ Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.
♦ Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность:
трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
♦ Создание воспитывающих ситуаций — также один из методов НВ.
♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.
♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения..
Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной
деятельности детей.
♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков,
относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников. —
♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа.
♦ Нравственные упражнения — это имитация ситуаций, в процессе
которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.
Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и внешкольной деятельности силами образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; в процессе осуществления всех остальных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе общения с природой, под воздействием СМИ и др.
Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8773 — | 7582 —
или читать все.
«Реализация задач нравственного воспитания дошкольников»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4 «Ладушки»
140304, Московская область, г. Егорьевск , 4 микрорайон, дом 23,
тел./факс: 8(49640) 3-26-95, ИНН/КПП: 5011019877/501101001
Выступление на Педагогическом совете
«Организация целенаправленного систематического процесса включающую в себя воспитательную деятельность нацеленную на реализацию задач по выработке нравственных категорий у дошкольников»
Тема выступления: « Реализация задач нравственного воспитания дошкольников»
воспитатель Ширяева О.Н.
В . А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества, это комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям этого общества. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.
Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности, тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.
Задачи нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом
Воспитание гуманных чувств и отношений, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.
Воспитание коллективизма — основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.
Формирование основ патриотизма и гражданственности — это чувство любви к близким, родному дому, в эти понятия входит ответственность, бережное отношение к историческим и культурным ценностям, сохранение и приумножение богатства Родины.
Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться — подразумевает желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.
Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов , выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:
каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
метод не должен быть шаблонным;
применение метода должно быть тактично и опосредованно;
при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
важно предвидеть ожидаемые результаты;
все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.
Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.
Средства нравственного воспитания
литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и т.д.
Формируют у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Вызывают у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствуют формированию у ребенка уверенности в себе.
Совместная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
Воспитание практики нравственного поведения.
Выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений
Активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем)
В нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому воспитательную работу необходимо строить на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Помогать родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает « желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».
Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях. Задача педагогов –охватить всех родителей воспитанников ДОУ просветительской работой.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
— приобщение родителей к педагогическому процессу;
— расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .
Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи
Дата публикации: 08.04.2016 2016-04-08
Статья просмотрена: 19820 раз
Библиографическое описание:
Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. 2016. №8. С. 884-887. URL https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 23.03.2020).
В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.
Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.
Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239]. Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом.
Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.
Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:
– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);
– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);
– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);
– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).
Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].
Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий. В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов. Чем раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении. Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.
Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.
Процесс воспитания нравственности включает в себя:
– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;
– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;
– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;
– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;
– формирование устойчивых нравственных привычек.
Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.
Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.
Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.
Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью. Это приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение. Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования. Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.
Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества. Нравственная воспитанность человека определяется через способность рассуждать о жизненных процессах с позиции морали и нравственности, давать им верную оценку и соответствующе этому себя вести. О ней говорит также способность к сопереживанию и сочувствию, глубина таких нравственных чувств как гуманность, сильная воля, единство слова и дела.
Иными словами, нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, в устойчивости положительных привычек, проявляющейся в стойкости системы убеждений, включающей в себя общественные нормы, принятые человеком как собственные принципы и взгляды.
«Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].Как, правило, идеалы и ценности общества обобщаются в систему взглядов и убеждений, выражающей отношение человека в окружающей его действительности и социальной среде, и влияющей на его взаимоотношения с другими людьми. Гуманность можно рассматривать как главнейшее средство нравственно-этического воспитания. Именно поэтому использование примеров нравственного поведения, созданных в разные этапы исторического развития морали, так важно в воспитании
В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры поведения и дисциплинированности. Дисциплина подразумевает под собой соответствие образа жизни и деятельности человека принципам, установленным в обществе, умение определять границы нравственного и безнравственного в тяжелых жизненных обстоятельствах и готовность поддерживать общественные установки.
Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. д. Очень важно, чтобы процесс ознакомления ребенка с нравственными нормами и ценностями общества происходил последовательно и был желаемым и приятным поиском откровений на вопросы о себе и окружающем мире. Этическое воспитание должно быть процессом, благодаря которому ребенок сможет вести постоянный диалог с миром, он должен быть наполнен радостной, живой и творческой познавательной деятельностью.
Нравственное и этическое воспитание ребенка с умственными отклонениями определяется совокупностью его привычек и навыков общественного поведения. Моральные нормы и правила могут только тогда считаться характеристиками человека, когда они проявляются в ежедневном уважении общественных ценностей. Общечеловеческие ценности — это такие простые нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. В это понятие входят представления человека о достоинстве личности, о смысле и значении жизни, о понятиях добра, зла, счастья, справедливости и любви, о том, что является наиболее значительным и значимым в жизни. Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни. Стремление проникнуть в основы человеческой морали, лежащее в основе этих ценностей, требует известной силы воли, это непростой нравственный выбор. Дать верные ответы на вечные вопросы, постигнуть смысл человеческой жизни крайне важно для растущего и взрослеющего ребенка.
Неукоснительное соблюдение норм морали и нравственности, а также правил общественности, облагораживает все поступки человека и его жизнь в целом. Воспитание морали в подрастающем поколении должно быть тесно связано со всеми сферами жизни нынешних детей — охватывать и их обучение, и взаимоотношения с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам. Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у детей развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
- Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с. — (Высшее педагогическое образование).