221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как воспитать у ребенка любовь к чтению

Как воспитать у ребенка любовь к чтению
материал по теме

План беседы

1. Выбор книги для чтения.

2. Что делать, если ребёнок не любит читать.

3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.

4. Беседа с детьми о прочитанном.

5. Гигиена чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_vospitat_u_rebyonka_lyubov_k_chteniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

  1. Выбор книги для чтения.
  2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
  3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
  4. Беседа с детьми о прочитанном.
  5. Гигиена чтения.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. “Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают они. “Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них”.

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любит читать книгу.

Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы »Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

Как ребёнок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже рисунки художника– иллюстратора книги.

Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно, неторопясь.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Как вместе читать?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства,

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье даны рекомендации для родителей по воспитанию у ребенка трудолюбия.

Памятка для родителей Как воспитать у ребенка любовь к чтению.

Данная статья содержит полезную информацию и советы для родителей, чтобы воспитать любовь к чтению.

Данная памятка поможет привить ребенку любовь к чтению.

Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

laquo;Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к чтению, Если чтение не стало его духовной потребностью – в годы отрочества душа подростка станет пустой» .

Родительское собрание«Как воспитать у ребенка любовь к чтению в семье » Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у младших школьнико.

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

Воспитание любви к чтению имеет огромное значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. В первом классе дети начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У ребят должна быть своя домашняя библиотечка. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. Большинство младших школьников любят читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь, и роль родителей в этом деле невелика.

Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они смогут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения. Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы “Что читать детям”. Они имеются в каждой библиотеке. В эти списки, составленные с учётом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно в основном придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключениях, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить её в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей. Если у ребёнка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения. Хорошо бы выписать для ребёнка, какой – либо журнал или газету. Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувство ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает у детей интерес к книге. Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать. Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора, художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли ему уже где-нибудь рисунки художника – иллюстратора книги. Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Часто дети хотя и смотрят на картинки, но не все видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображенных на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица? Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. Если ребенок затрудняется на первых порах рассказывать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов; Что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего? Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Очень хорошо если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как вместе читать? Прежде всего выбирается интересная и значительная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т.д. чтение вслух — полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

Надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на неё, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 45–50 минут.

  • Журнал: Начальная школа №12/1989 г., №3/1990 г.
  • Журнал: Воспитание школьников № 2/2007 г.
  • Журнал: Башкы №4/2010 г.
  • Любовь к чтению — советы и способы как привить привычку читать и для чего это нужно (видео + фото)

    Каждый из родителей, мама или папа, мечтают видеть детей здоровыми и счастливыми. В глобальном видении следующие поколения должны быть более успешными и образованными.

    Однако, чтобы этого добиться необходимо развивать не только физические и творческие способности, но и прививать детям эстетические и культурные ценности. Лучше всего в этом поможет любовь к чтению книг, привитая детям с младшего возраста.

    Почему необходима любовь к чтению?

    Успешность ребенка в будущем зависит от желания к получению новых знаний. На формирование личностных качеств и приобретение определенных умений ребенком влияют многие виды деятельности.

    Спорт поддерживает здоровье детей и тренирует выносливость, интеллектуальные игры способствуют развитию логического мышления, чтение книг прививает нравственные качества, вырабатывает собственное мировоззрение, помогает формированию убеждений и ценностей.

    Книги в жизни каждого человека играют огромную познавательную роль. Они расширяют кругозор, развивают эстетические качества и логику, формируют собственный вкус и образное мышление, увеличивают словарный запас, тренируют память и учат грамотно выражать свои мысли.

    Факторы, вдохновляющие ребенка на чтение

    Чтобы вдохновить ребенка и воспитать любовь к чтению книг, нужно учесть некоторые факторы:

    Не заставляйте читать. Ребенок должен захотеть читать сам. Если родители будут настаивать и давить на ребенка, то это скажется только негативно.

    Помочь привлечь малыша к чтению можно на личном примере. Прочитайте книгу сначала сами, возможно он захочет сделать это самостоятельно. Кроме того разрешите ребенку самому выбрать книгу, даже если это будет комикс.

    Читайте малышу с самого рождения. Хотя он не понимает значений многих слов, но интонация и настроение вселяют в малыша чувство защищенности и поддержки любимого человека. Словарный запас малыша начинается формироваться в 10 месяцев, поэтому читать в этот период особенно полезно.

    Однако, не стоит слишком нагружать ребенка чтением, достаточно не более 5 мин за один сеанс, так как внимание ребенка слишком краткосрочно. К трем годам усидчивость и внимание увеличится до 20 мин. Запаситесь терпением и ждите.

    Сделайте процесс интересным. Отправляйтесь за покупкой книг или читайте в игровой форме. Пусть ребенок сам сделает выбор книги и несет её в корзинке к кассе. Попробуйте вместе почитать по ролям, чтобы ребенку было комфортно.

    Не торопите события. Пусть ребенок постепенно познакомится с книгой. Вначале рассмотрит картинки, затем попросит вас немного прочитать. Сделайте такое занятие постоянным. Обязательно читайте сами, чтобы ребенок видел это и брал с вас пример.

    Вместе учите стихотворения. В первые восемь лет ребенок впитывает новую информацию, как губка, поэтому многие дети мгновенно запоминают стихи. В школе это свойство теряет свою скорость.

    По статистике читающих детей в возрасте до 15 лет всего 28%, так как из-за школьной нагрузки читать практически некогда. Но это не означает, что чтение необходимо забросить совсем. Читать нужно хотя бы по полчаса в день.

    «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»
    статья по теме

    Беседа с родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kak_vospitat_u_rebyonka_lyubov_k_chteniyu.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ

    «Как воспитать у ребёнка

    любовь к чтению»

    Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

    Примерный план беседы

    1. Выбор книги для чтения.
    2. Что делать, если ребёнок не любит читать.
    3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
    4. Беседы с детьми о прочитанном.
    5. Гигиена чтения.

    В беседе учитель подчёркивает значение для успешного обучения ребёнка по всем предметам его умения читать, интерес к книге. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

    В I классе ученики начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У многих ребят появляется собственная домашняя библиотечка. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.

    Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение? – часто спрашивают они. – Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

    Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

    Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно, а другие думают, что за чтением детей должны следить учитель и библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, и учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

    Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учётом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

    Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

    Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

    Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить её в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

    Если ребёнка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

    Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся IY класса должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике.

    Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

    Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

    В воспитании любви к книге у детей школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

    Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

    Следующую книгу можно читать так же. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересного».

    Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорить о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

    Учитель рассказывает родителям, как ребёнок должен читать книгу. Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия матери, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные о книги. «Я забыл, кто написал книгу». «А зачем запоминать, кто написал книгу, ведь про что написано, я помню». «Я всех писателей путаю и никак не могу запомнить, кто написал какие книги». – нередко можно слышать от детей.

    Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он о нём знает, встречались ли ему уже где-нибудь рисунки художника – иллюстратора книги.

    Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав пять-шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и, узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появлялась такая вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем они кончаются.

    Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

    Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечая интересные детали. Часто дети, хотя и смотрят на картинки, на не всё видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображённых на ней действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражают их лица?

    Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное в книге. В процессе рассказа более чётко формулируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.

    Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

    Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребенка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял о ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Обычно в библиотеках детям задают такие вопросы: это очень дисциплинирует их, заставляет более внимательно читать и запоминать прочитанное.

    Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

    Прежде всего, нужно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня папа, завтра мама, затем ребёнок. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения, не больше 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книгам. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме разобраться в прочитанном.

    В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во – первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страницы, вырезать из неё картинки и страницы. Особенно бережно надо относиться с библиотечной книгой. Необходимо также приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 45 – 50 минут.

    Читать еще:  Воспитание любви к семье
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector